
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 сентября 2018 г.Трагедия квартиросъемщика
Читать далееУмопомрачительный, дикий психологический триллер, с немалой долей черного юмора. Блистательная история о помешательстве! Самоубийство при загадочных обстоятельствах + респектабельные соседи в сумме приводят главного героя к плавному и мучительному сумасшествию, паранойе, бездонной, вселенской отчужденности.
Весь сюжет являет собой беспросветностную экзистенциальную жуть. Главный герой Трелковский одержим страхом, страхом потерять жилье, которое в его время так сложно найти. Во избежание любого шума, он вынужден контролировать каждое свое движение. Случайный скрип, стук, шорох после 22:00, расценивается соседями как злонамеренный акт, непосредственно нарушающий их право на спокойный сон. Никаких гостей, животных и тем более дам. Единственный возможный вид домашней обуви-мягкие тапочки. Единственно возможное занятие по вечерам, наблюдение за происходящим в окне на против. Сам того не осознавая, в процессе становления «идеального соседа», Трелковский необратимо теряет свою индивидуальность, под эгидой карательного окружения.
Будоражащий сознание конец истории, не что иное как сюрреалистический извращенный кошмар, не имеющий однозначной интерпретации. Вероятно, это одна из лучших книг о постепенном отрыве от реальности, когда-либо мной прочитанных.
1294K
Аноним16 ноября 2018 г.Читать далееЗнаменитый польский режиссёр Роман Полански решил экранизировать это произведение и не прогадал. Фильм имел успех. Сюжет захватывает с самого начала и не отпускает до конца.
Трелковский становится квартирантом в доме со странными соседями, которые превращают жизнь нормальных по началу людей в кромешный ад. Неадекватностью веет с каждой страницы, атмосфера нагнетается ещё быстрее. Я читала и думала: «Неужели квартиру снять настолько трудно, что Трелковский вынужден терпеть такие моральные пытки?»
Психоделика в чистом виде. Иногда хочется почитать что-нибудь эдакое и получить, не побоюсь этого слова, удовольствие. Мрак, безнадёжность, поглощающее болото, из которого нет сил и желания вырваться. Наблюдать за героем интересно и жутко. Концовка неоднозначная, на мой взгляд. К сюжету есть небольшие вопросы, но о них можно умолчать, потому что нужная атмосферность перевешивает маленькие недочёты.
И ещё кое-что личное. Я бы не смогла снять квартиру, если бы знала, что накануне моего заезда там случилась такая страшная трагедия! Вдобавок ко всему соседи не дают дышать и упрекают за каждый шаг и громкое слово.422,3K
Аноним20 ноября 2023 г.Читать далееИсторий о переезде в новый дом (пусть тут и квартира), творящихся там странностях и ведущих себя пугающе соседях великое множество. Однако «Жилец» - это совсем не обычный ужастик, а триллер, который начинается тихо, мирно и определённо дискомфортно, но превращается в объëмное, философское, сюрреалистичное и взывающее к экзистенциальным вопросам полотно. Оно то опирается на две главные движущие силы - Эрос и Танатос, то балансирует в размышлениях о роли вмешательства общества в жизнь маленького человека и о мелочности, которая становится важнее сочувствия.
Замкнутая квартира (хотя герой её спокойно может покинуть, но ограниченность формы никуда не девается) становится не то чистилищем, не то лимбом, не то личным адом, не то ирреальным пространством со слишком похожими на реальных людей сущностями, сводящими с ума.
Главный герой - Трелковский - равнодушно отмахивается от трагедии, произошедшей в квартире, которую он собирается снять. Интересуется он ею исключительно с практической точки зрения. В какой-то мере ощущая собственную неуязвимость, в какой-то мере веря в собственное бессмертие. Та самая знаменитая уверенность и самое разочаровывающее заблуждение, что это может случиться с кем-то, но не с тобой.
В то же время герой безволен. Легко поддаётся чужому влиянию, из страха остаться вне толпы боится причинить соседям неудобство, подвержен масштабным погружениям в мысли: «А что подумают другие?».
«Жилец» лишь формально попадает в жанр ужасов, но это не мешает ему по-настоящему напугать читателя. Только это не одномоментный испуг, как от скримера, а более глубокое и длительное чувство, заставляющее погружаться в себя, анализировать и размышлять о бренности бытия.
30668
Аноним30 октября 2012 г.Читать далееСеренькие маленькие люди редко вызывают интерес в реальной жизни, но читать про них всегда увлекательно. Им приятно сопереживать, наблюдая за их похождениями и душевными страдания из ничего.
После просмотра великолепного фильма Полански, возник вопрос, что же случилось на самом деле.
То ли соседи и правда настоящие душегубы, готовые сжить со свету любого осмелившегося сделать шажог из их песочницы. Пусть и самого безобидного.
То ли скучающий с своей безсобытийной жизни, сжираемый одиночеством и комплексами мужчина и правда, может слететь в пропасть безумия и подтолкнуть его туда может самое незначительное.Книга не ответила на этот вопрос, но удовольствие доставило немалое.
261K
Аноним30 октября 2019 г.Читать далееКак хорошо, что я не посмотрела этот фильм из квартирной трилогии Полански до знакомства с первоисточником - теперь можно будет сравнить свои собственные ощущения с трактовкой режиссера. Сумасшествие или и впрямь дьяволопоклонничество в честном собрании да посреди Парижа?
Один молодой человек хочет снять квартиру в Париже. Дело это непростое, квартиры в дефиците, но ему подворачивается вроде бы вполне неплохой вариант.
В отзывах часто встречаются мысли на тему "не может быть, чтобы снять квартиру было так трудно, чтобы нужно было так унижаться и сидеть в ней потом тихо, как мышь". Для тех, кто думает, что это авторское преувеличение, поясню. Я бы сама, наверное, не поверила еще несколько лет назад. А в этом году мы начали искать новую квартиру в Берлине и чуть не сошли с ума. Группу крови у нас только вот еще не спросили, зато спросили, кем мы работаем, какие у нас хобби, играем ли мы на музыкальных инструментах, кастрирован ли кот, причины переезда, что это у нас за акцент, планируем ли мы еще детей... и даже если от этих вопросов вот-вот выпадет глаз, послать вопрошающего по известному адресу значит распрощаться с вожделенной недвижимостью. И мы приходили по бесконечным адресам, входили в достаточно скромные по объективным меркам квартирки вместе с толпой таких же соискателей, готовых вцепиться друг другу в волосы, заполняли стопки анкет, писали мотивационные письма и постоянно получали отказы, или без объяснения причин или по причинам идиотским, вроде "вы не вписываетесь в окружение, у нас одни пенсионеры". Хотя первый же маклер доходчиво объяснил, что наличие кота и маленького ребенка уменьшает наши шансы на достойное жилье среднего ценового сегмента до планки чуть выше нуля. Тогда мы пошли в интернет, и выяснили, что общая картина еще более удручающая: одной паре жилье не сдают, потому что девушка вступила в брак в 19 лет, а это по местным меркам очень рано, значит с ними что-то не так; другая семья вынуждена была сама отказаться от квартиры, потому что хозяйка дома настаивает на том, чтобы ее знакомили с каждым гостем лично, и вообще все, кто входит в квартиру, должны сначала отметиться у нее. Маразм крепчал.
Один хозяин отказывает по умолчанию тем, кто имеет явные стоматологические проблемы: значит, денег не хватает. Другой - всем, кто приходит с рулеткой: вдруг измерит квартиру, поймет, что размеры в договоре липовые, и потребует потом компенсации квартплаты через суд. Не сдают юристам - будут писать жалобы, не сдают фрилансерам - нестабильный заработок, не сдают нянечкам - днем будут орать дети... К слову, мы в итоге написали резюме с подробным рассказом о том, кто мы, какой у каждого из нас любимый цвет и размер ноги, что мы слушаем и что едим. Скоро переезжаем. Не в Берлин, а из него, потому что пошли они все к черту со своими драгоценными квадратными метрами.Но Трелковский так не мог, да и с хозяином ему удалось договориться. Предыдущая жиличка, правда, выбросилась из окна, но зато мебель от нее осталась, обставлять квартиру не нужно. Да и не до брезгливости в суперпопулярном-то городе.
И вот все честь по чести, новоселье в шумной компании, выпивка, веселье... а соседям такое пришлось не по нраву. У них вообще пунктик оказался на тему тишины, и действуют они в случае нарушения своих интересов как единый организм. Организм, чей мозг поражен раковой опухолью.
И пошло-поехало: выговор от хозяина, угрозы выселения, странные визиты не вполне адекватных людей, странные происшествия. Легкий абсурд: официант в кафе по соседству будто бы нарочно отказывается подавать Трелковскому заказанные им напитки и сигареты, предлагая исключительно то, что любила погибшая квартирантка. Абсурд тяжелый: выселенная другими жильцами женщина благодарит Трелковского за отказ от участия в заговоре против нее, нагадив под всеми соседскими дверями, кроме двери Трелковского... Чем дальше, тем невероятнее, омерзительнее, болезненнее. Роман лучше всего читать залпом, чтобы в полной мере оценить постепенное соскальзывание в бездну ужаса, так невяжущуюся с веселым и нелепым розовым домом с желтыми оконными рамами.
Прекрасный психолого-мистический этюд для любителей дорисовывать сюжет в своем воображении.191,8K
Аноним19 июня 2021 г.Он вообще постепенно становился расплывчатой тенью человека, вычеркнутого из жизни своими же соседями.
Читать далее
"Жилец" - повесть французского писателя-сюрреалиста... и художника.
Я не люблю сюрреализм, но мимо этой повести не могла пройти, так как она повествует нам о "маленьком" человеке в большом мире, о трансформации героя, о том как легко и незаметно для себя самого, можно потерять рассудок, а я люблю такие темы в литературе.
Плюс этот небольшой роман экранизировал Ролан Полански, фильм входит в "квартирную трилогию" Полански, которая состоит из трёх фильмов: "Отвращение", "Жилец" и "Ребенок Розмари" (также экранизация книги, на этот раз авторства Айра Левин, эту книгу я сейчас читаю в электронке), а я хочу все три фильма посмотреть.
Итак, в повести рассказывается о молодом человеке Трелковском (имя его нам так и не называют), который ищет себе недорогую квартиру и удача улыбается ему, но удача ли?
Дело в том, что переехав в квартиру многоквартирного дома, Трелковский узнает что предыдущая квартирантка Симона Шуле покончила с собой, и у нашего жильца просыпается нездоровый интерес к жизни погибшей.
Да, ещё и окружающие соседи на любой маломальский шум с его стороны - жалуются.Трелковский неуверенный в себе и слабохарактерный, очень боится конфликта с соседями. Пытаясь не шуметь, наш безымянный герой - как будто перестает жить.
На протяжении повествования, мы наблюдаем как страх липким слоем окутывает героя, этот страх настолько гиперболизирован, что переходит в паранойю...
И читая уже совсем непонятно: сходит ли с ума Трелковский, или его соседи строят ему козни, а может ты сам настолько погрузился в историю, что сходишь с ума? Возможно сознание нашего героя меняется?
Получается это и психологический триллер, сюрреализм и возможно мистика в одном флаконе.
Оторваться невозможно, потому что паранойя (паранойя ли?)героя передается читателю.
Очень сильно написано, мне очень понравилось.
Стоит отметить, что в книге есть много тошнотворных описаний, но это только усиливает погружение.
Ну и финал идеальный, мне кажется он не мог быть другим.
Очень странно, очень увлекательно.131,4K
Аноним30 сентября 2018 г.Что написано пером, не вырубишь топором. Что написано Топором - не вырубишь из памяти.
Читать далееТрелковский, маленький во всех смыслах человек, путем уговоров и мольбы добивается того, чтобы хозяин квартиры сдал ему её с хорошей скидкой (хотя жильё и так было не очень дорогое, даже бюджетное). Правда, накануне из окна этой квартиры выбросилась женщина – подумаешь, ерунда, даже хорошо – место то освободилось.
И начинается – новоселье, компания друзей, шумная гулянка, а соседи то недовольны, ведь шуметь ни в коем случае нельзя, ибо это мешает их отдыху. И ладно бы решили всё миром, так нет же – на следующий день Трелковский выслушивает нагоняй от хозяина, ведь у него тут приличный дом, хорошие люди живут и если им ещё раз будут мешать, то Трелковский лишиться этой квартиры. А предыдущая обитательница квартиры была такой хорошей – тихой, спокойной, о её существовании и не догадывались. И Трелковский понимает, что чтобы сохранить за собой квартиру, ему придётся стать таким же, как предыдущая жительница. Только понимает он это слишком буквально…
И с этого момента начинается кошмар. Во всех смыслах, ибо происходящее дальше не описать нормальными словами – какой-то сюрреалистический трип, психологический ужас, плод воспаленного воображения и просто какая-то бесовская чертовщина. И всё это превосходно! Всё вот это мракобесие, когда герой то ли сходит с ума, то ли является жертвой каких-то больных извращенцев – это лучшая часть романа! Эдакое погружение в бездну безумия при помощи эмоций и восприятия главного героя (а главный герой маленький, серый, ничтожный человек – представляете, какой он впечатлительный?).
А то, как герой подстраивается под требования соседей – заслуживает отдельного упоминания, но и спойлерить сильно не хочется. Скажу лишь, что его, так сказать, адаптация, сначала вызывает смех и улыбку, но потом рука всё чаще тянется к лицу для фейспалма, а в голове при этом «Да что же он, блин, вытворяет то с собой такое, чудила!».
И чем дальше, тем абсурднее, безумнее и страшнее. Финал – шикарен! Переворачивает всё с ног на голову. Дважды. И вызывает недоумение и непонимание всего происходящего. Но он очень и очень впечатляет!
121,5K
Аноним1 января 2011 г.В одном европейском-европейском городе один типичный-типичный клерк (в лучших традициях Кафки больше всего на свете боящийся «чего люди скажут» и прочих «осложнений») поселился в нехорошей квартире одного престранного дома…
А дальше –
заговор соседей?
сумасшествие?
мистика?Еще раз убедилась, как хорош Топор, который Ролан.
Любопытно посмотреть экранизацию Романа Полански.12655
Аноним6 октября 2024 г.Отказаться от части своих прав и погибнуть
Читать далееФильм Романа Полански "жилец" смотрел несколько лет назад,но не обращал внимания, что он снят по книге. Иначе бы, сперва прочитал роман. Но как получилось, так получилось. Тем более книгу Ролана Топора долгое время не удавалось найти в русском переводе ( то же самое произошло с романом Паскаля Брюкнера "горькая луна", по которому Романски снял одноименный фильм). Лично мне было интересно в первую очередь сравнить фильм и книгу. Сюжетно, фильм почти дословно повторяет текст Топора, атмосфера Парижа 60ых великолепна, отлично показан социальный конфликт,наглядно продемонстрирован процесс распада личности главного героя, манифест шизоаффективного психоза. Вайб постепенного погружения в безумие - "маленького человека" ли, "офисного планктона" Трелковского или же хорошо замаскированное безумие, "злое колдовство " социума, сводящее его с ума, есть и в книге Топора и в фильме Полански. Оба эти произведения шедевральны, в рамках своего жанра. Это сюрреализм, есть вкрапления мистики, магического реализма, абсурда. Само собой, в фильме оказались упущены внутренние монологи Трелковского, хотя, к чести Полански надо заметить, кое-что он постарался вставить в фильм, насколько это позволяют сделать инструменты кинематографии. Но в фильме все же больше упор на "схождение с ума" Трелковского, его "борьбу" с соседями. В книге же силен социальный подтекст. Впрочем, и по фильму можно понять, что "соседи" Трелковского это воплощение буржуазной прослойки общества Франции в 1960ых. Просто в книге это гораздо заметнее, роман "жилец" это ещё и злая, остросоциальная сатира. Топор жёстко выстебывает "добропорядочных " обывателей среднего класса западноевропейского общества, которые сидят тихо как мыши под веником, боясь совершить лишнее движение, издать лишний звук. Не стоит забывать, в какое время происходит действие в "жильце", после второй мировой прошло 15 лет, и "соседи" Трелковского это те люди, которые достаточно благополучно для себя пережили немецкую оккупацию. Отсюда их стремление к коллаборации, а также привычка писать друг на друга доносы, "выдавливать ", выживать неугодных, тех, кто так или иначе не вписывается в их тихий удобный мирок. Топор так же высмеивает "мужской" и "женский" миры, на которое делится это "добропорядочное" общество. "Мужской" мир, к которому принадлежал Трелковский до произошедшей с ним трагедии, это - бухать с друзьями после работы, вести чисто "мужские" разговоры, хвалиться своими "подвигами", отпускать "жеребячьи" шутки, воспринимать женщин исключительно как сексуальный объект, то есть "нарочито выпячивать свою маскулинность". Трелковский воспринимал все это как должное, пока не оказался в социальном вакууме, не отошёл от привычного модус вивенди. Таким образом, он получил возможность взглянуть на "мужской" мир со стороны, и он показался ему убогим, даже уродливым. Но, стоило ему сделать шаг в сторону, и привычный ему мир, который он считал "своим", отвернулся от него. Отстав от одного берега, Трелковский не пристал к другому. Его попытка не то, чтобы войти, но хотя бы прикоснуться к "женскому" миру не как мужчина, извне, а сделать это "изнутри", закончилась печально. Потому, что "женский" мир в представлении общества, к которому принадлежал Трелковский, тоже убог и ущербен. Быть женщиной, по мнению Трелковского, это - краситься, наряжаться, "говорить всякие глупые женские фразы", типа сплетен и восклицаний о возможной беременности. Пытаясь хотя бы внешне "стать женщиной", Трелковский, в своем представлении, становится ущербен, уязвим, слаб, ведь он "добровольно отказался от части своих прав" и общество за это вольно сделать с ним всё , что угодно. Трелковский ждёт агрессии по отношению к себе, либо насмешек, издевательств. Но прохожие на улице попросту игнорируют его, и для Трелковского это проявление высшей формы презрения к нему. Трелковский теряет свою идентичность, свое "я", внутри него открывается его личный портал в ад. Его внутренние мытарства перекликаются с событиями во внешнем мире, в конце концов превращаясь в жуткую мистерию. Фантазмы главного героя ближе к концу книги это отражение панического страха перед ужасами и безумием последней войны, который испытывал сам автор "жильца", хотя войну застал маленьким ребенком. В финале романа Трелковский обличает своих соседей, а в их лице - все общество "порядочных" обывателей, которое "жаждет его крови", "желает его смерти", "убивает" его. Он прямо называет их "убийцами", потому, что именно с их молчаливого согласия в 40ых годах 20 века в Европе происходило то, о чем помнят до сих пор. Можно, конечно, это считывать как обвинение человека, который в свои 30+ устал быть "как все". Устал ежедневно прогибаться, соглашаться, молчать, подстраиваться под общепринятые рамки. Можно считать, что Трелковский сошел с ума, или его довели до безумия. Суицидник он или жертва убийства, или просто обычный "маленький человек", запертый в своем личном аду, вынужденный переживать "день сурка"( на что намекает эпилог). Думаю, все эти версии будут недалеки от истины. Так что, если воспринимате сюрреализм, читайте, от всей души рекомендую, книга отличнейшая.
11276
Аноним25 марта 2021 г.Жилец? Жиличка? Бывшая жиличка.
Читать далееТема "маленького человека" - вечная и неисчерпаемая в литературе. Не всегда она солирует, но в партитуре этого романа у нее роль первой скрипки. Ее не заглушают довольно интересные пассажи о персонификации смерти, о природе индивидуальности и проч. Они только усиливают звучание главной темы.
Жилец ( пока еще жилец ) , у которого "абсурдность была краеугольным камнем его личности" , однажды осознает , что он хоть с первого взгляда как все, но всем чужой.
"В витрине магазина он увидел свое собственное отражение - оказывается, он ничем не отличался от них! Полная идентичность, абсолютное сходство со всеми этими чудищами. Он принадлежал к их роду, но по какой-то неведомой причине был лишен их общества. Они не доверяли ему. Все, чего они добивались от него, это подчинения их нелепым правилам и дурацким законам. Причем нелепым только для него одного, поскольку он никогда не мог понять их сложной, замысловатой утонченности. "
Возможно ли продолжать жить в таких обстоятельствах?
Бывшая жиличка его квартиры на данный вопрос ответила решительным НЕТ. А он, новый жилец? Ролан Топор оставил жильца в состоянии раздумья , в период знакомства с его новыми соседями. Как сложится его жизнь в новой квартире неизвестно, но представить можно. А вот бывшая жиличка даже в предсмертной коме смотрела ужастик про жизнь с этими самыми соседями, примечательно, что ее роль там играл новый жилец.
Занятно написано!81,2K