Рецензия на книгу
Кассандра
Криста Вольф
Аноним10 августа 2025 г.«Лучше умреть в бою, чем в рабстве», – говорили ее амазонки.
Книга «Кассандра» оказалась для меня сложным и неоднозначным чтением. Первую половину я шла буквально через силу: текст вызывал отторжение, и я была уверена, что поставлю ему не больше двух звезд. Причина в том, что произведение сильно отходит от классического мифа: появляются сюжетные линии, которых в оригинале не было (дети Кассандры, отношения с Энеем, выдуманные эпизоды с Брисеидой и ее отцом Калхасом (хотя Брисеидой девушка зовется от отца по имени Брис, что уже выглядит немного глупо) и в особенности появление такого персонажа как Эвмей, которого и подавно не было в Гомеровкой или Сохалистической Трое, что на мой взгляд очень меняет сюжет и судьбу героев.). Для человека, хорошо знакомого с античными источниками, это вызывает диссонанс. Однако восприятие изменилось, когда я перестала ждать от книги исторической точности и воспринимать её как пересказ мифа. Если не цепляться за «канон», текст раскрывается с другой стороны.
Повествование идёт сплошным потоком мысли, без глав и чётких разделов. Это требует привыкания: начало особенно тяжело воспринимается из-за сбивчивости, и переход от событий к внутренним монологам может показаться хаотичным. Мне понравилось, что автор избегает прямых оценочных суждений. Мы не читаем в мыслях Кассандры, что кто-то «плохой» или «хороший» (конечно, не говоря о греках, которые так или иначе в глазах «жертв» всегда будут плохими) – выводы делаем сами, исходя из поступков персонажей. Это выгодно отличает книгу от, например, «Молчания девушек» Рэт Батлер, где всё построено на открытом обвинении одной стороны и демонизации окружающей девушку обстановки (что тоже можно понять, безусловно). Здесь же чувствуется мысль, что в войне нет правых: и троянцы, и греки способны на жестокость.
Есть моменты, которые кажутся лишними или непонятными: беременность Кассандры, появление детей, введение некоторых персонажей в непривычных ролях. Эти эпизоды не влияют существенно на основную линию и не добавляют драматизма. Однако они не разрушают общую атмосферу книги, а скорее отражают авторское желание расширить личную историю героини. Финал истории (по времени действий, но в самой книге этот финал появлялся и в начале, и в середине, и в конце из-за сбивчевого повествования) – прибытие Кассандры в Микены и её размышления о смерти. Я считаю удачным решением, потому что нет необходимости подробно пересказывать события, которые и так известны из мифа.
Хотя первая половина книги давалась тяжело, а некоторые сюжетные ходы казались спорными, во второй половине я смогла войти в ритм повествования и оценить сильные стороны: отсутствие навязанных оценок, передача психологического напряжения, взгляд на войну без героизации и демонизации. Несмотря на недостатки, книга смогла вызвать эмоции, удержать внимание и заставить меня задуматься о восприятии мифов через призму субъективного опыта героини. Высокая оценка – 4 из 5 – за атмосферу, за умение показать ужас войны без прямого морализаторства, и за то, что, отбросив ожидания каноничности, я получила от чтения сильное эмоциональное впечатление.
168