Фантастика и фэнтези, которые хочу прочитать
Anastasia246
- 2 237 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
История о тамагочи 21 века, возможно 22-го.
Конечно, это не те нелепые крупнопиксельные существа, которые умели только есть, пить и делать сомнительного вида кучки. Прогресс не стоял на месте и перед нами максимально реалистичные дигитанты, вершина программистской мысли, очень няшные и мимишные с виду, домашние питомцы и всеобщие любимцы. Они прекрасно живут в интернет-пространстве, общаются с хозяевами и между собой, обладают способностью к обучению и казалось бы идеал достигнут.
В общем, хотели, как лучше. Получилось как всегда. Далеко не все хозяева дигитантов настроены столь же созидательно, как и герои повести. А еще можно воспользоваться кодом, выложенным в открытом доступе и внести свои изменения, создавая дигитантов-бойцов. А еще это целое непаханное поле для виртуальной секс-индустрии. А еще новые технологии вытесняют старые и возникает вопрос о совместимости версий. Нет, мы перенесем ваших дигитантов на нашу единую платформу, только это будет стоить немалых денег.
За сравнительно небольшой промежуток времени мы наблюдаем расцвет и закат империи дигитантов. Но я бы не стала горевать по этому поводу. Да, хозяева привыкли к милашкам. Но виртуальные милашки все же лишь набор битов и байтов. Суррогатная замена человеческому общению. "Песок — неважная замена овсу"(с)

Тед Чан решил написать полноформатную повесть на свою любимую тему – о реакции человека на стремительное изменение технологий.
Создание цифровых объектов, о которых необходимо постоянно заботиться, далеко не новинка. Достаточно вспомнить японских тамагочи. Но Чан решил внести усовершенствование, наделив их искусственным интеллектом на основе нейросетей. Получившиеся в итоге «программные объекты» необходимо было обучать как маленьких детей – управлению своим аватаром, речевому взаимодействию с другими дигитантами и людьми и еще многому другому. Но зато можно было надеяться, что они будут «расти» со своим владельцем.
Первоначально компания-разработчик рекламировала дигитантов, как новый тип игрушек, с которыми можно общаться. Но как только владельцы поняли, что перед ними полноценные дети, требующие постоянного ухода, начались массовые отключения. А самых стойких добил период «зрелости», когда «объекты» становились раздражительными и мало управляемыми.
В конечном итоге осталось два десятка фанатиков, для которых забота о дигитантах стала образом жизни. И среди них – Ана Альварадо, «тренер» маленьких «объектов», и Дерек Брукс – дизайнер аватар. Собственно, вся повесть – это описание борьбы Аны и Дерека за своих подопечных, в жертву которым приносится и личная жизнь, и финансы, и все свободное время. Ведь дигитанты существуют не только в виртуальном мире, в теле робота они могут выходить в реальность, но, по закону, только в сопровождении владельца. А еще им необходимо все время делать апгрейд, т.к. стремительное развитие базовых платформ их обитания приводит к несовместимостям с нейродвижком, что, фактически, обозначает изоляцию от всего остального мира в рамках старых версий.
В повести такая несовместимость с новыми платформами поставила владельцев дигитантов перед очень непростым моральным выбором. Либо дать согласие на сексуальную эксплуатацию своих питомцев и их копий, получив взамен перенос нейродвижка, либо прибегнуть к их отключению, что можно приравнять к убийству собственного ребенка.
Чан не дает готовых выводов и оценок. Он анализирует ситуацию со всех сторон, обозначаю проблему, с которой человечество столкнется в ближайшем будущем, и намечая возможные пути ее решения.
К сожалению, он не всегда справляется с выбранным форматом полноценной повести. Все-таки, Чан – мастер короткого метра, где не так заметны провисания и нестыковки сюжета и непрописанные характеры.
Рецензия на книгу Теда Чана «Купец и волшебные врата» - здесь.

Небольшая повесть, в характерном для Чана не слишком эмоциональном стиле - но в оригинале эта сухость практически не ощущается, и авторская отстраненность не мешает, даже наоборот, очень к месту.
Многослойная вещица. Самый верхний слой - основная канва: есть некая компьютерная фирма, решившая создать этакую новую версию тамагочи: питомец в виртуальной реальности с возможностью обучения и развития. Все, как у детей - сначала эти питомцы учат слова, потом учатся распознавать цвета и объекты, играть, разговаривать, и так далее. И примерно с той же, что и дети, скоростью. Главное условие - наличие воспитателя. Как обычно бывает с программными продуктами, сначала это бум на рынке, потом интерес спадает, конкуренты придумывают новые решения, фирма разоряется, и вот уже остается крохотная группа самых преданных любителей виртуальных питомцев, все еще занимающихся ими - естественно, главные герои в числе этой группы. Программный код устаревает, доступ в новые виртуальные реальности требует существенных вливаний, поиск средств, поиск решения - и все это не прекращая процесса воспитания и обучения.
Другой слой, небольшой такой, но все же: тема воспитания разума, независимо от его происхождения. Может ли интеллект развиться сам, без социальных контактов? Возможны ли самообучающиеся сущности? А в случае наличия контакта: возможно ли развитие без фрустрации?
Еще один слой: а что есть такое привязанность? Можно ли сравнить привязанность к собственному ребенку и домашнему животному? А привязанность к виртуальному питомцу - на какой ступени в иерархии будет она? В этот же слой: проблема выбора. Можно ли делать выбор между человеком и виртуальным воспитанником? В чью пользу? Допустимы ли жертвы? До какой степени? А где граница?
Или вот еще слой: А что есть зрелость? Вот, допустим, для человека определен возраст социальной ответственности. А как быть, когда нет этой рамки? Кто решает, достиг ты зрелости, или нет? А если решаешь ты: как ты примешь решение об этом, на что ты будешь опираться, что будет ориентиром?
Там есть и еще, но лучше читайте сами)
Прочитала запоем. Финалом довольна, хотя на вопросы, которые поднял автор, еще отвечать и отвечать.
Очень, очень понравилась эта вещь.

Cложные умы не могут развиваться сами по себе. Если бы такая возможность существовала, одичавшие дети не отличались бы от остальных своих «домашних» ровесников. Разум не растет так, как растут сорняки, которые благополучно процветают при безразличном к ним отношении. В противном случае все дети в сиротских домах преуспевали бы. Для того чтобы разум раскрыл все свои возможности, ему нужна помощь в развитии со стороны других разумов.

Ты хочешь воспитать здравый смысл, который приходит после двадцати лет жизни в мире, тебе нужно потратить на эту задачу двадцать лет. Нельзя собрать эквивалентную коллекцию эвристических методов за более короткое время; опыт несжимаем алгоритмически.












Другие издания


