Рецензия на книгу
Магнетизер
Эрнст Теодор Амадей Гофман
ChristinePark19 ноября 2022 г.Свобода воли — главная духовная ценность человека
В повести «Магнетизер» (1814), Эрнст Гофман ставил своей целью предостеречь читателей об опасности увлечения «животным магнетизмом» (или «месмеризмом», по имени основателя, Франца Месмера), которое было очень популярно в то время. В течение XIX века было написано множество трактатов о данном учении, и оно также стало подспорьем для множества художественных произведений этого столетия. Гипотеза Месмера основывалась на предположении, что все животные существа вырабатывают особую магнитную энергию, способны проводить ее и даже передавать на расстоянии, тем самым, устанавливая телепатическую связь друг с другом. Человек, практиковавший месмеризм, назывался магнетизером. Месмер верил, что причиной болезней было неравномерное распределение магнитной энергии в организме, и люди, обладавшие талантом к «магическому магнетизму» были способны воздействовать на других и равномерно перераспределять энергию в человеке, тем самым, излечивая различные недуги. К магнетизму также прибегали для устранения бессонницы (как то было в романе Эдварда Беллами «Через сто лет», где главный герой не мог уснуть без помощи знакомого «врача»-магнетизера).
Эдуард Беллами - Через сто летГофман весьма насторожено относится месмеризму и видит в нем проникновение в «темную сторону бытия».
Уже само слово «магнетизм» заставляет меня содрогнуться,.. бог с вами, ежели природа терпит, как вы своими неуклюжими руками пытаетесь сорвать с нее покров, и не карает вас за это смертью.
если бы человек вдруг и проник в эту глубочайшую тайну природы,.. это было бы подобно тому, что случается, когда мать неосторожно забывает убрать острый нож, которым она высекала много чудесного на радость детям, а дети находят его и наносят себе тяжкие увечья, слепо пытаясь подражать в ваянии матери.Центральной личностью в повествовании выступает «врач» Альбан, посвятивший себя занятиям месмеризмом. Это еще один персонаж в литературе, возомнивший себя «сверхчеловеком». Он живет в доме знатной немецкой семьи, где служит врачом и лечит дочку барона, Марию, от неизвестного недуга. Все жители замка на интуитивном уровне испытывают трепет и страх по отношению к Альбану, хотя для того нет видимых причин.
В главе, где нам представлено содержание письма Альбана к его другу, мы видим цели, которые преследует Альбан, и понимаем, что тревожное предчувствие других персонажей на счет него не было беспочвенным. Альбан испытывает эгоистичное чувство к Марии, чье сердце принадлежит другому герою — Ипполиту. С помощью магнетизма, Альбан хочет подчинить волю Марии своим интересам, он проникает в ее сны, пытается вытеснить образ Ипполита из сознания девушки, и заполнить ее мысли только собой. Он желает разрушить ее собственное «я» и хочет, чтобы ее «я» слилось с ним.
...безусловное господство над высшим духовным принципом жизни – вот к чему мы стремимся... покоренное духовное начало должно вливаться в нас, чтобы только нас питать своей силой!С помощью гипнотического воздействия, Альбан подчиняет себе волю других, заставляет их трепетать в своем присутствии, и упивается своей силой. Он считает главной целью существования человека — борьбу за абсолютное господство.
Существование – это борьба, и оно основано на борьбе. Чем ты могущественнее, тем легче дается тебе победа, а покоренный вассал еще более умножает твое могущество.
Стремление к господству – это стремление к божеству, и чем сильнее твое ощущение власти, тем большее блаженство ты испытываешь.Повесть имеет трагичную концовку, где умирают все, кроме Альбана (его дальнейшая судьба остается неизвестной), однако, если присмотреться, можно найти нечто обнадеживающее в сюжете. Несмотря на то, что Мария умерла в конце, она все-таки одержала победу, в той невидимой борьбе, которую вел с ней Альбан, и пошла под венец с возлюбленным Ипполитом, в чем выражается триумф воли девушки над фокусами гнусного магнетизера.
3159