
Радиоспектакли
Julia_cherry
- 774 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Пьеса «Свадьба» – водевиль, написанная в 1889 году А.П. Чеховым, на основе рассказа «Свадьба с генералом», в жанре комедия-шутка в одном действии, которая вызывает грустный смех. При более близком знакомстве с произведением, можно отметить, что это сатирическая комедия, а может … трагикомедия, которая внешне представляется как водевиль с комичной ситуацией (нанятый генерал), но если заглянуть или копнуть по глубже, то это горькая пьеса о деградации человеческих душ. Какая ирония. Это смех сквозь слезы.
Пьеса «Свадьба» написана в литературном направлении - реализм, которое было повсеместно характерно в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью показать правдивое воспроизведение действительности в общих чертах. В своем произведении, Автор очень правдиво и без прикрас изображает типичных представителей современного ему общества (мелких чиновников, мещан), вскрывая социальные и нравственные пороки через бытовую, на первый взгляд, ситуацию.
Главный посыл произведения заключается в том, что автор через призм у восприятия действительности ХIX столетия, общества и взгляда на институт семьи и брака, высмеивает мещанство, духовную пустоту и лицемерие современного ему общества.
Основная идея пьесы состоит в том, чтобы показать, как за внешним благополучием, лоском и соблюдением всех формальностей (вроде свадьбы) часто скрываются пошлость, расчет и полное отсутствие искренних чувств и высоких целей.
Темы, поднимаемые в пьесе, очень животрепещущие и актуальные на сегодняшний день, рассматривают: Тема мещанства и пошлости. Показана жизнь мелких чиновников и обывателей, чьи интересы ограничены едой, сплетнями и карьерой; Тема лицемерия и фальши. Свадьба, которая должна быть праздником любви, оказывается сделкой, основанной на расчете и социальных условностях; * Тема деградации личности. Очень ярко раскрывает как мышление, взгляды на жизни, помыслы и чувства героев мельчают и постепенно деградируют, превращая их в типичных обывателей, которых волнует только примитивные разговоры, а мечты ничтожны.
Действие пьесы разворачивается в замкнутом пространстве дома кухмистера Андронова. Это удивительный микромир, в котором живут и существуют герои пьесы, отражающий всю пошлость и скудость духовной жизни общества конца XIX века. Мир, где настоящие генералы заменяются отставными чиновниками низшего ранга, а любовь — выгодной партией…
В центре сюжета одна из зал дома кухмистера Андронова, в которой готовятся к праздничному ужину в честь свадьбы оценщика ссудной кассы Эпаминонда Максимовича Апломбова и дочери мещан Жигаловых Дашеньки. Одним из условий жениха, является присутствие на свадебном пиру «генерала», ведь оно поднимет авторитет жениха в глазах других людей. Когда гости усаживаются праздновать, мы можем наблюдать завязку истории, за столом они говорят об электричестве, кто-то поддерживает Ивана Ятя в его мнении, что электричество это что-то новое и полезное. Родители Дашеньки, наоборот, считают, что лучше и без всякого электричества. Жених и невеста тоже настаивают на том, что прошлое, и более понятное – оно всегда лучше, чем какое-то там электричество… Пустые разговоры и споры продолжаются до тех пор, пока на свадьбе не появляется обещанный генерал. И что же? Свадьба в разгаре, а генерал… оказался офицером более низкого чина и его начинают обвинять. Он, удивлённый таким ужасным поступком, уходит оскорблённый…
Да, автор великолепен, он использует комическую сцену свадебного ужина, чтобы показать столкновение амбиций с реальностью, а также высмеять и сорвать «маску» с мещанского общества, под которой скрываются: фальшь, лицемерие, расчет и погоня за статусом.
Характеристика и психологический портрет героев
Эпаминонд Максимович Апломбов (жених). Мелкий чиновник. Самовлюбленный, самоуверенный и крайне расчетливый человек. Для него свадьба — это важный социальный шаг, а не союз любви. Его беспокоит только внешнее впечатление и статус («чтоб все как у людей»). По своей натуре - небезопасный человек, который пытается путем получения статуса через брак компенсировать свою незначительность. Его отношения с Дашенькой подчеркнуто поверхностны. Он участвует в свадебной суете, отражая присущую ему легкомысленность и сознание своей неготовности к настоящим чувствам. Его высокомерие вызывает недовольство окружающих.
Дашенька Жигалова (невеста). Дочь отставного чиновника. Простая и непосредственная девушка, обладающая наивностью и мечтательностью. Она мечтает о любви и идеальном браке, но оказывается под давлением социальных ожиданий и мнений окружающих. Взаимоотношения с Апломбовым идентифицируют её внутреннюю борьбу.
Евдоким Захарович Жигалов (отец невесты). Отставной коллежский регистратор (самый низкий гражданский чин). Практичный, мелочный и приземленный человек, проявляющий заботу о благополучии своей дочери. Однако его черты характера, такие как меркантильность и страсть к социальному статусу, иногда проявляются в комической форме. Он ставит материальные аспекты выше эмоциональных, что делает его сторонником традиционных взглядов.
Настасья Тимофеевна (супруга Жигалова) и мать Дашеньки. Эмоциональная и активная женщина, которая сильно реагирует на происходящее. Она хочет, чтобы свадьба прошла идеально, и часто вступает в конфликты с мужем, выражая собственное мнение.
Харлампий Спиридонович Дымба (грек-кондитер) – переселенец, возможно из понтийских греков, который тоскует по родине и родным. Приглашен в гости на мещанскую свадьбу, и вовлечён в диалог с отцом невесты Жигаловым. И при этом постоянно хвастаясь, что «В Греции все есть. Гм... А коллежские регистраторы тоже есть?..». Их реплики оживляют пьесу и позволяют взглянуть на события и общество под новым углом.
Андрей Андреевич Нюнин (агент страхового общества) –образ делового человека, олицетворяющего прагматизм и бюрократизм, предпочитает бумажные дела и расчет, чем человеческие эмоции. Его холодная логика контрастирует с эмоциональным настроем свадьбы. Он сосредоточен на выгоде и формальностях. По своей натуре – мелкий мошенник и лгун. Он символизирует бездушный подход к важным событиям, что вызывает отчасти недовольство у других персонажей.
Анна Мартыновна Змеюкина (акушерка), любительница романсов и местная кокетка. В образе Змеюкиной сочетается задорная женственность, провинциальная вульгарность и мещанское жеманство, которое переплетается в ней весьма органично.
Иван Михайлович Ять (телеграфист). Простой, знакомый всем «человек»-персонаж, олицетворяющий обыденность и постоянное стремление к социальному статусу. Бывший возлюбленный Дашеньки Жигаловой. У него простые, но жизненно важные взгляды, он взаимодействует с другими героями из позиции уверенности в себе.
Федор Яковлевич Ревунов-Караулов («генерал») . Олицетворяет собой авторитет и статус. Его поведение настраивает окружающих на уважение и почтение, но его статус… вызывает иронию. Он осознает свою унизительную роль, но делает вид, что все в порядке. Когда его обвиняют, в том, что он взял деньги. Приходит в ужас и ощущает себя опороченным. «Никаких денег не получал! Подите прочь! Какая гадость! Какая низость! Оскорбить так старого человека, моряка, заслуженного офицера!.. Будь это порядочное общество, я мог бы вызвать на дуэль, а теперь что я могу сделать? (Растерянно.) Где дверь? B какую сторону идти?»
На протяжении всей пьесы перед нами предстают представители различных социальных слоев общества, что позволяет автору с точки зрения сатиры, показать человеческие отношения, амбиции и заблуждения своих героев. По своей сути, каждый персонаж, отражает определенный аспект человеческой натуры (порок), который взаимодействует с таким же другим аспектом, образуя комическую и в то же время глубокую картину мещанского общества и их отношений.
Субъективная оценка
Прочитав пьесу «Свадьба», ловишь себя на том, что все в этом мире закономерно и повторяется из поколения в поколение, недаром же говорят, «деньги к деньгам», «деньги женятся на деньгах». Вся пьеса насыщена описанием, жизнью и бытом маленького мещанского общества, которое за «фасадом» празднования свадьбы, скрывает свои тайны и пороки.
Пьеса читается легко и быстро, погружая читателя в микромир мещанского общества, в котором под воздействием различных комедийных ситуаций и «смеха сквозь слезы», показаны сатирические зарисовки из жизни общества.
Поражает, как Чехов очень умело сочетает жанры комедии и социальной сатиры. Он мастерски изображает комичность человеческих слабостей и пороков, при этом не осуждая своих героев, а скорее подчеркивая их заблуждения и противоречия.
«Свадьба» - это уже не просто название, а символ всего произведения, который наполнен горькой иронией и сатирой. Свадьба в общественном сознании — это символ любви, начала новой жизни, искренней радости и праздника. У автора же это символ фальши, расчета и духовной пустоты. Само название произведения сразу же создает мощный контраст: между торжеством чувств, и торжеством пошлости… Это не история о конкретной свадьбе, а о социальном гипертрофированном явлении в мире, которое описывает автор. Так женятся и живут целые слои общества, за исключением нищих и обездоленных. По сути, название произведения, указывает на типичность и массовость показанного порока. Чехов показывает, как высокий человеческий ритуал опустошается, лишается всякого смысла и становится лишь формальной, комичной процедурой.
Чехов не просто показывает быт мелких чиновников, а вскрывает духовную пустоту, которая стала для них нормой жизни. Герои живут в системе ложных ценностей. Высшей добродетелью для них является не честь или ум, а чин и звание. Настоящего генерала у них нет, поэтому они нанимают отставного Ревунова - Караулова, чтобы он придавал их празднику «важности» и «солидности». Сам факт его присутствия — главное украшение свадьбы, что абсурдно и пошло. Свадьба — это не союз любящих сердец, а социальная сделка, в которой жених Апломбов озабочен не чувствами невесты, а тем, чтобы всё было «как у порядочных людей». Любовь и уважение заменены расчетом и соблюдением формальностей. Диалоги гостей — это набор пустых фраз, сплетен и банальностей. Они говорят о еде, о том, «как у людей принято», вспоминают прошлое. Их умственные интересы ограничены и примитивны. На празднике нет места искренним эмоциям. Все улыбки и поздравления — дань ритуалу. Атмосфера напряжена. Скандал с разоблачением «генерала» моментально обнажают эту фальшь, показывая, что за внешним лоском скрываются раздражение и злоба. Даже когда правда о нанятом «генерале» всплывает, реакция гостей показательная: они не возмущены, а лишь слегка сконфужены. В целом, Чехов показывает, что мещанство — это не уровень дохода, а состояние души. Это добровольный отказ от духовного развития в пользу комфортного, сытого прозябания, где главными ценностями становятся внешний лоск, чин и одобрение такого же, как ты, общества.
Чехов акцентирует внимание на лицемерии и фальши, которое пронизывает каждый элемент действия и каждую реплику героев. Парадоксально, но факт, само событие - свадьба, которое лишено своего истинного смысла (союза по любви) и фактически становится социальным ритуалом. Ключевым символом лицемерия является нанятый "генерал" Ревунов - Караулов, присутствие которого - это обман, призванный создать видимость значимости события. Все поздравления, улыбки и тосты — неискренни. Гости говорят то, что положено говорить на свадьбе, а не то, что думают на самом деле. Их беспокоит не счастье молодых, а собственный комфорт (еда, выпивка, соблюдение приличий). При этом молодые - Апломбов и Жигалова не испытывают друг к другу любви. Их брак основан на расчете. То есть, Чехов стремится показать, что ложь становится неотъемлемой частью жизни этого общества. Люди предпочитают удобную фальшь и лицемерие, неудобной правде, потому что правда обнажает убогость их существования.
Чехов подчеркивает, что общество, которое пронизано духовной пустотой, где нормой жизни становится ложь и фальшь, теряет нравственные и ценностные принципы жизни, в результате ведет к деградации личности. Деградация проявляется в полной утрате духовных и интеллектуальных запросов. Поразительно, но автор показывает степени выраженности деградации личности и общества в целом:
Во- первых, герои не способны на умные, глубокие разговоры. Их диалоги состоят из клише, сплетен и пустых фраз («А в природе хорошо!», «В Греции всё есть…»). Они мыслят штампами. Во-вторых, идет постепенная деградация чувств. Эмоции героев примитивны и эгоистичны: капризы (Змеюкина), обидчивость (Апломбов), чванство (Нюнин), цинизм (Дымба). Место любви, дружбы и уважения заняли расчет и равнодушие.
В-третьих, происходит деградация морали. Практически все нравственные ориентиры полностью утрачены. Нанять «генерала» для обмана гостей — это норма. Обсуждать приданое и выгоды брака в день свадьбы — это норма. Грубость и хамство воспринимаются как прямота.
Но самый страшный аспект - добровольность деградации. Герои не сопротивляются своему опошлению. Они удобно устроились в этой пустоте. Апломбов не хочет быть лучше, он хочет лишь казаться «порядочным». Жигалов - живет прошлыми, мнимыми заслугами…
Увы, Чехов беспощадно изображает тотальную культурную и духовную катастрофу как личности, так и общества в целом. Личность отказывается от развития, сложности, поиска смысла жизни и предпочитает погрузиться в комфортное, бездумное существование, где главное — поесть, посплетничать и соблюсти внешние приличия.
Персонажи пьесы, хотя и гипертрофированы, но выглядят живыми и узнаваемыми благодаря реальным человеческим эмоциям и конфликтам. Это образы типичных представителей своего времени: они меркантильны, часто эгоистичны и озабочены общественным мнением. Они все наполнены какими-то пустыми разговорами, возмущением, недовольством, сплетнями и коростными интересами: какое приданое у невесты, чем хорошо электричество, почему жениху недодали два выигрышных билета, возмущение насчёт обмана с генералом. У них нет никакой ценностной наполненности.
Искренность и абсурдность ситуаций вызывают смех и сарказм, но вместе с тем заставляют задуматься о серьезных аспектах жизни.
Речь и язык героев пьесы, очень лаконичный, все говорят коротко, просто, обыденно, но за их словами почти всегда скрывается второй, третий, истинный смысл.
Диалог — всё. В пьесе почти нет авторских ремарок, объясняющих чувства героев. Вся история, конфликт и юмор передаются исключительно через диалог, который раскрывает огромный спектр эмоций и чувств. При этом, читатель догадываться сам, о чем на самом деле думают персонажи.
Основная черта авторского стиля–многослойность. Внешняя составляющая - это легкий, бытовой разговор о еде, погоде и гостях. Внутренняя составляющая — это бурлящие, настоящие и невысказанные страсти: тщеславие, расчет, разочарование, ненависть.
Авторский слог — точный, лаконичный и наполненный скрытыми смыслами, который заставляет не просто смеяться над персонажами, а видеть за их смешными чертами глубокую человеческую драму.
Поражает Чеховский юмор и смех, которые в произведении, не громкие, а тонкие, ироничные и часто грустные. Чехов умело и профессионально высмеивает своих героев не зло, но беспощадно, показывая абсурдность ситуаций. Чехов удачно использует иронию, что придает пьесе глубину и многослойность.
Пьеса после прочтения оставляет очень горькое послевкусие. В ней нет ни одного светлого лучика, ни одного симпатичного персонажа. Нет надежды на то, что что-то может измениться к лучшему.
Прямой морали в виде нравоучения Чехов не дает. Вместо этого он показывает жизнь «как она есть», предоставляя читателю самому сделать выводы.
Чему учит пьеса. Пьеса учит, что слепое следование традициям и погоня за статусом опустошают человека. Когда брак заключается не по любви, а «для солидности», он становится фарсом, за которым скрываются несчастные люди.
Главный урок пьесы (субъективное мнение) состоит в том, что в бездействии и мелочности таится огромная опасность. Человек перестав стремиться к чему-то истинно важному (знаниям, любви, развитию), превращается в пародию на себя самого, и начинает ценить лишь внешний лоск и сытый покой.
В целом, «Свадьба» — это не только комическая ситуация, но и глубокая социальная зарисовка действительности XIX столетия. Чехов избегает черно-белых решений проблем и ситуаций, показывая жизнь с её противоречиями, что заставляет читателя пересмотреть свои взгляды на привычные вещи.
Р.s. Одно из многих своеобразных и интересных произведений автора, рассчитанное на интеллектуальное, психологическое проникновение в мир обыкновенного обывателя и мещанского общества. Рекомендую прочитать. Выбор читать/ не читать полностью зависит от Вас.

«Женитьба шаг серьезный! Надо все обдумать всесторонне, обстоятельно.»
Ах, эта свадьба… нет, эта не пела и не плясала, скорее всего выпендривалась. Жених всё стенал, что маленькое приданое, невеста, кажется, одна была рада событию, ещё бы, в девках не задержалась. Мамаша всё переживала, что генерал не явился: «Не тыкай вилкой в омары… Это для генерала поставлено. Может, еще придет…» А папаша с увлечением расширял свои знания о Греции. Горько было на свадьбе, как и полагается.
Вопросы, поднятые Чеховым, актуальны до сих пор. Женитьба ради денег, замужество ради кольца, показушная свадьба, дабы удивить всех, куча ненудных (через «ж») гостей, даже бывший жених приветствуется, лишь бы потом говорили: «Ай да свадьба, ай да угощение, сам генерал присутствовал!»
В общем, - Махайте на меня, махайте, а то я чувствую, у меня сейчас будет разрыв сердца. Потому как был таки генерал, правда липовый, и это привело… Ой, да ничего страшного не случилось. Подумаешь, разборки, они на каждой свадьбе присутствуют. Злые, недалёкие, злобные людишки. Даже веселиться не умеют. Подсчёты да расчёты. Только не генерала жалко.

Ох уж эти свадьбы по расчету! Жених, гонится за приданным, родители рады отдать дочь за государственного служащего, да при этом показать всему миру свою значимость и щедрость. Невесте просто не хочется остаться в девках. Каждый, хоть немного, старается обмануть ближнего, урвать свою выгоду.
Получается единственный стоящий человек среди них, тот самый липовый генерал. Старик пришёл на торжество по доброте душевной и даже не предполагал в какую сомнительную историю будет втянут. Впрочем, все скандал забываются довольно быстро, нужно лишь во время крикнуть: "Горько!"



















Другие издания


