
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 535%
- 439%
- 320%
- 24%
- 12%
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 сентября 2020 г.Кому суждено быть повешенным, тот не утонет
Читать далееЗаканчивая серию рецензий на роман Лермонтова "Герой нашего времени", вынужден еще раз повторить уже высказывавшуюся мною ранее мысль о том, что все пять повестей, составляющих книгу, совершенно разные, по своему описывающие различные грани личности главного героя.
В последней повести автор поднимает вопрос судьбы и её предопределенности. Обыгрывает он его красиво и изящно, вы. конечно, помните безумный спор с Вуличем, два выстрела из пистолета, смерть серба от казацкой шашки и рискованный захват Печориным обезумевшего преступника.
Только вот не совсем ясно, кто же из двух спорщиков - Вулич или Печорин - больший фаталист. Ведь они спорят не о предопределенности судьбы, как им кажется, а о том, повезет Вуличу или не повезет. Каждый из них уверен в фатальности происходящих событий, просто Вулич уверен в положительном исходе для себя, он считает, что его смертный час еще далек, а Печорин, наоборот, считает, что серб должен умереть как раз сегодня. Тут мы вынуждены столкнуться с новой печоринской чертой, он оказывается тонко чувствующим интуитом, выступая своего рода предвестником Вольфа Мессинга и бабы Ванги. Ничем другим, кроме острого интуитивного ощущения, что смерть раскрыла свое крыло над Вуличем, Печорин своей уверенности объяснить не может, и эта уверенность так велика, что он без запинки выставляет на кон все имеющиеся у него деньги.
Всё, что разыгрывается в офицерском собрании - чудесная осечка, спасшая жизнь сербу - заставляют Печорина на какое-то время усомниться... нет, не в предопределенность всего сущего, а в собственной интуитивной непогрешимости.
Его охватывает волна философских размышлений о значимости человеческой жизни, о вере древних во влияние на человеческую судьбу высших сил, в том числе - звезд и планет, видимо, Печорин задумывается об астрологии, хотя подходит к вопросу он исключительно философски, без какого-либо практического рассмотрения. Для него проблема - принимать или не принимать заранее определенную участь. В нем борется два эгоистичных начала: с одной стороны он оставляет за собой право "видеть" печать смерти на других, как это было в случае с Вуличем, с другой - он не в силах отказаться от свободы выбора, которая отрицает фатальность. Да само понятие греха говорит о том, что заранее высшими силами ничего не определено - раз у человека есть выбор: грешить или не грешить, значит, нет в мире ничего неизбежного.
Однако, сообщение о смерти Вулича в тот же вечер от шашки пьяного казака, разрушают возникшие сомнения в собственной непогрешимости, все возвращается на круги своя - он верно "увидел" смерть, стоявшую всё это время за спиной серба, и, может быть, в эйфории от осознания своей тайной силы, он по сути занимает место Вулича, решая, как и он, испытать судьбу.
Решение захватить ошалевшего вооруженного казака, продиктовано не храбростью как таковой, сколько уверенностью, что сегодня еще не пробил его час, и он останется жив. Точь в точь те же мотивы, что за несколько часов до этого руководили Вуличем. И снова сработала везение - смерть отступила и притаилась.
Сам Печорин после этих событий считает, что остался жив по собственной воле, благодаря хладнокровию и рассудительности, но он просто боится признаться самому себе в том, что на самом деле он верит в судьбу, в рок и фатум. И доказательств тому много на страницах романа, это и его дуэль с Грушницким, в которой он мог быть убит первым, и его вера в предсказание о женитьбе, и тот факт, что он оставляет свои дневники, которые ему больше не понадобятся, Максиму Максимовичу перед отъездом в Персию, как бы предчувствия, что это будет поездка в один конец, что, в принципе, и произошло, интуиция и тут не подвела Григория, скончавшегося именно на обратном пути.
1471,2K
Аноним8 февраля 2020 г.От участи своей не убежать...
Читать далееЧто такое фатализм? Вера в предрешенность. Но почему нельзя знать, что основные события предопределены судьбой - время и способ смерти, встреча с родной душой, рождение в определенной семье, а вот множество дорог: появиться ли в этом воплощении там, где должна состояться такая встреча, или остаться там, где рожден, - это уже выбор, доступный каждому. И каждый сам в ответе за него.
Главный герой истории Лермонтова о том, возможно ли не встретиться лицом к лицо с предопрелением судьбы, Печорин - тот, кто ощутил знаковость риска в произошедшем с Вульфом - молодой человек "играл в русскую рулетку" и впервые одержал победу. Но точно ли это означало то, что смерть прошла стороной, как любовь в краях шумящего над речной волной клена? Действительно ли Вульф избежал расправы небес или просто продлил свой срок. Способен ли человек изменить судьбу не только в доступных нам выборах, а и в крайних формах ее неотвратимости и предрешенности?.. А может ли кто-то это предсказать на самом дле, как это сделал Печорин? И нужна ли такая осведомленность, если сделать ничего нельзя?
"Фаталист" - это маленький рассказ о предопределенности событий в нашей жизни, когда как бы не бежал от них, они все равно тебя настигнут, как бы ни рисковал не в предреченное время, они произойдут тогда, когда суждено. И след этих событий нередко можно видеть заранее - теми, кто открыт к этому, кто умеет опознавать знаки Вселенной, кто связан не только с миром объяснимого, а и с неведомым невнимательному глазу и нетрактуемым наукой. Фатализм ли это - решать каждому самостоятельно.
93529
Подборки с этой книгой

Радиоспектакли
Julia_cherry
- 774 книги

Что заложено в костях...
biljary
- 334 книги
Лермонтов
Manowar76
- 4 книги
Completed
Serchan
- 195 книг
Классика
ShalvaEphoshvili
- 91 книга




























