
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 января 2022 г.Le Roi est mort ! Vive le Roi ?
Читать далееЛаконичная пьеса Эжена Ионеско рассказывает о природе времени и власти, о смысле жизни и смерти, о памяти и забвении, которое в итоге ждёт всё живое. Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность. В пьесе ничего не происходит и происходит то, что наделяет жизнь смыслом. Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.
Умирающий король то ли прожил несколько столетий, то ли состарился за несколько дней. Впрочем, одно другого нисколько не исключает. История словно сигналит зазевавшемуся читателю. Сколько бы лет тот ни прожил, к концу почти никогда нельзя быть готовым.
Можно до последнего прогонять мысли о бренности собственного бытия, как это делал наш король. Можно играть со смертью в кошки-мышки, но однажды она тебя перехитрит и настигнет. Остаются какие-то сделанные дела, нереализованные планы, воспоминания близких. Но, главное, мир продолжает вертеться, солнце по-прежнему встаёт на востоке и садится на западе, звёзды не гаснут. Эту мысль не всегда просто принять, если ты привык повелевать людьми и стихиями, или думать, что повелеваешь.
Когда короли умирают, они хватаются за стены, за деревья, за луну.Ионеско несколькими яркими штрихами рисует картину некоего полуфантастического королевства, где всё разрушается.
По обрывистым репликам персонажей можно с некоторой достоверностью восстановить предысторию.
Умирающий монарх, по всей видимости, взял на вооружение принцип «государство - это я». Как следствие, то, что происходит в королевстве, зеркально отражает разложение, постигшее тело и разум его властелина.
Все летит в бездну. У нас больше нет границ, вместо них дыры, отделяющие нас от соседних стран.При этом мы узнаём, что в прошлом, когда монарх был в хорошей форме, дела шли благополучно. Войны выигрывались, Земля плодоносила, население не убывало. Король, до того как вступил в фазу умирания и начал терять связь с реальностью, при всех своих недостатках (жестокость, тщеславие), предположительно был и швецом, и жнецом, и много кем ещё.
- Ещё недавно он расщепил атом.
- Сейчас он не может зажечь и потушить лампу.
Правда, в гипертрофированной гротескности заслуг Беранже прощупывается второе дно.
Какой ценой доставались эти успехи? Да и были ли они в реальности? Такие слова, как «реальность» или «нормальность» звучат как инородные ноты.
Разве что-нибудь вышло из нормы? Не может быть ничего ненормального, потому что все ненормальное давно стало обычным.Не исключено, что окружение короля - две его жены, служанка, стража - настолько пропиталось распространяемыми победными реляциями, что и само давно оторвалось от действительности.
Но и достижения, и неудачи в прошлом. Сейчас королю следует отказаться от всех желаний, достойно доиграть свою роль и уйти со сцены. Иногда это самое сложное. Бывает, что в памяти потомков остаются именно эти моменты.
Маргарита, первая супруга короля, убеждена, что тот сам виноват, что не подготовился к своему последнему часу, в прямом и переносном смыслах. Надо было раньше думать о смерти, а не изображать из себя полубога… Не слишком ли это высокое требование к обычному смертному? Королю можно было даже посочувствовать, если бы он сам не поставил себя в особое положение.Автор ловко жонглирует словами.
Доктор и палач - одно и то же лицо.
Он был тверд и строг, но несправедлив.Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока. Это своего рода moralité на вечную тему умирания и пародия на абсолютистские режимы, когда власть концентрируется в руках одного лица.
Чтение займёт совсем немного времени, а мозг, вполне возможно, скажет вам «спасибо» за интеллектуальный десерт. Остро, иронично, актуально.1412,4K
Аноним5 ноября 2021 г."Тебе всё ещё кажется, что весь мир — это ты. Не беспокойся, ты уйдёшь — мир останется"
Читать далееО чём же эта пьеса, о страхе смерти и боязни отпустить жизнь? О смерти бога, создавшего всё живое, но не пережившего своё создание? Или о человеке, слепо вцепившемся во власть, которая давно ускользает из его рук? Он желает всё контролировать, но здания продолжают разрушаться, а дождь продолжает идти. Доведённая до абсурда идея безграничной власти навевает мысли об "Осени патриарха" Маркеса, изданной десятилетием позже, но много лет вынашиваемой писателем. Больше века правит диктатор Маркеса, "двести семьдесят лет и три месяца" находится у власти король Ионеско. Он отрицает свою слабость, отрицает свою смертность, отрицает мир, в котором его нет. Но король умрёт, а жизнь продолжится, и ничего он с этим не поделает, потому что существует в этом мире сила, которую не способен подчинить даже он.
30953
Аноним12 ноября 2021 г.Читать далееХорошая пьеса-размышление о смерти для человека, и вообще о круговороте жизни и смерти всего в природе от микробов до вселенной.
На примере умирающего короля показаны разные способы принимать или понимать Смерть и смертность. Позволяют прочувствовать страх смерти или наоборот ищут способы его преодолеть.
Красиво показана жизнь человека, как некого микрокосма, индивидуальной вселенной, которая умирает вместе с ним.
Всё хорошо, в традициях абстрактного театра.
Но мне пришлась пьеса не ко времени. Было скучно, предсказуемо. Не смогла я себя заставить увидеть сценические эффекты, и разные голоса актеров. И остроты не вызывали даже усмешки.
Все понятно, даже просто, но не вызывает сопереживания персонажам, отстраняет их, делает их не людьми, а схемами, и в итоге не получается прочувствовать тему.
Для ума, а не до сердца.28742
Аноним11 ноября 2021 г.Государь! Вас ставят в известность, что вы умрете.
Читать далееВсе мы знаем, что не бессмертны. Но с неожиданной, нежданной смертью врят ли кто- то согласится. Вот и король, узнав о скорой своей кончине, начал сопротивляться всеми силами. Он жалел себя, приводил кучу доводов, злился, ненавидел весь мир и всех, желал, чтобы с его смертью исчезло все на земле, решал, что лучше пусть все останется, чтобы его помнили.
Его кидало от одного к другому и это правильная реакция. Мы все считаем, что имеем кучу времени. Зачастую тратем его неррационально. Стоит же нас препереть к стенке, как начинается анализ, сравнение, грусть о упущенных возможностях. И хорошо когда есть шанс все исправить. Король же не удостоился второго шанса.
Прекрасная пьеса, заставляющая о многом подумать. Многие реплики вызывали улыбку:
Маргарита. Углубись в свои воспоминания. В отсутствие воспоминаний. За воспоминания. (Доктору.) Он жалеет только об этом мире.
Доктор. Подумайте, как трудно ему погрузиться.
Маргарита. Однако это необходимо.
Страж. Его величество никогда не был подводником.
Джульетта. Жаль. Вот он и не может погрузиться.20547
Аноним18 ноября 2023 г.Читать далееПьесы - жанр довольно-таки интересный и занимательный сам по себе, даже если возможности смотреть театральные представления нет. Раньше я этот жанр не понимала и не переносила от слова “вообще”, но несколько лет назад все стало меняться, и теперь этот жанр представляет особый интерес. Но все равно чуть-чуть побаиваюсь, да к тому же их столько много и как выбрать - всегда вопрос… поэтому проходят они мимо меня. К счастью, у меня есть два совета на хорошие пьесы, которые пригодились, когда игра буквально заставила меня взять этот жанр. То есть, это как бы дисклеймер, который говорит, что я нуб, поэтому все, что буду писать - абсолютно “детский” и невинный взгляд.
“Король умирает” относится к театру абсурда. Что это такое - для меня совсем неведомый зверь. Так что сама вряд ли бы осмелилась, было страшно, но все-таки нырнула в эту воду и… Мне очень даже понравился опыт чтения таких пьес и сама пьеса тоже!
Про опыт чтения.
Как построена пьеса? В пьесе 4-5 персонажей и все, но они все запоминаются. Мне показалось, что сеттинг, декорации, сцена — все это очень минималистично, и фокус идет на игру слов и поведение / разговоры персонажей. На акты/картины разделения практически нет. То есть структура весьма необычная и очень минималистичная, если сравнивать, к примеру, с классиками.Как читается пьеса?
Поскольку очень минималистично, немного проще в некотором роде. Но это совсем не значит, что темы и сама пьеса простая. Просто построена иначе. Сложность заключается в том, что это как бы игра с зрителем/читателем, где punches / удары и драматический/комедийный эффект / мораль очень замаскированы и приходят в нежданный момент.Сама пьеса напоминает жанр компьютерных игр roguelite. Rogulite - это когда по дизайну игрок проходит игру не по уровням, или по истории, а играет в одну и ту же игру много-много раз, но получает какие-нибудь бонусы за каждое успешное прохождение, которые позволяют иногда абсолютно поменять / углубить опыт игры. То есть уровень остается тем же, монстры такие же, задачи тоже, но новые навыки или челленджи + мастерство и опыт игрока делают игру все еще увлекательной и интересной. Вот так и здесь. Очень много загадок. К примеру, темы может быть и две - осознание своей смертности и сам процесс умирания и абсолютная власть и к чему она приводит. Но они как бы переплетаются и все больше расплетаются и заводят в новые “комнатки” смысла. Или персонажи — да, они как бы люди, но на самом деле можно увидеть в них еще символы и метафоры определенных групп людей или определенного поведения. К примеру, Марию я вычислила как “лизоблюд” и чрезмерный лоялист, главная цель которого и даже смысл всего существования в смачных поцелуях значного места Господина. Маргарита же осталась загадка - совесть ли это, смерть, или правда?.. С первого прочтения не поймешь. Так же как и концовка осталась в тумане. Я ощутила, что есть в этом метафора, но чего именно — с первого раза не разгадаешь… И так в очень многих вещах - в персонажах, в кусочках диалога, в структуре, в истории… спрятаны метафоры, аллегории, черный юмор, сарказм, социальный комментарий, философия, совет, и многое многое другое.
Таким образом одним разом не прочитаешь эту пьесу. Точнее прочитаешь, но вряд ли получишь так много удовольствия, как если бы провел с ней какое-то время, пару раз прошел уровни, разгадал загадки и каждый раз она будет тебе по-новому открываться. Как будто бы ныряешь в глубину… И, вроде бы такое маленькое произведение, но с ним действительно можно провести многие часы (как и с rougelite’ми тоже, кстати - мой любимый жанр).Удивительный опыт. Разгадывая загадки при первом прохождении, ты получаешь в подарок кусочки паззла, которые возможно одним днем могут сложиться в чудесную картину, но для этого надо будет разгадать еще больше загадок и вернуться к этой пьесе, с самого начала.
О чем пьеса?
Пьеса о том, как подошло время короля умирать. Он был абсолютным правителем, эгоистичным, нарцисстичным и даже возможно диктатором, но смерти не прикажешь. И вот этот процесс, ритуал за ритуалом, стадия за стадией, показывается. Но, разумеется, не реалистично, потому что это театр абсурда, то есть сама история, скорее всего, подразумевается как фантастичная, метафоричная, аллегоричная и сюрреалистичная. В некоторой мере напомнило мне сериал The Great про как-бы Екатерину, но на самом деле нет (тоже, кстати, началась как пьеса! а сериал - адаптация), который я нежно люблю как раз-таки за то, что нашла в этой пьесе, хотя там немножко больше реализма, все-таки сериал - это другое медиа.
И да, юмор - он есть. Между строк и в строках. Отличный и в точку.А теперь по пунктам…
Решила все-таки использовать listicle для того, чтобы обозначить все крутышки/мысли, которые нашла в этот раз.- Абсолютная монархия (кхм,кхм, аллюзия на диктатуру). Как все хотели, чтобы он отрекся, но для него власть - самое главное. И даже потеряв абсолютно всю власть, он все равно тешит себя иллюзиями.
- Абсолютная монархия ведет к абсолютному краху.
Доктор (Королю). Ваше величество! Не прошло десяти лет, точнее, трех дней, с тех пор, как ваше государство было цветущим.За три дня вы проиграли все войны, которые прежде выиграли, а проигранные проиграли еще раз. После того как сгнили на корню все посевы и засуха охватила наш континент, овощи стали поспевать лишь в соседних странах, которые до последнего четверга были пустынями. Ядра ваших пушек, вылетев, сразу плюхаются на землю.3. Смерть. Общечеловеческое чувство - избегание своей собственной смертности и даже мыслей о том, что это возможно. Вечное откладывание “дел про черный день” на потом. А потом - бац, а она уже
- Смерть. “Если бы у меня было бы еще чуть-чуть, тогда точно бы хватило времени и все бы было сделано”. В общем, сожаление о несделанном, потому что, блин, надо помнить, что однажды ты умрешь и строить свою жизнь, настраивать моральный компас, выбирать как проводить время и на что его тратить до того, как смерть тебя настигнет, а не когда уже слишком поздно. Но… см пункт 3.
- Абсолютная монархия - психология. А точнее ментальная гимнастика и рационализация / перевертывание смыслов, потому что человеку всегда хочется видеть себя “хорошим”, даже если он самый ужасный монстр. И не только король один такой… Мысль такова: никто, кроме разве “Гадкого я” не просыпается утром и не думает о том, какую бы пакость мне навести на весь этот мир. Каждый старается быть “хорошим человеком”. И для этого необходима эта ментальная гимнастика. (Кстати, эффект юмора в “Гадком я” был построен как раз-таки на этом абсурде, ведь он просыпался и планировал как быть “гадким”, но даже дети понимают, что никто не хочет быть гадким, поэтому было так смешно)r">
“Маргарита. Ты убил моих родителей руками этого доктора и палача, здесь присутствующего.
Король. Казнить не значит убить.
Доктор. Я выполнял приказ. Я был инструментом наказания, а не убийцей. Я это делал антисептически. Кроме того, я об этом очень сожалею. Простите.
Маргарита (Королю). Ты приказал казнить своих братьев — твоих соперников, всех своих кузенов, их семьи, их друзей. Ты выжег их земли.
Доктор. Ваше величество говорили: так или иначе, им всем все равно когда-нибудь придется умереть.
Король. Я делал все это во имя государственной необходимости.Маргарита. Ты умрешь сегодня также по государственной необходимости.
Король. Но государство — это я. ”6. Абсолютная монархия - эгоизм в абсолюте. Не, не эгоизм. Нарциссизм в абсолюте. Без монарха весь мир разрушится и бедные люди, все, их жизнь кончилась. К сожалению, цитаты были бы слишком большими, поэтому не включаю их в рецензию. Но в пьесе прямо эпизод разыгран на этом, очень мудро и витиевато.
7. Смерть. Общечеловеческое. Дикий страх смерти и желание “продолжить” жить — в памяти, в детях, в поступках, в искусстве, из-за философского камня или другой инновации, и тд. В абсолютной монархии - это абсолютный дикий страх смерти и нужность абсолютного увековечевание, чтоб всех других своей персоной затмить.
“Король. Без меня?! Без меня люди будут смеяться. Они будут шутить и танцевать на моей могиле. Словно я никогда не существовал. Так нет же! Пусть обо мне помнят, пусть плачут. Пусть отчаиваются. Пускай увековечат мою память во всех исторических трудах. Пусть весь мир знает мою жизнь наизусть. Пусть все переживут ее вновь. Пускай у школьников не будет других предметов, кроме меня, моего царствования и моих мероприятий. Пусть сожгут все другие книги и разобьют все статуи. А мои изображения воздвигнут на всех площадях. Мой портрет должен висеть во всех министерствах, во всех бухгалтериях, во всех больницах. Пусть дадут мое имя всем самолетам, кораблям и яхтам. Я хочу, чтобы все другие короли, философы и поэты были забыты. Одно имя, одна фамилия для всего мира. Чтобы младенцы, учась говорить, называли мое имя: Бе-бе. Бе-ран-же. Чтобы я был на иконах, на миллионах крестов во всех храмах. Пусть служат мне мессы. Пусть я буду причастием. Пусть извивы рек в долинах образуют мой профиль. Пусть меня все именуют, упрашивают, умоляют...
Мария. И быть может, ты возвратишься. Король. Может быть, я возвращусь. Пусть сохранят во дворце мое тело нетленным.И готов на абсолютно все…
“О солнце! Помоги мне! Проникни в меня. Войди в мое тело, в мои глаза. Зажги вновь в них гаснущий свет. Защити меня. Если тебе нужна взамен жертва, сожги и уничтожь всю земную планету. Пусть все умрут, лишь бы я жил вечно. Один. В безграничной пустыне. Уж я как-нибудь справлюсь с одиночеством.”8. Абсолютная монархия. ...а еще присвоение заслуг абсолютно всех и вся на себя любимого. В том числе и з
- Смерть. Осознав смертность, наконец-то видишь смысл и наслаждение в самых простых вещах.
- Абсолютная монархия. Весь смысл этой затеи и зачем… (Начинается с цитаты "он был могуч" и там опять же целый эпизод).
- Абсолютная монархия. И как часто бывает… абсолютная некомпетенция и дремучесть.
- Правда. А на самом деле все это был абсолютным “ни о чем”, потому что после смерти… это окажется всего лишь пылью. Так же как и ты сам, потому что мир прекрасно продолжится без тебя.
Хотела добавить цитату, но решила промолчать. Слишком много их тут уже. Но если кому интересно: начинается на "Джульетта: Он был могуч... и заканчивается на Мария: Территория была
“Тебе все еще кажется, что весь мир — это ты. Не беспокойся, ты уйдешь — мир останется. Все будет сохранено в памяти, но без воспоминаний”Прекрасный конец. В точку.
Вердикт: очень рада, что познакомилась и с пьесой, и с жанром. Спасибо большее nika8 за совет. Будет теперь у меня кубик-рубик для досуга.
19342
Аноним27 августа 2014 г.Читать далее«Нет на свете зрелища более внушительного, чем спектакль смерти»
В очередной раз удивляюсь и радуюсь, сколь своевременно ко мне приходят книги! До этого прочитаны "Открытки с того света" Армино совсем недавно – "Беллмен & Блэк" , но это всё не то! Взятая же по наитию пьеса Ионеско попала в точку – вот то, что нужно!
Представляю, как прекрасно, завораживающе это выглядело на сцене! (кстати, в роли Короля – Валерий Золотухин) Постепенно сгущающаяся, наступающая темнота, изредка проблески света, хаотично умноженные осколками зеркал, странного вида обстановка – кривые стены, колченогий трон, пол и потолок смешались – уже не ясно где и что, костюмы – обветшали, краски – расплылись.
Memento mori! Король Беранже умирает. Он прожил двести тридцать лет в богатстве и праздности. Он устраивал балы и транжирил время, он развязывал войны и думал, что бессмертен. Он считал, что ещё успеет, и года, десятилетия, всё ускоряясь, пролетали мимо. Он был слишком беспечен!
«Я умру. Да. Это несомненно. Через сорок-пятьдесят лет. Через триста лет. Позднее. Когда захочу. Когда у меня найдётся для этого время. Когда я решу это сделать… Я умру, когда захочу. Я – Король, и я решаю!»Сложно принять, что нужно жить сразу начисто, сложно принять ответственность за отмеренное время. Сложно в череде дней, когда хорошо и радужно, помнить о главном – ничто не вечно! Ещё сложней отпустить. Если знаешь, что не доделал. Если были в голове ещё какие-то планы, вечно откладываемые. Сложно оказаться в потоке согласиться, и смириться, и принять.
«Отрекитесь, Государь. Да, отрекитесь морально и административно. И психологически».Сложно уступить. Чувствуется, что «за кадром» прорастает уже новая жизнь. Она ждёт, чтобы вступить в свои права. Королевство «сворачивается», сжимается, чтобы сбросить кожу. Перерождение.
«Надеялись, что ты решишься на это гораздо раньше»Нет больше власти – она уже в новых руках, над местом королевского присутствия – пустота, в реестрах Вселенной Король – уже покойник. Отжило. Ушло. Кончилось.
Король умер – да здравствует Король!
Мы приветствуем Новое! Мы открываем новые Двери! Мы празднуем Жизнь!А между тем, Король, – он просто человек. Пусть будет лёгок его уход.
11592
Аноним8 июня 2022 г.Чудесная пьеса по глубине, актуальности проблематики, философичности. Человек сопротивляется неизбежному течению жизни. Грустно, душещипательно и красиво. Пьесы не создаются для смеха и лёгкости, они для подумать и принять.
6452
Аноним12 июня 2016 г.Король умирает
Читать далее
При рождении мы не догадываемся о смерти, потом о ней узнаем, потом гоним мысли о ней, пытаемся ее преодолеть, но вскоре смиряемся и, в конце концов, встречаем ее наедине – в тишине и затаив дыхание.
КОРОЛЬ УМИРАЕТ. Вместе с ним умирает и королевство: земля покрылась трещинами и больше не плодоносит, подданые гибнут от эпидемий и войн, замок превратился в руины, портится погода, слова теряют смысл. У короля остается лишь одна обязанность - умереть.Это пьеса о страхе перед смертью. Люди гонят от себя мысли о смерти, думают: потом, не сегодня, еще успеется. Когда конец близок, мы отчаянно молим: " Ну , пожалуйста, еще годочек, еще один день, еще один час! Я только разобрался, что происходит. Я не успел достроить дом, объехать весь мир, начать новую жизнь с понедельника.. Я еще не готов". Но уже слишком поздно...
Пьеса рассматривает момент перехода между жизнью и смертью, фиксирует все подробности - отрицание, борьбу, и наконец смирение. Король изо всех сил цепляется за жизнь. Лишь самые близкие остаются с ним до конца. Мария пытается задержать его уход, считая, что любовь хоть раз окажется сильнее смерти. Маргарите же невыносимо видеть короля, который теряет остатки величия перед смертью. Она пытается облегчить его уход, помочь стать "невесомым" и уйти достойно.
Маргарита. Путы, привязывающие тебя к земле, еще не разрезаны. Я тебя освобожу от них. (Обходит Короля кругом, разрезая пустоту, словно у нее невидимые ножницы.) Ну вот. Теперь ты уже не тот, кем был. Все, что мешало тебе, исчезает. Твои плечи еще согнуты. Это тебя старит. Ядра, привязанные к ногам, отяжеляют твой шаг. (Наклоняется и снимает невидимые ядра.) Тонны! Это весит тонны! Как ты мог тащить эту тяжесть всю жизнь?
Я спрашиваю тебя, почему ты так согнулся? Это из-за этого мешка? (Делает вид, что снимает с плеч Короля невидимый мешок и отбрасывает его.) Из-за этой сумы?! Из-за этих тяжелых башмаков? Тебе не понадобятся больше эти башмаки. Не будет нужен этот карабин, ни пулемет, ни этот ящик с инструментами. (Делает вид, что отнимает эти невидимые предметы, несмотря на протестующие жесты Короля.) Отдай и эту старую заржавленную саблю. Теперь тебе нет нужды защищаться. (Как бы отнимает ее вопреки сопротивлению Короля.) Позволь мне действовать. Будь умным.
Король. Я...
Маргарита. Итак, сновидец выбирается из своего сна и освобождается от воспоминаний. Тебе все еще кажется, что весь мир — это ты. Не беспокойся, ты уйдешь — мир останется. Все будет сохранено в памяти, но без воспоминаний. Крупинка соли, тающая в воде, не исчезает, она делает воду соленой.
Вот ты и выпрямился. У тебя не болят больше ноги. Не правда ли, как легко? Ты выздоровел и можешь двигаться. Иди же. (Плечи Короля снова слегка опускаются). Не горбись больше, на тебе уже нет груза. Остались лишь одни условные рефлексы. Я же тебе говорю: ты невесом. Выпрямись! Не сжимай руку в кулак. Что ты там держишь? Ты зажал в кулак все свое королевство. Разожми пальцы. Я тебе приказываю разжать пальцы! Выпусти равнины, горы, реки... Вот так. Это всего только пыль. Идем. (Держа за руку Короля, выводит его на авансцену.) Не оборачивайся, не пытайся взглянуть на то, что ты больше никогда не увидишь. Сосредоточься.
...
Маргарита. (Отходит от Короля.) Теперь иди один. Не бойся. Иди же. (Стоя в одном из углов авансцены, издали направляет движения Короля.) Сейчас не ночь и не день. Больше нет дня и ночи. Время исчезает. Иди за колесом, которое вертится перед тобой, но не очень близко. Оно раскалено. Слева от тебя пропасть, обойди ее. Не пугайся старого воющего волка. Его клыки из картона
....
Вот так. Ты видишь, у тебя нет больше слов, твоему сердцу не надо биться и нет нужды дышать. Теперь ты можешь занять свое место. (Исчезает.)
Король неподвижно сидит на троне. В течение финальной сцены постепенно исчезают стены, двери, окна тронного зала. Теперь на сцене нет ничего, кроме Короля на троне в сероватом свете.
Король, сидящий на троне, должен быть видим некоторое время. Затем все погружается в туман.6861
Аноним12 ноября 2021 г.Читать далееКороль вскоре умрёт, в это время у трона с ним находятся страж, служанка, две жены с противоположными характерами, доктор-астролог-палач, который конкретно в последних смертях королевства уже не виноват. Страж протоколирует происходящие события, порой искажая действительность, а ещё он похож на носителя сознания, где жизнь короля = жизни большинства, по крайней мере он приписывает ей многое, начиная от изобретений и заканчивая авторством нескольких книг. В конце истории Маргарита - одна из жён - выглядела не так, как в начале, где она пугала своим желанием заставлять короля постоянно думать о смерти и вообще большую часть пьесы казалось, что это она пытается избавиться от короля. Тем временем Мария выглядела симпатично за счёт преданности и любви, хотя порой это выглядело перебором. Ещё возникло ощущение, что часть выведенных персонажей уже призраки, которые только видятся королю, потому что с ними проводились своеобразные манипуляции, опять же в этом случае было жаль Марию. Сам король не сильно запоминающийся персонаж кроме его монолога про котика.
4324
Аноним2 июля 2021 г.Самое актуальное политическое произведение на сегодняшний день
Читать далееКороль Беранже 1-ый настолько сильно засел у себя на троне и не пытался от туда уйти от власти на такое долгое время, что сам не понял как смерть к нему и подошла. Захватив на двести с лишним лет престол, (конечно здесь метафора - на долгое время захватив престол), погубив кучу своих и чужих родственников, даже свою мать и погубив чужие жизни путём казней, он утвердился во власти. И сам он страстно наслаждался своими удовольствиями - балами, пирами... Ему фактически некогда даже было думать о смерти. Он придумывал, что он вспоминал о ней) На самом деле крайне редко. Его позиция была: в 30 лет - подумать об этом в 60, дальше также.
Пьеса описывает тоталитаризм со стороны королевского престола. А короля это как бы и не касалось. Это только и подтверждает то, что такие монархи живут в своём собственном мире и они не видят всю правду в своём государстве. Из - за этого режима появляются куча проблем: молодые люди в спешке покидают территорию за границу, реки заражены, сельское хозяйство не процветает, нету солнца, одни тучи... Здесь метафора всемогущества маленького и ничтожного государя самодержца, который только считается таким. Он сам создал такую систему, где создал себя богом! Да, да! Вы не ослышались! В пьесе король и говорит, что он "создал" практически всё, что нас окружает. И машины, и коляски, и солнце, и луну, и день, и ночь. Понятно, что это и есть тоталитарный режим с возвеличиванием вождя народов, который послан от бога. Да ладно! Он сам и является богом!
Но со временем эта система, которая вот совсем недавно неделю, но на самом деле много лет назад была в наилучшем "расцвете" - теперь вся прогнившая, которая не оставила и самого короля. Сама система, которую он сам и создал его и убивает. Его дворец практически разваливается по кирпичику, комната короля в паутинах! Да даже когда служанка и убирает эту паутину, она появляется тут же опять. Здесь понятно опять метафора: что если пытаться тем же старьём эту систему хоть как то поменять, то она будет только хуже.
Королевство уменьшается в размерах из-за несостояния армии противостоять врагу. Они лишь дрыхнули, когда враг нападал на них. Страна в дырах, как в сыре и развалинах, где все кто могут спасаются и лишь старые люди, которые не могут ничего сделать и ничего уже не понимают - умирают.
Населения в государстве уже нет. Всего лишь 45 человек, из которых старики и молодые люди, которых выгнали из за границы.
Развалины дворца короля - это метафора развалившейся системы, созданной на протяжении многих лет.
Что касается остальных действующих лиц, то о них нужно говорить отдельно и подробно. Поскольку они очень важны в этой пьесе. Здесь показаны все типы вынужденного выживания людей при тоталитаризме. Например - две королевы:
одна - Мария. Всеми силами пытается удержать короля от полёта в небытие. Она как бы придерживает его к земле своими цепкими словами и своим "чувством" к нему. Почему чувством в кавычках? То по - моему мнению она хочет лишь от него денег и богатства со славой, поэтому то она его и удерживает изо всех сил. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она считает, что он ещё в состоянии править и управлять вымершим государством, где и управлять то и нечем.
Вторая - Маргарита - его бывшая жена, которая по сути им и управляет. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она метафора оппозиции, протеста против диктатуры. Она поскорее хочет отвязать его самым лучшим методом от тяжести житейских мук. И только она одна подчиняет себе всю оставшуюся часть королевства. Потому она справедлива и не жестока, как это может показаться на первый взгляд. Она просто спокойная в себе, (которая даже и не ревновала к Марии, потому что поняла, что это бессмысленно), и давно ему напоминала о неминуемости смерти. Но король видимо и поэтому от неё и ушёл, потому что не мог это слышать и боялся до жути её. Маргарита понимала, что он совершенно не разбирается в экономике и не может управлять государством.
Джульетта - служанка - это метафора терпения и подчинения обстоятельствам, хотя она всё понимает, что король не в силах управлять. С уходом всех остальных помощников она одна занимается теперь уже и сельским хозяйством, и уборкой во дворце, и готовкой. Но она терпит это вот уже много лет. Ей тяжело живётся, на что король говорит: "Жить плохо нельзя. Ты противоречишь природе." То есть это лишнее подтверждение того, что король загнал всех в "лучшие и чудесные времена с чудесным будущем и толчком вперёд". Да, когда король уже теряет контроль над собой, умирая - мы только тогда узнаём, что ей очень тяжело выполнять свою работу изо дня в день: она встаёт когда только занимается заря. Ей холодно в этом дворце и летом, и зимой. В прачечной при стирке у неё трескается кожа и болят руки. Она умирает от усталости. Ну это самое наивысшая кульминация в монологе Джульетты, скажите вы. Но королю то всё равно... он радуется чужим несчастьям и даже ищит в элементах несчастья - счастье! "Жить плохо нельзя" - говорит он. И это лишь подтверждает ту идеологию, по которой идёт тоталитарное государство в пропасть, что жизнь с каждым годом "лучше". "Жить стало лучше - жить стало веселее" - сказал один из таких вот диктаторов.
Доктор и в тоже время палач (гениальный метафорический чёрный юмор Ионеско) и предсказал его смерть. Он давно знал это. С помощью своих астрологических наук, медицинских знаний, которые уже вовсю процветают в других странах и действуют полным ходом в отличие от королевства Беранже. Здесь же этим некем заниматься. Все сбежали, умерли.. Все отрасли экономики на нуле.
А если поговорить про стража, то это типичный пример тупизны и дебилизма определенных пластов общества. Это метафора жёлтой прессы и вообще журналиста при тотальном контроле. Его возможность лишь только передавать слова ополоумевшего и больного короля людям, при этом не обращая внимания даже на суть слов. Но его действия теперь не зависят от короля. Он даже арестовать, да даже двигаться не может... Стоит как приклеенный. Метафора сильно прогнившей системы короля, которая уничтожила уже его государство и вот дошла и до него. Ничто не подчиняется ему. Власть уходит из его рук навсегда и лишь где нибудь на какой нибудь тысячной странице в книге будет его имя, но тут надо перебрать архивы и тщательно покапаться))) Смерть не щадит даже самого короля! Он попросту не был к ней готов. Но теперь уже поздно. Он теряет контроль над собой и явно мучается узнать что будет после него. Но это ему не суждено... Бог выше всех людей. И именно ему решать как жить на этом свете. Приходится подчинится...
Смерть приближается... Забывает король и старые давно привычные и надоедливые лица, вспоминает детство , какую-то кошечку. Милосердие своё вспоминает, но убийство многих людей его не смущает... Всё исчезает из его памяти - исчезают и сами герои пьесы. Лишь одна Маргарита подводит его к достойному уходу. Снимает тяжкие оковы, которые удерживали вот уже много лет его к земле и ведёт его в это царство мёртвых. Он подчиняется. На самом деле царство мёртвых - лишь в больной агонической фантазии короля. Маргарита - то всё понимает и ведёт его к трону. Чтобы навеки остаться остаться на нём только не в живом теле, а в каменном. Маргарита сделала своё дело - она и все могут жить спокойно с этого момента. Как памятник он сидит на этом троне, пока стены, двери, окна королевства рушатся, да и он сам уже уходит в туманную вечность... Теперь навсегда...
Этот многословный фарс очень театральная пьеса. Она прямо подталкивает к дальнейшей её реализации и вдохновения. Пьеса с тонким юмором Ионеско, наполненная гигантскими смыслами и символами, (практически в каждой реплики героев), при чтении поможет читателям пересмотреть и изменить взгляд на мир. Ну, а мне остаётся лишь сказать одно:
Ионеско - гений!!!Содержит спойлеры2309