
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 сентября 2020 г.Миссионерство или культуртрегерство...
Читать далееДа, финишный роман цикла явно не является шедевром приключенческого экшена. И потому для любителей драйва может показаться и скучным, и монотонным, и нудноватым и потому малоинтересным. Однако всё-таки лучше набраться терпения и продолжать читать, без особой спешки и не торопя события, а вчитываясь в суть. Потому что перед нами вырисовываются картины очередного занятного инопланетного общества. Находящегося как раз в состоянии революционных преобразований. Революционность которых достигает такой степени накала, что господа революционирующие искусственно насаждают и прививают культурные нормы, совсем для традиционной культуры этой планеты не свойственные.
И дело даже не в отказе от идеографического письма и о переходе на письмо буквенное. А дело в том, что все эти преобразования, совершаемые под девизом присоединения к Экуменическому союзу, осуществляются насильственно, сверху вниз, без всякого учёта тысячелетних народных традиций. И решительность этих революционеров доходит до того, что они попросту уничтожают на элементарном физическом уровне все старые библиотеки, не оставляя никаких следов былой культуры. Т.е. осуществляется самая настоящая культурная диверсия, экспансия, культурная интервенция, культурный терроризм, причём совершаемый власть предержащими.
Все эти события весьма ярко напоминают то, что происходило в Германии в 30-е годы, или в Китае в годы культурной революции. Или в книге Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Да и в реалиях нынешнего века насильственная культурная экспансия вовсе не отброшена современными культуртрегерами...
А Наблюдатель от Экумены может сделать только то, что в её слабых маленьких силах...
45720
Аноним2 октября 2020 г.Читать далееОчень тонкий и красивый, но чрезвычайно исполненный рефлексии главной героини текст. Вроде бы, попытка показать все происходящее ее глазами, но из-за постоянных мыслей "А достойна ли я? А имею ли я право? А меня тут правда уважают или только за куклу держат?" начинаешь уставать. Честно говоря, вижу в этом некоторую примету времени (когда межзвездные исследователи и космолетчики задаются вопросами про "или право имею?") - похожим образом мыслят, например герои Ивана Ефремова в "Туманности Андромеды".
По сути же это крайне распространенная история, когда в попытке как можно скорее построить дивный новый мир решительно и бесповоротно уничтожают все "отжившее", местами вырывая с корнем и отсекая по живому. Причем не давая взамен ничего, кроме трескучих и бессмысленных лозунгов.Пожалуй, это самая "земная" вещь цикла, потому что события на Терре, а также их последствия занимают значительную часть текста. Но и без этого все описанное вполне могло бы происходить (и частично происходило) на Земле в нашей реальности.
37411
Аноним30 сентября 2020 г.Шаги по ветру
Держаться за воздух,Читать далее
за острые звёзды
огромного неба
коснуться рукой«Толкователи». Финальная точка, моего долго путешествия по Эйкумене, и стоит признать, завершение хайнского цикла, получилось по настоящему запоминающимся. Удивительно, но за те двадцать шесть, что прошли со времени написания «Обделенных», Урсула Ле Гуин не на дюйм не отступила от своего авторского стиля, сумев сохранить и пронести сквозь года единство повествования. «Толкователи» это вновь вся та же фирменная социальная фантастика от Урсулы Ле Гуин, я бы даже сказал ее наиболее идеальный образец и к тому же, в этот раз читателю, наконец удастся оценить всю силу визионерского дара, прославленной писательницы.
Сюжет «Толкователей» посвящен рассказу о путешествии главной героини Сатти прибывшей с Земли на планету Ака с целью изучения находящейся под запретом древней традиционной культуры жителей планеты, безусловно главная тема «Толкователей» это фанатизм. Фанатизм корпоративного правительства технократов планеты Ака, в борьбе со старой культурой и религией, чем конечно,не особо то и скрываясь намекают на вполне явные аллюзии на страны с коммунистическим режимом и в частности на историю развернутой Мао Цзэдуном в Китае великой пролетарской культурной революции. Однако Урсула Ле Гуин показывает что болезни фанатизма подвержены все без исключения, рассказывая историю прихода к власти на Земле религиозных фанатиков, люто ненавидящих любые проявления свободомыслия и технический прогресс, вполне естественно что и у этого сюжета есть вполне реальный параллели, за которыми скрывается история еще одной культурной революции, только теперь случившийся в Иране. Как это не прискорбно, но во многом Урсула Ле Гуин сумела достоверно показать психологию религиозных фанатиков, предсказав что их главным оружием в борьбе за власть будет террор, в романе фанатики совершают ряд крупных терактов, в том числе взрывая институт при помощи военных самолетов.
«Толкователи» это медитативный роман размышление. Размышление над природой фанатизма. Фанатизма живущего в каждом из нас. Фанатизма заставляющего жить в плену своих иллюзий.
«Толкователи» это назидательный урок о том что иногда за твоим самым заклятым врагом, скрывается самая близкая душа.
«Толкователи» это история о том что иногда что бы двигаться дальше нужно научиться шагать по ветру.22347
Аноним7 января 2017 г.Читать далееОчень приятное первое знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин. Замечательное, обволакивающее, даже завораживающее повествование. Не очень богатый на события, но все же интересный сюжет, трогательные судьбы героев и мощный поток человеколюбия, льющийся со страниц книг .
Красной нитью проходит мысль о двойственности всего сущего, о "раздвоенном стволе древа бытия", об Одном, равному Двум и Двух, равных Одному.
Вера и знание, любовь и боль, учитель и ученик, добро и зло, друг и враг, производитель-потребитель - автор крутит эти понятия, пристально рассматривает со всех сторон, и становится совершенно очевидно, что каждое составляющее в паре суть одно и тоже.
Впрочем, в некоторых случаях это ясно с самого начала. Например "производитель-потребитель" - в книге это новое название людей, за которое автору хочется сказать отдельное спасибо.
Еще один "вкусный" термин, который хочется вписать в свой словарь - "святой терроризм". Чем не характеристика действиям "православных активистов", запрещающих концерты и спектакли и разрушающих снежные городки?
Неспешное, погружающее, немного грустное произведение, безоценочное, но располагающее к размышлениям.
Очень хорошо.7568
Аноним30 сентября 2020 г.Читать далееСкажем так, я не в восторге. Хотя история довольно интересная, есть одна проблема: её относительная современность бросается в глаза. Здесь вам и общество потребления, и Корпорация во главе государства, и культурный геноцид, и религиозный активизм. И если пятнадцать лет назад это могло читаться остросоциальненько, то сейчас скорее избито и обмусолено всеми и вся. Возможно, такие романы нужно читать либо вовремя, либо спустя хотя бы тридцать-сорок лет.
Самое обидное, что на фоне прописан очень интересный честный народ, который изначально даже не умел лгать. Мир, в котором фактически невозможна религия, потому что люди верят лишь в текущий момент и «имперманентную трансцендентность» (так вот зачем мне был нужен университетский курс философии – чтобы понять это словосочетание). Народ с огромной культурой и философией, вынужденный прятать собственное наследие и рисковать жизнью, передавая его будущим поколениям.
— Вот у животных нет языка, понимаешь? — втолковывал он Сати. — Они следуют только собственной природе. Они и так знают свой путь. Знают, куда и как идти, следуя указаниям природы. А нас, людей, хотя мы, разумеется, тоже животные, природа как бы лишила своих указаний. Понимаешь? Это же очень странно! Мы, люди, очень странные животные. И мы непременно должны разговаривать о том, куда и как нам идти и что делать. Мы непременно должны думать об этом, учиться этому, изучать это. Верно ведь? Мы рождены, чтобы быть существами разумными. Точнее, стать ими, ибо рождаемся мы абсолютно лишенными разума и ничего не ведающими. Понимаешь? Если не научить людей пользоваться словами и мыслями, они так и останутся неразумными незнайками. Если никто не покажет двухлетнему малышу, как найти путь к дому, как выглядит заветная тропинка его жизни, как определить отмечающие ее вехи, он просто заблудится, потеряет свой путь на Гору. Я верно говорю? И умрет — во тьме, в холодной и равнодушной темноте невежества. Так? Так. — Уминг, точно закрепляя сказанное, несколько раз качнулся взад-вперед. — Камни и растения, а также животные живут себе без Толкователей и неплохо живут. А вот люди не могут. Не умеют. Они не могут ухватить сути, слоняются вокруг да около и не могут отличить Гору от ее отражения в луже. Или безопасную тропу от края обрывистого утеса. И порой ранят сами себя, сами себе причиняют боль, а рассердившись, могут причинить боль и другим. И они очень часто причиняют боль другим живым существам только потому, что сердятся. Люди ссорятся и бранят друг друга. Они хотят слишком многого! Но на слишком многое совсем не обращают внимания! Совсем не сажают полезных злаков. Или сажают их слишком много, им не съесть такого урожая, и тогда загаживаются реки. Загрязняется ядовитыми отходами земля. И потом людям приходится есть отравленную пищу. И все оказывается перепутанным, искаженным, не правильным. Больным. Но никто не заботится ни о больных людях, ни о больных вещах. А ведь это очень, очень плохо! Верно ведь? Так что заботиться — это и есть наша профессия, понимаешь? Заботиться о вещах, заботиться о людях, заботиться друг о друге. Кто же еще будет этим заниматься? Деревья? Река? Животные? Все они делают лишь то, что им свойственно изначально, следуя своей природе. Но ведь и мы существуем в этом мире, так что нам просто необходимо научиться жить здесь, правильно вести себя и стараться сохранить тот порядок, при котором всем в этом мире найдется свое место. Весь остальной мир свое дело знает. Знает Одного и Множество, знает Дерево и Листву. А мы, люди, знаем лишь то, что нам нужно многому учиться. Учиться понимать окружающий мир, слушать его, разговаривать с ним, толковать его. И если мы, Толкователи, не будем рассказывать людям о мире, то они не узнают его как следует. Да и сами мы его не узнаем. И потеряемся в нем, вымрем. Но толковать наш мир нужно правильно, правдиво. Понимаешь? И нужно непременно заботиться о нем. Только тогда его и поймешь. Только тогда и сумеешь рассказать о нем правду. Вот что в нашем мире пошло не так — там, внизу, когда довза стали говорить о мире не правду. Начали лгать. Выдумали всяких «верховных мазов», всяких фальшивых мунанов! Сказали всем, что истина ведома только им одним, что правильно толковать умеют только они, а остальные должны молчать или рассказывать людям ту ложь, которую они, довза, выдумали. Предатели, лихоимцы! Они сбили людей с пути ради собственного обогащения! Они богатеют за счет своей лжи, эти «хозяева жизни»! Ничего удивительного, что весь мир будто замер. Ничего удивительного, что вся власть оказалась в руках полиции!
4238
Аноним14 мая 2020 г.Читать далее«Толкователи» — одна из книг «Хайнского цикла» Урсулы Ле Гуин повествует о Наблюдатели культурно-торгового союза планет Экумены, девушки по имени Сати, посланной на планету Ака.
Сати родом с планеты Земля, или Терра по-хайнски, получила направление на планету Ака, чтобы изучить их историю, культуру, литературу и язык. Но за те шестьдесят лет, что занял её путь на Аку, что-то ужасное случилось с этим миром и все следы прошлого были уничтожены Корпорацией - управляющей государственной организацией. Древний язык и культура были объявлены вне закона и заменены новой системой. Чтобы разобраться, что произошло и собрать остатки истории планеты Ака, представители Экумены, добились разрешения для Сати посещения одной из деревушек Окзат-Озкат, находящейся в предгорьях Водораздельного хребта.
«Толкователи» — книга-рассуждение. Здесь не так много событий. Не так много экшена. Но много рассуждений про фанатизм, экстремизм, религию, двойственность всего сущего, историю и наследие. Здесь нет оценки автора о мире, который создало ныне живущее поколение Ака. Нет оценки того, кто плохой или кто хороший. Вообще здесь нет ничего что могло быть только хорошо или только плохо. Есть лишь огромное желание понять этот мир. Понять ценность его наследия и огромное желание сохранить его для будущих поколений.
А мы, люди, знаем лишь то, что нам нужно многому учиться. Учиться понимать окружающий мир, слушать его, разговаривать с ним, толковать его. И если мы, Толкователи, не будем рассказывать людям о мире, то они не узнают его как следует. Да и сами мы его не узнаём. И потеряемся в нем , вымрем. Но толковать наш мир нужно правильно, правдиво. Понимаешь? И нужно непременно заботиться о нем. Только тогда его и поймёшь. Только тогда и сумеешь рассказать о нем правду.4330
Аноним6 сентября 2024 г.Легкий флер фантастики
Читать далееС некоторого уровня развития хороший автор начинает работать с композицией текста (относительно традиционной формы) примерно так же, как профессиональный фотограф с традиционным фреймом кадра. Вот нежная линия шеи, мочка уха с сережкой, волосы над виском, вздутая летним ветром штора на заднем плане, всё.
Эй, говорит читатель, а где вся девушка-то? Она улыбается или нет? Она одетая? Э?...
Сюжет The Telling таков. Девушка-культуролог с одной планеты прилетает в исследовательскую командировку на другую планету. Там с изумлением выясняет, что тут, пока она летела, случилась культурная революция и всех повернуло на быстрый рационализм «Вперед в космос». До реального космоса еще далеко, но от культуры в больших городах остались одни речевки перед 12-часовым рабочим днем и извинения, когда трамбуешься в вечерний троллейбус. Обескураженная исследовательница получает разрешение съездить в глухую провинцию, в провинции замечает кое-какие следы вполне развитой традиционной культуры, но эти следы подметаются прямо у нее на глазах. Местная публика приглашает ее в паломничество в горы, в горах ее приводят в укрытую библиотеку. Последнюю, фактически, библиотеку. Некоторое время она тусуется там и изучает местную культуру устной и неустной трансляции знаний и ценностей. Потом спускается с горы вниз. Там она пользуется своим статусом инопланетянской посланницы для того, чтобы объявить эту библиотеку наследием Юнеско (зачеркнуто) ценностью в глазах межпланетного сообщества, уничтожение которого будет рассматриваться как разрыв дипломатического протокола. Местные власти с некоторым недоумением соглашаются, конец.
Э???? - Говорит недоумевающий читатель. Где арка персонажа, где любовная линия, что за злодей какой-то жалкий?
А вот о «злодее» я бы хотела отдельно поговорить.
Мы все знаем массу книг, в которых главный герой и лицо, от которого ведется повествование — это разные люди. Но, в большинстве своем, это книги не фантастические, а всякая там «взрослая литература». Никто так не поступает там, где звездолеты и пыщ пыщ.
Или нет?...
Итак, рассказываю тот же сюжет с изнанки.Итак, одно разнонациональное, неоднородное, проходящее через капиталистический кризис общество столкнулось с фактом, что 1. инопланетяне существуют и более высокоразвиты 2. Как минимум некоторые (а именно - второй корабль) из высокоразвитых инопланетян выдвигают очень серьезные претензии на культурное подчинение. Прямо говоря, некоторые из них — миссионеры.
Общество избавляется от миссионеров вместе с их техникой, в тяжелом ужасе переглядывается и понимает — надо прогресс. Надо быстро прогресс. Очень сильно надо очень прогресс. А то сами видите что.
В процессе реорганизации идет культурная революция. Потому что старая культура нив какой из ее форм совершенно не подходит для планового рывка к звездам, для догнать и перегнать ну вы поняли кого, а некоторые товарищи этого упорно не понимают (да, это та самая история, которую мы наблюдали в первых главах «Задачи трех тел»). Мальчику, которого родители заставляют смотреть на казнь вырастивших его бабушки и дедушки, объясняют, почему это было необходимо. Ему пять лет. Ему приходится поверить, просто чтобы остаться в живых и в своем уме.Когда на планете появляется третий инопланетный корабль, этот мальчик уже вырос и занимает очень высокий пост. Он готов к нападению. Но с корабля сходит единственная женщина. Синий чулок, которая что-то рыскает и вынюхивает, и сильно соответствует его (и его коллег) подозрениям тем, что морщится, когда ее таскают по заводам и фабрикам. Ишь, хехе, ей не нравится, как мы продвинулись.
Большинство коллег этого человека не понимает, что ищет инопланетянка. Но его дедушка и бабушка были профессиональными носителями культуры — чем-то таким наподобие бардов или филидов дохристианской Ирландии, повествователями, хранителями и толкователями легенд, практик, знаний — ну вообще всего, что, собственно, культурой и называется. Он помнит то, что его ровесники в основном уже и не помнят — и он ПОНИМАЕТ, что ищет эта женщина. Но не может понять, зачем.
Он своей властью организует ей выезд в те края, где, к сожалению администрации, все еще сохраняются корни старого способа жизни. Использует ее, как ищейку. И не ошибается — инопланетянка быстро выводит его на спрятанную высоко в горах врагами народа залежь пропаганды старого образа жизни. Ту самую библиотеку.
Но он попадает в плен. Горы есть горы — у них свое мнение о происходящем.
И ему приходится разговаривать. Отвечать на расспросы инопланетянки. Подчиняться медицинским усилиям местных, каждый из которых точно знает, что стоит ему добраться до радиоприемника, и конец их убежищу. Они это знают, и они его лечат. Он лежит и думает. Молчит. Листает книги, многие из которых говорят с ним голосами детства. И молчит. И думает. И слушает, как в самом большом зале пещерки рассказывают истории о коллегах его бабушки и дедушки, которые так же пожертвовали собой ради того, что считали правильным. И как обсуждают, почему. В этой культуре обсуждение и толкования — важная часть рассказываемой истории. И ему придется принять решение, которое определит всю судьбу двух культур - новой и старой.
Тем временем до девушки-инопланетянки наконец, доходит, о каких миссионерах ей толкуют — да, на Земле некоторое время существовал прозелитический режим, который, да, кажется собрал корабль с военными и проповедниками и куда-то отправил, но никто уже не знает куда, да и корабль не вернулся. И она начинает понимать, что именно случилось, и кто виноват.
...
Ну то есть да, это очень суровое обвинение, это вполне политическое высказывание, это непростой вопрос. А что художественное описание условного Тибета и условных Гималаев захватывает дух — так это побочный эффект.3167