Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Магнетизер

Эрнст Теодор Амадей Гофман

  • Аватар пользователя
    ChristinePark19 ноября 2022 г.

    Свобода воли — главная духовная ценность человека

    В повести «Магнетизер» (1814), Эрнст Гофман ставил своей целью предостеречь читателей об опасности увлечения «животным магнетизмом» (или «месмеризмом», по имени основателя, Франца Месмера), которое было очень популярно в то время. В течение XIX века было написано множество трактатов о данном учении, и оно также стало подспорьем для множества художественных произведений этого столетия. Гипотеза Месмера основывалась на предположении, что все животные существа вырабатывают особую магнитную энергию, способны проводить ее и даже передавать на расстоянии, тем самым, устанавливая телепатическую связь друг с другом. Человек, практиковавший месмеризм, назывался магнетизером. Месмер верил, что причиной болезней было неравномерное распределение магнитной энергии в организме, и люди, обладавшие талантом к «магическому магнетизму» были способны воздействовать на других и равномерно перераспределять энергию в человеке, тем самым, излечивая различные недуги. К магнетизму также прибегали для устранения бессонницы (как то было в романе Эдварда Беллами «Через сто лет», где главный герой не мог уснуть без помощи знакомого «врача»-магнетизера).

    Эдуард Беллами - Через сто лет

    Гофман весьма насторожено относится месмеризму и видит в нем проникновение в «темную сторону бытия».



    Уже само слово «магнетизм» заставляет меня содрогнуться,.. бог с вами, ежели природа терпит, как вы своими неуклюжими руками пытаетесь сорвать с нее покров, и не карает вас за это смертью. 

    если бы человек вдруг и проник в эту глубочайшую тайну природы,.. это было бы подобно тому, что случается, когда мать неосторожно забывает убрать острый нож, которым она высекала много чудесного на радость детям, а дети находят его и наносят себе тяжкие увечья, слепо пытаясь подражать в ваянии матери. 

    Центральной личностью в повествовании выступает «врач» Альбан, посвятивший себя занятиям месмеризмом. Это еще один персонаж в литературе, возомнивший себя «сверхчеловеком». Он живет в доме знатной немецкой семьи, где служит врачом и лечит дочку барона, Марию, от неизвестного недуга. Все жители замка на интуитивном уровне испытывают трепет и страх по отношению к Альбану, хотя для того нет видимых причин.

    В главе, где нам представлено содержание письма Альбана к его другу, мы видим цели, которые преследует Альбан, и понимаем, что тревожное предчувствие других персонажей на счет него не было беспочвенным. Альбан испытывает эгоистичное чувство к Марии, чье сердце принадлежит другому герою — Ипполиту. С помощью магнетизма, Альбан хочет подчинить волю Марии своим интересам, он проникает в ее сны, пытается вытеснить образ Ипполита из сознания девушки, и заполнить ее мысли только собой. Он желает разрушить ее собственное «я» и хочет, чтобы ее «я» слилось с ним.



    ...безусловное господство над высшим духовным принципом жизни – вот к чему мы стремимся... покоренное духовное начало должно вливаться в нас, чтобы только нас питать своей силой! 

    С помощью гипнотического воздействия, Альбан подчиняет себе волю других, заставляет их трепетать в своем присутствии, и упивается своей силой. Он считает главной целью существования человека — борьбу за абсолютное господство.



    Существование – это борьба, и оно основано на борьбе. Чем ты могущественнее, тем легче дается тебе победа, а покоренный вассал еще более умножает твое могущество. 

    Стремление к господству – это стремление к божеству, и чем сильнее твое ощущение власти, тем большее блаженство ты испытываешь. 

    Повесть имеет трагичную концовку, где умирают все, кроме Альбана (его дальнейшая судьба остается неизвестной), однако, если присмотреться, можно найти нечто обнадеживающее в сюжете. Несмотря на то, что Мария умерла в конце, она все-таки одержала победу, в той невидимой борьбе, которую вел с ней Альбан, и пошла под венец с возлюбленным Ипполитом, в чем выражается триумф воли девушки над фокусами гнусного магнетизера.

    3
    159