
Ваша оценкаРецензии
Аноним11 марта 2020 г.Делить любовь — удел мой, но не вражду.
Читать далее- Древняя Греция
- Пьеса, трагедия, мифология
История о юной хрупкой девушке, которая известна с древних времен, история, которую когда-то рассказал Софокл и, которую переосмыслил и переписал Жан Ануй на фоне событий ВОВ.
На мой взгляд, получилась впечатляющая трагедия.Сражаясь друг с другом за трон отца, погибают два брата, Этеокл и Полиник. Их дядя, Креон, вынужден взять нежеланную власть в свои руки. Один из братьев похоронен с почестями, другой, как предатель, оставлен на растерзание воронам у стен города. Креон запретил прикасаться к предателю под страхом смертной казни. Антигона, любящая сестра погибших, решается на поступок, который грозит ей гибелью. Но другого пути она для себя не находит.
Мне очень сложно судить героев этой пьесы. Я начиталась разных мнений, разной информации об этой мифологической истории, но все так и остается неоднозначным для моего мировосприятия. Кто прав, кто мог уступить? Где может быть золотая серединка, чтобы все остались довольны? Молодость, пыл, смелость хрупкой девушки вызывает восхищение, она бросает вызов законам государства и остается верна законам нравственности несмотря ни на что. Она, в отличие от Креона, свободна. Ведь борьба за нравственные принципы делает человека свободным. Креон же осознает свою зависимость от закона. Он не может спасти любимую племянницу, потому что боится реакции народа. Власть, дающая право управлять людьми, превратила Креона в раба. Более того, правитель теряет все самое дорогое, нехотя превращаясь в одинокого человека.
Одинаково жаль всех, у каждого своя правда.531,1K
Аноним30 октября 2015 г.Безумству храбрых поём мы песню
Читать далее– Ты не представляешь! – с энтузиазмом воскликнула моя подруга. – Я тут заезжала к нашей общей знакомой, и она, оказывается, уже полгода как живёт не одна!
– Быть не может! Она ж совсем недавно уверяла меня, что у неё вечная любовь, что сердце её разбито, что никто ей больше не нужен и т.д., и т.п.
– Что ты хочешь? Это жизнь.
Я хочу соединить несоединимое. Хочу, чтоб идеализм уживался в человеке со здравым смыслом, причём уживался мирно и осознанно. Короче, хочу гармонии. Золотой середины, а не крайностей. «О женщины, вам имя – вероломство! И башмаков ещё не износила…» – не хочу совсем. Ну, не люблю я слов, которые бросаются на ветер, и чувств, которые оборачиваются пшиком.
Антигона и Креонт в пьесе Ануя – люди крайностей. Люди, которые не могут договориться по определению. Потому что их жизненные ценности, вещи, в которые они верят, лежат в разных плоскостях. Антигона – совсем ещё девочка, пылкая и нежная, на первый взгляд неприметная, только почему-то именно на ней задерживают взгляд и девчонки, и мальчишки. Креонт – умудрённый и придавленный опытом, знающий цену человеку (и цена эта, по его мнению, невелика), властолюбец, прикрывающийся благими целями, не останавливающийся ни перед чем.
На первый взгляд Креонт прав – жизнь слишком драгоценная штука, чтоб разбрасываться ей ради пустяков. Но значит ли это, что выживать надо любой ценой? Что можно совершать любые подлости «во имя государственных интересов»?
Право Антигоны на смерть – это право личного выбора. Это право доктора Корчака, выбирающего газовую камеру. Это право Ромео и Джульетты – и тысяч других пылко влюблённых. Это «я умираю потому, что жить без этой веры не могу».
Идеализм часто смешон со стороны, а здравый смысл весьма убедителен. Но когда этот смысл не сопровождается хоть зерном того самого идеализма, он оборачивается махровым цинизмом. И тогда уже не страшно – не умирать, убивать.
Собственно, пьеса об этом. Почему одни умирают, а другие убивают. И никогда не наоборот.381K
Аноним23 марта 2019 г.Делать что должно не стоя за ценой: главное понимать- что же должно
Читать далееБралась за пьесу в состоянии "tabula rasa", не обратив внимание ни на мифологичный шлейф героев, ни на год написания. И получила ничем не замутненное удовольствие. А ведь год написания 1942, и если вдуматься, очень, очень аллегорично и соотносится со временем и событиями, бурлившими во Франции того периода.
Пьеса небольшая и очень концентрированная, события в ней несутся вскачь с невероятной быстротой, минуя пустословные разговоры и глупые отступления. И события по сути строятся вокруг одного небольшого эпизода с большими последствиями. И если Креон остался рабом своей роли, черствым и толстокожим дельцом, то Антигона просто не могла поступить иначе, пусть даже и столь огромной ценой. Это не вопрос ментальности или ситуации, это вопрос воспитания, человеческих ценностей и моральной чуткости. Тут или убить в себе человека или сделать эту рисковую попытку того, что ты считаешь наиболее правильным. Показателен также диалог со стражником, возвращаясь к сравнению с годом написания - очень многие вещи автор провидчески описал.
Для себя же нужно понять только одно - каковы были бы твои действия на месте героев, и оценить насколько прав и больно бьет на эту правду автор. Пьеса на мой скромный взгляд - из разряда "к прочтению необходимо".31914
Аноним12 августа 2023 г.Читать далееКаюсь, в этот раз я до первоисточника не дошла, поэтому мне «Антигону» Ануя и сравнивать не с чем. А, наверное, зря. По рецензиям поняла, что разница в восприятии трагедии есть.
Два брата – Полиник и Этеокл – увязли в борьбе за право править Фивами. Их поединок стал роковым для обоих, один объявлен героем – другой предателем. К власти приходит их дядя Креон, распорядившийся предателя Полиника бросить на растерзание падальщикам. Антигона, сестра Полиника, решается похоронить тело брата, тем самым нарушить указ Креона и принять наказание за это. Споры вокруг обычая хоронить своих близких и права власти, острые диалоги Антигоны и Креона – центр всей пьесы, самое напряжённое место. Каждый отстаивает своё право и свою правду. Государство против личности. Нет, скорее личность против государства.
Тяжело ты, бремя власти. Сам ли ты к ней шёл, или судьба тебя привела к этому, груз ответственности непомерно высок. Иногда приходится поступаться чем-то важным для тебя, дорогим. Искренне любящему свою племянницу, Креону невозможно отступить от тех идей государственности, которые он сам установил и сам защищает. Как бы он не сочувствовал юной и дерзкой Антигоне, его участь – быть рабом установленных законов.
Диалоги Антигоны и Креона слушала в исполнении Е. Лонова и Е. Щекочихиной. Это потрясающе! Артист смог передать и непримиримость правителя, и усталость от большой ответственности, и горечь от невозможности быть самим собой. В какой-то момент Креона становится по-настоящему жалко. Но это всего лишь мгновение – и вот снова перед тобой несгибаемый правитель, не желающий (не могущий) отказаться от своего слова.
А высокий голос Е. Щекочихиной стал олицетворением молодости, юношеского максимализма, желания доказать свою правоту перед бездушной системой. Антигона не захотела идти на компромисс, но и стремления видеть в окружающих своих врагов у неё тоже нет. Она сознательно нарушает закон, сознательно принимает решение умереть за свою точку зрения.
Вслед за Антигоной принимает смерть Гемон, её жених и сын Креона. Затем лишает себя жизни и Эвридика, его жена. И вот Креон один. Нет, не один. Есть ещё власть.
Пьеса Ануя – настоящий плацдарм для размышлений над проблемой нравственного выбора, осмысления себя, верности идеям (своим и государственным). Как всегда, драматург очень остр, современен.
.
29349
Аноним15 октября 2011 г.Читать далееОх, как совершенно неожиданно для меня Ануй расставил акценты в этой, казалось бы, знакомой трагедии...Да, понятна история Антигоны, тут ничего нового: ради любви к брату она пожертвовала своей жизнью, зная точно, что её казнят за погребение Полиника, тем не менее, осознанно делая свой выбор в пользу брата, она делает и осознанный выбор в пользу смерти, а не жизни...
В трагедии Софокла Креонт выступает в роли жестокого и неумолимого политика, который сметает на своем пути любовь...любовь к близким...
А что делает - и мастерски делает — Ануй? Он выводит совершенно иную трагическую фигуру — Креонта! Его правда, возможно, более цельная чем правда Антигоны...Он — царь Фив. Он не выбирал своей судьбы, он не рвался к власти...так случилось в один миг, что он стал правителем Фив...однажды сказал ''да'', чтобы навсегда свою жизнь превратить в трагедию...
Ведь нужно, чтобы кто-то ответил "да". Ведь нужно, чтобы кто-то стоял у кормила! Судно дало течь по всем швам. Оно до отказа нагружено преступлениями, глупостью, нуждой... Корабль потерял управление. Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. Мачта трещит, ветер завывает, паруса разодраны в клочья, и эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках. Скажи на милость, где уж тут помнить о всяких тонкостях, где уж тут обдумывать, сказать "да" или "нет", размышлять, не придется ли потом
расплачиваться слишком дорогой ценой и сможешь ли ты после этого остаться человеком?Он мечтал о порядке, он знал историю предательства Полиника и Этеокла; и вот однажды Антигона не оставила ему выбора, потому что сказала жизни ''нет''. Потому что не согласилась пойти на компромисс, потому что бывают люди, которым предопределено стать трагическими фигурами...и не беда, что своим поступком они затягивают в капкан смерти ещё парочку жизней...А оставшимся в живых приходится жить с грузом вины, нести бремя этого груза. Как Креонту предстоит жить с грузом вины в смерти сына и жены из-за бескомпромиссности одного-единственного человека...Такая вот история юношеского максимализма в поиске истины, которая в сущности никому не нужна и на деле лишь глупая фикция. А наша жизнь состоит из череды компромиссов на которые нам приходится идти, чтобы в один прекрасный миг не оказаться погребенными заживо.
Блестящая пьеса27557
Аноним22 января 2012 г.Читать далееЖан Ануй написал свою гениальную пьесу по мотивам гениальной классики Софокла, немного по другому расставив акценты и придав действию очень современный характер.
Премьера "Антигоны" состоялась в оккупированном Париже в 1943 году. Это было именно то время и место, когда героический образ Антигоны воспринимался необыкновенно остро, больно, актуально.
Но и сейчас, через столько лет, пьеса читается на одном дыхании и пробирает до "дрожи в позвоночнике". Сильно, прекрасно, умно. И образ Креона получил дополнительную, трагически-безысходную окраску.
24482
Аноним31 марта 2016 г.Читать далееПрекрасная пьеса в самых лучших традициях драматургии. Классика жанра. Тут вам и трагедия, и накал страстей, и печальный исход... В основе же - противопоставление двух людей, который никогда не смогут друг друга услышать, не то что понять и принять. Столкновение двух полярных взглядов на жизнь и этот мир. Как бы хотелось, что в одном человека могли уживаться и здравый смысл, и щепотка идеализма... Но увы!
Юная и тихая мечтательница, проповедующая свободу и матерый воин - повелитель, полный цинизма и рожденный убивать. В общем-то самая соль пьесы - их диалог и смерть Антигоны во имя идеала и того, что "она рождена любить а не ненавидеть"!
22712
Аноним21 марта 2017 г.Они говорят, что это грязная работа, но если мы не сделаем ее, кто ж ее сделает?Читать далееКонечно, желательно знать миф о царе Эдипе и его детях, прежде чем начать читать "Антигону Жана Ануя. В данном случае знакомство с сюжетом никак не повредит, а наоборот, позволит сосредоточиться на языковых средствах и философских смыслах французского драматурга. Конечно, не возбраняется, а только поощряется, ознакомиться и с литературным первоисточником - трагедией "Антигона" древнегреческого драматурга Софокла. Тогда вы сможете увидеть, как абсолютно по-разному можно преподнести одну и ту же историю. Но вся прелесть в том, рассказанная история настолько проста и четко выстроена, что можно ничего этого не делать, а просто насладиться современной интерпретацией. Она действительно не хуже оригинала, а в каких-то моментах даже актуальнее.
Но при написании отзыва сложно удержаться от сравнения двух великих произведений и от отсылок к мифу. В конце концов, это очень старая история, старая и грустная. Двое сыновей покойного царя ведут войну за трон в Фивах. Оба они погибают на поле боя. Новый царь, избранный народом, издает указ: похоронить одного из братьев, которого поддерживали Фивы, с почестями, а тело другого бросить на съедение птицам и шакалам и под страхом смерти запретить гражданам Фив предавать тело земле. Сестра погибших царевичей возмущена подобным отношением к обычаям предков и вопреки царскому запрету хоронит брата. Теперь ее тоже ждет смерть...
Если Софокл откровенно сочувствует своей героине и подчеркивает, что никакой человеческий закон не может быть выше божественного и Антигона гибнет невиновной, то у Ануя не все так однозначно. Креон - царь, который принимает решение не хоронить Полиника, и он же принимает решение казнить Антигону, хотя ему этого очень не хочется. Втайне он согласен с девушкой, но пойти против собственного слова не может, чтобы не уронить свой авторитет в глазах народа. Вообще, если Софокл противопоставляет закон и власть долгу и обычному человеку, то Ануй рассказывает нам, какое бремя - эта самая власть. Креон не то чтобы хотел стать царем, но когда к нему пришли и предложили этот титул, он согласился, сказал роковое "да", потому что кто, если не он, возьмет на себя ответственность за судьбу народа. Но как говорится, назвался груздем, полезай в кузов. Сказал "да" - неси ответственность. Сказал "нет" - тоже неси ответственность. Антигона - не царь, она ни на что не соглашалась, поэтому она говорит "нет" и умирает. Креон - царь, он говорит "да", а что еще ему остается в сложившейся ситуации, и остается ждать своей смерти в одиночестве. В итоге умрут все, раньше или позже, но как умереть и как прожить отпущенный срок - нравственный выбор каждого отдельного человека.
И все-таки мне кажется, что Ануй не обвиняет Креона. У него своя правда. С одной стороны, с трона видно лучше, так как он выше, с другой - блеск величия ослепляет, и есть риск не увидеть очевидное. Гениальность, не побоюсь этого слова, пьесы Ануя в том, что на ставит перед нами объективно неразрешимый конфликт, разрешить его можно лишь субъективно, сделав свой собственный выбор.
15676
Аноним12 декабря 2012 г.Читать далееЯ люблю пьесы, я очень люблю читать пьесы, я очень люблю смотреть пьесы, а обожаю театр. Когда это началось? Не знаю. Хотя нет... кажется припоминаю. Я летом перед первым курсом института запоем прочитала книги с пьесами Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана... И началось...
Не знаю, насколько эта пьеса об Антигоне. Для меня она мало изменилась по сравнению с софокловской. Эта пьеса о Креоне, о власти. Есть закон, который он издал, и есть его нарушитель. Для него является принципиальным не похоронить тело Полиника, потому что тот бунтовщик. Если он простит нарушителя, то скажет людям – поступайте так же, я прощу. Но уступить трон он не готов. Да, ему жаль и Антигону, и Гемона, и жену, но ему некогда оплакивать их, потому что у него государственной важности дела.
Это трагедия человека (людей) и власти, это трагедия человека у власти. Мне искренне жаль Креона, потому что он не способен на поступок с большой буквы. Он – раб своей же власти.
12327
Аноним20 июня 2020 г.Читать далееЕще одно подтверждение того, что классика не устаревает никогда. Ни сама история, ни ее версия, изложенная Ануем.
Все тоже самое: и зов долга, и любовь, и власть.
Если честно, мне жалко и Креона, не увидела я его прям таким жестоким, хитрым, увидела человека, который поступает так, потому что должен именно так поступить. И Антигона тоже. И не увидела я в ее действиях юношеского максимализма. Скорее другое, в каких-то вещах мы можем быть гибкими, где-то даже идя на компромиссы с самим собой, но есть вопросы, в которых ответ, как поступить однозначен. Вот или так - или это предательство. Предательство даже не кого-то или чего-то, а самого себя.
Написано настолько живо и естественно, что забываешь, что речь идет о необыкновенно старых временах, кажется, что события происходят вот здесь и сейчас. И прочла Енютина очень хорошо, слушала с удовольствием.9565