
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 июня 2025 г.Читать далееИстория о тамагочи 21 века, возможно 22-го.
Конечно, это не те нелепые крупнопиксельные существа, которые умели только есть, пить и делать сомнительного вида кучки. Прогресс не стоял на месте и перед нами максимально реалистичные дигитанты, вершина программистской мысли, очень няшные и мимишные с виду, домашние питомцы и всеобщие любимцы. Они прекрасно живут в интернет-пространстве, общаются с хозяевами и между собой, обладают способностью к обучению и казалось бы идеал достигнут.В общем, хотели, как лучше. Получилось как всегда. Далеко не все хозяева дигитантов настроены столь же созидательно, как и герои повести. А еще можно воспользоваться кодом, выложенным в открытом доступе и внести свои изменения, создавая дигитантов-бойцов. А еще это целое непаханное поле для виртуальной секс-индустрии. А еще новые технологии вытесняют старые и возникает вопрос о совместимости версий. Нет, мы перенесем ваших дигитантов на нашу единую платформу, только это будет стоить немалых денег.
За сравнительно небольшой промежуток времени мы наблюдаем расцвет и закат империи дигитантов. Но я бы не стала горевать по этому поводу. Да, хозяева привыкли к милашкам. Но виртуальные милашки все же лишь набор битов и байтов. Суррогатная замена человеческому общению. "Песок — неважная замена овсу"(с)
30246
Аноним26 октября 2015 г.Читать далееТед Чан решил написать полноформатную повесть на свою любимую тему – о реакции человека на стремительное изменение технологий.
Создание цифровых объектов, о которых необходимо постоянно заботиться, далеко не новинка. Достаточно вспомнить японских тамагочи. Но Чан решил внести усовершенствование, наделив их искусственным интеллектом на основе нейросетей. Получившиеся в итоге «программные объекты» необходимо было обучать как маленьких детей – управлению своим аватаром, речевому взаимодействию с другими дигитантами и людьми и еще многому другому. Но зато можно было надеяться, что они будут «расти» со своим владельцем.
Первоначально компания-разработчик рекламировала дигитантов, как новый тип игрушек, с которыми можно общаться. Но как только владельцы поняли, что перед ними полноценные дети, требующие постоянного ухода, начались массовые отключения. А самых стойких добил период «зрелости», когда «объекты» становились раздражительными и мало управляемыми.В конечном итоге осталось два десятка фанатиков, для которых забота о дигитантах стала образом жизни. И среди них – Ана Альварадо, «тренер» маленьких «объектов», и Дерек Брукс – дизайнер аватар. Собственно, вся повесть – это описание борьбы Аны и Дерека за своих подопечных, в жертву которым приносится и личная жизнь, и финансы, и все свободное время. Ведь дигитанты существуют не только в виртуальном мире, в теле робота они могут выходить в реальность, но, по закону, только в сопровождении владельца. А еще им необходимо все время делать апгрейд, т.к. стремительное развитие базовых платформ их обитания приводит к несовместимостям с нейродвижком, что, фактически, обозначает изоляцию от всего остального мира в рамках старых версий.
В повести такая несовместимость с новыми платформами поставила владельцев дигитантов перед очень непростым моральным выбором. Либо дать согласие на сексуальную эксплуатацию своих питомцев и их копий, получив взамен перенос нейродвижка, либо прибегнуть к их отключению, что можно приравнять к убийству собственного ребенка.
Чан не дает готовых выводов и оценок. Он анализирует ситуацию со всех сторон, обозначаю проблему, с которой человечество столкнется в ближайшем будущем, и намечая возможные пути ее решения.К сожалению, он не всегда справляется с выбранным форматом полноценной повести. Все-таки, Чан – мастер короткого метра, где не так заметны провисания и нестыковки сюжета и непрописанные характеры.
Рецензия на книгу Теда Чана «Купец и волшебные врата» - здесь.Содержит спойлеры17489
Аноним1 марта 2013 г.Читать далееНебольшая повесть, в характерном для Чана не слишком эмоциональном стиле - но в оригинале эта сухость практически не ощущается, и авторская отстраненность не мешает, даже наоборот, очень к месту.
Многослойная вещица. Самый верхний слой - основная канва: есть некая компьютерная фирма, решившая создать этакую новую версию тамагочи: питомец в виртуальной реальности с возможностью обучения и развития. Все, как у детей - сначала эти питомцы учат слова, потом учатся распознавать цвета и объекты, играть, разговаривать, и так далее. И примерно с той же, что и дети, скоростью. Главное условие - наличие воспитателя. Как обычно бывает с программными продуктами, сначала это бум на рынке, потом интерес спадает, конкуренты придумывают новые решения, фирма разоряется, и вот уже остается крохотная группа самых преданных любителей виртуальных питомцев, все еще занимающихся ими - естественно, главные герои в числе этой группы. Программный код устаревает, доступ в новые виртуальные реальности требует существенных вливаний, поиск средств, поиск решения - и все это не прекращая процесса воспитания и обучения.
Другой слой, небольшой такой, но все же: тема воспитания разума, независимо от его происхождения. Может ли интеллект развиться сам, без социальных контактов? Возможны ли самообучающиеся сущности? А в случае наличия контакта: возможно ли развитие без фрустрации?
Еще один слой: а что есть такое привязанность? Можно ли сравнить привязанность к собственному ребенку и домашнему животному? А привязанность к виртуальному питомцу - на какой ступени в иерархии будет она? В этот же слой: проблема выбора. Можно ли делать выбор между человеком и виртуальным воспитанником? В чью пользу? Допустимы ли жертвы? До какой степени? А где граница?
Или вот еще слой: А что есть зрелость? Вот, допустим, для человека определен возраст социальной ответственности. А как быть, когда нет этой рамки? Кто решает, достиг ты зрелости, или нет? А если решаешь ты: как ты примешь решение об этом, на что ты будешь опираться, что будет ориентиром?
Там есть и еще, но лучше читайте сами)
Прочитала запоем. Финалом довольна, хотя на вопросы, которые поднял автор, еще отвечать и отвечать.
Очень, очень понравилась эта вещь.13223
Аноним27 февраля 2023 г.Дрессировка ИИ
Читать далееНебольшая повесть, претендующая на решение назревающих этических вопросов в технологической сфере. Ну или хотя бы на то, чтобы их подсветить до того, как они упадут человечеству на голову внезапным кирпичом.
Центром сюжета является компания, изготавливающая самообучающихся искусственных питомцев, эдакий сплав чатбота с игровым движком. Как и девять из десяти сверх-технологичных стартапов, компания проходит типичный путь: потрясающий взлёт, куча прибыли, всем интересно предложение, микротранзакции, постепенный спад интереса, стагнация, кучка увлечённых пытается удержать всё на плаву, банкротство и поглощение остатков очередной гигантской корпорацией.
(Очень жизненно, очень правдоподобно, поэтому я больше не работаю в очень перспективных стартапах, кхе.)
Большая часть питомцев остаётся никому ненужной, те несколько штук, которыми играются гики или особо уверовавшие в полезность, неумолимо устаревают, в конце концов их надо или переносить на новую платформу, или попрощаться. Перенос - это огромное количество денег, которых у оставшихся энтузиастов, конечно же, нет, как и нет технических навыков для того, чтобы перенести движок на актуальную платформу самим.
Кто-то сдаётся, кто-то пытается выращивать свой ИИ сам и дальше, давая ему уроки чтения и прикладных навыков, кто-то попутно ищет спонсоров. Однако со спонсорами сложно: для них именно такая форма чат-бота бесполезна, из большого эмоционального вклада, необходимого для развития этой зверушки, корпорации прибыли не вытянуть. Нужна идеальная рабочая лошадка, которая способна к метапрограммированию, чтобы проломить потолок ограничений человеческого разума, и диджиталы на эту роль не годятся.
Но есть одна сфера, в которой именно эмоциональная связь - главная. Секс, конечно же.
(Вообще я с десятой страницы начала задаваться вопросом, почему никому не пришло в голову использовать этот движок для виртуального секса, первое же в очевидности применение. Но нет, всё-таки пришло, просто все участники отчаянно старались эту идею игнорировать.)Мне нравится равнодушно-суховатый стиль Чана, который в принципе не предполагает никакого эмоционального погружения в происходящее. События - это просто события, персонажи - это просто персонажи; читателю предлагается самому найти в описанной истории конфликт, понять, какое решение ему ближе и что с ним делать.
Для меня здесь вся этическая составляющая крутится вокруг того, в какой момент можно признать цифрового питомца личностью, где проходит грань между самосознанием и чат-ботом. Два основных персонажа-человека вяло рефлексируют на эту тему и приходят к прямо противоположным выводам: первый решает, что своим диджиталам пора дать свободу, раз они сами её хотят, вторая упирается всеми конечностями, потому что "они ещё не зрелые и у них нет опыта".
Вообще, конечно, с моей точки зрения второе звучит как чистый сюр и отрицание реальности ради тараканов в собственной голове. Как именно Ана проводит оценку цифровой личности, чтобы прийти к выводу, что она, личность, ещё не может сама определять свои желания - непонятно. Ещё менее понятно, как должен выглядеть этот сформированный опыт, чтобы Ане наконец стало очевидно, что теперь личность взрослая.В кульминационной сцене всей повести, где остатки энтузиастов слушают презентацию BinaryDesire, есть отлично сформулированный вопрос: а разве всех нас, как бы свободных в решениях органических объектов, не сформировали среда и получаемые стимулы? Ана, похоже, так и не смогла на него ответить даже для самой себя.
И так с ним и остаётся, причём из-за невозможности здраво посмотреть на вещи - в одиночестве, явно заблудившись где-то между реальностью и виртом. Но зато с ИИ-питомцем, который для неё заменил всё остальное.Стоит признать, что с учётом всё более бурно развивающейся индустрии чат-ботов, повесть со своими этическими сомнениями становится прямо актуальной. Ещё лет пять, когда кто-нибудь наконец допилит виртуальную реальность до хоть сколько-то приемлемого вида, и у нас тоже возникнет вопрос, превращать ли программные объекты в юридические субъекты. И если превращать, то в какой момент.
Не самая захватывающая вещь из тех, которые я читала, по-моему, Чену всё-таки рассказы даются лучше, в прозе длиннее он начинает пробуксовывать, но, пожалуй, всё равно хорошо. Полезно для собственных философских рассуждений, опять же.Содержит спойлеры11520
Аноним12 сентября 2019 г.Читать далееИ снова Тед Чан использует тот же прием: продлевает один из векторов развития науки, делая перспективы реальностью внутри художественного произведения. А потом запараллеливает ее с реальностью человеческих взаимоотношений сегодняшней обыденности.
Ну а читателям остается наблюдать, что же в итоге получится.
Это было бы очень интересно.
Однако перед нами своего рода художественный нон-фикшен. Персонажи обладают именами и особенностями биографии, как и положено персонажам художественного произведения, но важны они автору ровно в той степени, в которой это помогает ему рассказать о своей идее. Все остальное неважно, не стоит прописанных подробностей.
Поэтому и воспринимается книга скорее как любопытная поделка, нежели живой рассказ о живых людях и тех проблемах, перед которыми их ставит прогресс. Постоянное повторение «Прошло еще два года…» делает рассказ еще более похожим на затейливый научных доклад с графиками и диаграммами.
Доклад, в котором обозначена проблема, показаны возможные последствия, но не дано никаких ответов. Хотя… когда было по-другому в художественной литературе?11911
Аноним4 января 2016 г.Читать далееНазвание книги напоминает название какого-то руководства по программированию. И оно специально такое. Автор в формате романа рассматривает последствия создания искусственного интеллекта (ИИ).
Меня всегда интересовал вопрос ИИ, интересует и сегодня. На эту тему написано множество книг разной степени научности и разной степени фантастичности. В этой книге основной подход -- постепенное выращивание интеллекта путём обучения нейросети.
Так вот оказывается, что по сути эта проблема ничем не отличается от воспитания ребёнка. На этом пути возникают те же моральные, этические и остальные проблемы, что известны любому родителю. Правда, кое в чём "digient" лучше обычного ребёнка. (Хотел написать "лучше живого ребёнка", но вовремя понял, что "digient" является не менее живым, чем "белковый" ребёнок.) Так вот, лучше он по трём причинам:- кормить его в принципе не обязательно;
- если "digient-ёнок" научился говорить "fuck", его всегда можно откатить до сохранённой контрольной точки и попробовать снова;
- если достал -- можно его suspend-нуть, отдохнуть от него и продолжить позже.
Звучит смешно, но лично мне неоднократно хотелось своих детей suspend-нуть :)))
Есть и отрицательные особенности. Например, версия digient-а может устареть, и он превратится в то, что называется "ребёнком с особенностями развития"...Так или иначе, прочитать эту книгу имеет смысл всем, не только фанатам ИИ. (Имеется русский перевод.)
7266
Аноним24 мая 2017 г.Читать далееТен Чан: зашкаливающая оригинальность, современный прорыв в фантастике, широты полета фантазии которому не занимать.
Читать было интересно, потому что напрягался мозг, и именно с этого рассказа меня затянуло его творчество.
Эта повесть - о тончайшей и все стирающейся со временем грани между жизнью и программой, между биологическим и цифровым сознанием. Однако она не зацепила меня за живое, к сожалению, так как мне не совсем близка тема сочувствия к людям, которые разменивают жизнь на виртуальную, компьютерную реальность.
Ошибаюсь ли я? Возможно, в скором будущем такая точка зрения будет считаться цифровым расизмом или чем-то в этом духе?
Не будь Теда Чана, я бы даже не задумалась над такими вопросами, поэтому читаю дальше и любителям фантастики крайне рекомендую.6464
Аноним23 июля 2016 г.Читать далееСоздание искусственного интеллекта - очень интересная для меня тема, и в этой небольшой повести она, на мой взгляд, довольно интересно обрисована. К чему может привести разработка обучаемых искусственных зверьков? Меньше всего можно было подумать, что проблема окажется в людях, которым не хватит ума, знаний или терпения для того, чтобы воспитать такого питомца должным образом, раскрыв его потенциал... И эти люди воспитывают детей)) И только горстка энтузиастов увлеченно возилась с так называемыми дигитантами, позабыв обо всем на свете. Причем интересно, что непонятно, кого осуждать - тех, кто поигрался с ними и забросил, или тех, кто принял их всерьез - вроде бы как ненастоящих, вроде бы машин? Или на каком-то этапе все же эти "зверьки" перестали быть компьютерами и стали личностями, которые имеют право самостоятельно совершать выбор и определять свою судьбу?
6307
Аноним5 мая 2019 г.Читать далееЯ долго думала над оценкой, поставила 3,5, хотя, вообще-то, повесть мне не понравилась. Думаю, на ней с Тедом Чаном я закончу. Он слишком загружает своей любимой информатикой и программированием, надеждой на ИИ и утопией.
И все же оценка не 2 потому, что хорошо раскрыта тема человеческой слепоты. Девочка всю жизнь играет с виртуальной зверушкой (я бы от такой тоже не отказалась, кстати), и не видит, что ее любят, и не особо даже замечает человека, с которым живёт. И поступок друга считает в итоге предательством, потому что заигралась.5639
Аноним3 марта 2017 г.Снятся ли тамагочи электроовцы?
Читать далееПоскольку фантастикой я интересуюсь (хоть и не так активно, как это делала, будучи тинейджером), пройти мимо Теда Чана я не смогла. Сначала было любопытно, что же это за писатель такой, который чуть ли не каждый год ухватывает себе то Хьюго, то Небьюлу, то еще какой-нибудь менее известный мне приз. Кода же подоспело голливудское Прибытие, решила, что пора уже, хватит держать себя в неведении.
Начала с указанной книги, и, возможно, это было моей ошибкой. Как я понимаю, Чан считается мастером короткого жанра, тут же, хоть и небольшая, но повесть.
Идея интересна, что-то из Маленького принца про ответственность за прирученных, только в цифровую эпоху и за программных существ. Вполне допускаю, что не наше поколение, так следующее может столкнуться с подобными моральными дилеммами.
Итак, почему же в результате у меня получилась троечка, хотя и читала с интересом? А вот тут не знаю, с чьей стороны беда - нарочито неряшливый ли стиль автора это был или переводчик постарался, так и не поняла. Но вчитываться в текст было тяжеловато: " Ее зовут Ана, всю неделю она делала то-то, сейчас она включила монитор, игра выглядит так-то, Ана закрывает..., входит.., выводит на экран..." Такое впечатление, что текст написан не человеком, а как раз тем самым искусственным интеллектом (что, кстати, могло бы стать неплохой идеей).
Итог - не идеальное произведение, но читать было интересно5343