
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 июля 2021 г.Древние мертвые камни ожили и заговорили
Читать далееПо сути, конечно, не более, чем довольно средний суховатый пересказ жизни и деяний одного римского императора, серьезно опирающийся на документальные источники. То есть оказался бы таковым, если бы в какой-то момент адриан для меня все-таки не ожил.
Но прежде должна написать, что с интересом прочитала о мирной политике адриана, стремившегося не завоевывать новые территории, а сохранить огромную империю, не дать ей распасться. О том, как он пытался ассимилировать жителей захваченных земель в римский уклад. О его огромной любви ко всему греческому (о, как я понимаю его, тоже обожаю древнюю грецию с детства). О том, как много он строил, восстанавливал и покровительствовал талантливым и творческим людям. Вообще, адриан - один из пяти "хороших" императоров, последовательно правивших в риме.
О том, как жители иудеи развязали кровавую войну с римом, в которой проиграли. Вопрос веры. До этого не слышала об агрессивности первых христиан. Дальше-то много чего было и крестовые походы, и инквизиция. Ан нет. Агрессия и нетерпимость к инаковерцам оказывается были уже тогда на заре христианства.
И вот адриан наконец-то ожил. Произошло это благодаря самой большой любви, которая случилась в его жизни. И которую он обессмертил в веках. А юрсенар сумела описать это так, что древние мертвые камни ожили и заговорили со мной.
Заговорили не тогда, когда адриан был счастлив со своим мальчиком. Хотя то, как написана их первая встреча, мне тоже очень понравилось. Тихо, скромно, почти незаметно, без всяких фанфар открылись двери в судьбу. И знатный римлянин обрел личное счастье. Но, как показали дальнейшие события, не особо ценил его, принимал как должное, в чем-то даже манкировал. А подарочек-то оказался с отдарочкой.И вот, когда боги (или рок, или люди) забрали антиноя, то началась история. И культура. Потому что в скорби по потерянной любви адриан оказался просто сродни греческим титанам. Причем, исключительно верным и обладающим неисчислимыми материальными и властными ресурсами.
Поэтому нате вам культ, то есть обожествление прекрасного юноши. В образе диониса, меркурия, осириса и прочих старых богов. Игры, празднества, храмы, целый город в египте на месте его гибели. Чеканка монет. Скульптура, живопись, литература. Созвездия, названные его именем.
И после смерти адриана культ антиноя не исчез, возродившись в следующих веках в различных произведениях искусства. Великая история любви, в общем.Но это все побочные продукты трагедии. Потому что юрсенар поразительнее всего описала самую обычную скорбь адриана, который в одночасье превратился в простого человека, потерявшего любимого. Вот буквально только, что антиной был рядом, а теперь его нет в мире живых. Навсегда нет, неотвратимо нет. И никакие слезы, никакие молитвы, никакие жертвы, ничто не поможет вернуть его. Осталось лишь не сказанное, не сделанное, навеки упущенное. Но даже на смертном одре он где-то рядом с адрианом, подобно безмолвной тени из загробного мира.
Наверное, антиной должен был так рано уйти. Чтобы случилась такая посмертная и божественно прекрасная история любви в веках, прославление красоты и неиссякаемый источник вдохновения для творчества в последующие времена.
861,4K
Аноним14 апреля 2024 г.Максимы Адриана
Читать далееМаргерит Юрсенар, франкоязычный писатель, широко известный, весьма эрудированный и прочая...но не мне. Зато героя ее романа Адриана я совсем недавно встретила у Александра Старшинова в цикле "Легионер" и заинтересовалась. Полного представления как о личности, так и о литературном герое у меня так и не сложилось, но подобная "реконструкция" образа занимательнейшее занятие, напоминающее "Собери скелет Артема" - квест будущего маньяка, познавательная идея и чудовищная креативность маркетинг-команды.
Итак, наш герой Адриан, мучимый химерами страха и смерти, пишет письма своему приёмнику Марку Аврелию.
Мемуары, завещание, подведение итогов, исповедь. История от первого лица и глубокий самоанализ "почти мудреца". Размышления о собственной жизни и собственной значимости, довольно эгоистичные и не ведущие к окончательной взвешенной концепции. "Профиль смерти" Адриана фон для всего повествования, слегка театральный, эстетически трагический, когда жалость совмещается с удовольствием созерцать самого страждущего.Литературная география воспоминаний красноречива, сезонна и подчеркивает величие и необъятность римского мира под дланью императора, само собой. Орлиный взор, охватывающий бескрайние просторы и отправляющий римские легионы на новые завоевания и защиту римских ценностей.
Особое внимание автором и ее героем уделено Греции, в которой Адриан получил образование и которую воспринял как основу для мировосприятия. Идеал, аллюзия и утешение для "маленького гречонка"...неизвестные страны, пустынные земли... Утерянный мир подлинной Греции с ее утонченным вкусом к искусствам, одним из которых были Олимпийские игры. О которых в романе, кстати, так же будет написано. Вернее о неудавшейся реконструкции великого празднества, которое могло бы вернуть Греции былое единство.От описания спортивных игр и единения с дикой природой Юрсенар переходит от общего к личному, так сказать, к Антиною, к эстетическому идеалу императора, образ которого дал повод для воплощения идеи фикс. Кем был этот фаворит императора на самом деле не суть. Главное кем он стал для Адриана - Орфеем и, одновременно, средством для обретения личной свободы. Человек, пространно разглагольствующий о собственном аскетизме, совершает подмену на противопололожность. Монументы и города, созданные с маниакальной одержимостью уже после смерти Антиноя, осуждаемые Сенатом траты, призванные сохранить красоту и память. И растерянность от осознания что образ самого любимого уже не различить за чередой мраморных изваяний и созданного культа. Суицидальный юноша, превративший своим обрядовым финалом удовольствие в наслаждение. Смерть принесенная в дар...
Есть в романе и размышления о боевых походах, личных заслугах и охотничьих трофеях, не забыта и история с завещанием Траяна, слухи о подложности которого Юрсенар не опровергает. В целом же перед читателем эпическое полотно древнеримской истории, в котором помимо походов, битв и политических противостояний есть место удовольствиям, чувственным и эстетическим. Этика победителей, оттеснивших если не культуру в целом, но искусство Древней Греции на периферию и сомнительность вкусов самого Адриана, копирующего греческие шедевры. Сомнительность в правопреемности, привязанностях и склонностях.
Чтение "Воспоминаний..." не лёгкая задача. Отсутствие динамики в сюжете заставляет буквально продираться сквозь "поток сознания" героя, а историчность поражает глубокими познаниями автора в литературе, искусстве, философии эпохи. Ещё одним препятствием можно считать недосказанности от автора и некая идеализация героя, которая, впрочем, может быть оправдана форматом романа.
Насыщенно. Необычно. Достойно.
56628
Аноним28 августа 2014 г.Читать далее"Священная наука власти заключается в том, чтобы способствовать гуманности нашего века."
Шикарная вещь. Чистейший восторг. Давно я не читала с таким удовольствием, когда смакуешь каждое слово и хочется растащить на множество цитат. Бездна мудрости и знание человеческой сущности и устройства цивилизации. Мудрый правитель, который яро выступал против военной политики и готов был вести мирные переговоры до последнего. Гармония, счастье и свобода – вот три пласта, на которые он опирался. Попытки упорядочить жизнь и сделать ее лучше и удобнее. Тяга к красоте и совершенству везде и во всем. Три главнейших аспекта его политики, которые отлично характеризуют его не только как императора, но и человека (или божества, за которого его принимал народ): единство империи и уравнивание столицы с империей; равновесие традиции и развития; создание системы права, исключающего личный и местный произвол. Тип бытия в котором примиряются все противоречия и которое настолько совершенно настолько насыщенно действием, мыслью и страстью. Успешные деяние, заслуженная любовь народа, 16 лет правления без малейшего кровопролития… А в конце боль и разочарование от тщетности этого всего, ведь император Адриан был из тех счастливчиков, которые смотрели на мир широко открытыми глазами, погружаясь в самую бездну человеческих пороков и исследуя их вдоль и поперек. Холодный и расчетливый ум, тонкое знание окружающего мира, вспыльчивость и неприятие многих недостатков окружающих его людей, непоследовательность в поступках – все это и многое другое можно сказать об этом гуманном и человечном (не смотря на всплески его гнева) страстном поборнике мира. Годы его правление не зря называют золотым веком.
Непередаваемое удовольствие читать о годах правления императора, видение мира и основные ценности которого идентичны твоим. И тем грустнее и тяжелее осознавать и смиряться с мыслью, что это совершенное государство хоть и возможно, но все в этом мире не вечно… Идеальный государственный строй практически нереален, идеального правителя никогда не будет, идеальных людей нет в этом мире и не будет. Всегда нас будет окружать невежество, глупость, твердолобость и тяга к кровопролитным завоеваниям.Этот исторически-философский роман еще примечателен темой смерти. Адриан практически находится на смертном одре и пишет историю своей жизни преемнику, которого он так мучительно выбрал… Что скрывается за этим словом? Что находится по ту сторону бытия? Именно в преддверии ее отчетливо осознается что вся наша жизнь – суета сует и больше ничего. Есть определенный порядок вещей, который всегда неизменен. Мир всегда будет вертеться как колесо. Есть мы, нет нас… Ничего не вечно и вместе с тем ничего неизменно.
Отдельно хочется сказать о творчестве этой великолепной писательницы. Огромное ей спасибо за проделанную работу. Французская писательница писала этот роман 27 лет хоть и с перерывами. Закончен он был лишь в 1951г., после кровопролития 20в. У нее получился гуманный, антивоенный и очень человечный исторический роман о великом императоре и Человеке с большой буквы. А ее творчество беру на заметку к дальнейшему погружению и пристальному изучение. Восторг! И самый настоящий читательский экстаз!
PS В рецензии удалось отразить лишь малую толику мыслей, которые меня одолевают и эмоций, которые меня обуревают. На мой взгляд один из лучших романов, прочитанных мной на сей момент.
55817
Аноним28 сентября 2022 г.Читать далееКак же талантливо написана книга! Учитывая то, что писала её женщина - это раз. То, что эта женщина писала от имени мужчины – это два. И то, что мужчина этот жил за столетия (!) до автора, написавшего книгу. За одни только эти три пункта можно бесконечно восторгаться автором. Но, кроме того, автор обладает таким потрясающим чувством языка! Читать невероятно легко (хоть, на самом деле, текст не такой уж и легкий). Очень приятный слог и стиль автора.
Безусловно, книга будет любопытна с исторической точки зрения и полезна для тех, кто занимается саморазвитием. Особенно в плане интеллектуальной литературы и изучения истории. Даже, несмотря на то, что письма являются вымышленными, многие события и факты из жизни римского императора Адриана будут достаточно хорошо раскрыты.
Оценка для меня получилась достаточно невысокая. Но это только потому, что я не очень люблю историческую литературу. Так что это, скорее, минус мне, а не автору. Надо учиться и развиваться разносторонне. Это я в первую очередь к себе обращаюсь :D54717
Аноним23 марта 2018 г.Читать далее"Воспоминания Адриана" - не только добротный исторический роман, но и книга-биография человека, универсального носителя жизни. Несмотря на то, что роман очень детально восстанавливает перед читателем картину деяний и свершений римского императора Адриана, предшественника Марка Аврелия, чувства, испытанные главным героем, можно смело назвать общечеловеческими.
Ему выпало править Римом, однако в своей частной жизни он не преуспел, как и большинство из нас. Подводя итоги пройденного пути, Адриан пишет об одиночестве, об усталости от жизни, об ошибках, которые он допустил и уже не способен исправить. Это, конечно, был "просвещенный монарх", и его политическую линию - на установление мира на границах империи, на гуманизацию законов - Юрсенар одобряет. Однако характер государя, его личность далеко не совершенны. Он так и не сумел сделать счастливой свою супругу Сабину, да не очень-то и стремился. Когда она умерла, Адриан вспоминает о ее "холодности и насмешливости". Он чувствует себя будто уязвленным тем, что супруга не оценила его по достоинству.
Вообще в личной жизни эгоизм государя проявляется больше всего. Даже своего возлюбленного Антиноя - юношу, покончившего с собой в возрасте двадцати лет, - Адриан не понимал до конца. При жизни он боялся этой привязанности и лишь после того, ка Антиной ушел в мир теней, Адриан осознал, чего лишился, и впал в беспросветную скорбь. Горевать с ним, естественно пришлось и всем его приближенным. Чтобы воскресить облик возлюбленного, Адриан заказывал статуи, но глядя на них, уже не мог припомнить тело того, которого любил. Для него божеством в этой жизни стали внешность и душа Антиноя. Адриан понимает, что после смерти юноша живет лишь в его памяти. Все, что находится по ту сторону смерти, - зыбко.
Размышлениями о смерти, собственно, и завершается книга. Стиль Юрсенар, как всегда чудесен, с исторической точки зрения книга невероятно подробна. Но написана, по мне, все-таки слишком сухо и академично. Из-за огромного количества информации, которую автор поместила в книгу, ни об одном событии не рассказывается сколь-нибудь подробно. Перед нами не разворачиваются сцены диалогов или описания на несколько страниц. Все подается скупо и сжато. И хотя некоторые фразы, как бриллианты в оправе, дают понятие о настоящем писательском мастерстве, я не прониклась жизнью Адриана, он не стал частью моего существа. Поневоле сравниваю его с Зеноном, героем романа Юрсенар "Философский камень", который вошел в мою душу в качестве полноценной личности, близкой мне и духовно, и эмоционально. Здесь же все события я оценивала холодно, рационально, не проникнувшись ни переживаниями Адриана, ни его болью. Автор не преуспела в том, чтобы картины давно минувшей жизни ожили перед моим мысленным взором. И все-таки есть что-то неуловимо современное в этом человеке, персонаже Юрсенар. Это - его релятивизм, сомнения, скептицизм, стоицизм пред ликом смерти и болезни. Эти качества делают Адриана интересным для многих людей, и сегодня ищущих ответа на вечные вопросы.
412,2K
Аноним20 марта 2023 г.Я вам пишу... Вам, потомки, не понять... Хотя может вы не не слишком изменились.
"Воспоминания Адриана" — рассказ от первого лица в виде вымышленных писем римского императора Адриана.Читать далееобещала аннотация, и я решила, что жизнь меня уже к такому подготовила. Ведь случились со мной чудесные Мартовские иды, да и Записки на табличках были познавательны, а уж "воспоминания" Клавдия меня и вовсе привели в восторг. Однако, оказалось, что Маргерит Юрсенар подошла к контенту и к манере "литературного стиля, воспроизводящего манеру письма римских интеллектуалов поздней Империи" неожиданно не так, и эффект получился неожиданным. Не в плане "вау-эффект", а именно - это не то, что ожидалось, с учетом читательского опыта. Прежде всего -это сплошной непрерываемый (даже разбивка на главы не помогает, читается все сплошняком) многостраничнейший монолог, который, с одной стороны погружает в образ мыслей и быт римлян 2-го века, с другой - поток иногда перескакивающий с темы на тему, как и должно быть по идее в неструктурированном монологе. Это и хорошо и плохо. Плохо, потому что угнетает отсутствие действия и не сразу погружаешься в происходящее, кажется это какой-то трактат, поженившийся с манифестом. Хорошо, потому как очень исторично, и привыкнув к манере повествования, можно действительно понять волшебное преображение под авторским пером, позволившее воскресить чуждую нам, теперешним цивилизацию и ее особенности. Кстати, по поводу исторично, меня удивляла часть комментариев к тексту. Начальные ссылки понятны, они знакомят с реальными источниками и личностями. Но вот далее, по ссылкам, когда возникало что-то типа "по-видимому, вымышленное лицо..", то да, черт возьми, это не научный исторический трактат, это литературная интерпретация, тут по-любому будут вымышленные лица. А по ссылкам прямо-таки литературоведческое исследование будто бы нам представлено - серьезно изучено насколько труд автора соответствует хроникам. И я кажется знаю почему - благодаря таланту автора кажется, что это все в реальности было именно так, как в "Воспоминаниях". Однако вернемся к Адриану. Как только привыкаешь, что ты будто бы сидишь в голове немолодого образованного римлянина второго века, человека при смерти, цельного и разносторонне развитого (и да, богатого, знатного, хотя это там все относительно), - тогда включается хорошая погружающая картинка в ту довольно чуждую нам эпоху. И тогда ты сталкиваешься с его образом мыслей, с его оценкой различных ситуаций, его комментариями по разному поводу, - именно это и становится наиболее интересным в экскурсе в античность. Например, что он считал роскошью, а что - нет, или как оценивал разные культы (того же Митру), почему не любил развлечения в Колизее, что искал в тогдашних "прозекторских", о чем беседовал с философами, лекарями и преподами риторики, когда он считал уместным "обожествление", а когда хотел достичь по факту оценки своих способностей. Как он относился к любви и верности, а как - к своим сопровождающим. В этом плане автор филигранно прошла по краю, не спустившись в пошлость и очень тонко подала эту грань сложных отношений, вложив в уста Адриана точные, но не детализированные и натуралистичные характеристики. Это не создает ощущения разнузданности или дикарства, которыми очень любят "шаблонить" авторы, описывая античность. Пишет Адриан не потомкам, для них уже есть официальные отчеты, пишет он своему молодому современнику, а оттого обращается и к своим молодым годам, и к тому, что он считает ошибками той самой молодости, и к приходу к власти (была там темная история с завещанием, техничная), и о годах управления (хотя тут он больше не о своем погружении во власть, он во власть не погружался, он в ней существовал и давно, тут скорее о его жизненной позиции и ценностях, и по ходу дела о жизни Римской империи вообще). Думаю, что именно заданные автором рамки стилизации под римское письмо не позволили встроить в сюжет какие-то сцены с яркой эмоциональной окраской, не только описательные, но и включающие диалоги, действия, экшн и пресловутую развлекательную кинематографичность, хоть что-то, что разбавило ту самую монотонность, которую я отметила выше. Но эти рамки дали ожить мыслям человека, жившего столь давно, а заодно посмотреть чем дышал Рим, какова была обстановка в мире, что там с наукой, познанием, культурой, и будущими памятниками истории - местом современных паломничеств с целью "сфотографироваться на фоне развалин и кусков мрамора" тысяч туристов. Интересное погружение в дышащую полной грудью историю императорства Адриана.
23554
Аноним1 марта 2023 г.Ну что же, с трудом, но осилила. Сразу скажу, что книгу нужно именно читать, а не слушать, чтобы въехать в неё. У меня сейчас возможность, только слушать и часть информации улетучивается. Но я все равно люблю аудио книги, потому что руки освобождает.
Данная книга - воспоминание о жизни императора Адриана, в виде писем. Для общего ознакомления интересно, но не более того.
23596
Аноним17 июня 2023 г.Читать далееЯ честно пыталась штурмовать эту крепость, но, увы, не смогла. Я даже не помню попадалась ли мне когда-либо настолько скучная и унылая книга. Не так давно я читала вроде бы похожий роман, написанный не в виде писем, а как историческая хроника, я говорю про Морис Дрюон - Александр Македонский, или Роман о боге . Так вот произведение Дрюона по сравнению с творением Юрсенар - это как невероятно красочный, полный спец эффектов и живых персонажей блокбастер. А Платон - Диалоги. Апология Сократа (сборник) - это крутой психологический триллер.
Как можно было настолько уныло рассказывать об интереснейшей эпохе и личности. При этом автор рассказывает о событиях в жизни Адриана, о трудностях с которыми он встречался, когда например он стал наследником Траяна и будущим Императором. Но все в книге забивается его пространными рассуждениями обо всем на свете. В какой-то момент я поняла, что читаю книгу, а слова воспринимаются как белый шум. Я просто не понимаю о чем пишется, зачем пишется, к чему относятся рассуждения героя. После этого решил, что так мучить себя нельзя и стоит уделить внимания другим книгам.
Жаль я очень хотела прочесть этот роман, ожидания у меня были очень высоки.
Еще одним моментом, который мне не понравился была попытка всячески обелить своего героя, при этом искажая образ других персонажей. В первую очередь я говорю о зяте императора - Сервиане. Автору надо было обелить Адриана за его казнь (90-летнего старика), поэтому этот герой злобная, зависливая бездарность, а в истории он остался как разумный политик и талантливый полководец.18533
Аноним12 ноября 2019 г.Читать далееГлавный герой - римский император, находящийся на пороге тихой старческой смерти. Он ведет рассказ о своей жизни, размышляет о себе, философствует. Рассказывает, как он относится к тому или иному, выражает свои взгляды и повествует о событиях своей жизни.
Книга написана в спокойном темпе, будто читаешь дневник, сохранившийся со времен Римской империи. Но обычно в дневнике принято отмечать самые яркие моменты, а здесь главный герой неторопливо ведет нас сквозь тернии своих умозаключений, иногда вспоминая моменты из своей биографии.
Мне, честно сказать, было скучно. Не хватает движения, воздуха. Думаю, тут дело в самом преподнесении информации. Ведь одну историю можно рассказать по-разному, все зависит от рассказчика. Я понимаю, что тут был выдержан стиль, но в итоге сложилось впечатление, что слушаешь рассказ старика, которому и самому уже неинтересно и не верится в события былых лет.
151K
Аноним31 марта 2024 г.Читать далееСегодня Адриан известен интересующимся римской историей как один из "хороших" императоров. "Хороший" - в самом наивном и оттого вечном смысле: при нем Римская империя расцвела и могла позволить себе позаботиться о благосостоянии всех граждан, а не об усмирении мятежей и захвате новых земель. В конце книги, где нашел свой конец и Адриан, император с удивлением отмечает искренние слезы своих друзей и слуг: они любили его как человека! Значит, все было правильно.
Правление Адриана не было таким уж мирным: первую половину царствования он жил походной жизнью на окраинах империи, не снимая солдатского облачения. Да и после Палестина не единожды являлась причиной головной боли Адриана. Римская империя - многонациональное и полирелигиозное государство, где более-менее мирно уживались разные боги. Для Адриана так и осталась тайной "избранность" евреев, которые предпочитали уморить себя и детей голодом, нежели смириться с существованием других богов. Их непримиримость стоила жизни более полумиллиона человек во время восстания зелотов. Думаю, Адриан бы не удивился, если бы волшебным образом ожил бы на часок сегодня и узнал бы, что Ближний Восток находится в состоянии войны не один десяток лет.
Говоря об Адриане, сложно обойти тему его счастья с Антиноем, юношей, который трагически погиб, когда его звезда только начала светить. М.Юрсенар решила загадку гибели Антиноя через самопожертвование, что дало ей возможность глубже подсветить личность императора. Для него культ Антиноя, установленный им насильно, не был прихотью, но был подарком любимому человеку. Важнее богатой гробницы было для Адриана то, чтобы люди еще хоть какое-то время после его смерти будут ежедневно продлевать жизнь юноши, произнося его имя во время отправления обрядов или имея в виду Антинополь.
Писательница немного идеализировала главного героя, согласно немногим историческим источникам, он был более человеком своего времени. Однако следует помнить, что роман написан в 1951 году, и М.Юрсенар стала свидетельницей двух больших войн, случившихся по большей части из-за политики совсем не идеальных правителей. Так стоит напомнить людям, что значит быть хорошим императором, что такое разумная политика и что золотой век не недостижимая цель.
Книга написана как огромное письмо-завещание Адриана своему преемнику Марку Аврелию. Читать немного скучновато, особенно поначалу, поскольку от исторического романа ожидаешь событий, а не размышлений пожилого человека. Однако постепенно повествование - не сюжет - захватывает, и вот уже сидишь в кресле-качалке и слушаешь неторопливые воспоминания человека, который много повидал и, к сожалению, много пережил - в основном, горестного, разумеется. Иногда отвлечешься от книги, задумаешься, развивая предложенную писателем линию, потом возвращаешься к тексту и продолжаешь движение вперед, к смерти.13368