
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 июля 2011 г.Читать далееНебольшая повесть "Хозяйка", написаная 26-летним Достоевским, мне видится стартовой площадкой к "прыжку титана", квинтэссенцией всего, что в дальнейшем Фёдор Михайлович дозированно ещё прольёт на наши умы и души.
Прежде всего, это – ставшая знаменитой нездоровая, чрезмерная экзальтированность главных персонажей, у которых постоянно "судорожная дрожь пробегала по всему телу", которые постоянно "рыдают", у которых "слёзы кипят" и "катятся" одновременно с "блуждающей улыбкой" на губах, у которых "в глазах лихорадочный блеск " или они "красны, как угли", а на лице "мертвенная синева".разбитый, обессиленный восторгом, упал на колени. Рыдания судорожно, с болью прорвались наконец из груди его, и пробившийся прямо из сердца голос задрожал, как струна, от всей полноты неведомого восторга и блаженства
- это Главный герой – Ордынцев - знакомый всем типичный персонаж Достоевского, предтеча плеяды молодых интеллегентов-мечтателей, которые будут постоянно балансировать на грани фантазий, снов и реальности, подпитываясь собственным воображением, мистифицируя себя и превращая собственную жизнь в истерию.
Как не вспомнить здесь М.Климову, сказавшую, чтоДостоевский -- это очень сильнодействующее средство; я бы отнесла его к психотропным препаратам, типа циклодола, вызывающего глюки: если читать его регулярно с самого детства, то психика у тебя сформируется определенным образом, и потом выправить ее будет очень сложно, практически невозможно. Поэтому читать Достоевского нужно точно так же, как применять сильнодействующие препараты – небольшими дозами и крайне осторожно.
Особенно внимательно я бы отнеслась к преподаванию Достоевского в школах: может, там его изучать рановато? В вузах – другое дело. Ведь не проходят же в школах маркиза де Сада, к примеру, хотя этот писатель, по сути, гораздо более безобиден.
Повесть, и в самом деле, погружает в особый опасный мир, то ли реальности, то ли мистификаций главного героя, где он сам не понимает, что явь, что сон, где любовь, а где наваждение, где истина, а где ложь, где осознанное, а где навязанное извне. Здесь есть атмосфера Петербурга и его типичные обитатели. Здесь есть убийства: реальные, предполагаемые и неудавшиеся. Здесь есть предательства и предполагаемый инцест. Здесь есть развившаяся впоследствие тема богоискательства. Здесь есть безисходность и потеря смысла бытия.
Но есть в "Хозяйке" и нечто уникальное: сказочно-фольклорное, передающееся в исповедальных речах героини Катерины, периодически впадающей в транс; налёт былинности и мистики в образе старика-раскольника-злодея, мужа-отца героини – его подчиняющая харизма.Очень психологически насыщенное для столь малого объёма произведение.
Спасибо s-ruchkina за напоминание об этой повести.
691K
Аноним20 сентября 2019 г.Читать далееКак-то, (ещё) будучи мелким школьником, наблюдая по телевизору, как убелённые сединами старики, с патетическим пиететом рассуждали, чуть ли не боготворя, ранне-среднее творчество Пушкина.. -какие жалкие пустые ничтожества, -мелькнуло у меня, -вы, в вашем (почтенном) возрасте сами по себе должны достичь СВОЕГО Величия, а не примазываться и выискивать жемчужины в мальчишеском хулиганстве молодого поэта.. как это унизительно! -и почему ОНИ САМИ не понимают этого?.. (думалось мне).
-Такая же примерно история и здесь. Молодой Достоевский просто сам тащился (и радовался) от этого своего окунания в чувственную "народность", мистику, от нащупывания своих подходов к прото парлептипности.. -И не надо выискивать здесь никаких глубинных контекстов, зашифрованных идей и т.п. "просветлений"..
Но, так как при нащупывании этих подходов, писатель ещё не нашел и не отшлифовал все свои "инструменты", он включает в действие единственный, ему на тот момент известный железобетонный коктейль (подтверждения искренности героев): бесконечные слёзы, рыдания, бледнейшие бледнения, краснейшие краснения, двухметровой слышимости сердцебиения, и (ещё) уже нащупывает свои "фирменные" в последующем полуабсурдистские перепады настроений и мыслей своих героев.651,3K
Аноним4 августа 2022 г."... ему всё хотелось узнать, кто таковы эти люди, зачем они здесь, зачем он сам в этой комнате.. "(с)
Читать далееРешила я начать знакомиться с произведениями Фёдора Михайловича.. Да-да, я из тех людей, кто ни разу не читал ни одного его произведения. Почему? Без понятия, так сложилось вот.
Прочитав данную повесть, я была обескуражена тем, что не поняла её поначалу.
Закрываешь книгу и сидишь в неловкой какой-то тишине, пытаясь мысленно сообразить, а в чем собственно смысл? Начинаешь в уме рисовать свои какие-то субъективные штрихи... А потом начинаешь читать литературный анализ к данной повести и понимаешь, что ты просто скудоумна. Я даже и половины не смогла понять между строк, что хотел донести автор. Фольклорно-сказочные элементы и её параллели - прошли мимо меня, я их просто не заметила.
Это второе произведение, которое я читаю и на меня оно произвело немного угнетающее впечатление и всё это благодаря искусно описанным чувствам персонажей, мимике, жестам, повадкам и самой атмосфере повести...похожую немного на готическую, местами.
В конце, мне было безумно жаль Ордынова, как его, казалось бы, устоявшийся мирок рушится в мгновение ока, когда он на своём жизненном пути встречает Катерину.
В повести я не разочаровалась, несмотря на то даже, что её сложно было читать. Думаю её стоит прочитать, хотя бы раз.
Понаблюдать за эволюцией идей нашего главного героя Ордынова. Увидеть некий сектантский образ восприятия веры у некоторых персонажей (как с помощью этого манипулировать человеком, гасить его личную свободу). Заметить социальный характер повести, а именно трудные условия петербургской жизни (найм квартиры). Проследить за таинственными отношениями между Катериной и Мурином, их прошлое.60494
Аноним20 ноября 2019 г.Читать далееРанние рассказы Достоевского - это какой-то другой Достоевский! В них он почти не узнаваем мною, только мелькают перед глазами зачатки тех образов и идей, которые найдут свое великолепное воплощение в более поздних романах.
Василий Михайлович Ордынцев - молодой человек с горячей страстью к наукам и при этом мечтательного склада ума. Однажды он встречает в церкви седовласого старика и молодую девушку. Необычная пара привлекае его внимание своим поведением, а необыкновенной красоты девушка завладевает мечтами и душой юноши. Не в силах забыть ее, он поселяется у них в качестве жильца в соседней с ними комнате и пытается узнать странную и жестокую историю судьбы прекрасной Катерины.
В повести "Хозяйка" очень ясно видно стремление молодого автора "реабилитироваться" за неудавшегося "Двойника" и плохо принятого "Господина Прохарчина". Здесь Достоевский круто меняет стиль повествования, вводит нового главного героя взамен предыдущих своих маленьких чиновников. Впрочем, его герои все равно узнаются: крайне чувствительны, эмоциональны, истеричны, болезненны, с воспаленным сознанием и рассудком; и все так же реальность граничит с больным бредом, сон с явью, фантазия неотличима от действительности. Однако написана эта повесть совершенно по-другому, речь Катерины и Мурина стилизована под фольклор, окутана атмосферой старого русского сказания. И, честно говоря, я не знаю зачем.
Я не поняла этой повести. Читалась она тяжело, все было непонятно, смысла я в ней не уловила. Пока что, прочитав несколько ранних произведений Достоевского, кажется, что писатель просто ручку расписывал, нащупывал свою тропу, свой стиль, искал и пробовал перо. Эта повесть будет интересна прежде всего поклонникам творчества Достоевского, тем, кто хочет изучить автора, найти те самые зачатки будущих шедевров, проследить развитие образов. Катерина, например, показалась мне эскизом одновременно и инфернальницы Настасьи Филипповны, и Грушеньки с Катериной из "Братьев Карамазовых".
Ну а начинать свое знакомство с Достоевским с ранних его произведений я никому не рекомендую. Уверена, если бы я в свое время первым прочитала не "Идиота", а "Хозяйку", например, то точно бы разочаровалась.
421,2K
Аноним31 мая 2024 г.Читать далееДостоевский всегда непросто читается, но здесь кроме того, что это было непросто я просто не все поняла , к чему вел автор.
Повесть начинается вроде просто- мечтатель художник ищет квартиру и встречает вдруг странную пару , которая его привлекает, особенно девушка, в которую он впоследствии влюбляется. Он поселяется рядом с ними и начинаются отношения между ними.И тут все начинает меняется. Как обычно у Достоевского какая то безысходность, мрачность, но еще и автор вводит какие то мифы, сказания, все время не понимаешь где герой в сознании, где он просто бредит. Любовь очень странная, и конечно будут непонятые отношения, слезы, рыдания, а то и просто бред. История девушки и старца мне оказалась все равно непонятной. Автор поднимает вопросы религии. Дает представление о тех устоях , что не дают продвигаться вперед. Да и характеры персонажей , что свойственно Достоевскому всегда истеричные. Девушка и больна и полна разных противоречий. Старец со своими устоями. Ну а герой, как бы не хотел внести новое, не всегда понимает где они могут быть применены эти новшества. Не зацепила эта книга совсем.40345
Аноним19 апреля 2019 г.Слушай, слушай! Это давно уже было, очень давно, я и не помню когда, а всё как будто вчера передо мною, словно сон вчерашний, что сосал мне сердце всю ночь. Тоска надвое время длиннит. Сядь, сядь здесь возле меня: я всё мое горе тебе расскажу; разрази меня, проклятую, проклятием матерним… Я тебе жизнь мою предаю…Читать далее
(«Хозяйка» Ф.М. Достоевский)Из всех произведений раннего Достоевского (до каторжного периода) я наиболее выделяю две повести – «Двойник» и «Хозяйка». И вторая является произведением даже более сложным, таинственным и сильным, на мой взгляд.
Повесть 1847 года, которая начинается, как простая история молодого незадачливого героя, неожиданно превращается в запутанное сказание, схожее с древними мифами и наполненное сложнейшим содержанием. Поистине, «Хозяйка» заслуживает пристального и внимательного изучения, хотя повесть эта вовсе не входит в список наиболее известных произведений Достоевского.
Занимательны главные ее герои – художник от мира науки (как обозначает его Достоевский) Ордынов и таинственная девушка Катерина. Историю ли любви рассказывает нам Федор Михайлович в этой повести или иную историю, мы поймем только после того, как постигнем главного ее героя и особенно – главную героиню.
Так кто же она – Хозяйка у Достоевского? Черты каких известных героинь мы угадываем в ее образе? Почему она пленила воображение молодого писателя? И, наконец, о чем эта странная и замысловатая повесть, наполненная упоительно прекрасными и одновременно пугающими образами, снами и загадками? Об этом данное исследование.
372,1K
Аноним18 августа 2023 г.Читать далееВсе персонажи (кроме Ярослава Ильича) слишком эмоциональны, слишком "на надрыве". Пока читала, думала, ну почему они не могут нормально разговаривать? Почему им обязательно надо все вот так восклицать, постоянно сваливаться в болезни, чувствовать, находясь на грани сумасшествия? Из-за накала страстей мне сложно было воспринимать написанное. И что в итоге? А в итоге снова эта странная магия Достоевского: кручу в голове туда-сюда все эти персонажи и их разговоры, засели там, и уходить пока не хотят.
А какая атмосфера в повести! Болезненная, угнетающая... И ощущаю я это в полной мере не во время чтения, а почему-то после.
21275
Аноним15 марта 2025 г.Читать далееПогружаясь в мир произведений Фёдора Михайловича Достоевского, каждый раз ожидаешь встретить глубокие психологические портреты, сложные моральные дилеммы и атмосферу, которая заставляет задуматься о самых тёмных и светлых сторонах человеческой души. «Хозяйка» одно из ранних произведений писателя, которое, возможно, не так известно, как «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы», но от этого не менее значимо. Эта повесть настоящая жемчужина, в которой уже видны зачатки того гениального психологизма, который позже станет визитной карточкой Достоевского.
Сюжет «Хозяйки» вращается вокруг молодого мечтателя Ордынова, который, случайно встретив загадочную пару старика Мурина и молодую Катерину, оказывается втянут в водоворот странных и мистических событий. Уже с первых страниц Достоевский погружает читателя в атмосферу тревоги и таинственности. Катерина, с её двойственной натурой, становится центром внимания: она одновременно притягательна и пугающа, словно воплощение внутренних противоречий самого Ордынова.
У Фёдора Михайловича потрясающе получается передавать жар и бред персонажа. Эти образы, граничащие с реальностью, помогают погрузиться в мир главного героя и прочувствовать, как ему плохо.
Ордынов не просто мечтатель, он человек, который буквально теряет связь с действительностью, и его внутренние монологи, полные смятения и отчаяния, заставляют читателя сопереживать ему всей душой. Достоевский мастерски показывает, как легко человек может оказаться на грани безумия, когда его сознание разрывается между иллюзиями и реальностью.
Особенно впечатляет, как Достоевский раскрывает тему одиночества и поиска себя. Ордынов, как и многие герои писателя, человек, потерянный в мире своих иллюзий и страхов. Его отношения с Катериной и Муриным - это не просто любовный треугольник, а сложная психологическая драма, где каждый персонаж становится зеркалом для другого.
«Хозяйка» - это произведение, которое, несмотря на свою кажущуюся простоту, оставляет глубокий след в душе читателя. Оно заставляет задуматься о природе человеческих страстей, о власти иллюзий и о том, как легко потерять себя в поисках счастья.20298
Аноним20 декабря 2025 г.Жутко, страшно, непонятно…
Читать далееЧрезвычайно странная повесть, в основе которой лежит полумистический сюжет, стилизованный под русский фольклор. Жутко, страшно, но ничего непонятно.
Довольно-таки динамично развивающийся сюжет крутится вокруг трёх странных героев. Василий Ордынов, «получив свою учёную степень», ведёт совершенно тихую и уединённую жизнь. «Всю жизнь свою он был одинок, никто не любил его, да и ему никого не удавалось любить». Прежняя хозяйка, у которой он снимал угол, покинула Петербург, и наш герой отправляется на поиски нового места обитания. Бродя по петербургским переулкам, он встречает в церкви странную пару – седовласого старика и молодую девушку. Пленённый красотой девушки и её иступлённой молитвой, он находит местопребывания этой страной пары и поселяется у них в качестве жильца. Но, как говорится, молодого человека сглазил «чёрный глаз» и жизнь для Ордынова навеки потеряла свой цвет и покой….
В этой повести сразу бросается в глаза нездоровая психика всех героев без исключения. И, если с Ордыновым более-менее понятно, - молодой человек немножечко свихнулся на почве учёности, то со стариком и девушкой ничего не понятно. Рассказ хозяйки, которую зовут Екатериной, больше напоминает горячечный бред, из которого не понять какой же страшный грех она совершила и был ли этот грех вообще. Старик Мурин, непонятно кем приходящийся Екатерине, тоже странная птица – то ли колдун, то ли старообрядец, а то ли убивца-душегуб, но взгляд его пробирает аж до кишок. Бр-р-р, не хотела бы я встретиться с ним на одной дорожке, как, собственно, и перечитывать эту страшную повесть. Но, если вы любитель творчества Достоевского и изучаете его, то не проходите мимо этого произведения.1789
Аноним21 мая 2012 г.Читать далееПрослушала повесть Ф.М. Достоевского «Хозяйка» в прекрасном исполнении Сергея Килессо с большим удовольствием. Чего в ней только нет?
-Болезненные видения и сны ГГ Ордынова, когда видения перемешиваются с действительностью, так что грань между ними становится очень тонкой.
-Влияние мистических способностей таинственного Мурина на устойчивость личного мира ГГ таким образом, что в нем открываются загадочные, темные глубины, рождаются новые смыслы.
-Какая-то нездоровая экзальтация героев повести. Герои «Хозяйки» постоянно пребывают на грани между реальной жизнью и воображением, между нормальным бытием и бредом, переходящим в безумие.
-Пророческий дар Мурина, его способность не столько предсказывать, сколько определять судьбу людей,
-Любовь Катерины к Мурину, которого она признает высшим человеком, подчинение которому для нее есть высшее счастье, но эта любовь лишает ее свободы и воли.
-При этом «слабое сердце» - Катерина, хотя и подчиняется «сильному сердцу», но сама способна погубить его и направить его силу туда, куда ей надо.
-Покушения на убийство и настоящие убийства.
-Инцест.
-Мистика.
-Тайны.
Словом, прослушала триллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы нацеленный вызвать у читателя чувства тревожного ожидания, волнения, страха. И все эти чувства были мною в полной мере испытаны. Позже я вернулась к настоящей книге и в комментариях обнаружила, что Белинский очень нелестно отозвался о повести в письмах к друзьям, назвав ее «мерзостью» и «ерундой страшной». Причем обвинил Достоевского в том, что из-за «бедности таланта» тот «боится идти обыкновенным путем и ищет себе какой-нибудь небывалой дороги». Представляю, в чем уважаемый Виссарион Григорьевич мог бы обвинить авторов современных триллеров и фэнтези??!!17417