
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 мая 2015 г.Читать далееКогда я была мелкой, то обожала читать всякие фантастические романы. Особенно нравились мне истории о людях, обладающих всякими паранормальными способностями: умением читать чужие мысли, брать на себя чужую боль, летать, предсказывать будущее. Тогда в голову как-то не приходило, что за всё приходится платить. Что подобные способности часто не только дар, но и проклятье. Особенно, умение видеть будущее.
Это же ужас какой-то – знать, когда умрут твои родители (или хуже того, дети), знать, что страна твоя будет разрушена и разграблена, что близкие люди окажутся если не подлецами, то самовлюблёнными эгоистами. Знать, и не иметь возможности ничего изменить. Потому что всё предопределено, потому что решают боги, а ты только вещаешь, часто, когда тебе этого не хочется.
В романе Кристы Вольф повествование ведётся от первого лица, но именно образ главной героини ускользает, множится, разбивается на осколки, которые очень сложно сложить в единое целое. Что движет Кассандрой? Гордость? Любопытство? Осознание собственной исключительности, от которой никуда не деться? Даже если захочешь. Она, впрочем, не хочет. Она отдаётся на волю волн и даёт им свободно себя нести. Это превращает её жизнь в трагедию. Оказывается, есть вещь более страшная, чем знание. Это осознание. Кассандра осознаёт, чего стоят люди и она сама. Она осознаёт, почему случаются те или иные события, видит, как человеческие слабости и амбиции оборачиваются горем для самих людей и их близких. А когда это слабости правителей, беды обрушиваются на вверенные им народы. Вольф, как обычно, очень тонка, а картина созданная ей многогранна. И вот уже оказывается, что внешне правитель может выглядеть ах каким молодцом, демонстрировать силу, бряцать оружием, но за этим – пустота. Страх. Обиды. Равнодушие. А в итоге – сотни и сотни загубленных жизней. Помимо всего прочего «Кассандра» – один из самых ярких антивоенных романов, которые я читала. Здесь показана изнанка и механизм войны, причём сделано это настолько объективно и отстранённо, что кровь в жилах холодеет.
Одного я не понимаю: откуда у Кристы Вольф бралась эта удивительная жизненная сила: всё понимать про людей, отдавать себе отчёт, какие мерзости и глупости они творят (конечно, героиня здесь – alter ego автора) и всё-таки верить. Верить, что хоть что-то можно изменить к лучшему.41943
Аноним6 апреля 2019 г.Читать далееТакому валенку в мифологии как я, тяжеловато приниматься за такие книги. Она все таки требует определенного багажа знаний. Мне же каждый раз приходилось лезть в справочник, ну или в Гугл и смотреть кто есть кто. Конечно можно было абстрагироваться от всей мифологический атрибутики и читать как отдельную книгу, размышления женщины о жизни, почему нет. Но встречая как Аплллон плюнул в рот Кассандре или как юной Кассандре и ее брату змеи вылизали уши.... очень хочется углубиться и понять зачем почему и как это произошло.
Вот вижу в одной рецензии
Перед прочтением данного произведения стоит еще раз прочитать "Илиаду" ГомераНу ок если ещё раз, а если вообще не читал как я? Вывод один, читаю Илиаду, а потом перечитываю Кассандру, надеюсь будет попроще разбираться с ее внутренним миром.
361,7K
Аноним10 августа 2015 г.Читать далееКриста Вольф просто поразительна своим психологизмом. Кажется, она пишет языком подсознания, воспоминаний, размышлений и внутренней борьбы. Именно это покорило меня при чтении "Медеи" и раскатало тонким визжащим от восторга слоем. Этим же богата и "Кассандра", разница лишь в том, что в "Медее" повествование ведется от лица нескольких персонажей и мы видим подкорку сразу нескольких человек. Здесь - Кассандра - а через нее и весь ее мир. Пугающе остро, кристально чисто, настолько прозрачно, что хочется взвыть от безнадеги. Мне стало страшно - за писательницу. Она внушает мне суеверный страх. Мне кажется, что и ей плюнул в рот (или в руку?) Аполлон и наградил даром провиденья. Ибо нельзя, невозможно человеку так глубоко лезть в душу человеческую всевиденья, который, мне кажется, несла сквозь свою жизнь автор.
25972
Аноним9 июля 2015 г.Читать далееУдушающе страшно.
Кассандра, милая Кассандра. Единственный проблеск рассудка среди обезумевших от жажды власти, от страха, от похоти, от высокомерия троянцев. Ты пыталась их спасти. Но твои слова источали яд, они были гнилыми плодами Природы на пиру их жизни. Не таких предсказаний они жаждали. Подтверждение их правоты, их мощи, их гордости. Вот что было необходимо. Ты же пророчила смерть. Ты видела смерть. Смерть для всех них. И для себя.
Слишком поздно ты поняла, что значит видеть. Наивная, ты просила Богов о даре. А получила проклятье.
Ты, вылезшая из утробы великого высокомерия, ты царская дочка, ты получила дар страдать за весь свой народ. Который не нуждался в тебе.Что-то сдавливающее горло есть в этой повести. Что-то давящее и низвергающее в ад. Правда. О войне и о людских заблуждениях, людском эгоизме и иллюзии вседозволенности. Небольшая повесть о крахе народа, который сам себя уничтожил. Своей глупостью.
А что изменилось?...Кассандра, страдаешь ли ты так же нынче? За мир, который тебя отверг?
19768
Аноним24 августа 2018 г.Читать далее
Наше солнце могло погаснуть совершенно внезапно, с секунды на секунду. Вот почему мы любовно и пристально следили за его ходом в каждый из тех считанных дней.Мужчина и женщина, взирающие на закат... Знающие, что каждый миг может стать последним. Что есть меж ними? Назовешь ли это любовью? Страстью? Преклонением? У них одна вера, но боги - разные. И книга эта - вовсе не о любви.
Роман Вольф - как грубый тканный коврик для ног. Он в меру пёстр и в меру жесток, и чтобы рассмотреть узор, нужно склониться как можно ниже к полу, прищуриться и бесконечно долго трогать пальцами странную вязь. Иначе не поймешь. Я поняла только со второго раза. Во время чтения я вспоминала небольшой и малоизвестный сериал "Красный шатер", в котором говорилось о том же, пусть и несколько иным языком. О временах, когда деревья были большими, а люди со страхом чувствовали на себе грозное око богов, когда мир четко делился на женское и мужское, и горестный вой одних смешивался с победным рыком других.
Ты будешь говорить правду, но никто тебе не поверит.Кто же потерял рассудок здесь - в мире пыли, поднятой до небес и холодных статуй пещер? Морок, насланный на толпу, жаждал смерти и опьяняющего чувства власти. Старые правители сгорают на тронах, как бумагу над свечой - мгновенно и безжалостно. Герои - всего лишь туши, каждую из которых ждет своя пика. И над всем этим адом - она, женщина с тонкими чертами лица и дрожащими от еле сдерживаемого вопля губами. И за ее спиной сомкнули ряды такие же: уставшие от вражды и страха, чьи руки хотят помнить не мокрые от крови бинты, а ржаные колосья полей, чьи тела жаждут прикосновений не похотливых рук, а мягкого утреннего ветра.Кассандра, вестница несчастья, имя твое ушло в небесную синь и отзывается нам до сих пор. Ты не безликий персонаж одной из мировых драм, ты - символ парадокса, времени, что течет, но стоит на месте. Море, омывающее далекий безликий берег. Звезда, дающая надежду затерявшимся судам. Снегопад и листопад, дождь и льющийся солнечный свет, воздух и земля. Ты - знак бесконечного свершения.141,4K
Аноним19 июня 2015 г.Читать далееВначале не очень понятно, если ты не помнишь предысторию. Перед прочтением данного произведения стоит еще раз прочитать "Илиаду" Гомера или на крайний случай посмотреть Трою, но в этом фильме серьезные расхождения с оригиналом так что все-таки выбрать первый вариант.
Кассандра, дочь-предсказательница царя Трои, Приама. Вся повесть идет от ее лица. Повествование начинается с того, что она скорее всего умрет через некоторое время и вспоминает то, что случилось за эти несколько лет, до и во время войны с греками. И главное, было очень трудно, во всяком случае мне, уловить все отдельные моменты с которого она переходит, чуть ли не перескакивает, с одного на другой. Но в целом картина, конечно, понятна. Наверное, это трудно быть дочерью царя и предсказывать поражение своего города под опекой, которого сидит глава твоей семьи. Окружение царя и сам Приам считают, что она идет против них говоря им горькие предсказания, по их словам она должна восхвалять все планы, действия, которые исходят от них. Некоторые из них, да, они имели свое место в выигрыше, но которые Кассандра не смела признать перед отцом. В ней есть и упрямое, и гордое, и немного даже избалованность (царский ребенок же). Тем не менее, ее предсказания произошли, но кто-нибудь прислушался к ним? Нет. Есть прислушавшиеся и в основном это женщины, но они молчали ибо боялись верить в то, что их ждет верная гибель.
Не всегда боги одаривают сверхъестественными силами людей для пользы, в данном произведении героиня не только страдает тем, что не может помочь своему городу, но и получает презрение своих родителей. Может быть она бы получила больше доверия, если бы была царским сыном, но она ведь женщина.5495
Аноним6 января 2025 г.Читать далееКассандра - один из самых трагических персонажей "троянского мифа". Но, к сожалению, её образу ни у Гомера, ни у её последователей отведено мало места. Кто она? Царевна, одна из многочисленных детей Приама, правителя Трои, прорицательница, которой никто не верил. Туманный образ, неяркий след во всей истории.
Криста Вольф, немецкая писательница, попыталась исправить эту несправедливость. Она сделала Кассандру главной героиней книги, названной её именем.
Да что там главной героиней. Кассандра у неё - сама книга. Ведь Кассандра в ней и рассказчица, и двигатель сюжета. Это поток сознания Кассандры, записанный писательнице, жившей через тысячелетия после неё.
Несколько дней и ... целая жизнь. Кассандра, обреченной пленницей, прибывает в Микены. Присвоенная, как военный приз, Агамемноном, она прекрасно знает, что её ждет и что ждет её пленителя. Только смерть от рук Клитемнестры.
Но у неё есть несколько часов, чтобы вспомнить Трою, родителей, братьев и сестер, друзей и врагов, войну, любовь. Воспоминания перемешиваются с настоящим, прошлое перетекает в настоящее и завершается будущим.
Все события до и после Троянской войны читатель видит так, как видела их Кассандра, чувствует её боль, испытывает её радость.
В книге нет богов, только люди. С одной стороны троянцы, которые потеряли не только свой город, но и себя. С другой стороны - греки, победители и, вместе с тем, побежденные. И самый ненавистный из них - "Ахилл, скот", как его называет Кассандра. Только люди повинны в том, что случилось, что разрушился тот мир, в котором жила Кассандра.
Конечно, Криста Вольф взяла в основу своего произведения гомеровскую "Илиаду", но вместе с тем и разбавила своими фантазиями. Это было необходимо. Ведь для того, чтобы главная героиня - Кассандра - обрела плоть и кровь, нужна была её собственная история. И автор её придумала.
И сделала её максимально реалистичной, без всякой магии, без всяких богов. Если они и встречаются, то только в снах. Да, снов в книге много. Именно через них Кассандра берет свои предсказания, которые, как известно, никто не слушает.
Мы же, читатели, уже знакомые с тем, что случилось, страдаем вместе с Кассандрой. Видя её глазами, что происходит в Трое, мы наперед её знаем, чем все закончится. И это ощущение безысходности не отпускает на протяжении всего чтения.
Отличная книга!
4160
Аноним12 апреля 2015 г.Герои мифов чаще остальных персонажей воспринимаются как нечто нереальное, далёкое, лишённое своей воли. В данном случае повествование от первого лица и все события описаны словно в дневнике Кассандры. Переживания, чувства, эмоции - всё, как на ладони. "Дневниковое" произведение временами сложней других форм, но и глубже, искренней. Поэтому и складывается впечатление, что была Троя не так уж давно, и Кассандра совсем настоящая, живая женщина.
3395
Аноним10 августа 2025 г.«Лучше умреть в бою, чем в рабстве», – говорили ее амазонки.
Читать далееКнига «Кассандра» оказалась для меня сложным и неоднозначным чтением. Первую половину я шла буквально через силу: текст вызывал отторжение, и я была уверена, что поставлю ему не больше двух звезд. Причина в том, что произведение сильно отходит от классического мифа: появляются сюжетные линии, которых в оригинале не было (дети Кассандры, отношения с Энеем, выдуманные эпизоды с Брисеидой и ее отцом Калхасом (хотя Брисеидой девушка зовется от отца по имени Брис, что уже выглядит немного глупо) и в особенности появление такого персонажа как Эвмей, которого и подавно не было в Гомеровкой или Сохалистической Трое, что на мой взгляд очень меняет сюжет и судьбу героев.). Для человека, хорошо знакомого с античными источниками, это вызывает диссонанс. Однако восприятие изменилось, когда я перестала ждать от книги исторической точности и воспринимать её как пересказ мифа. Если не цепляться за «канон», текст раскрывается с другой стороны.
Повествование идёт сплошным потоком мысли, без глав и чётких разделов. Это требует привыкания: начало особенно тяжело воспринимается из-за сбивчивости, и переход от событий к внутренним монологам может показаться хаотичным. Мне понравилось, что автор избегает прямых оценочных суждений. Мы не читаем в мыслях Кассандры, что кто-то «плохой» или «хороший» (конечно, не говоря о греках, которые так или иначе в глазах «жертв» всегда будут плохими) – выводы делаем сами, исходя из поступков персонажей. Это выгодно отличает книгу от, например, «Молчания девушек» Рэт Батлер, где всё построено на открытом обвинении одной стороны и демонизации окружающей девушку обстановки (что тоже можно понять, безусловно). Здесь же чувствуется мысль, что в войне нет правых: и троянцы, и греки способны на жестокость.
Есть моменты, которые кажутся лишними или непонятными: беременность Кассандры, появление детей, введение некоторых персонажей в непривычных ролях. Эти эпизоды не влияют существенно на основную линию и не добавляют драматизма. Однако они не разрушают общую атмосферу книги, а скорее отражают авторское желание расширить личную историю героини. Финал истории (по времени действий, но в самой книге этот финал появлялся и в начале, и в середине, и в конце из-за сбивчевого повествования) – прибытие Кассандры в Микены и её размышления о смерти. Я считаю удачным решением, потому что нет необходимости подробно пересказывать события, которые и так известны из мифа.
Хотя первая половина книги давалась тяжело, а некоторые сюжетные ходы казались спорными, во второй половине я смогла войти в ритм повествования и оценить сильные стороны: отсутствие навязанных оценок, передача психологического напряжения, взгляд на войну без героизации и демонизации. Несмотря на недостатки, книга смогла вызвать эмоции, удержать внимание и заставить меня задуматься о восприятии мифов через призму субъективного опыта героини. Высокая оценка – 4 из 5 – за атмосферу, за умение показать ужас войны без прямого морализаторства, и за то, что, отбросив ожидания каноничности, я получила от чтения сильное эмоциональное впечатление.
166
Аноним11 мая 2016 г.Отличные рецензии, от себя добавлю только следующее: приготовьтесь к потоку женского сознания на фоне троянских событий. Почти как в последней главе "Улисса" только со знаками препинания. Шутка. Рекомендуется к прочтению студентам филологических факультетов.
1720