
Ваша оценкаРецензии
Tarakosha18 октября 2022 г.Читать далееДействие романа параллельно разворачивается в двух временных отрезках, в 1920 и 1975 годах.
В 1920 году при таинственных обстоятельствах трагически погибает известная актриса и певица Зинаида Казароза, по псевдониму которой и названо произведение. Это убийство не даёт покоя одному из главных героев, на протяжении длительного времени сохранявшего к ней нежные чувства.Уже в 1975 году читатель встречается с постаревшими героями, которые мысленно возвращаются к истории, коей минуло более полувека. Перемежаясь между собой, постепенно раскручивается лента времени и мы получаем возможность окунуться в атмосферу революционной Перми, год назад освобожденной от Колчака, а также многое узнать об эсперанто и его последователях.
Этой теме писатель отводит значительную часть повествования, погружая во все перипетии, связанные с ней и сыгравшие не последнюю роль в случившемся. Порой данное обстоятельство значительно превалирует над расследованием и заслоняет собой другие темы и сюжетные линии.
В книге присутствует достаточно много описаний Перми и обстоятельств жизни в указанных временных промежутках, но при этом история эсперанто и связанных с ней различных перипетий порой заслоняют всё остальное. А достаточно резкие прыжки из прошлого в настоящее не всегда легко уловимы и понятны.
И хотя в книге неплохо плохо передана атмосфера тех лет и настроений в определённых слоях общества вкупе с добротным литературным языком, но при этом история не захватывает, не чувствуется динамики, нет персонажей, за которыми интересно следить. Всё в отдельности вроде и неплохо, а в целом, скучно и нудно, к сожалению.
71988
red_star25 ноября 2015 г.Читать далееЮзефовичу хорошо удается создать в своих книгах атмосферу. Вот и в «Казарозе» ее хоть отбавляй, хотя формально это детектив. Но, не будем скрывать, интрига тут только для отвода глаз.
На самом же деле это книга о Перми и о Каме (и еще немного о Сылве с Чусовой, эдакий мостик к Алексею Иванову), поданных как вполне деятельный центр событий, а не некое захолустье, что в 1920, что в 1975.
Красные год как отбили у Колчака город, в нем ожила культурная жизнь, в том числе и получивший новый импульс клуб любителей эсперанто, раздираемый фракционной борьбой. Люди, как всегда, не могут договориться между собой, ругаются, мечтают о должности председателя клуба, доппайке, ищут новых возлюбленных, ссорятся со старыми – обычная человеческая жизнь.
Автор хорошо подает привычное для нас мельтешение разных властей, постоянную смену ориентиров, подстраивание рядовых людей под меняющиеся условия на фоне еще тлеющей Гражданской войны. Вчера писали статейки и стишки во славу Колчака, а через полгода – слегка подретушированные строки идут как панегирик бойцу-красноармейцу.
Все эти последствия знаменитой «пермской катастрофы» Юзефович использует очень умело, показывая, с одной стороны, суетность и мимолетность, а с другой – некую постоянную основу. Как в «Чапаеве», «Белые пришли - грабют, красные пришли – грабют». Мельком на страницах «Казарозы» будет и тот самый Пепеляев, за фигуру которого Юзефович ухватится и трагическую эпопею которого развернет в недавней Зимней дороге .
Мне понравилось вот это ощущение зыбкости бытия, непрочности порядка. Оно дано на контрасте со спокойным 1975, когда все понятно, устаканилось и не меняется. И еще на фоне небольшого эпизода из 1938, когда один из героев должен отказаться от своего прошлого, чтобы выжить.
Прелесть Юзефовича в том, что он над схваткой, не занимает стороны. От этого его реконструкции куда объемней и интересней пристрастных поделок.
67965
EvaAleks20 сентября 2024 г.Читать далееОбманутые ожидания. Отечественный исторический детектив... Отечественный? Да. Исторический? Да. Детектив? Где?
Подробнейшим образом расписанная история появление и попыток массового продвижения "международного языка" - эсперанто. Основная часть произведения, посвящена рассуждениям именно на эту тему. И где-то между строк история про убитую певицу Казарозу, в которую некогда был влюблен гг. Описание интриг вообще прошло мимо меня, а вот про эсперанто, поскольку раньше встречала его упоминание в другой литературе, интереснее было читать статьи в интернете.
Поскольку книга была выбрана для знакомства с одним из регионов по проекту "Читаем Россию" то и обращала внимание именно на эпизоды описания города, на смену названий районов и улиц.53480
majj-s11 мая 2025 г.Со свинцом в груди
Деревянными молотками солдаты колотят вшей.Читать далее
Мое сердце
устало
стучать
в такт
этому звуку.Если задаться вопросом об истоках нынешнего расцвета ретродетектива, который из поджанра успел превратиться в самостоятельный жанр на стыке истории с криминалом и (слишком часто) магией, то это даже не Акунин с фандоринской серией. В начале был Леонид Юзефович с трилогией сыщика Путилина, а еще раньше - его "Казароза". Поразительный пример того, как отменная экранизация - фильм с Борисом Галкиным хорош, и сценаристом выступил автор, что бывает сильно нечасто - как удачная экранизация вредит литературному источнику.
Объясню: принято считать, что фильм, снятый по книге, способствует ее популярности уже одним фактом киноадаптации: подсвечивает в информационном поле; посмотревшие кино захотят познакомиться с основой. Обычно так и работает, однако нередко случается обратное - плохой фильм по книге отталкивает от нее читателей. Так вот, "Казароза" случай уникальный: хорошее кино по превосходной книге обижает читателя несоответствием ожиданиям. Для сценария ЛА усилил детективную линию и поменял преступника, а в книге расследование не главное, она о другом, в общем-то. О чем?
1975 - обратите внимание, как Юзефович работает с оптикой, это не 2002 - год выхода романа и не 1990 - время его первого варианта "Клуб "Эсперо" - но квинтэссенция брежневского застоя, период, когда Союз и советская власть незыблемы как законы гравитации. Место действия неназванный уральский город, за которым угадывается Пермь (да, сегодняшний тренд на провинцию тоже предугадал ЛА). Журналист на пенсии Вагин, вдовец, живет с сыном, невесткой (которая раздражает чрезмерной чистоплотностью) и внучкой подростком. Зайдя в школу поинтересоваться ее учебой, встречает человека из своего давнего прошлого. Очень давнего, со Свечниковым, начальственным по одежде и манере держаться, работал в 1920. Нечаянная встреча всколыхнула воспоминания.
Второй и основной пласт романа - пермские события лета 1920, когда в город приехала знаменитая в дореволюционной России певица Зинаида Казароза. Она такая, не бельканто, а кабаре, не Нетребко, а Вертинский или Монеточка: исполняет песни собственного сочинения, голос маленький, но удивительно берет за душу. Свечников, слышавший ее в Петрограде в пору расцвета и влюбленный, как поклонники влюбляются в талантов, приглашает спеть на концерте местного клуба эсперантистов, где Казарозу убивают. Поиски убийцы составляют условную фабулу романа. Условную, потому что она стала жертвой по случайности, да и какая разница, в сущности, кто нанесет последний удар женщине, жизнь которой окончилась разрушением ее мира - микрокосма, где любила и была любима, где был ребенок и тот неповторимый тембр маленького голоса, за который обожали слушатели.
Поскольку история непосредственно связана с клубом "Эсперо", читатель многое узнает об универсальном языке эсперанто, искусственно созданном и легком для изучения, в котором в начале прошлого века многие видели спасение от проклятия Вавилонской башни - если изучение эсперанто станет повсеместным, люди смогут договариваться и не будет войн. Чтобы понять, насколько это убеждение далеко от реальности, довольно вспомнить Гражданскую, стороны которой говорили на одном языке. Тем не менее, подробности об эсперантистском движении, о борьбе фракций, внутриклубных интригах с доносами, о попытке спасти кассу российских эсперантистов, попавшую под тогдашний аналог санкций из-за Революции, и безвозвратно утраченную - обо всем этом мы узнаем по ходу поисков убийцы.
У хороших книг свойство булгаковской квартиры по Садовой 302-бис, быть внутри много больше, чем снаружи. "Казароза" из их числа. В крохотном, по романным меркам - меньше двухсот страниц - объеме умещаются две временных страты с характерными приметами каждой: живая Пермь 20-х и союзная провинция 70-х с узнаваемыми деталями, вроде плаща на Свечникове, доступного обкомовским работникам, сувенирной сигаретницы в виде пушечки с секретом, которую дарят важным гостям; даже странном сегодня, но естественным во время, когда генсек целовался со всеми главами государств: "расцеловались на перроне" - о двух пожилых мужчинах.
А еще внутри много текстов, прямо какой-то Клондайк: листовки, доносы, газетные статьи, дневниковый пересказ любовного романа и шпионского детектива на допросе, стихи и песенки (среди них "Ночь порвет наболевшие нити", над которой я ревела, услышав в концерте "Любэ" 2008 и приписывала авторству Матвиенко, внезапно оказавшуюся самой популярной песней 1916). А как хорош эпизод со сном: после гибели мужа рассказчица собирается покончить с собой на его могиле, на последние деньги покупает ампулы морфия и шприц, чтобы сделать смертельную инъекцию, с трудом достает билет (бардак Гражданской), в поезде засыпает и видит сон, который, как думает слушатель, должен убедить ее выбрать жизнь. Он уже продумывает, как красиво она обыграет свой внутренний перелом и не удивляется, когда, завершая рассказ, женщина говорит: "И я поняла, что не смогу вколоть себе морфий". Удивляется, когда добавляет: "Пока я спала, украли чемодан".
В мягкой, исполненной нежности к персонажам, авторской иронии немалая часть обаяния книги. Стилистически безупречная проза Юзефовича по-особому прозрачна, не давит на читателя, если вы понимаете, о чем я. Думаете о хорошей книге на один вечер - "Казароза". Не ищите в ней детектива, возьмите ради путешествия на двухместной машине времени в компании с автором.
42391
AppelgateNurserymen25 октября 2020 г.А был ли детектив?
Читать далееИменно таким вопросом я задалась во время чтения произведения.
Убийство было, да) Убили певицу Зинаиду Казарозу. Но в нее ли целились?
Так вот самого расследования мне не хватило. Не хватило динамики.
Много места отведено движению Эсперо, эсперантистам и их языку. Прямо преподан урок языкознания, и пока настраиваешься на это занятие, бац, а тут уже о любви, и так некстати все это, что аж слух резало...
Раздражало перепрыгивание из 20 года в 75-й. Иногда не успевала сообразить, о чем это автор говорит.
Это было затянутое заунывное чтение.
Возможно, будь я филологом, любила бы копаться в дебрях языка - книга меня бы восхитила. Но нет - мне было очень скучно...
Рекомендовать не буду. На любителя произведение.
А вот автора еще почитаю.32870
lastivka22 января 2022 г.Читать далееДавно я не читала чего-то настолько прекрасного, написанного таким языком, что читаешь – и буквально начитаться не можешь. И все сошлось – и стиль, и атмосфера, и рассказ об эпохе, и детали этой эпохи (даже двух), которые делают историю живой и достоверной; и даже, если можно так выразиться, аура того смутного времени. Ну вот все так хорошо, что даже не столь важно что написано, главное – как. И в этом-то проблема, потому что вместо просто рассказа, истории, которая может литься, сколько душе угодно, я получила что-то с претензией на детектив, а из признаков детектива здесь, по сути, только то, что в аннотацию вынесено. Совершено убийство, но расследование и все, что с ним связано, то ли ведется, то ли нет, тут играйте, тут не играйте, тут рыбу заворачивали, а тут еще эсперантисты эти...
И вот поставить бы за детектив двойку с минусом, но не могу – книга-то понравилась безумно, побегу еще что-нибудь у Юзефовича почитаю.
30604
DollakUngallant23 октября 2019 г.Читать далееВ мире придумано что-то около 500 искусственных языков. Люди занимались их созданием аж с XII века. Зачем же нужны были искусственные языки со столь древних времен? Разные эксперименты, игры, создание вымышленного мира… Самая вразумительная причина изобретения искусственных наречий – облегчение человеческого общения людей разных национальностей. Однако, мне кажется, что это «облегчение» приводит к обратному результату. Люди, которые слышат речь других людей на искусственном языке, только больше и больше не понимают друг друга…
Расцвет создания искусственных языков пришелся на XIX век. Это эпоха рождения разных теорий (философских, либеральных, социалистических, коммунистических, националистических и др.), под флагами которых позже вершились социально-политические преобразования государств. Преобразования, унесшие миллионы жизней…Не случайно в это время рождаются и наиболее известные искусственные языки.
Леонид Юзефович в своем романе «Казароза» основное действие развернул в годы гражданской войны в городе Перми, недавно освобожденном от белогвардейцев. В облике провинциального уральского города везде черты последствий кровавых войн: первой мировой и Гражданской войн. Голод, разруха, нехватка всего и вся. В книге две основных составляющих: детектив - расследование убийства известной певицы Зинаиды Казарозы, приехавшей, чтобы выступить в клубе любителей эсперанто, и история сосуществования общин городских интеллигентов-последователей разных искусственных языков.
Клуб любителей международного языка эсперанто наиболее сильный в городе. Эсперанто становится для них неотъемлемой составляющей мировых идей по переустройству человечества: социализма и коммунизма.
Автор описывает и приверженцев других искусственных языков. Здесь имеются и адепты гиленизма (еврейского учения), состоящего из трех постулатов, что миром управляет Бог (1). 2) Его повеления человек слышит в голосе своей совести, 3) Сущность этих повелений – поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Реалии времени и ужас в том, что эти совершенно не возможные по сегодняшним меркам люди – абсолютные мечтатели, идеалисты и альтруисты. Они испытывают голод и бедность и верят во всечеловеческое счастье. Оно, как им кажется, наступит не сегодня – завтра. Одновременно эта же публика доносительствует каждый на каждого и предает друг друга. Эти люди готовы расправиться, какими угодно методами, с каждым, кто не верует в их идеалы.
На мой взгляд в книге достаточно интересный детективный сюжет с расследованием убийства певицы, отступает на второй план из-за истории с общинами городских интеллигентов.261,2K
BroadnayPrincipium1 ноября 2023 г."Бедная милая маленькая женщина..."
Читать далееКакое-то несуразное произведение... Оно похоже на "от балды" сшитое лоскутное покрывало, работая над которым, автор даже не пытался утруждать себя подбором ткани по цвету и по фактуре.
Что имеем? Один из героев, некто Вагин, в начале романа уже довольно пожилой человек. Однажды Вагин встречает своего давнего знакомого, некоего Свечникова, вместе с которым он много лет назад работал в издательстве газеты "Власть труда". Память переносит старика в далёкие 20-е годы, а потом обратно, и так много-много раз...
Свечников в молодости занимался изучением языка эсперанто, и однажды, когда в город приехала известная певица Зинаида Казароза (в которую Свечников был когда-то влюблён), он пригласил её выступить в клубе эсперанто. Женщина согласилась и во время выступления получила пулю в грудь. Свечников начинает самостоятельный поиск убийцы.
В романе много рассуждений на тему эсперанто, читать которые мне было скучно (течение такое-то, ответвление сякое-то, линия растакая-то). Детектива как такового тоже нет. Выбор личности убийцы оказался настолько нелепым, что окончательно смазал и так неказистое впечатление от книги. Потому я и сравнила роман с неудачным лоскутным одеялом: автор, наверное, решил, что в книгу про эсперанто нужно добавить детективную линию, чтобы повысить рейтинг произведения, но линию эту не проработал, как и не придал привлекательности страницам о "международном языке". В итоге получилось "криво, косо, некрасиво".
Очень путали и постоянные метания во времени. Чтобы такие приёмы получались "вкусными", нужно писать как Жауме Кабре, но у автора это не вышло. А то, что вышло, никаких эмоций (за исключением, разве что головной боли) не вызывало.
Не могу однозначно сказать, что книгу вовсе не стоит читать. Пишет автор неплохо. Если бы в романе было поменьше героев, а описания этих самых героев были бы не такими рваными, то, возможно, поклонников у "Казарозы" было бы больше. Но в итоге имеем то, что имеем, к сожалению...23605
DollyIce3 марта 2022 г.Читать далееС творчеством автора знакома по роману "Филэллин" , вошедшему в шорт лист "Большая книга" 2021.
Этот роман с интригующим названием идет с тегом исторический детектив.
Но расследование трагического происшествия,проходит не в классическом формате. Злодея вычислит сам участник событий.
Действие разворачивается в двух временных отрезках это 1920 год и 1975 г. События революционных лет изложены с указанием точной датировки, а вот пору Советского времени, пришлось вычислять, исходя из возраста героев, да она и не имеет влияния на сюжет.
Место действия романа Пермь, год назад освобожденная от Колчака.
В городе установлена власть большевиков. В атмосфере бытового и политического хаоса кипит культурная жизнь. Создан клуб энтузиастов языка эсперанто. Учение Заменгофа пользуется широкой популярностью у строителей мирового социализма.
В городе работает университет,
выпускаются газеты, на гастроли приезжают столичные артисты.
Среди них популярная певица Зинаида Казароза. Герой романа Свечников, ранее знакомый с артисткой, приглашает ее выступить в клубе эсперансистов. Дама знает этот универсальный язык. Во время выступления ,женщина погибает от пистолетного выстрела. За расследование загадочного убийства, вместе с официальными органами берется Свечников.Он влюблен в певицу и хочет, разобраться в этом преступлении. Возникают версии политического эсэровского заговора и мести противников эсперанто.
Но, автор показывает, что самое очевидное не всегда бывает истиной.
Мотив преступления мимолетно представлен в самом начале романа,и читатель не может связать его с последущими событиями.
В 70 - е,тоже очень далекие от нас годы, происходит встреча старых товарищей. Свечников посещает Пермь по приглашению кружка эсперантистов. Его случайно узнает бывший сослуживец Вагин. Пожилые люди вспоминают свою молодость, перебирая фотографии. Становится понятно, что Свечников всю жизнь берег нежное чувство к изящной певице. Он показывает истертую, склеенную газетную заметку с некрологом и пожелтевшую фотографию Казарозы.
Автор сумел передать дыхание революционного времени. Введя в сюжет массу персонажей,которых называет только по фамилии. Не проводя детального знакомства читателя с ними, не обозначив, кто,чем занимается. У меня возникало напряжение при чтении этих фамилий и угадывания их взаимоотношений. Очень подробно Юзефович изложил обстановку в клубе приверженцев планового языка и даже представил его связь с универсальной религией. Что, на мой взгляд, очень заморочно для художественного текста.
Не порадовала и поэзия, включенная
в роман. А в любовную линию, я к сожалению , поверить не смогла.
Увы, не прониклась я этим ретро- детективом.22743
Roni27 июля 2016 г.Читать далееВот же блин, всю дорогу думала, что это Омск, а оказалось, что это Пермь.
Не в обиду пермякам и омичам, этот факт просто показывает степень моего утомления.
Возможно, именно поэтому не зацепило глубоко. Хотя роман очень образный. Показана послереволюционная жизнь провинциальной России.
Это смутное зыбкое время, эти метания - то в городе красные, то зелёные (вот тут очень похоже на Булгакова). И второй пласт романа - 1975. Время жирное, застывшее, недвижимое, как плёнка жира на супе в холодильнике.
И книжка-то притворяется детективом. И есть трагическая хрупкая маленькая певица.
А вот не зацепило и всё тут!А я знаю чо! Это дрязги эсперантистов помешали.
20712