
Книги, написанные до 25 лет (включительно)
crazzy
- 288 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Хотела поворчать на роман. Но оказывается Гюго написал его в 16 лет, а в дальнейшем его доработал. И книга после этого осознания совершенно по другому ощущается. Для работ Гюго она не большая, нет еще этого описания, исторических вставок с отступлениями. В основу романа легло реальное восстание рабов. Главный герой, Леопольд, спасает раба, Пьеро, от казни. Но сам попадает в плен и уже Пьеро спасает. Все таки это еще не классический Виктор Гюго, а больше смерть Верна и Дюма. Я все таки больше люблю его большие работы, и хожу в них именно за описаниями и дальнейшим переплетением судьб героев. Но это тоже был интересный опыт.

Когда Гюго был маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной. (Внимание, возможна дезинформация про валенки!) Но, разумеется, даже Гюго не сразу написал "Отверженных" или "Собор Парижской богоматери", а, будучи амбициозным вьюношем, начинал с произведений попроще, которые мы знаем весьма мало. "Бюг-Жаргаля" в библиографии обычно датируют вторым произведением автора, но это неверно, на самом деле он написал его на спор ещё в шестнадцать лет за какой-то смехотворный промежуток времени (и, само собой, шедевра у него не вышло), просто издал и переработал он его уже после выхода своего официально первого "Гана-исландца".
Итак, что же такого понаписал Гюго-тинейджер? С чего начинал мастер прозы? С вещей, которые могут обнадёжить всех графоманов всех времён и народов. Этот "роман" — ужасающе наивный, с примитивным выпендрёжным сюжетом, с картонными персонажами и множеством деталей из разряда "не пришей козе рукав". Оформлено всё как рассказ офицера, отдыхающего в палатке со своими сослуживцами, и автор стебётся сам над собой, говоря в предисловии, что хотел написать целую серию романов от имени всех этих офицеров, но слава богу, никогда этого не сделает. Итак, жил да был молодой дворянин, который был помолвлен с прекрасной Марией, которая из всех полезных умений могла только трепетать, вздыхать и плакать. В неё же был влюблён негр-невольник, который на самом деле был сыном какого-то африканского короля, поэтому он представляет собой сразу все возможные человеческие добродетели в одном чёрном флаконе. Ещё есть жестокий дядюшка главного героя, который любит пороть негров, и его карлик-шут, чернокожий замбо, который втайне мечтает этого дядюшку укокошить... Не буду рассказывать сюжет, он довольно примитивный, просто это слишком много не слишком интересных букв. Но это правда выглядит по-детски и маразматически. Картонная любовь с серенадами, слёзами и обмороками после каждого второго слова, героические поступки на каждой второй странице, трогательные сцены (И тут вояка заплакал второй раз в жизни... Первый раз он плакал когда "описание жуткой сцены", а второй раз, когда его начальник сказал ему "Спасибо"), брызжущий пафос и паладинская аура дворянина, который отчаянно тупит и делает какие-то совершенно дикие вещи. Если интересно — то рекомендую это произведение в качестве сборника всех возможных клише романтизма.
Линия про восстание негров, единственно более-менее внятная (хотя и тоже искусственно гипертрофированная в нечто далёкое от истины, например, сцены про идиотизм негров или про то, что они ходили с трупом белого младенца на копье вместо знамени), была добавлена позже, как раз перед изданием. Тема интересная, видно, что вопросы гуманизма автора занимают всерьёз и надолго. Вообще, смех смехом, а не уверена, что в шестнадцать лет без каких-либо серьёзных предварительных занятий в писательской стезе можно написать лучше. Язык хоть ещё и не такой изящный, как в "зрелой" прозе, но уже видно, что неплохой, ну а тема, сюжет и герои... Мастерство приходит с опытом, не только с писательским, но и житейским. Хороший зачин и большое будущее уже можно рассмотреть, а сам же роман не стоит принимать всерьёз. Стоит прочитать либо в совсем юном возрасте, когда все эти замыленные штампы не бросаются в глаза, либо с целью поржать. Хотя одна пафосная сцена меня всё-таки порадовала своей пусть не глубиной, но тонко подмеченной чертой характера: "Сам убьюсь, но тебе подгажу" — последняя попытка мести карлика.

Окунитесь в раннего Гюго, произведение которое он начал писать лет в 14, а потом исправил или что то дописал в 18. Меня поразила выбранная этим юношей тема, восстание рабов на Гаити, политика и конечно любовь. Тут великого романиста видно издалека. А еще вот этот прекрасный юношеский максимализм. Уж если молодой человек честен то во всем и до конца. Образ мужественного, добродетельного человека, с высокими моральными ценностями, не смотря на расу или внешний вид, это идеал Гюго, его коронный образ.
В целом ощущение слегка наивного но желающего казаться очень серьезным произведения. Как большой любитель произведений Виктора Гюго, я читала с удовольствием. Учитывая возраст писателя, вполне можно сделать скидочку; чувствуется что это будущий мастер. Очень повезло взять это издание, в кратком предисловии история острова, объясняется о каких исторических событиях пишет Гюго, как менял потом свои политические взгляды, где сначала не разобрался во всех политических перипетиях. А главное все коротко и по делу, иначе читалось бы как в тумане. Негры, мулаты, креолы, говорят по испански и французски, несколько политических собраний, каждый о своем ратует, без контекста тяжело.
Я прочитала все крупные романы писателя, поэтому иногда сумбурный сюжет, и наивность главного героя не смущали меня. Это было даже интересно, находить приемы писателя которые потом он усовершенствовал в своих произведениях и сделал своими характерными чертами. Желание автора написать роман на такую сложную тему, достойно уважения. Революция 1789 года дала такой мощный толчок к борьбе людей за свою свободу и права, что воспламенила, казалось бы уже абсолютно покоренных и отчаявшихся людей. Вот про них автор и предлагает читателю узнать и вспомнить.

Смерть - ничто для души увядшей и охладевшей в страданиях; но как страшен удар ее ледяной руки тому, чье расцветшее сердце согрето всеми радостями бытия!












Другие издания


