
Книги, которые можно съесть, и даже выпить.
sireniti
- 349 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
"Так завершился быстрый день, подаренный карлику в мышиных гетрах."
Удивительный, виртуозный рассказ. Из тех, которые буквально за считанные минуты и считанные страницы прибивают тебя, накрывают и ходишь под впечатлением, и поворачиваешь этот рассказ и так и эдак своим внутренним взором.
Это написано необыкновенным языком, который уже редко где встретишь даже в современной литературе. Этот рассказ мне все время хочется назвать романом, потому что в нем так много всего, он так многогранен. Он о тех, кто не похож на других, он о больших сердцах в маленьком теле и наоборот, он о страшном одиночестве, которое постепенно стирает человека из жизни, он о надежде, которая может окрылить в одну секунду, он о проблеске счастья, он о трагедии потери. Карлик верил в любовь, верил в другую жизнь, верил в продолжение себя, но ждало его каждый раз совсем иное. Пронзительная, трагическая судьба...
Горечь жизни - вот, что для меня эта история.

Видели когда-нибудь, как кошка ступает по снегу? Она так боязливо и осторожно дрожащей лапкой осторожно нащупывает место своего очередного шага, потому что не любит воду в любом её состоянии. Я тоже не люблю воду, но Набокова начинаю читать с теми же ощущениями не поэтому. Я всегда думаю - что же на этот раз он скрыл между строчками, каждая из которых бесценна, потому что очень ёмкая и, словно закодированная? А ключ от шифра есть, конечно, не у каждого, и иногда хочется поновой перечитать, чтобы уловить каждую деталь его посыла...
История одного лилипута, обиженного природой маленького человечка с большим сердцем ребёнка в стране коварных великанов. И роль шута для него самая подходящая в этом мире. По крайней мере, есть шанс на адекватное отношение окружающих. А в остальном? Роль отыгрывается, дабы выживать, а душа? А она, как у ребёнка - наивная и не искушённая никакими удовольствиями, доступными обычным людям, поэтому от радости неожиданно дарованного счастья сходит с ума.
А она была женой фокусника, с которым он выступал. Но ведь у каждой живущего сердца свои проблемы. Она хотела любви, тепла, понимания и ребёнка, которого у неё не было, как впрочем и всего остального. Может поэтому она и совершила то, что совершила...
Тот, кто в душе ребёнок, всегда в жизни воспринимает всё буквально и не способен уловить всей хитрой абракадабры взрослых с их неоднозначными поступками, продиктованными сиюминутными удовлетворениями, подчас несущими в себе помимо эгоизма ещё и какую-нибудь месть.
Эта пронзительная история одного наивного сердца в маленьком нелепом теле обиженного природой человека, однако, доказывает - что, чтобы быть счастливым, недостаточно родиться физически полноценным. А день, который однажды был необыкновенным для него, оказался очередной точкой отсчёта нового витка его жизни, последнего виража с печальным финалом.
Этот небольшой рассказ Набокова словно пронзительная мелодия с неустойчивыми аккордами и минорным финалом, напоминающим представление в цирке, где всё время смешно зрителям и грустно выступающим...

Именно с этого пронзительного рассказа началась моя любовь к Набокову.
Именно у Набокова я впервые увидел, что вещи и предметы, словно печальные карлики быта, угрюмо и немо смотрящие на нас снизу из тёмных углов и литературы 19 века, впервые улыбнулись, протянулись к человеку : просто мы забыли, что и у вещей есть свои сны и душа.
Образ "маленького человека" Набоков обыграл в рассказе буквально : трагедия карлика.
Почти импрессионистические штрихи а-ля Чехов, которыми, без лишних слов, Набоков передаёт трагизм тончайших движений мига и души.
В этом рассказе эхом отозвалось детское увлечение Набокова фокусами : один из героев - фокусник.
Автор - фокусник и Калиостро от литературы, накрывающий уютный мирок цирка и ранимой души ( словно в коконе, томящейся в своём окарикатуренном теле - его Набоков тонко сравнит с опустевшей и упавшей в конце рассказа перчаткой) солнечным покрывалом соловьиных трелей, сдёрнув которое, читатель видит преобразившуюся душу : большую душу карлика, и маленькую душу большого человека.
Имя этому волшебству - любовь.
Эта нотка "солнца", звучит в рассказе столь же удивительно и потусторонне, как и солнце в "Постороннем" Камю : синий блик окна на чашке, едущий на "сверкающих колёсах" велосипедист, женщины, щурящиеся от солнца, она, идущая в потоках солнца, и то колкое, живое солнце, которое, словно из кокона, рвётся из сердца эльфа наружу.
Это не только похоже на цепную реакцию солнца в "Постороннем", но и на поток сознания у Карениной ( на которую в рассказе есть полупрозрачные отсылки) на вокзале, вот только это немой поток тех роковых и просиявших вещей и мгновений, которые выхватывают из жизни взоры эльфа, словно бы судьба, по какой-то случайности, в самый разгар чуда жизни и души, зацепилась за эту солнечную пряжу, дёрнула, и волшебное покрывало трагически стало обезображиваться, кривиться... и сердце эльфа как-то сладко и темно оступается, падает...
Набоков гениально увидел в карлике его " немного жуткий вид напряжённости, словно он крепится, чтобы не расти". Эта ассоциативная инерция напряжённости, сутулости, и т.д., перекликается с другими карликами литературы, с горбом на спине, словно с зачатками так и нерасправленных крыльев.
Лично для меня, этот рассказ как-то сокровенно связан с двумя другими рассказами Набокова : " Совершенство" и " Рождество" "П̶и̶л̶ь̶г̶р̶а̶м̶", в которых так ярко звучат мотивы детства, солнца и души.
И если я встречаюсь с человеком, который из за "Лолиты" испытывает неприязнь к Набокову, мне хочется ему посоветовать именно эти три рассказа, в которых есть и Достоевский и Джойс , Чехов и Толстой. В которых есть и "волшебное ощущение жизни русской литературы" ( как сказал о ней Андре Моруа), и цветущая яркость западной литературы.

Она стремительно им увлеклась. Поэт рассеянно обручился с нею, а в первый же день после свадьбы объявил с печальной улыбкой, что стихов он писать не умеет, и тут же, во время разговора, превратил старый будильник в никелевый хронометр, а хронометр в крошечные золотые часики, которые Нора и носила с тех пор на кисти.

Фред думал о вчерашнем. Странно спутывались смеющиеся голоса акробаток и прикосновения душистых холодных рук госпожи Шок. Его сначала обидели, потом приласкали, а был он очень привязчивый, очень пылкий карлик. Помечтал он о том, что когда-нибудь спасет Нору от сильного грубого человека, вроде того француза в белом трико.

Каждый отдельный день в году подарен одному только человеку, самому счастливому; все остальные люди пользуются его днем, наслаждаясь солнцем или сердясь на дождь, но никогда не зная, кому день принадлежит по праву, и это их незнание приятно и смешно счастливцу. Человек не может провидеть, какой именно день достанется ему, какую мелочь будет вспоминать он вечно,-- световую ли рябь на стене вдоль воды или кружащийся кленовый лист, да и часто бывает так, что узнает он день свой только среди дней прошедших, только тогда, когда давно уже сорван, и скомкан, и брошен под стол календарный листок с забытой цифрой.











