Рецензия на книгу
Воспоминания Адриана
Маргерит Юрсенар
Аноним20 марта 2023 г.Я вам пишу... Вам, потомки, не понять... Хотя может вы не не слишком изменились.
"Воспоминания Адриана" — рассказ от первого лица в виде вымышленных писем римского императора Адриана.обещала аннотация, и я решила, что жизнь меня уже к такому подготовила. Ведь случились со мной чудесные Мартовские иды, да и Записки на табличках были познавательны, а уж "воспоминания" Клавдия меня и вовсе привели в восторг. Однако, оказалось, что Маргерит Юрсенар подошла к контенту и к манере "литературного стиля, воспроизводящего манеру письма римских интеллектуалов поздней Империи" неожиданно не так, и эффект получился неожиданным. Не в плане "вау-эффект", а именно - это не то, что ожидалось, с учетом читательского опыта. Прежде всего -это сплошной непрерываемый (даже разбивка на главы не помогает, читается все сплошняком) многостраничнейший монолог, который, с одной стороны погружает в образ мыслей и быт римлян 2-го века, с другой - поток иногда перескакивающий с темы на тему, как и должно быть по идее в неструктурированном монологе. Это и хорошо и плохо. Плохо, потому что угнетает отсутствие действия и не сразу погружаешься в происходящее, кажется это какой-то трактат, поженившийся с манифестом. Хорошо, потому как очень исторично, и привыкнув к манере повествования, можно действительно понять волшебное преображение под авторским пером, позволившее воскресить чуждую нам, теперешним цивилизацию и ее особенности. Кстати, по поводу исторично, меня удивляла часть комментариев к тексту. Начальные ссылки понятны, они знакомят с реальными источниками и личностями. Но вот далее, по ссылкам, когда возникало что-то типа "по-видимому, вымышленное лицо..", то да, черт возьми, это не научный исторический трактат, это литературная интерпретация, тут по-любому будут вымышленные лица. А по ссылкам прямо-таки литературоведческое исследование будто бы нам представлено - серьезно изучено насколько труд автора соответствует хроникам. И я кажется знаю почему - благодаря таланту автора кажется, что это все в реальности было именно так, как в "Воспоминаниях". Однако вернемся к Адриану. Как только привыкаешь, что ты будто бы сидишь в голове немолодого образованного римлянина второго века, человека при смерти, цельного и разносторонне развитого (и да, богатого, знатного, хотя это там все относительно), - тогда включается хорошая погружающая картинка в ту довольно чуждую нам эпоху. И тогда ты сталкиваешься с его образом мыслей, с его оценкой различных ситуаций, его комментариями по разному поводу, - именно это и становится наиболее интересным в экскурсе в античность. Например, что он считал роскошью, а что - нет, или как оценивал разные культы (того же Митру), почему не любил развлечения в Колизее, что искал в тогдашних "прозекторских", о чем беседовал с философами, лекарями и преподами риторики, когда он считал уместным "обожествление", а когда хотел достичь по факту оценки своих способностей. Как он относился к любви и верности, а как - к своим сопровождающим. В этом плане автор филигранно прошла по краю, не спустившись в пошлость и очень тонко подала эту грань сложных отношений, вложив в уста Адриана точные, но не детализированные и натуралистичные характеристики. Это не создает ощущения разнузданности или дикарства, которыми очень любят "шаблонить" авторы, описывая античность. Пишет Адриан не потомкам, для них уже есть официальные отчеты, пишет он своему молодому современнику, а оттого обращается и к своим молодым годам, и к тому, что он считает ошибками той самой молодости, и к приходу к власти (была там темная история с завещанием, техничная), и о годах управления (хотя тут он больше не о своем погружении во власть, он во власть не погружался, он в ней существовал и давно, тут скорее о его жизненной позиции и ценностях, и по ходу дела о жизни Римской империи вообще). Думаю, что именно заданные автором рамки стилизации под римское письмо не позволили встроить в сюжет какие-то сцены с яркой эмоциональной окраской, не только описательные, но и включающие диалоги, действия, экшн и пресловутую развлекательную кинематографичность, хоть что-то, что разбавило ту самую монотонность, которую я отметила выше. Но эти рамки дали ожить мыслям человека, жившего столь давно, а заодно посмотреть чем дышал Рим, какова была обстановка в мире, что там с наукой, познанием, культурой, и будущими памятниками истории - местом современных паломничеств с целью "сфотографироваться на фоне развалин и кусков мрамора" тысяч туристов. Интересное погружение в дышащую полной грудью историю императорства Адриана.
23554