
Героиня - женщина
Julia_cherry
- 550 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Когда я была мелкой, то обожала читать всякие фантастические романы. Особенно нравились мне истории о людях, обладающих всякими паранормальными способностями: умением читать чужие мысли, брать на себя чужую боль, летать, предсказывать будущее. Тогда в голову как-то не приходило, что за всё приходится платить. Что подобные способности часто не только дар, но и проклятье. Особенно, умение видеть будущее.
Это же ужас какой-то – знать, когда умрут твои родители (или хуже того, дети), знать, что страна твоя будет разрушена и разграблена, что близкие люди окажутся если не подлецами, то самовлюблёнными эгоистами. Знать, и не иметь возможности ничего изменить. Потому что всё предопределено, потому что решают боги, а ты только вещаешь, часто, когда тебе этого не хочется.
В романе Кристы Вольф повествование ведётся от первого лица, но именно образ главной героини ускользает, множится, разбивается на осколки, которые очень сложно сложить в единое целое. Что движет Кассандрой? Гордость? Любопытство? Осознание собственной исключительности, от которой никуда не деться? Даже если захочешь. Она, впрочем, не хочет. Она отдаётся на волю волн и даёт им свободно себя нести. Это превращает её жизнь в трагедию. Оказывается, есть вещь более страшная, чем знание. Это осознание. Кассандра осознаёт, чего стоят люди и она сама. Она осознаёт, почему случаются те или иные события, видит, как человеческие слабости и амбиции оборачиваются горем для самих людей и их близких. А когда это слабости правителей, беды обрушиваются на вверенные им народы. Вольф, как обычно, очень тонка, а картина созданная ей многогранна. И вот уже оказывается, что внешне правитель может выглядеть ах каким молодцом, демонстрировать силу, бряцать оружием, но за этим – пустота. Страх. Обиды. Равнодушие. А в итоге – сотни и сотни загубленных жизней. Помимо всего прочего «Кассандра» – один из самых ярких антивоенных романов, которые я читала. Здесь показана изнанка и механизм войны, причём сделано это настолько объективно и отстранённо, что кровь в жилах холодеет.
Одного я не понимаю: откуда у Кристы Вольф бралась эта удивительная жизненная сила: всё понимать про людей, отдавать себе отчёт, какие мерзости и глупости они творят (конечно, героиня здесь – alter ego автора) и всё-таки верить. Верить, что хоть что-то можно изменить к лучшему.

Такому валенку в мифологии как я, тяжеловато приниматься за такие книги. Она все таки требует определенного багажа знаний. Мне же каждый раз приходилось лезть в справочник, ну или в Гугл и смотреть кто есть кто. Конечно можно было абстрагироваться от всей мифологический атрибутики и читать как отдельную книгу, размышления женщины о жизни, почему нет. Но встречая как Аплллон плюнул в рот Кассандре или как юной Кассандре и ее брату змеи вылизали уши.... очень хочется углубиться и понять зачем почему и как это произошло.
Вот вижу в одной рецензии
Ну ок если ещё раз, а если вообще не читал как я? Вывод один, читаю Илиаду, а потом перечитываю Кассандру, надеюсь будет попроще разбираться с ее внутренним миром.

Криста Вольф просто поразительна своим психологизмом. Кажется, она пишет языком подсознания, воспоминаний, размышлений и внутренней борьбы. Именно это покорило меня при чтении "Медеи" и раскатало тонким визжащим от восторга слоем. Этим же богата и "Кассандра", разница лишь в том, что в "Медее" повествование ведется от лица нескольких персонажей и мы видим подкорку сразу нескольких человек. Здесь - Кассандра - а через нее и весь ее мир. Пугающе остро, кристально чисто, настолько прозрачно, что хочется взвыть от безнадеги. Мне стало страшно - за писательницу. Она внушает мне суеверный страх. Мне кажется, что и ей плюнул в рот (или в руку?) Аполлон и наградил даром провиденья. Ибо нельзя, невозможно человеку так глубоко лезть в душу человеческую всевиденья, который, мне кажется, несла сквозь свою жизнь автор.

— Ты думаешь, Арисба, человек не может увидеть самого себя?
— Не может. Он не вынес бы этого. Ему необходимо видеть свое отражение в другом.
— И он никогда не изменится? Бесконечное повторение одного и того же? Самоотчуждение, идолы, ненависть?
— Этого я не знаю. Я знаю только, что во времени бывают дыры. Вот как сейчас. И мы не имеем права дать ему уйти без пользы.

некоторые люди готовы стать жертвой не только по принуждению извне, но и по внутреннему велению.

Что я называю «живым»? Не пугаться трудного, менять свое представление о себе самом — вот что я называю «живым».
















Другие издания
