
Подборка по игре Ламповый флэшмоб 2018!
Lampomob
- 2 136 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Лаконичная пьеса Эжена Ионеско рассказывает о природе времени и власти, о смысле жизни и смерти, о памяти и забвении, которое в итоге ждёт всё живое. Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность. В пьесе ничего не происходит и происходит то, что наделяет жизнь смыслом. Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.
Умирающий король то ли прожил несколько столетий, то ли состарился за несколько дней. Впрочем, одно другого нисколько не исключает. История словно сигналит зазевавшемуся читателю. Сколько бы лет тот ни прожил, к концу почти никогда нельзя быть готовым.
Можно до последнего прогонять мысли о бренности собственного бытия, как это делал наш король. Можно играть со смертью в кошки-мышки, но однажды она тебя перехитрит и настигнет. Остаются какие-то сделанные дела, нереализованные планы, воспоминания близких. Но, главное, мир продолжает вертеться, солнце по-прежнему встаёт на востоке и садится на западе, звёзды не гаснут. Эту мысль не всегда просто принять, если ты привык повелевать людьми и стихиями, или думать, что повелеваешь.
Ионеско несколькими яркими штрихами рисует картину некоего полуфантастического королевства, где всё разрушается.
По обрывистым репликам персонажей можно с некоторой достоверностью восстановить предысторию.
Умирающий монарх, по всей видимости, взял на вооружение принцип «государство - это я». Как следствие, то, что происходит в королевстве, зеркально отражает разложение, постигшее тело и разум его властелина.
При этом мы узнаём, что в прошлом, когда монарх был в хорошей форме, дела шли благополучно. Войны выигрывались, Земля плодоносила, население не убывало. Король, до того как вступил в фазу умирания и начал терять связь с реальностью, при всех своих недостатках (жестокость, тщеславие), предположительно был и швецом, и жнецом, и много кем ещё.
Правда, в гипертрофированной гротескности заслуг Беранже прощупывается второе дно.
Не исключено, что окружение короля - две его жены, служанка, стража - настолько пропиталось распространяемыми победными реляциями, что и само давно оторвалось от действительности.
Но и достижения, и неудачи в прошлом. Сейчас королю следует отказаться от всех желаний, достойно доиграть свою роль и уйти со сцены. Иногда это самое сложное. Бывает, что в памяти потомков остаются именно эти моменты.
Маргарита, первая супруга короля, убеждена, что тот сам виноват, что не подготовился к своему последнему часу, в прямом и переносном смыслах. Надо было раньше думать о смерти, а не изображать из себя полубога… Не слишком ли это высокое требование к обычному смертному? Королю можно было даже посочувствовать, если бы он сам не поставил себя в особое положение.
Автор ловко жонглирует словами.
Доктор и палач - одно и то же лицо.
Он был тверд и строг, но несправедлив.
Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока. Это своего рода moralité на вечную тему умирания и пародия на абсолютистские режимы, когда власть концентрируется в руках одного лица.
Чтение займёт совсем немного времени, а мозг, вполне возможно, скажет вам «спасибо» за интеллектуальный десерт. Остро, иронично, актуально.

О чём же эта пьеса, о страхе смерти и боязни отпустить жизнь? О смерти бога, создавшего всё живое, но не пережившего своё создание? Или о человеке, слепо вцепившемся во власть, которая давно ускользает из его рук? Он желает всё контролировать, но здания продолжают разрушаться, а дождь продолжает идти. Доведённая до абсурда идея безграничной власти навевает мысли об "Осени патриарха" Маркеса, изданной десятилетием позже, но много лет вынашиваемой писателем. Больше века правит диктатор Маркеса, "двести семьдесят лет и три месяца" находится у власти король Ионеско. Он отрицает свою слабость, отрицает свою смертность, отрицает мир, в котором его нет. Но король умрёт, а жизнь продолжится, и ничего он с этим не поделает, потому что существует в этом мире сила, которую не способен подчинить даже он.

Хорошая пьеса-размышление о смерти для человека, и вообще о круговороте жизни и смерти всего в природе от микробов до вселенной.
На примере умирающего короля показаны разные способы принимать или понимать Смерть и смертность. Позволяют прочувствовать страх смерти или наоборот ищут способы его преодолеть.
Красиво показана жизнь человека, как некого микрокосма, индивидуальной вселенной, которая умирает вместе с ним.
Всё хорошо, в традициях абстрактного театра.
Но мне пришлась пьеса не ко времени. Было скучно, предсказуемо. Не смогла я себя заставить увидеть сценические эффекты, и разные голоса актеров. И остроты не вызывали даже усмешки.
Все понятно, даже просто, но не вызывает сопереживания персонажам, отстраняет их, делает их не людьми, а схемами, и в итоге не получается прочувствовать тему.
Для ума, а не до сердца.

Доктор. Он был тверд и строг, но несправедлив.
Джульетта. Он окружал себя тайной, скрывался, но его видели достаточно часто.
Страж. Он был могуч. Он бестрепетно приказывал рубить чужие головы, правда.
Джульетта. Не так уж много.
Страж. Он это делал ради общественного блага.
Доктор. И в результате мы окружены врагами.
Маргарита. Все летит в бездну. У нас больше нет границ, вместо них дыры, отделяющие нас от соседних стран.
Джульетта. Да рвы и пропасти даже лучше стен.
Доктор. Это его вина. Он ничего не хотел оставить после себя. Он не подумал о своих наследниках. После него хоть потоп. Хуже, чем потоп. После него — ничего. Он неблагодарный эгоист.
Джульетта. Он был королем великой державы.
Мария. Он был его центром, его сердцем.
Страж. Территория государства распространилась даже по ту сторону его границ.
Джульетта. Оно не было ограничено в пространстве.
Маргарита. Но ограничено во времени. Одновременно могучее и эфемерное.
Джульетта. Он был главой страны и ее первым гражданином. Он был ее отцом и сыном. Он был коронован в момент рождения королевства.
Мария. Они росли вместе, и королевство и он.
Маргарита. Они и исчезнут вместе.
Джульетта. Он был королем и хозяином целой вселенной.
Доктор. Условный хозяин. Он совершенно не разбирался в экономике своего королевства.
Маргарита. Он знал ее плохо.
Мария. Территория была слишком пространна.
Джульетта. А вдруг земля растает вместе с ним, звезды погаснут, вода исчезнет? В каком амбаре, в каком погребе, в какой камере хранения можно все это спрятать?
Доктор. Когда короли умирают, они хватаются за стены, за деревья, за луну.
Джульетта. Они стараются все увлечь за собою в бездну.

О солнце! Помоги мне! Проникни в меня. Войди в мое тело, в мои глаза. Зажги вновь в них гаснущий свет. Защити меня. Если тебе нужна взамен жертва, сожги и уничтожь всю земную планету. Пусть все умрут, лишь бы я жил вечно. Один. В безграничной пустыне. Уж я как-нибудь справлюсь с одиночеством. Я сохраню воспоминания о других людях и буду их искренне жалеть. Я смогу жить в грандиозной прозрачной пустоте. Лучше оплакивать других, чем самому быть оплаканным. Светило дня, на помощь!

Разве что-нибудь вышло из нормы? Не может быть ничего ненормального, потому что все ненормальное давно стало обычным.













