
Читаем пьесы
Julia_cherry
- 1 661 книга

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Весёлая комедия, где есть легкомысленные юноши, скупые старики и слуги –плуты. Лелий пленился красавицей Селией, но она непонятного происхождения, к тому же в зависимости у старого Труфальдина, который зорко стережёт её. Жениться на ней Лелию папаша не разрешит, да и сам он не об этом думает, а просто хочет заполучить Селию. При этом надо бы нейтрализовать соперника Леандра, который тоже на неё глаз положил.
Слуга Маскариль берётся Лелию помочь, изобретая всё новые плутни, но Лелий до того недогадлив, невезуч, несмышлён, слишком прямолинеен, что раз за разом своей пылкостью и вспыльчивостью разрушает все хитрости своего слуги. Всё, что он ни делает, всё невпопад, всё себе же во вред. Маскариль злится, ну как можно быть таким неловким, негибким к ситуации, да просто глупцом! Чтобы добиться своего, без хитрости и уловок не прожить.
Фантазия плута Маскариля неисчерпаема, что только он ни придумывает, но Лелий своей простотой, той самой, которая хуже воровства, неизменно расстраивает все замыслы. Ну как можно быть таким негибким, как палка!
Нимало не задумываясь, Лелий очертя голову, действует по первому побуждению. Например,
Увидев кошелёк, тут же возвращает его потерявшему;
Вступается за честь девушки, на которую клевещут;
Предупреждает хозяина, что ночью девушку готовятся похитить;
Нападает на стражу, которая уводит невиновного в тюрьму.
Хмм… Так это всё поступки благородные, скажем мы. Благородные, да, но в контексте событий они получаются невпопад. Так Лелий глупец или честный человек?
Вот умеет Мольер, великий драматург, поставить в своих комедиях вопрос так, что начинаешь сомневаться, а как же правильно? Я, например, до сих пор не знаю, так ли уж прав мизантроп правдоруб Альцест. Тоже, кстати, очень негибкий товарищ.
Иногда Лелий проявляет инициативу, чтобы завоевать любимую девушку, и постараться превзойти в плутовстве своего слугу, плута из плутов. Ведь плутовство – это умение жить и устраивать свои дела.
Например, Лелий пишет подложное письмо, чтобы предотвратить победу соперника. Соглашается представить своего отца умершим, чтобы получить деньги, но всё это так неуклюже, что на пользу не идёт. Да и деньги он отдаёт легко и доверчиво по первому же незамысловатому предлогу. Ах, обмануть его нетрудно, сам же он не в состоянии никого обмануть.
И вообще, он, кажется, из тех парней, кто приносит больше пользы, когда ничего не делает.
Но – счастливый финал этой блестящей комедии говорит нам о том, что не зря существует поговорка Дуракам везёт.
О дураках заботится сама Судьба, Провидение, Счастливый Случай, ведь умные позаботятся о себе сами.

Замечательная пятиактная стихотворная комедия, основанная на любовной интриге и соперничестве двух молодых людей, Лелия и Леандра, за одну девушку. Сюжет стар, как мир, отсылает к античной комедии, потому что героиня – рабыня, принадлежащая хозяину-скряге, и ее необходимо выкупить у него, а не только влюбить в себя. За дело принимается ловкий слуга Лелия Маскариль, с комичной самоуверенностью твердящий о своей значимости в любовных делах и судьбе своего господина. Его не пугают никакие сложности и проблемы: «Чем больше трудностей, тем сладостнее слава». Лелий же крайне бестолков, постоянно путается под ногами, расстраивает интриги плута-слуги, который в сердцах даже посылает его к чёрту! Прямо тридцать три несчастья, а не хозяин. Маскарилю ничего не остаётся, как прямо-таки виртуозно выпутываться из сложившихся по вине Лелия дурацких ситуаций. Есть здесь и традиционный мотив «слуги двух господ»: Маскариль устраивается на службу и к противнику Лелия, Леандру, чтобы расстроить планы последнего. Мольер не только активно использует словесный комизм, но и прибегает к комизму внешнему, откровенно фарсовым приемам (например, избиение Лелия слугой и хозяином девушки). Спектакля по пьесе не видела, но представляю, как ярко это смотрелось бы на сцене. И сколько возможностей для актёрской импровизации!
Пьеса очень весёлая, искромётная и вроде бы совершенно легкомысленная. Но Мольер не был бы Мольером, если бы и в такое «несерьёзное» действо не включил отголоски проблем значимых, хоть и поднимаемых попутно: засилье фальшивомонетчиков, продажность полиции, мздоимство судейских чиновников.
Заканчивается, конечно, всё благополучно: каждый получает искомое. Однако любопытно и совершенно неожиданно, что конфликт разрешается вмешательством судьбы, ее «благоволеньем», а не хитростью слуги. А ведь такой исход присущ… трагедии, вот ведь в чём парадокс.

Мольера, конечно, интереснее всего смотреть на сцене в хорошей классической постановке, но и читать мне его тоже нравится. Вообще читать пьесы - очень интересное дело, можно додумать нужные декорации, а у Мольера ещё настолько чудесные диалоги и монологи и в них - яркие характеры персонажей, что читать - сплошное удовольствие.
Здесь сюжет вертится вокруг одного очень горячего, очень благородного и не очень сообразительного юноши и его любви к девушке, которую цыгане продали одинокому старику. Плутоватые хитроумные слуги - фирменный стиль Мольера, и здешний герой вполне в духе автора. Сообразительный проныра пытается устроить счастье своего хозяина, но тот словно назло всё портит, постоянно вмешиваясь.
Слуга - немного Остап Бендер, который хитрит, но закон всерьёз не нарушает. Мне его было искренне жаль, потому что с таким начальством врагов не надо. Тот самый случай, когда простота хуже воровства. Но комедия положений вышла замечательная, этого не отнять - без нарочитости, очень логично и уместно.
В жизни такая история наверняка закончилась бы плохо для несчастного влюблённого, но это комедия, и по закону жанра закончиться плохо она не может, за что я отдельно люблю жанр. Все в конце концов нашли своё счастье.
Хорошая история, развлекательная.


















Другие издания


