Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мона Лиза Овердрайв

Уильям Гибсон

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2025 г.

    Сад сходящихся тропок

    Уильям Гибсон – это такой канадский Лазарчук. Или Лазарчук – это наш Гибсон? Но первоисточник не так важен, интереснее видеть этот постоянно воспроизводящийся паттерн – множество, огромное множество тропок, которые пытаются слиться в огромное шоссе, во что-то вроде той самой дороги через Индию в Киме Киплинга, все идет к развязке, которая постарается если не объяснить, то хотя бы уравнять всех.

    С точки зрения литературного мастерства что «Мона Лиза овердрайв», что «Граф Ноль» – абсолютный повтор «Нейроманта», те же техники и приемы, только надрыва меньше, диалоги точнее, а мизансцены спонтаннее. Собственно, дальше Гибсон продолжил, не меняя колеи. Казалось бы – самоповтор и автоплагиат, но дело, как обычно, в деталях. Миллион раз упомянутая кинестетическая сущность его прозы постоянно спасает ходульные сюжеты. Пусть сущность конфликта 3Джейн и Энжи Митчел так и не получила объяснения, пусть Молли/Салли выскочила в третьей книге из запасника как чертик из табакерки, пусть, зато жуткие роботы-артобъекты Слика наводят такую тоску, что читать это интересно. И они, как то самое ружье, понадобятся в последнем акте.

    Страшен ли мир Гибсона, каким он его увидел в 1988? Не страшнее сегодняшнего, чистый киберпанк, high tech, low life. Политика, которая составляла процентов 10 в «Нейроманте», окончательно ушла на задворки, так, еще раз упоминается краткосрочная Третья мировая, которая уничтожила на стороне Запада Бонн, а на нашей – Белград. Точка. Один раз водка упоминается, а также метод нейронаказания автоугонщиков назван «Корсаков» в честь автора, больше никаких признаков наших палестин. Что любопытно – вроде бы в 1988 в СССР бушевала Перестройка, ан нет, в 1984 Гибсону СССР казался куда важнее, упоминаний в тексте было куда больше. Не почувствовал ли он, что такой СССР больше не годится для киберпанкового будущего?

    Интернет до интернета, интернет, который осознает себя, интернет, который дотянулся до интернета другой планеты среди звезд – любопытно, но автор на этом не настаивал, все это лишь обрамление мира грязной улицы (как американские задворки в клипах Майкла Джексона 80-х) с наркотой, имплантами и мечтой о чистой жизни. Внезапно, люди опять оказались важнее технологии, даже в жанре, поставившем технологии во главу угла. Вероятно поэтому тексты Гибсона – довольно хорошая литература, не прозябающая в жанровом гетто.

    40
    532