
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 50%
- 467%
- 333%
- 20%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 февраля 2025 г.Читать далееРоман, завершающий «классическую сагу» о Конане. Однажды в Аквилонии появляются жуткие Красные тени, которые похищают верного соратника Конана Троцеро прямо из тронного зала. Впоследствии призраки забирают неизвестно куда еще множество людей по всей стране и в сопредельном Агросе. Король-варвар, которому уже далеко за шестьдесят, в ярости и отчаянии – никаких следов происхождения страшных теней, непонятно, кто насылает их, как прекратить кошмар и кому мстить за друга. Но киммерийцу во сне является древний маг, который велит ему передать трон старшему сыну и отправиться в путешествие далеко на запад, в неизведанные земли за океаном, где пробудилось древнее зло. Маг честно предупреждает Конана, что ему из этого путешествия не удастся вернуться, но это не пугает короля-варвара – его возлюбленная Зенобия давно умерла, друзья и соратники, что помогли ему прийти к власти, тоже по большей части мертвы, а его наследник, старший сын Конн вполне готов занять трон отца. Так что киммериец быстро собирается и тайно, предупредив лишь Конна, отправляется в путь – совершить последний подвиг ради спасения Аквилонии, а может быть, и всего человечества.
«Тени ужаса», или, в оригинале, «Конан с островов» (странное название, однако) – вполне стандартный приключенческий роман, или, если угодно, вполне стандартное героическое фэнтези. Без каких-либо изысков и сложностей – герой выполняет эпический квест,преодолевая разнообразные препятствия, покоряя морские пространства и исследуя подземелья, сражаясь с людьми, животными и демонами. Написан по всем канонам жанра и с полным набором штампов, включая перескакивания с одной сюжетной линии на другую «на самом интересном месте» и спасения героев в самый последний момент перед кажущейся неминуемой гибелью – неоднократно.
Надо сказать, что авторы проявили креативность и придумали довольно любопытный образ реликтовой колонии атлантов, хотя, конечно, и взяли за основу исторических ацтеков, добавив им немного техномагии – вроде галер в виде механических драконов на волшебном ходу и использования заговорённого сверхпрочного стекла вместо металла. Главный враг получился лавкрафтианским – зловещий и кровавый культ некоего тёмного бога-кальмара. Но и Говард во многом опирался на творчество своего современника и друга, вплоть до «кроссоверов», так что это нормально.
Однако, мрачноватую героическую атмосферу говардовских сочинений де Кампу и Картеру опять воссоздать не удалось. Впрочем, в этом романе они еще довольно близки к говардовскому духу. По крайней мере, в «Тенях ужаса» Конан действительно смелый и, несмотря на возраст, могучий воин, который способен справиться с любым противником с помощью силы или хитрости. Остальные произведения Спрэга де Кампа и его соавторов часто грешат тем, что Конан в них побеждает почему-то исключительно благодаря везению, магии и помощи союзников, особенно это заметно в крайне неудачной, на мой взгляд, тетралогии рассказов о борьбе короля Аквилонии с Тот-Амоном ( «Гиперборейская колдунья» , «Чёрный сфинкс Нептху» , «Алая луна Зембабве» и «Тени каменного черепа» ). Впрочем, похоже, такой ерундой продолжатели саги стали страдать позднее – произведения писались не в порядке развития сквозного сюжета.
Недостатков у этого романа, впрочем, хватает. Прежде всего, у Говарда сверхъестественное – сверхъестественно, то есть не является нормой для мира Хайборийской эры, и почти всегда, за редкими исключениями, связано со злом. У его продолжателей сплошь и рядом добрая магия и боги, которые благоволят герою. Вот и здесь киммериец снова стал Избранным и мчится на запад по указке какого-то покойного мага, который еще и вручил ему на крайний случай мощный талисман. Что никак не вписывается в изначальную ницшеанско-деистскую концепцию мира и героя. Конан в первоисточнике был самый настоящий, как это говорят на Западе, self-made man, добившийся всего, чем обладает, исключительно самостоятельно и вопреки судьбе. Он – ницшеанский сверхчеловек, который дерзнул и взял главный приз с помощью ума и силы, а не картонный«мессия», которому все преподнесли на тарелочке. Спрэг де Камп сотоварищи этого то ли не понимали, то ли сознательно игнорировали не-мейнстримовую философию Говарда, не вписывающуюся в дискурс американской массовой культуры.
Раз уж заговорили о философии, в этом романе её, собственно, нет. Уж насколько просты были книги Говарда, но его «дописыватели» не поднялись и до этого уровня. Хорошие всегда побеждают – обычная «мораль» боевика. Какая уж тут критика религии или цивилизации.
Ну и, в конце концов,непонятно, а что мешало Конану повернуть обратно и вернуться в Аквилонию или хотя бы вообще в «Старый Свет»? Если у них хватило ресурсов доплыть до таинственного континента на западе, почему бы им не вернуться на восток? Понятно,что экс-королю оно не особо и надо, но пираты-то на путешествие в один конец не подписывались? В романе это как-то вяло объясняется тем, что корабли атлантов для этого не годятся, но ведь они заплывали довольно далеко на восток (так героям книги и досталась карта западной Terra Incognita). И почему пираты не построят корабль посерьёзнее позже, когда доплывут до большой земли, где уж точно нет проблем с лесом и всем остальным? (Впрочем, может быть, за рамками саги они так и сделали, но вернулись уже без главного героя.) А вообще идея о том, что Конан напоследок открыл Америку, довольно забавная. Хорошо, что Спрэг де Камп вовремя остановился, а то киммериец у него и на Луну бы слетал.
Итог: неплохой развлекательный роман, заканчивающий сагу на оптимистичной ноте. Довольно увлекательный для неискушенного читателя, но очень простой и переполненный жанровыми штампами. Для фанатов Конана, но не для поклонников Говарда.
684
Другие издания





















