
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 февраля 2020 г.Финал или перезагрузка?
Читать далееВсе же есть определенная прелесть и в том, чтобы не растягивать циклы на энное количество времени, а читать подряд, ну или хотя бы с совсем небольшими перерывами. Первые две части трилогии Муравейника показались мне, несмотря на очевидную связь, все же вполне себе самостоятельными произведениями, но вот третья соединяет их в одну историю, рассказывая собственно ее завершение и давая уже законченную картину произошедшего. Снова автор берет на вооружение прием нескольких сюжетных линий, каждая из которых рассказывает вроде бы свою историю, но постепенно они сплетаются в одну.
Кумико, тринадцатилетняя дочь главы якудза, после самоубийства матери отправляется в Лондон, чтобы быть подальше от разразившейся войны между преступными группировками. Но попадает из огня да в полымя, подчиненный ее отца затеял какую-то свою игру в расчете получить больше денег и власти и теперь девочка может полагаться лишь на странную новую знакомую с навыками профессионального убийцы и на Колина, ИскИна нового поколения, полученного в подарок от отца.
Посреди Собачьей Пустоши, места непригодного для жизни как людей, так и других биологических видов, стоит Фабрика, заброшенное, полуразвалившееся здание, в стенах которого нашли себе пристанище три изгоя: Джентри, Слик и Пташка. Но внезапно их уединение оказывается нарушено, человек, которому Слик обязан жизнью, просит отдать должок, приютив на Фабрике странную парочку — мужчину, подключенному к какому-то устройству 24 часа в сутки и девушку, что следит за его жизненными показателями, поддерживая их в норме.
Энджи Митчелл, звезда симстима, аналога нашего телевидения, пытается справиться с наркологической зависимостью, в которой она искала спасения от голосов в своей голове. Нет, она не психически больной человек, голоса и впрямь существуют и принадлежат они тем, кто называет себя лоа, вдохновившись человеческими вудуистскими легендами, и в каком-то роде они и впрямь боги, боги нового мира, киберпространства, а Энджи можно назвать их жрицей, самой посвященной, ведь, благодаря экспериментам своего отца, она может попадать в киберпространство и общаться с этими созданиями без всяких приборов.
И последняя сюжетная линия рассказывает нам о Моне, шестнадцатилетней проститутке и наркоманке, которая в расчете на лучшую жизнь когда-то сбежала из дома с Эдди, ставшим для нее скорее сутенером, чем возлюбленным. И именно Эдди в итоге втягивает ее в очередную аферу, на которой он рассчитывает отлично заработать, используя внешнее сходство Моны и Энджи Митчелл. Только он и сам не подозревал о масштабах планируемой операции, будучи мелкой сошкой он связался не с теми людьми и теперь Мона может рассчитывать лишь на себя.
Последняя часть трилогии понравилась мне больше всего. Даже не знаю, что именно зацепило сильнее: бодрый экшен, который не давал оторваться от книги, загадки, ответы на которые хотелось узнать как можно быстрее, на редкость отлично прописанные женские персонажи или же морально-этические вопросы, касающиеся искусственного интеллекта, киберпространства and so on. Пожалуй, дело в совокупности всех этих элементов, можно воспринимать книгу как бодрый боевик в интересных декорациях, а можно с легкостью копнуть и глубже, в любом случае не останешься разочарован.
Мои рецензии на другие части цикла:
"Нейромант"
"Граф Ноль"873,6K
Аноним10 апреля 2025 г.Сад сходящихся тропок
Читать далееУильям Гибсон – это такой канадский Лазарчук. Или Лазарчук – это наш Гибсон? Но первоисточник не так важен, интереснее видеть этот постоянно воспроизводящийся паттерн – множество, огромное множество тропок, которые пытаются слиться в огромное шоссе, во что-то вроде той самой дороги через Индию в Киме Киплинга, все идет к развязке, которая постарается если не объяснить, то хотя бы уравнять всех.
С точки зрения литературного мастерства что «Мона Лиза овердрайв», что «Граф Ноль» – абсолютный повтор «Нейроманта», те же техники и приемы, только надрыва меньше, диалоги точнее, а мизансцены спонтаннее. Собственно, дальше Гибсон продолжил, не меняя колеи. Казалось бы – самоповтор и автоплагиат, но дело, как обычно, в деталях. Миллион раз упомянутая кинестетическая сущность его прозы постоянно спасает ходульные сюжеты. Пусть сущность конфликта 3Джейн и Энжи Митчел так и не получила объяснения, пусть Молли/Салли выскочила в третьей книге из запасника как чертик из табакерки, пусть, зато жуткие роботы-артобъекты Слика наводят такую тоску, что читать это интересно. И они, как то самое ружье, понадобятся в последнем акте.
Страшен ли мир Гибсона, каким он его увидел в 1988? Не страшнее сегодняшнего, чистый киберпанк, high tech, low life. Политика, которая составляла процентов 10 в «Нейроманте», окончательно ушла на задворки, так, еще раз упоминается краткосрочная Третья мировая, которая уничтожила на стороне Запада Бонн, а на нашей – Белград. Точка. Один раз водка упоминается, а также метод нейронаказания автоугонщиков назван «Корсаков» в честь автора, больше никаких признаков наших палестин. Что любопытно – вроде бы в 1988 в СССР бушевала Перестройка, ан нет, в 1984 Гибсону СССР казался куда важнее, упоминаний в тексте было куда больше. Не почувствовал ли он, что такой СССР больше не годится для киберпанкового будущего?
Интернет до интернета, интернет, который осознает себя, интернет, который дотянулся до интернета другой планеты среди звезд – любопытно, но автор на этом не настаивал, все это лишь обрамление мира грязной улицы (как американские задворки в клипах Майкла Джексона 80-х) с наркотой, имплантами и мечтой о чистой жизни. Внезапно, люди опять оказались важнее технологии, даже в жанре, поставившем технологии во главу угла. Вероятно поэтому тексты Гибсона – довольно хорошая литература, не прозябающая в жанровом гетто.
40533
Аноним20 июня 2016 г.Только что поймала себя на мысли, что мне сложно воспринимать трилогию киберпространства в качестве отдельных произведений (разве что «Нейроманта», да и то с натяжкой), пусть и слегка запутанных. Зато стоит поставить их одно за другим – и все внезапно идет как по маслу, мозаика складывается в единую картинку, да такую, что дух захватывает. С совершенно непредсказуемым результатом.
И, что меня отдельно поражает, так это то, когда это все было написано. И ведь ни единой буквой не устарело...162K
Аноним20 октября 2024 г.Читать далееНачнём танцевать от печки, то есть, от названия книги, в котором кроется свой подвох и своя загадка, ввиду многозначности слова "овердрайв". Как по мне, самым вероятным переводом перевода названия будет Мона Лиза. Перезагрузка, если рассматривать концепцию романа, который не поражает философией, но свою глубину имеет. Центральная ось повествования и конфликт - это параллельное существование двух персонажей, Энджи Митчелл, звезда СимСтима, и проститутка Мона, очень похожая на Энджи Митчелл (особенно после пластической операции). Таким образом, Мона является искусственно созданным произведением искусства, копией, которую организованная группа лиц решила использовать для замещения самой Энджи Митчелл. Но как обычно, всё пошло не по плану.
Третий роман пионера киберпанка Уильяма Гибсона в трилогии Киберпространство не меняет своей рецептуры - это неоновый, неонуарный блеск, и смелый, почти жюльверновский, взгляд в компьютерное будущее, которое мы заслужили, и которое вдруг стало ближе, чем полёты на Венеру или колонизация Марса. Создание метавселенной стало своего рода новаторством писателя, но эти визионерские штучки не стали для Гибсона самоцелью - сферой его интересов по-прежнему является сообщество людей в огромном Муравейнике, где есть всё, что душа не пожелает: могущественные корпорации; социальное расслоение; маргиналы, чья жизнь практически ничего не стоит под неоновым блеском мегаполиса или тьме заброшенных локаций.
В Моне Лизе Овердрайв автор в свойственной для себя манере разделил сюжет на несколько параллельных повествований: история проститутки Моны, внезапно попавшей в круговорот событий из-за сходства с Энджи Митчелл; дочь якудзы Кумико, оказавшаяся в Лондоне; здесь же развивается история Бобби Ньюмарка под лозунгом "тело здесь, а душа далеко", чья бренная плоть находится в заброшенной фабрике под надзоров местных маргиналов, а разум витает где-то в киберпространстве; линия Энджи Митчелл. Самой слабой мне кажется линия Кумико - она является респект Гибсона японской культуре, да и само пребывание девочки воспринимается порой как вспомогательное средство для того, чтобы вывести из сумрака дополнительных персонажей. Нельзя сказать, что её роль вообще бесполезна и вторична, но самые яркие выходы на сцену принадлежат точно не ей, разве что вспомнить побег с Салли, или сцену повреждения модуля Маас-Неотек, которая конечно по психологической составляющей похожа на повреждение Джой, подруги Кея из Бегущего по лезвию 2049, но не вывозит драматически по сравнению с фильмом. В остальном, всё затмевается более яркими персонажами, скажем, Моной, которая ко всему прочему является несовершеннолетней наркоманкой, чьей задачей на день является достать дозу, сочинить историю своему сутенеру Эдди, и не спалить заначку от него же. Далее Гибсон завернет свою любимую карусель батальных сцен, главной из которых будет битва в цеху заброшенной фабрики с участием роботов и бойцами могущественной корпорации. Между делом, писатель будет старательно и порционно накидывать нам технические премудрости своей литературной Вселенной, типа киберпространства, льда, деки и прочего СимСтима, а там уже недалеко и до мифологических изысков, в виде сборища псевдовудуистских персонажей, типа Паппе Легба, барона Самеди, Мадам Бригитты и прочего лоа.
Стоит признать, что произведения Гибсона являются не столько эффектной художественной франшизой, а целой философией, вещью в себе. Экранизации романов мы так и не дождались, но концептуальные изыски и мировоззрение можно разглядеть во многих творениях киберпанка, от Матрицы до вышеуказанного Бегущего по лезвию 2049. Это не значит, что книги Гибсона сами по себе скучны и непонятны, но тем не менее, свой порог вхождения у них есть, и статус отдельного романа трилогии не отнимает необходимости ознакомления с со всеми романами хотя бы для того, чтобы понять и усвоить кто такие Тессье-Эшпулы, откуда в прекрасном будущем якудза и ковбои, и что черт возьми вообще происходит. С непривычки Гибсона порой действительно тяжело читать, но со временем это проходит, благо, писатель не экспериментирует с языком, и изложение идёт максимально минималистично с точки зрения эмоционального выражения, строго от третьего лица.
Также не изменяет Гибсон и теме мужественной женственности, до того, как это стало мейнстримом с этими вашими Фуриосами и Тринити, - Энджи Митчелл, Салли, совсем молоденькие Мона и Кумико тянут на своих плечах всё превратности сюжета почище мужиков, и это не говоря про непоседливую 3-Джейн.
Несмотря на обилие персонажей, тема одиночества очень остро стоит во всей трилогии, и Моне Лизе Овердрайв в частности, и практически в каждой сюжетной линии: Кумико оказывается одна в Лондоне, и часто вынуждена полагаться на себя; компания блаженных маргиналов обитает в заброшенной фабрике, в окружении роботов; Мона, лишённая детства, и у которой забрали даже сутенёра Эдди, единственную гарантию защиты от превратностей судьбы и жестокого мира; и даже Энджи Митчелл и Бобби Граф Ноль не сразу обрели друг друга. Пожалуй, Гибсон нас учит тому (а любая книга учит чему-то), что ни одна, даже совершенная технология, не заменит мир живых людей.
10402
Аноним5 декабря 2011 г.Завершающая часть трилогии, начатой Нейромантом. Хорошая.
Я буду скучать по миру, созданному Гибсоном.91,4K
Аноним6 февраля 2023 г.Уильям Гибсон - Мона Лиза Овердрайв (1988)
Читать далее88 год, мне 5 лет, до появления моей жены на свет ещё 1 год. Открытый для новых психоделических опытов человек, любитель литературы битников и практически создатель жанра “киберпанк” Уильям Гибсон заканчивает свой последний роман в культовой трилогии “Sprawl” (киберпространство). Так уж вышло, что эта книга оказалась, для меня, последней прочитанной в сумасшедшем 2022 году.
Бродили вдвоём по дождливым улицам в совершенной гармонии, когда нет нужды о чем-либо говорить3 сюжетных арки через реализацию которых, дорассказывается история Графа Ноль и Моны. Стиль изложения всё такой же рваный, жёсткий, а главные герои необычные и характерные.
Дочка главы якудзы шляется по заснеженному, холодному Лондону; механик от бога строит боевых роботов в жаркой, сухой пустыне в Америке; а молодая девушка с пониженной социальной ответственностью пытается выжить среди движух и наркотиков городских кварталов мегаполиса.
Сканирует ли его лазерный взгляд беззвучное кружение полночного снега?Достойное, крепкое окончание трилогии. Экшн, фантастика, всё в наличии. Не было бы Гибсона, не было бы “матрицы”, да и вообще... Респект Уильяму.
Содержит спойлеры71,1K
Аноним2 мая 2025 г.Читать далееПоследняя часть трилогии "Киберпространство". Очень удачное сочетание первых двух книг — от "Нейроманта" здесь цельный и сочный сюжет, а от "Графа Ноль" параллельные истории от лица нескольких персонажей. Кроме того, здесь засветятся считай все ребята из предыдущих книг и будет подведен итог истории, которая случилась в "Нейроманте".
Первая ветка повествования — события в Британии, куда в целях безопасности отправлена юная дочь одного из боссов якудзы. Рядом с ней замечена Салли, когда-то известная как Молли. Вторая — безлюдные пустоши, заваленные хламом, где к трем специфическим местным личностям привозят на передержку находящегося в постоянной киберпространственной коме человека (тоже одного из старых знакомых), за которым охотятся очень серьезные люди. Третья — молодая и бестолковая шлюшка Мона, которую крайне подозрительным образом и с крайне щедрой оплатой вывозят из засранных трущоб, чтобы предложить какую-то (пока неизвестную) работу. Четвертая — жизнь суперзвезды симстима, всемирного ВР-медиа, которая возвращается к привычной жизни после проблем с наркотой. Примерно в середине книги все эти ветки переплетутся между собой и читатель получит ответы на все вопросы, которые оставались от первых двух частей. Сочетание правильной атмосферы с правильным сюжетом, уххх!
5301
Аноним27 мая 2021 г.Закончить на высокой ноте
Читать далееХорошо, когда есть позитивный тренд. Что-то растёт со временем, становится лучше на каждом шаге, совершенствуется. Это всегда приятно видеть, когда-то, что должно улучшаться, действительно улучшается. Есть, правда, и «но». Но давайте о нём чуть позже.
Третья книга цикла Уильяма Гибсона «Киберпространство» отлично демонстрирует, как автор может раст от книги к книге. Если «Нейромант» — роман хоть и без сомнения революционный и донельзя атмосферный, но сумбурный, шероховатый и местами даже трудночитаемый, а «Граф Ноль» — приличное, интересное чтиво с качественными персонажами, хорошей проработкой, но немного вялой концовкой, то к третьей книге, «Мона Лиза Овердрайв», мне сложно даже придраться.
Да, она сложная — четыре полноценных сюжетных линии держать в голове не каждый сможет без труда. Да, она, разумеется, ещё менее революционная, чем вторая, но и что с того? Да, сложносочинённому сюжету нужно время, чтобы раскачаться и затянуть в себя, но это потому, что он действительно по-настоящему запутан, и ведёт к мощной, не разочаровывающей концовке. В остальном, у этой книги есть всё. То есть, правда всё, что может быть нужно очень хорошей книге.
Я бы сказал, что «Мона Лиза» — это не просто завершающий роман серии, она — настоящий, правильный венец всех глобальных сюжетных перипетий первых двух, а ещё она — это долгожданный конец событий на высокой ноте.
Четыре сюжетных линии вьются мастерски, не превалируя одна над другой (это же невероятно сложно сделать даже с двумя! что там четыре…). Они освещают мир «Киберпространства» так ярко и подробно, что он встаёт перед глазами тысячей деталей, и делает это без единой «простыни» рассказа только о нём — всё вплетено в повествование органично, практически бесшовно.
Герои — самые разнообразные и очень из киберпанка. Проститутка-подросток-наркоман? Вот, пожалуйста. Очень натуральная, реалистичная (не знаю ни одной в реальной жизни, разумеется, но её образу — веришь, и это главное). Дочка босса якудзы? Вот, получите. Со своим взглядом на мир, трудностями и ценностями. Слегка сумасшедшие жители мёртвой пустоши, занимающиеся чёрт знает чем? Конечно, распишитесь где галочка. Ну и мировая звезда симстима, местного заменителя фильмов, со всей её свитой — э-вуаля. Красиво описанные, сочные персонажи, за которыми хочется следить. За всеми и каждым.
Более того, эти герои по ходу сюжета обрастают компаньонами, друзьями и вообще поддержкой. И все они — логичные и интересные. А когда добрый десяток интересных персонажей приходит по четырём таким разным дорогам в одно, финальное (а как же иначе!) место общей фантасмагории, наступает тот самый катарсис, какого ждёшь. Масштабный, полный и правильный.
Одним словом, «Мона Лиза Овердрайв» — лучшая книга серии с хорошим отрывом. На голову выше «Графа Ноль» и на две — «Нейроманта». Жаль, что те, кто начал с первой книги, могут и не дотерпеть до третьей. И если не смогут — то потеряют очень многое. И это — то самое единственное «но», от которого такая прекрасно сладкая киберпанк-пилюля всё же слегка горчит. А я лично безмерно рад, что дотерпел. И всем, кто ещё не, советую.
51,9K
Аноним26 января 2014 г.Непонятная книга о непонятном будущем.
Не понравилось, не впечатлило, не оценил.
Слабо продуманный сюжет, чрезмерно фрагментированный за счет большого количества действующих лиц, от имени которых ведется рассказ, сами действующие лица в большинстве своем непонятны (либо за счет обдолбанности наркотиками, либо за счет их психологической недостоверности), - все это делает чтение неинтересным, неприятным.
Много писать о книге не хочется: думаю, она того не стоит. Не рекомендую.51,4K
Аноним8 марта 2016 г.Читать далееНаверное, лучшей в серии для меня останется "Граф ноль", вторая книга, на которой я уже прониклась этим миром, но еще не утомилась.
Но и в третьей книге есть то, что запомнится надолго:
-Фабрика
-Слик Генри
-Роботы
-Джентри (отшельник, который почему-то напомнил о книге "Нажмите ввод")
С сюжетом не все так ясно, как хотелось бы, а вот хэппи энд с посиделками в нетландии - это да, я бы тоже осталась жить в этой книге, если бы мне предложили.
И, кстати, куда записываться в очередь на оцифровку личности?41,6K