Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сумасброд, или Все невпопад

Жан-Батист Мольер

  • Аватар пользователя
    Аноним22 мая 2022 г.

    Тридцать три несчастья

    Замечательная пятиактная стихотворная комедия, основанная на любовной интриге и соперничестве двух молодых людей, Лелия и Леандра, за одну девушку. Сюжет стар, как мир, отсылает к античной комедии, потому что героиня – рабыня, принадлежащая хозяину-скряге, и ее необходимо выкупить у него, а не только влюбить в себя. За дело принимается ловкий слуга Лелия Маскариль, с комичной самоуверенностью твердящий о своей значимости в любовных делах и судьбе своего господина. Его не пугают никакие сложности и проблемы: «Чем больше трудностей, тем сладостнее слава». Лелий же крайне бестолков, постоянно путается под ногами, расстраивает интриги плута-слуги, который в сердцах даже посылает его к чёрту! Прямо тридцать три несчастья, а не хозяин. Маскарилю ничего не остаётся, как прямо-таки виртуозно выпутываться из сложившихся по вине Лелия дурацких ситуаций. Есть здесь и традиционный мотив «слуги двух господ»: Маскариль устраивается на службу и к противнику Лелия, Леандру, чтобы расстроить планы последнего. Мольер не только активно использует словесный комизм, но и прибегает к комизму внешнему, откровенно фарсовым приемам (например, избиение Лелия слугой и хозяином девушки). Спектакля по пьесе не видела, но представляю, как ярко это смотрелось бы на сцене. И сколько возможностей для актёрской импровизации!

    Пьеса очень весёлая, искромётная и вроде бы совершенно легкомысленная. Но Мольер не был бы Мольером, если бы и в такое «несерьёзное» действо не включил отголоски проблем значимых, хоть и поднимаемых попутно: засилье фальшивомонетчиков, продажность полиции, мздоимство судейских чиновников.

    Заканчивается, конечно, всё благополучно: каждый получает искомое. Однако любопытно и совершенно неожиданно, что конфликт разрешается вмешательством судьбы, ее «благоволеньем», а не хитростью слуги. А ведь такой исход присущ… трагедии, вот ведь в чём парадокс.

    38
    204