европейская классическая литература
MaksimKoryttsev
- 99 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Если бы я не знала, что Гофман был увлекающейся личностью, неким человеком - сканером, как сейчас называют людей, не способных концентрироваться на чем-то одном, а вечно ищущих и пробующих новое, то прошла бы мимо. Но, я стала понимать Гофмана (как и да Винчи) и, очевидно, что это было его «новым открытием», увлечением - в то время набиравший обороты феномен месмеризма или животного магнетизма, который его и вдохновил на фантазию, выраженную в этой повести.
Чтобы не переписывать ^вики^, коротко - месмеризм (от имени автора теории Месмера, немецкого врача)- это способность человека концентрации своих телепатических сил, флюидов, невидимых магнетических лучей и умение направлять их и управлять сознанием других людей с помощью этих магических потоков. Помните Кашпировского, Чумака?- вот из этой серии. И были же люди, которые якобы излечивались от заболеваний с помощью этих самых волн, однако, самовнушение никто не отменял, как и психосоматику;) Сюжет повести и основан на этом, только с той лишь разницей, что этот самый «чумак», по ходу влюбившийся в девушку, под видом лечения проделывает свои эксперименты на ней, пытаясь влюбить ее в себя. Ему это удается, но мешают родные и близкие этой девушки, поэтому и они попадают «под его чары», в итоге все погибают, и тут Гофман, как и в других своих произведениях (по крайней мере те, что я прочитала), напускает туман...додумай сам, читатель, что хотел сказать художник;)
Вообще, не смотря на существующий AI, прогресс в медицине и других сферах жизни и деятельности человека, все ж мозг остается неизученным. И всякие попытки внедрения, направления, коррекции, и прочих манипуляций, где один человек воздействует так или иначе на мозг другого человека (психоанализ, гипноз и тп) лично у меня вызывают беспокойство и недоверие. В общем, это уже другая тема.
Данная повесть меня не поразила, нет яркого сюжетного поворота, весьма скучновато написано, единственный плюс- узнала про месмеризм.

Необычайно печальная история, к концу которой УМЕРЛИ ВООБЩЕ ВСЕ.
Вторая часть "Фантазий", к счастью, открывается совершенно не Калловской историей, а скорее историей из "Ночных штучек" (нахтштюке). Там у Гофмана есть несколько историй о каком-нибудь явлении из мира зыбкого (духовная связь двух людей в "Пустом доме", воображаемый физический контакт в "Обете") в художественной обработке автора. Здесь явление весьма популярное в своё время - месмеризм. Якобы некий молодой человек прибегает к этому средству дабы изжить из сердца любимой мимолётную влюблённость и вернуть себе предназначенную с детства невесту. Кстати, что может быть ненадёжнее детской влюблённости? Кстати, в рассказе Гофман устами героев говорит, что женщина по природе своей внушаема и ведома, так что лучше мужчинам за неё решать, за кого ей лучше замуж выходить. Надеюсь, он это несерьёзно.

В повести «Магнетизер» (1814), Эрнст Гофман ставил своей целью предостеречь читателей об опасности увлечения «животным магнетизмом» (или «месмеризмом», по имени основателя, Франца Месмера), которое было очень популярно в то время. В течение XIX века было написано множество трактатов о данном учении, и оно также стало подспорьем для множества художественных произведений этого столетия. Гипотеза Месмера основывалась на предположении, что все животные существа вырабатывают особую магнитную энергию, способны проводить ее и даже передавать на расстоянии, тем самым, устанавливая телепатическую связь друг с другом. Человек, практиковавший месмеризм, назывался магнетизером. Месмер верил, что причиной болезней было неравномерное распределение магнитной энергии в организме, и люди, обладавшие талантом к «магическому магнетизму» были способны воздействовать на других и равномерно перераспределять энергию в человеке, тем самым, излечивая различные недуги. К магнетизму также прибегали для устранения бессонницы (как то было в романе Эдварда Беллами «Через сто лет», где главный герой не мог уснуть без помощи знакомого «врача»-магнетизера).
Эдуард Беллами - Через сто летГофман весьма насторожено относится месмеризму и видит в нем проникновение в «темную сторону бытия».
Центральной личностью в повествовании выступает «врач» Альбан, посвятивший себя занятиям месмеризмом. Это еще один персонаж в литературе, возомнивший себя «сверхчеловеком». Он живет в доме знатной немецкой семьи, где служит врачом и лечит дочку барона, Марию, от неизвестного недуга. Все жители замка на интуитивном уровне испытывают трепет и страх по отношению к Альбану, хотя для того нет видимых причин.
В главе, где нам представлено содержание письма Альбана к его другу, мы видим цели, которые преследует Альбан, и понимаем, что тревожное предчувствие других персонажей на счет него не было беспочвенным. Альбан испытывает эгоистичное чувство к Марии, чье сердце принадлежит другому герою — Ипполиту. С помощью магнетизма, Альбан хочет подчинить волю Марии своим интересам, он проникает в ее сны, пытается вытеснить образ Ипполита из сознания девушки, и заполнить ее мысли только собой. Он желает разрушить ее собственное «я» и хочет, чтобы ее «я» слилось с ним.
С помощью гипнотического воздействия, Альбан подчиняет себе волю других, заставляет их трепетать в своем присутствии, и упивается своей силой. Он считает главной целью существования человека — борьбу за абсолютное господство.
Повесть имеет трагичную концовку, где умирают все, кроме Альбана (его дальнейшая судьба остается неизвестной), однако, если присмотреться, можно найти нечто обнадеживающее в сюжете. Несмотря на то, что Мария умерла в конце, она все-таки одержала победу, в той невидимой борьбе, которую вел с ней Альбан, и пошла под венец с возлюбленным Ипполитом, в чем выражается триумф воли девушки над фокусами гнусного магнетизера.




















Другие издания


