
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 октября 2018 г."Если к другому уходит невеста, еще неизвестно, кому повезло)"
Читать далееОчаровательная пьеса о том, каким удивительным образом порой повторяются в нашей жизни и жизни наших близких одни и те же события и еще о том, что все, что ни делается, к лучшему, поэтому и переживать не стоит.
30 лет назад Арнольда бросила мать (Китти) и убежала со своим любовником (Хью), женатым, между прочим, человеком. Мальчик остался с отцом (Клайвом), а она даже не делала попыток с ним увидеться (за 30 лет не удосужилась встретиться со своим сыном! - вот для меня эта самая жуткая часть пьесы. Как, как можно бросить родного сына, когда ему всего 5 лет?! какая она вообще мать после этого?)
Проходит 30 лет, мальчик (Арнольд) вырос и превратился в серьезного мужчину, занимающего важную должность. Однажды его жена Элизабет организует ему встречу с его матерью. Все бы ничего, но неожиданно в это же самое время к ним приезжает погостить...отец Арнольда. Тут-то и начинается "комедия положений": из прелестной девушки Китти превратилась в экзальтированную и вздорную особу, причем, по-видимому, не очень счастливая в роли содержанки и пытающаяся всем доказать, что это вовсе не так и третирующая своего любовника направо и налево (сразу вспоминается анекдот: Девушка у гадалки: — В меня влюблены два парня — Петя и Вася. Скажите, кому из них повезет? Гадалка, раскинув карты: — Повезет Пете, ты выйдешь замуж за Васю).
Но и это еще не все. В жизни самого Арнольда тоже намечаются перемены, но далеко не самые приятные: Элизабет тоже думает уйти от него - вот такой замкнутый круг (или, может, плохая карма)
Пьеса интересная и увлекательная, но только это противопоставление двух пар очень уж нарочитое: не бывает в жизни полностью одинаковых ситуаций, ведь и люди все разные. Да, леди Китти не была счастлива, бросив мужа, но это еще не говорит о том, что и Элизабет не будет счастлива, сделав то же самое.
И еще это очень оптимистическое произведение: во всем надо находить свои плюсы:
КИТТИ. Ты стал безнравственным человеком, Клайв.
ЧЭМПИОН. Зато счастливым.Также автор покажет и разницу мужского и женского восприятия любви:
АРНОЛЬД. У тебя нет для этого оснований. И потом, ей-богу, мне сейчас не до того. Я люблю тебя, и…
ЭЛИЗАБЕТ. Ты мог бы сказать мне об этом раньше.
АРНОЛЬД. Почему я должен говорить об этом каждый день? Неужели после трех лет брака надо объясняться в любви своей жене?!Только финал получился несколько, на мой взгляд, скомканным. 4/5
591,9K
Аноним19 июля 2015 г.Читать далееЯ всегда расстраивалась, что Сомерсет Моэм написал так мало пьес. После того, как посмотрела «Круг» в театре, особенно. Кстати, уверена, актёры тоже расстраивались, потому что играть в его пьесах – одно удовольствие. Они, что называется, «актёрские». А всё потому, что театр даёт возможность проявиться самым сильным сторонам Моэма – умением закрутить интригу и создать характеры. Причём характеры даже в прозе Моэма часто «театральные» – это не столько индивидуальности, сколько типажи. Но если в прозе это слегка раздражает (скажем, Ларри в «Лезвии бритвы» не слишком убедителен), то на сцене – наоборот.
Плюс ко всему пьеса требует не описаний (в которых автор, по собственному признанию, не мастер), а диалога, острых и точных реплик. Вот тут Моэму мало равных – его английский юмор и меткость низменно радуют читателя (и зрителя).
Название «Круг» символично. С одной стороны, это обозначение определённого социального круга с его привычками, особенностями и взглядами на жизнь. Юная Элизабет в этот круг никак не может вписаться, ей мучительно скучно на приёмах и званных ужинах, а от фальши окружающих сводит скулы. Но круг – это ещё и течение жизни, повторяемость жизненных ситуаций. Когда-то мать Арнольда сбежала от мужа с юным любовником, а теперь его жена может проделать то же самое. Что победит – любовь или благоразумие? Козни папаши Арнольда или честность и наивность юного Тэдди?
Динамичная, остроумная и неожиданно светлая пьеса известного циника Моэма. Впрочем, если ещё раз прокрутить содержание пьесы, финал не выглядит таким уж лучезарным.461,3K
Аноним27 октября 2018 г.Чужой опыт ничему не учит
Читать далеепотому что обстоятельства всегда разные". Ключевая фраза пьесы "Круг". Название её многозначительное, и синонимов к слову и к пьесе можно подобрать следующие: жизненный, социальный, любовный. Моэм объясняет с помощью героев сущность этих кругов. И несмотря на повторяемость ситуаций, каждый новый её участник волен выбирать свой путь. Чужой опыт тут не подспорье, не всегда он поможет в выборе, и маловероятно, что содеянное будет аналогичным повторением жизни того, кто рассказывает свой опыт, потому что обстоятельства у всех разные. Так, вырвавшись из любовного круга, леди Китти бросает мужа и окунается в пустоту духовную, а Элизабет, бросая мужа, возможно,обретет нечто большее, нежели социальный круг высшего общества со своей политикой, мещанством, интерьерами, мебелью, стульями и платьями, и, наоборот, возвыситься над душным материализмом, от которого устала ее душа, обретя своё любовь и счастье.
Можно хоть весь мир перевернуть, если готов ответить за последствия, а последствия зависят от твоего характера.311,2K
Аноним20 июня 2014 г.Читать далееВот любимые авторы всегда найдут чем порадовать. С. Моэм в очередной раз подарил пару незабываемых часов. Первая моя пьеса в его творческом наследии и просто на одном дыхании. Помню как села и не заметила как дочитала до слова занавес. Блестящая ирония и неиссякаемое остроумие. Отличный стиль, тонкий психологизм, драматизм и накал страстей (которые так присущи драматургии).
Автор перед нами разворачивает драму в трех действиях. Судите сами. В доме своего сына и молодой жены случайно пересекаются бывшие муж и жена, которые не виделись аж 30 лет! А в свое время их брак распался из-за бегства жены с лучшим другом. Искрометные реплики летят одна за другой. Ссоры и склоки. И вот среди всего этого временного безумия С. Моэм рисует перед нами круг жизни и показывает как все идет именно по этой геометрической фигуре. Всегда в жизни люди будут становиться на перепутье и делать выбор. Всегда найдутся педантичные и чопорные люди дела. Их ряды всегда будут разбавлять темпераментные и эмоциональные, готовые на все ради любви и романтики. А верный ли выбор мы делаем покажет лишь жизнь. И у каждого свой путь, свой бесценный опыт, своя жизнь, своя романтика и любовь. Только вот, шагая вперед, мы уже не можем возвратиться назад. И не можем узнать как бы сложилась наша жизнь иначе. И это еще вопрос... Стоит ли о чем-нибудь жалеть!?
Вот на такие размышления меня натолкнула эта прелестная вещица. С. Моэм как всегда очарователен, тонок и изыскан. Непередаваемо хорош.
25853
Аноним23 декабря 2021 г.Читать далееЕсли призадуматься, то произведений, название которых и описывает сюжет, и выражает фабулу, не так уж и много. Пьеса Моэма - одно из таких произведений. Пьеса камерная, всё действо происходит в одних и тех же декорациях. Действующих лиц немного, всё происходит - так и хочется саркастично засмеяться - в тесном семейном кругу. Так что проблема забывчивых читателей пьес, когда вынужден каждый раз перелистывать том, возвращаясь к списку действующих лиц, здесь не актуальна. И вообще, всё понятно и без дополнительных разъяснений - действия персонажей, такие обыденные, буквально сразу же обрисовывают их взаимоотношения и характеры. Всё сводится к одной-единственной фразе: круг замкнулся.
8541
Аноним12 января 2021 г.Читать далееСитуация в пьесе следующая: к Арнольду и Элизабет одновременно приезжают мать Арнольда - Китти , бросившая его 30 лет назад, со своим спутником и отец Арнольда. К дом к Арнольду также приезжает Тедди Льютон (по-видимому, друг Арнольда), чтобы поддержать последнего в столь щекотливой ситуации. А в результате возникает новый конфуз, в результате которого Элизабет и Тедди образуют новую пару, а Арнольд теряет свою супругу. Отсюда название пьесы «Круг», т.к. история повторяется по кругу.
Предполагаю, что это сатира. Арнольд показан как педант - то кресло стоит стоит неровно, то (тут его поддел спутник матери Арнольда - Хью Портес) оно вообще может оказаться подделкой. Арнольд хочет сделать свой дом произведением искусства. Эта реплика помещена там же, где он спрашивает о том, нужно ли после трех лет брака объясняться в любви своей жене.
Автор сделал из Элизабет молодую версия Кити (только в отличии от неё, у пары Арнольд - Элизабет детей нет). По воспоминаниям отца Арнольда - Клайва, Китти
… была веселой и, главное, естественной. Кто мог подумать, что ее очарование обернется фривольностью, а природная импульсивность глупейшей аффектацией.У Клайва есть реплика, что вряд - ли он смог помешать Китти превратится в карикатуру на саму себя молодую. «Но жизнь могла бы».
Естественность в Элизабет по тексту заключается в основном в том, что девушка не пользуется косметикой - по крайней мере, она не пользуется помадой и не красит волосы. А вот веселым этого персонажа я бы не назвала.
Мне не понравилась ни сама ситуация, описанная в пьесе, ни то, как автор разделяет любовь и счастье (как острым ножом отрезал), вкладывая эту реплику в уста Тедди (и чуть ранее, только другими словами Кити говорит похожее про быт и отношения с Хью).
Но я не предлагаю тебе счастья, и никогда не считал, что моя любовь – это счастье. Я ревнивый, нелегкий в быту, раздражительный человек. Часто выхожу из себя, могу молчать целыми днями, стиснув зубы. Мы бы жили иногда, как кошка с собакой, и ненавидели друг друга. Я не предлагаю тебе мир и покой, наоборот, я предлагаю тебе беспокойную и тревожную жизнь, и я не предлагаю тебе счастья. Я предлагаю любовь.7854
Аноним10 октября 2014 г.Элизабет. А если твоя мать ничего не могла с собой поделать, если она полюбила?Читать далее
Арнолд. И забыла честь, долг и приличия? Так, знаешь, можно оправдать всё что угодно.Ну что ж, добралась я и до новой формы произведений одного из любимых авторов, а именно Сомерсета Моэма и его пьесы "Круг". Часто можно встретить другое название, "Семейный круг", особенно в театральных постановках. Перед нами предстаёт необычная картина: под одним кровом воссоединилось семейство, которое по сути представляет собой две семьи и два любовных треугольника.
К молодой паре, прожившей в браке три года и испытывающей сложности в отношениях, заглядывает старшее поколение: мать, оставившая сына ради другого мужчины, а также отец, которому после всего этого опостылел дом. Спустя 30 лет прошлое возвращается: старая пара вспоминает былые дни и думает, как всё могло бы сложиться. Меж тем, глядя на них, похожие события происходят и в жизни нового поколения: друг семьи ставит под угрозу её существование.
Моэм как всегда прекрасен и психологичен: тонкая ирония, реплики на грани фола, порой едкие и беспощадные, исследование человеческих взаимоотношений изнутри и мастерски составленные диалоги и сцены. Каждая из трёх частей великолепно скомпонована и так и просится на подмостки.
Так или иначе всё возвращается на круги своя, истории повторяются, но всё зависит лишь от нашего выбора. И если вы его сделали, не оглядывайтесь назад и не сожалейте о прошлом.
5689
Аноним23 декабря 2017 г.Читать далееПоразительно, сколько глубины и содержания можно уместить в, казалось бы, совсем маленькой по объёму пьесе. Автор поистине гений художественного слова и языковой выразительности, точен и многогранен.
Хватает всего двух-трёх реплик, и перед глазами уже встаёт щебечущая милый вздор леди Китти, некогда самая очаровательная и блестящая женщина своего круга, ныне несчастная, жалко цепляющаяся на уходящую красоту и доживающая свой век; лорд Портес, грубоватый и резкий в обращении, и столь же несчастный, когда-то ярчайший представитель лондонской молодёжи, подающий огромные надежды политик, а теперь просто старый ворчун; и мистер Чэмпион, тот, кому из всех троих, может быть, сильнее всего повезло в этой жизни, сохранивший благородство и уравновешенность, достопочтенный пожилой мужчина, не то весельчак, не то циник, весьма приятный в обхождении, как и положено истинным англичанам, переживший предательство лучшего друга и любимой женщины, боль, ревность, отчаяние, но проживший, несмотря на это, достойную жизнь.
И словно в зеркале, отстающим на тридцать лет, один в один повторяющие их судьбу и характер трое пока ещё молодых людей: двое мужчин и женщина. Уже известно, как сложится их судьба, что ждёт каждого впереди - будущее наглядно разворачивает прямо у них под носом. Но каждый волен делать свой собственный выбор, пренебрегая опытом прочих людей, и мы ошибемся снова, и снова, и снова...
Не стану останавливаться на яркой характерности персонажей, было бы глупым ждать от автора чего-то иного, хочется задуматься над избитой, но вечной историей. Какой выбор всё-так считать правильным? Сохранить брак или идти за любовью? А что есть любовь? А вдруг любовь как раз останется в браке, но, ослеплённый страстями, человек сделает неправильный выбор? Или ошибочным будет мучиться, живя с нелюбимым?
А как вести себя пострадавшей стороне? Мстить едва ли хороший вариант. Забыть и жить дальше, словно бы ничего не было? На такое способен разве что человек совершенно бесчувственный. Но что тогда? Страдать и мучиться всю оставшуюся жизнь, даже когда-то смириться?..
Но это изнутри. Обратимся теперь к последней стороне образовавшегося треугольника, чья дилемма куда более нерешаема, чем первые две: этот человек приходит снаружи, извне. И в отличие от них, у него нет никаких обязательств перед кем бы то ни было (за исключением случаев, когда и он в свою очередь связан узами брака, однако для дальнейших рассуждений эти два случаи неразличимы), ни перед одним из разрушаемой пары по крайней мере. Имеет ли он право если не своим присутствием, то своим поведением смущать и раззадоривать одного из супругов? Религия здесь категорично ответит нам, что это непозволительно, тем не менее в истории найдётся немало примеров, когда подобный запрет никого не смущал или, во всякой случае, не смог остановить. Так как же побороть ослепляющее чувство к другому, тебе не принадлежащему? Или не нужно бороть? Должно быть, позволительно оправдаться, если супруги эти в браке несчастливы. Но многие ли счастливы в браках?.. А может быть, от того брака остаются дети?
А что, если интерес проявляет как раз страдающая, разваливающая брак сторона, как в этом случае поступить? Способствовать примирению или разрыву? Вести себя благосклонно или же сдержанно? А вдруг ты даже не знаешь о существовании этого брака?.. Будет ли уже слишком поздно, когда ты узнаешь и кто наверняка может знать, когда это "поздно" настанет?Одна маленькая история, исполненная в разных вариациях, делает каждый случай настолько индивидуальным, что вот мы уже самоотверженно оправдываем одних и в точности такой же ситуации порицаем других, готовы с пеной у рта отстаивать обе противоречащие позиции одновременно.
Начать-то, наверное, нужно с себя.
3869