
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 ноября 2024 г.Читать далееХотела поворчать на роман. Но оказывается Гюго написал его в 16 лет, а в дальнейшем его доработал. И книга после этого осознания совершенно по другому ощущается. Для работ Гюго она не большая, нет еще этого описания, исторических вставок с отступлениями. В основу романа легло реальное восстание рабов. Главный герой, Леопольд, спасает раба, Пьеро, от казни. Но сам попадает в плен и уже Пьеро спасает. Все таки это еще не классический Виктор Гюго, а больше смерть Верна и Дюма. Я все таки больше люблю его большие работы, и хожу в них именно за описаниями и дальнейшим переплетением судьб героев. Но это тоже был интересный опыт.
54275
Аноним12 апреля 2011 г.Читать далееКогда Гюго был маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной. (Внимание, возможна дезинформация про валенки!) Но, разумеется, даже Гюго не сразу написал "Отверженных" или "Собор Парижской богоматери", а, будучи амбициозным вьюношем, начинал с произведений попроще, которые мы знаем весьма мало. "Бюг-Жаргаля" в библиографии обычно датируют вторым произведением автора, но это неверно, на самом деле он написал его на спор ещё в шестнадцать лет за какой-то смехотворный промежуток времени (и, само собой, шедевра у него не вышло), просто издал и переработал он его уже после выхода своего официально первого "Гана-исландца".
Итак, что же такого понаписал Гюго-тинейджер? С чего начинал мастер прозы? С вещей, которые могут обнадёжить всех графоманов всех времён и народов. Этот "роман" — ужасающе наивный, с примитивным выпендрёжным сюжетом, с картонными персонажами и множеством деталей из разряда "не пришей козе рукав". Оформлено всё как рассказ офицера, отдыхающего в палатке со своими сослуживцами, и автор стебётся сам над собой, говоря в предисловии, что хотел написать целую серию романов от имени всех этих офицеров, но слава богу, никогда этого не сделает. Итак, жил да был молодой дворянин, который был помолвлен с прекрасной Марией, которая из всех полезных умений могла только трепетать, вздыхать и плакать. В неё же был влюблён негр-невольник, который на самом деле был сыном какого-то африканского короля, поэтому он представляет собой сразу все возможные человеческие добродетели в одном чёрном флаконе. Ещё есть жестокий дядюшка главного героя, который любит пороть негров, и его карлик-шут, чернокожий замбо, который втайне мечтает этого дядюшку укокошить... Не буду рассказывать сюжет, он довольно примитивный, просто это слишком много не слишком интересных букв. Но это правда выглядит по-детски и маразматически. Картонная любовь с серенадами, слёзами и обмороками после каждого второго слова, героические поступки на каждой второй странице, трогательные сцены (И тут вояка заплакал второй раз в жизни... Первый раз он плакал когда "описание жуткой сцены", а второй раз, когда его начальник сказал ему "Спасибо"), брызжущий пафос и паладинская аура дворянина, который отчаянно тупит и делает какие-то совершенно дикие вещи. Если интересно — то рекомендую это произведение в качестве сборника всех возможных клише романтизма.
Линия про восстание негров, единственно более-менее внятная (хотя и тоже искусственно гипертрофированная в нечто далёкое от истины, например, сцены про идиотизм негров или про то, что они ходили с трупом белого младенца на копье вместо знамени), была добавлена позже, как раз перед изданием. Тема интересная, видно, что вопросы гуманизма автора занимают всерьёз и надолго. Вообще, смех смехом, а не уверена, что в шестнадцать лет без каких-либо серьёзных предварительных занятий в писательской стезе можно написать лучше. Язык хоть ещё и не такой изящный, как в "зрелой" прозе, но уже видно, что неплохой, ну а тема, сюжет и герои... Мастерство приходит с опытом, не только с писательским, но и житейским. Хороший зачин и большое будущее уже можно рассмотреть, а сам же роман не стоит принимать всерьёз. Стоит прочитать либо в совсем юном возрасте, когда все эти замыленные штампы не бросаются в глаза, либо с целью поржать. Хотя одна пафосная сцена меня всё-таки порадовала своей пусть не глубиной, но тонко подмеченной чертой характера: "Сам убьюсь, но тебе подгажу" — последняя попытка мести карлика.
33717
Аноним25 марта 2025 г.Революция на Гаити
Читать далееОкунитесь в раннего Гюго, произведение которое он начал писать лет в 14, а потом исправил или что то дописал в 18. Меня поразила выбранная этим юношей тема, восстание рабов на Гаити, политика и конечно любовь. Тут великого романиста видно издалека. А еще вот этот прекрасный юношеский максимализм. Уж если молодой человек честен то во всем и до конца. Образ мужественного, добродетельного человека, с высокими моральными ценностями, не смотря на расу или внешний вид, это идеал Гюго, его коронный образ.
В целом ощущение слегка наивного но желающего казаться очень серьезным произведения. Как большой любитель произведений Виктора Гюго, я читала с удовольствием. Учитывая возраст писателя, вполне можно сделать скидочку; чувствуется что это будущий мастер. Очень повезло взять это издание, в кратком предисловии история острова, объясняется о каких исторических событиях пишет Гюго, как менял потом свои политические взгляды, где сначала не разобрался во всех политических перипетиях. А главное все коротко и по делу, иначе читалось бы как в тумане. Негры, мулаты, креолы, говорят по испански и французски, несколько политических собраний, каждый о своем ратует, без контекста тяжело.
Я прочитала все крупные романы писателя, поэтому иногда сумбурный сюжет, и наивность главного героя не смущали меня. Это было даже интересно, находить приемы писателя которые потом он усовершенствовал в своих произведениях и сделал своими характерными чертами. Желание автора написать роман на такую сложную тему, достойно уважения. Революция 1789 года дала такой мощный толчок к борьбе людей за свою свободу и права, что воспламенила, казалось бы уже абсолютно покоренных и отчаявшихся людей. Вот про них автор и предлагает читателю узнать и вспомнить.
9119
Аноним5 мая 2012 г.Читать далееПрочитала с удовольствием, несмотря на знатную долю идеалистичности, пропитавшую это повествование. Но в конце концов это первая книга автора, да и Гюго вообще грешил такими вещами, как идеальные образы. Только в дальнейшем, в его более широко распространенных произведениях, образы, выставленные идеально хорошими и идеально плохими, на самом деле были двойственны, часто зеркально отличны от вкладываемого в них смысла. Тут же все как раз так, как описано. Героические, благородные хорошие не являются на деле подлецами. Да и единственное полу-исключение - карлик - он... Не скажу, чтобы был мне симпатичен, или чтобы я его жалела. Просто его вполне можно понять, еще как. Он прав тоже во всем, как и все иные стороны.
7574
Аноним8 октября 2023 г.Читать далееВременами юношеские впечатления служат цементирующей основой для дальнейшего, глубокого и фундаментального творчества. Не все в этом фундаменте бывает цельно и однородно, однако при этом даже самый первый камушек подчас становится крепким залогом богатого на переживания будущего.
Несмотря на то, что изначально «Бюг-Жаргаль» был написан Гюго всего в 16 лет (хоть и доработан позднее в 24), тем не менее в нем уже начинают прослеживаться те вехи углубленного изучения человеческой природы во всем ее противоречивом многообразии, которые столь явно и выпукло выступали в его более зрелых и всемирно известных произведениях.
Основываясь на реальных исторических событиях, роман в то же время является чрезмерно идеализированным и в некотором плане слишком наивным повествованием от лица одного из участников событий. Фактически все персонажи наделены собственным рядом черт характера, которые закладывают основу для их личностного развития — так, Леопольд д'Овернэ, кажущийся поначалу исключительно положительным героем, временами проявляет совсем недостойные этого звания мысли и чувства, не умея прислушаться к себе и не находя в себе сил поверить единожды данному обещанию. Его герою хочется сострадать, но чем глупее его ошибки, тем большую досаду он вызывает. И тем самым делается более приземленным, более простым в своем изложении персонажем, чем Пьеро.
Интриги этой книги прослеживаются довольно легко. И еще легче угадать, кто же друг, а кто — враг. И так называемое «ужасное предательство» перестает быть таким ужасным, потому что читатель далек от наивных иллюзий влюбленного и страдающего Леопольда. Читатель не верит в совпадения, читатель ЗНАЕТ, кто, почему, как и, главное, зачем поступил так, как поступил. А если не знает, то уж точно догадывается. И в этом тоже, как мне кажется, был заключен замысел Гюго — не выстроить сложную многоходовую интригу с потайными замками, за которыми скрываются жуткие скелеты, а изобразить масштабное полотно, в котором все будет на виду.
И чем более несовершенным кажется капитан д'Овернэ, тем более возвышенным, благородным, непохожим на других, является Пьеро. И в этом лично я нахожу далекий пока еще отзвук «того самого» Гюго, который впоследствии так живо и будоражаще изобразит попытку захвата бродягами и цыганами неприступной твердыни собора Парижской Богоматери. И еще более ярко, драматично, до слез на глазах и комка в горле — кровавую битву на баррикадах, заранее обреченную, но оттого еще более неистовую.Персонаж Пьеро пока не слишком сложен и противоречив, как Клод Фролло, Жан Вальжан, Жильятт или Гуинплен. Однако он уже обладает теми чертами характера, которые не могут не восхищать. Будучи рабом, он свободен духом, имея огромное и любящее сердце, он находит мужество в жертве и отречении, утешаясь счастьем и любовью той, которая ему недоступна. Зная, что значит настоящая благодарность, он переступает несправедливость и огульность обвинений, и открывает свою душу навстречу тому, кого хочет называть «братом». Его сложно анализировать, так как о его чувствах можно лишь догадываться. Но по тем болезненным, сухим описаниям его прошлого можно вывести наружу всю глубину его страдания и того, что он смог преодолеть, оставясь самым мужественным и самым человечным из восставших.
По объему роман совершенно небольшой. Он написан очень простым, художественным и не перегруженным языком, только формирующим стиль будущего знаменитого писателя. Философствований практически нет, поскольку это — роман-действие, сама сила которого в движении. И хотя, как упоминалось в краткой биографии Гюго, события в нем значительно приукрашены, равно как и жестокости чернокожих повстанцев, однако ничто не мешает взглянуть на происходящее под другим углом. Жестокость порождает жестокость и хотя вопрос о превосходстве какой-либо из рас будет явно излишним, все события «Бюг-Жаргаля» - закономерный человеческий фактор, который позволяет задуматься как об ужасах войны и сохранении человечности, так и о том, ради какой великой ценности все это совершается.
Я не люблю революции (в отличие от французов). И мне трудно проникаться их свободолюбивыми идеями. Но то, с каким пылом они могут говорить о них, само по себе вызывает интерес.У этого романа его небольшое послесловие, которое в моем издании приводилось перед примечаниями и которое завершает то, на чем оборвалась основная линия повествования. Но даже без послесловия я помнила, что этот роман должен был быть рассказом из так и не написанного сборника. И в целом он раскрыл главную интригу, так что... почин можно считать вполне успешным. И засим можно переходить к следующему произведению.
6266
Аноним10 января 2016 г.Читать далее"Бюг-Жаргаль" не похож на те два предыдущих романа Гюго, что я читал прежде. Может это потому, что он является первым романом автора, он не особо известен, в отличии от знаменитого романа "Отверженные" и не менее знаменитого "Собора Парижской Богоматери". Там нет сложных оборотов, почти ни одной отсылки к "Библии", нет греческой или древнеримском мифологии, потому что писал роман 16-летний парень. Не смотря на все вышесказанное, роман меня очень впечатлил...
Во-первых, он впечатлил меня жестокостью в первую очередь озлобленных негров. Рабы, которые, наверное, имели право злиться на белых, явно перегибали палку в своей мести. Убивали всех: стариков, детей, женщин. В описании одной из битв даже есть момент, где негры нацепили на знамя труп ребенка. Похоже на вымысел, но роман основан во многом на реальных событиях, там есть персонажи, которые существовали в жизни, поэтому есть основания полагать, что это имело место быть. Возможно, такая жестокость исходила от того, что рабы были крайне тупыми, тупее некуда. В своей массе, конечно. Организаторы восстания были умнее и хитрее многих белых.
Во-вторых, роман впечатлил доблестью, гордостью и преданностью некоторых персонажей. Иногда гордость доходила до маразма. Тут, возможно, сказывался возраст автора, все-таки 16 лет автору.
Бюг Жаргаль мне очень напомнил Джона Коффи из романа Кинга "Зеленая миля". Возможно, он был прототипом для Стивена Кинга.5990
Аноним20 ноября 2019 г.Читать далееРоман описывает события восстания темнокожих рабов в Сан-Доминго - бывшей французской колонии. Восстание это было единственным успешным и привело к созданию независимого государства Гаити.
На момент первой публикации в 1826 году, Виктору Гюго было 24 года, а написал произведение он в возрасте 18 лет.
Имея общие знания по истории искусства и возрастной психологии, уже можно сделать выводы о том, что произведение наполнено мелодраматическими поворотами, необоснованными резкими сменами настроения главных героев, поверхностной трактовкой событий. Такое предположение оправдается после прочтения. Но если вы прощаете такие черты Александру Дюма в "Графе Монте-Кристо" и "Трех мушкетерах", которые были опубликованы на 20 лет позже, то и проявите снисходительность к "Бюгу-Жаргалю".Главный персонаж - капитан Леопольд дОвернэ - рассказывает сослуживцам о своем знакомстве с предводителем восстания, бесстрашным и честным Бюгом-Жаргалем, принцем Каконго, который стал рабом. Ближе к конце повествования присутствует ироничная сцена, когда слушатели критикуют и высмеивают рассказ дОвернэ как слишком скучный.
Темнокожий Бюг-Жаргаль наделен всевозможными положительными качествами, воспринимается капитаном д*Овернэ с мистическим трепетом.
Остальные темнокожие каррикатурно лицемерны, глупы, их традиции описываются как уродливые пародии на европейские. Первым антагонистом является полуиспанец-полунегр карлик шут Хабибра. Другим - предводитель армии восставших, хитрый Биасу.
Думаю, роман понравится любителям приключенческих рассказов, тем и кто хочет детальнее познакомиться с литературным течением романтизма.
Безусловно, в первую очередь "Бюга-Жаргаля" читают как ранний роман Виктора Гюго, написанный в период его ухаживания и женитьбы на Адели Фуше. Роман в принципе можно назвать творчеством Гюго в миниатюре - тут присутствуют любовь к экзотике, драматическим поворотам, идеализация романтических отношений новобрачных, образ карлика-шута, а также обращение к теме прав человека и реальным историческим событиям. Интересно, поменяется хоть в чем-то существенном творчество Гюго за его долгую жизнь?4340
Аноним23 апреля 2014 г.Приключенческий роман (именно в той, с детства любимой форме), написанный Гюго. Все еще по-подростковому наивно и идеалистично. Но моментами уже проглядывают черты описательности вникания в героев, характерные для более поздних работ автора. Читается же намного легче.
В добавок - прекрасный контраргумент всем графоманам, списывающим недостатки произведений на свой возраст.3630
Аноним13 июля 2025 г.Написать роман? На спор!
Читать далееПодумать только, великий Гюго написал «Бюг-Жаргаля» в 16 лет на спор, что напишет книгу за две недели. Да, он в 1825 году ее переработал и переиздал в 1826, но всё же, это один из первых его прозаических опытов.
Читая «Бюг-Жаргаля», держишь в голове, что «это» написано в 16 лет! Подросток, вспомните себя в 16 лет, задумывались ли вы о том, чтобы написать роман, ну, например, о восстании негров?
Да, лучшие произведения Гюго впереди, тем интереснее было прочитать его малоизвестный первый роман. Уже здесь автор убедительно рисует нам образы героев, самого Бюг-Жаргаля, вождя невольников Биасу, карлика Хабибры. Это и роман социальный, где Гюго хотя и оправдывает это восстание, показывает одинаковую жестокость обеих противоборствующих сторон, и приключенческий роман с пещерами, крокодилами, джунглями, смертельными водопадами и т.д. Конечно, это и мелодрама: любовь, дружба, честь, предательство, — всё это вы здесь найдёте.
По словам Гюго, он задумал большой роман, где «Бюг-Жаргаль» был бы его частью, однако роман этот так и не был написан. Тем не менее, совсем скоро появится другой Роман, гениальный «Собор Парижской Богоматери», но это уже совсем другая история...
2104
Аноним12 июля 2020 г.Читать далееПроизведение «Бюг-Жаргаль» является одним из первых произведений автора, которое было написано им в шестнадцать лет. Сам роман основан на реальных событиях, но при этом он достаточно идеалистичен.
Повествование в романе ведется от лица капитана Леопольда д’Овернэ, который рассказывает о восстании негров в Сан-Доминго. Восстание сопровождалось жестокостью: негры пытали и убивали всех белых, которые попадались им под руку. Также роман для романа характерно идеализация таких понятий, как честь, гордость, доблесть, любовь, зло и так далее.
Конечно, роман не настолько известен, как другие произведения автора, но он неплохо написан. Читается он достаточно легко, так как написан более простым языком, нежели другие произведения автора. Да и впечатлений оставляет немало, пусть и не настолько яркие, как, например, «Человек, который смеется» или «Отверженные». Но его стоит почитать, хотя бы потому, что это одна из первых работ автора, и ей нужно отдать символическое уважение.2719