Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
4,4
(72)

Король умирает

19
342
  • Аватар пользователя
    Аноним27 августа 2014 г.

    «Нет на свете зрелища более внушительного, чем спектакль смерти»

    В очередной раз удивляюсь и радуюсь, сколь своевременно ко мне приходят книги! До этого прочитаны "Открытки с того света" Армино совсем недавно – "Беллмен & Блэк" , но это всё не то! Взятая же по наитию пьеса Ионеско попала в точку – вот то, что нужно!

    Представляю, как прекрасно, завораживающе это выглядело на сцене! (кстати, в роли Короля – Валерий Золотухин) Постепенно сгущающаяся, наступающая темнота, изредка проблески света, хаотично умноженные осколками зеркал, странного вида обстановка – кривые стены, колченогий трон, пол и потолок смешались – уже не ясно где и что, костюмы – обветшали, краски – расплылись.

    Memento mori! Король Беранже умирает. Он прожил двести тридцать лет в богатстве и праздности. Он устраивал балы и транжирил время, он развязывал войны и думал, что бессмертен. Он считал, что ещё успеет, и года, десятилетия, всё ускоряясь, пролетали мимо. Он был слишком беспечен!


    «Я умру. Да. Это несомненно. Через сорок-пятьдесят лет. Через триста лет. Позднее. Когда захочу. Когда у меня найдётся для этого время. Когда я решу это сделать… Я умру, когда захочу. Я – Король, и я решаю!»

    Сложно принять, что нужно жить сразу начисто, сложно принять ответственность за отмеренное время. Сложно в череде дней, когда хорошо и радужно, помнить о главном – ничто не вечно! Ещё сложней отпустить. Если знаешь, что не доделал. Если были в голове ещё какие-то планы, вечно откладываемые. Сложно оказаться в потоке согласиться, и смириться, и принять.


    «Отрекитесь, Государь. Да, отрекитесь морально и административно. И психологически».

    Сложно уступить. Чувствуется, что «за кадром» прорастает уже новая жизнь. Она ждёт, чтобы вступить в свои права. Королевство «сворачивается», сжимается, чтобы сбросить кожу. Перерождение.


    «Надеялись, что ты решишься на это гораздо раньше»

    Нет больше власти – она уже в новых руках, над местом королевского присутствия – пустота, в реестрах Вселенной Король – уже покойник. Отжило. Ушло. Кончилось.

    Король умер – да здравствует Король!
    Мы приветствуем Новое! Мы открываем новые Двери! Мы празднуем Жизнь!

    А между тем, Король, – он просто человек. Пусть будет лёгок его уход.

    Читать далее
    11
    592
  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2022 г.

    Чудесная пьеса по глубине, актуальности проблематики, философичности. Человек сопротивляется неизбежному течению жизни. Грустно, душещипательно и красиво. Пьесы не создаются для смеха и лёгкости, они для подумать и принять.

    6
    452
  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2016 г.

    Король умирает


    При рождении мы не догадываемся о смерти, потом о ней узнаем, потом гоним мысли о ней, пытаемся ее преодолеть, но вскоре смиряемся и, в конце концов, встречаем ее наедине – в тишине и затаив дыхание.


    КОРОЛЬ УМИРАЕТ. Вместе с ним умирает и королевство: земля покрылась трещинами и больше не плодоносит, подданые гибнут от эпидемий и войн, замок превратился в руины, портится погода, слова теряют смысл. У короля остается лишь одна обязанность - умереть.

    Это пьеса о страхе перед смертью. Люди гонят от себя мысли о смерти, думают: потом, не сегодня, еще успеется. Когда конец близок, мы отчаянно молим: " Ну , пожалуйста, еще годочек, еще один день, еще один час! Я только разобрался, что происходит. Я не успел достроить дом, объехать весь мир, начать новую жизнь с понедельника.. Я еще не готов". Но уже слишком поздно...

    Пьеса рассматривает момент перехода между жизнью и смертью, фиксирует все подробности - отрицание, борьбу, и наконец смирение. Король изо всех сил цепляется за жизнь. Лишь самые близкие остаются с ним до конца. Мария пытается задержать его уход, считая, что любовь хоть раз окажется сильнее смерти. Маргарите же невыносимо видеть короля, который теряет остатки величия перед смертью. Она пытается облегчить его уход, помочь стать "невесомым" и уйти достойно.


    Маргарита. Путы, привязывающие тебя к земле, еще не разрезаны. Я тебя освобожу от них. (Обходит Короля кругом, разрезая пустоту, словно у нее невидимые ножницы.) Ну вот. Теперь ты уже не тот, кем был. Все, что мешало тебе, исчезает. Твои плечи еще согнуты. Это тебя старит. Ядра, привязанные к ногам, отяжеляют твой шаг. (Наклоняется и снимает невидимые ядра.) Тонны! Это ве­сит тонны! Как ты мог тащить эту тяжесть всю жизнь?
    Я спрашиваю тебя, почему ты так согнулся? Это из-за этого мешка? (Делает вид, что сни­мает с плеч Короля невидимый мешок и от­брасывает его.) Из-за этой сумы?! Из-за этих тяжелых башмаков? Тебе не понадобятся больше эти башмаки. Не будет нужен этот карабин, ни пулемет, ни этот ящик с инст­рументами. (Делает вид, что отнимает эти невидимые предметы, несмотря на протесту­ющие жесты Короля.) Отдай и эту старую заржавленную саблю. Теперь тебе нет нуж­ды защищаться. (Как бы отнимает ее вопре­ки сопротивлению Короля.) Позволь мне дей­ствовать. Будь умным.
    Король. Я...
    Маргарита. Итак, сновидец выбирается из своего сна и освобождается от воспоми­наний. Тебе все еще кажется, что весь мир — это ты. Не беспокойся, ты уйдешь — мир останется. Все будет сохранено в памяти, но без воспоминаний. Крупинка соли, тающая в воде, не исчезает, она делает воду соле­ной.

    Дальше...


    Вот ты и выпрямился. У тебя не болят больше ноги. Не правда ли, как легко? Ты выздоровел и можешь двигаться. Иди же. (Плечи Короля снова слегка опускаются). Не горбись больше, на тебе уже нет груза. Остались лишь одни условные рефлексы. Я же тебе говорю: ты невесом. Выпрямись! Не сжимай руку в кулак. Что ты там дер­жишь? Ты зажал в кулак все свое королевство. Разожми пальцы. Я тебе приказываю разжать пальцы! Выпусти равнины, горы, реки... Вот так. Это всего только пыль. Идем. (Держа за руку Короля, выводит его на авансцену.) Не оборачивайся, не пытайся взглянуть на то, что ты больше никогда не увидишь. Сосредоточься.
    ...
    Маргарита. (Отходит от Короля.) Теперь иди один. Не бойся. Иди же. (Стоя в одном из углов авансцены, издали направляет движения Короля.) Сейчас не ночь и не день. Больше нет дня и ночи. Время исчезает. Иди за колесом, которое вертится пе­ред тобой, но не очень близко. Оно раскалено. Слева от тебя пропасть, обойди ее. Не пугайся старого воющего волка. Его клыки из картона
    ....
    Вот так. Ты видишь, у тебя нет больше слов, твоему сердцу не надо биться и нет нужды дышать. Теперь ты можешь занять свое ме­сто. (Исчезает.)

    Король неподвижно сидит на троне. В течение финальной сцены постепенно исчезают стены, двери, окна тронного зала. Теперь на сцене нет ничего, кроме Короля на троне в сероватом свете.
    Король, сидящий на троне, должен быть видим некоторое время. Затем все погружается в туман.
    Читать далее
    6
    861
  • Аватар пользователя
    Аноним12 ноября 2021 г.

    Король вскоре умрёт, в это время у трона с ним находятся страж, служанка, две жены с противоположными характерами, доктор-астролог-палач, который конкретно в последних смертях королевства уже не виноват. Страж протоколирует происходящие события, порой искажая действительность, а ещё он похож на носителя сознания, где жизнь короля = жизни большинства, по крайней мере он приписывает ей многое, начиная от изобретений и заканчивая авторством нескольких книг. В конце истории Маргарита - одна из жён - выглядела не так, как в начале, где она пугала своим желанием заставлять короля постоянно думать о смерти и вообще большую часть пьесы казалось, что это она пытается избавиться от короля. Тем временем Мария выглядела симпатично за счёт преданности и любви, хотя порой это выглядело перебором. Ещё возникло ощущение, что часть выведенных персонажей уже призраки, которые только видятся королю, потому что с ними проводились своеобразные манипуляции, опять же в этом случае было жаль Марию. Сам король не сильно запоминающийся персонаж кроме его монолога про котика.

    Читать далее
    4
    324
  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2021 г.

    Самое актуальное политическое произведение на сегодняшний день

    Король Беранже 1-ый настолько сильно засел у себя на троне и не пытался от туда уйти от власти на такое долгое время, что сам не понял как смерть к нему и подошла. Захватив на двести с лишним лет престол, (конечно здесь метафора - на долгое время захватив престол), погубив кучу своих и чужих родственников, даже свою мать и погубив чужие жизни путём казней, он утвердился во власти. И сам он страстно наслаждался своими удовольствиями - балами, пирами... Ему фактически некогда даже было думать о смерти. Он придумывал, что он вспоминал о ней) На самом деле крайне редко. Его позиция была: в 30 лет - подумать об этом в 60, дальше также.
    Пьеса описывает тоталитаризм со стороны королевского престола. А короля это как бы и не касалось. Это только и подтверждает то, что такие монархи живут в своём собственном мире и они не видят всю правду в своём государстве. Из - за этого режима появляются куча проблем: молодые люди в спешке покидают территорию за границу, реки заражены, сельское хозяйство не процветает, нету солнца, одни тучи... Здесь метафора всемогущества маленького и ничтожного государя самодержца, который только считается таким. Он сам создал такую систему, где создал себя богом! Да, да! Вы не ослышались! В пьесе король и говорит, что он "создал" практически всё, что нас окружает. И машины, и коляски, и солнце, и луну, и день, и ночь. Понятно, что это и есть тоталитарный режим с возвеличиванием вождя народов, который послан от бога. Да ладно! Он сам и является богом!
    Но со временем эта система, которая вот совсем недавно неделю, но на самом деле много лет назад была в наилучшем "расцвете" - теперь вся прогнившая, которая не оставила и самого короля. Сама система, которую он сам и создал его и убивает. Его дворец практически разваливается по кирпичику, комната короля в паутинах! Да даже когда служанка и убирает эту паутину, она появляется тут же опять. Здесь понятно опять метафора: что если пытаться тем же старьём эту систему хоть как то поменять, то она будет только хуже.
    Королевство уменьшается в размерах из-за несостояния армии противостоять врагу. Они лишь дрыхнули, когда враг нападал на них. Страна в дырах, как в сыре и развалинах, где все кто могут спасаются и лишь старые люди, которые не могут ничего сделать и ничего уже не понимают - умирают.
    Населения в государстве уже нет. Всего лишь 45 человек, из которых старики и молодые люди, которых выгнали из за границы.
    Развалины дворца короля - это метафора развалившейся системы, созданной на протяжении многих лет.
    Что касается остальных действующих лиц, то о них нужно говорить отдельно и подробно. Поскольку они очень важны в этой пьесе. Здесь показаны все типы вынужденного выживания людей при тоталитаризме. Например - две королевы:
    одна - Мария. Всеми силами пытается удержать короля от полёта в небытие. Она как бы придерживает его к земле своими цепкими словами и своим "чувством" к нему. Почему чувством в кавычках? То по - моему мнению она хочет лишь от него денег и богатства со славой, поэтому то она его и удерживает изо всех сил. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она считает, что он ещё в состоянии править и управлять вымершим государством, где и управлять то и нечем.
    Вторая - Маргарита - его бывшая жена, которая по сути им и управляет. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она метафора оппозиции, протеста против диктатуры. Она поскорее хочет отвязать его самым лучшим методом от тяжести житейских мук. И только она одна подчиняет себе всю оставшуюся часть королевства. Потому она справедлива и не жестока, как это может показаться на первый взгляд. Она просто спокойная в себе, (которая даже и не ревновала к Марии, потому что поняла, что это бессмысленно), и давно ему напоминала о неминуемости смерти. Но король видимо и поэтому от неё и ушёл, потому что не мог это слышать и боялся до жути её. Маргарита понимала, что он совершенно не разбирается в экономике и не может управлять государством.
    Джульетта - служанка - это метафора терпения и подчинения обстоятельствам, хотя она всё понимает, что король не в силах управлять. С уходом всех остальных помощников она одна занимается теперь уже и сельским хозяйством, и уборкой во дворце, и готовкой. Но она терпит это вот уже много лет. Ей тяжело живётся, на что король говорит: "Жить плохо нельзя. Ты противоречишь природе." То есть это лишнее подтверждение того, что король загнал всех в "лучшие и чудесные времена с чудесным будущем и толчком вперёд". Да, когда король уже теряет контроль над собой, умирая - мы только тогда узнаём, что ей очень тяжело выполнять свою работу изо дня в день: она встаёт когда только занимается заря. Ей холодно в этом дворце и летом, и зимой. В прачечной при стирке у неё трескается кожа и болят руки. Она умирает от усталости. Ну это самое наивысшая кульминация в монологе Джульетты, скажите вы. Но королю то всё равно... он радуется чужим несчастьям и даже ищит в элементах несчастья - счастье! "Жить плохо нельзя" - говорит он. И это лишь подтверждает ту идеологию, по которой идёт тоталитарное государство в пропасть, что жизнь с каждым годом "лучше". "Жить стало лучше - жить стало веселее" - сказал один из таких вот диктаторов.
    Доктор и в тоже время палач (гениальный метафорический чёрный юмор Ионеско) и предсказал его смерть. Он давно знал это. С помощью своих астрологических наук, медицинских знаний, которые уже вовсю процветают в других странах и действуют полным ходом в отличие от королевства Беранже. Здесь же этим некем заниматься. Все сбежали, умерли.. Все отрасли экономики на нуле.
    А если поговорить про стража, то это типичный пример тупизны и дебилизма определенных пластов общества. Это метафора жёлтой прессы и вообще журналиста при тотальном контроле. Его возможность лишь только передавать слова ополоумевшего и больного короля людям, при этом не обращая внимания даже на суть слов. Но его действия теперь не зависят от короля. Он даже арестовать, да даже двигаться не может... Стоит как приклеенный. Метафора сильно прогнившей системы короля, которая уничтожила уже его государство и вот дошла и до него. Ничто не подчиняется ему. Власть уходит из его рук навсегда и лишь где нибудь на какой нибудь тысячной странице в книге будет его имя, но тут надо перебрать архивы и тщательно покапаться))) Смерть не щадит даже самого короля! Он попросту не был к ней готов. Но теперь уже поздно. Он теряет контроль над собой и явно мучается узнать что будет после него. Но это ему не суждено... Бог выше всех людей. И именно ему решать как жить на этом свете. Приходится подчинится...
    Смерть приближается... Забывает король и старые давно привычные и надоедливые лица, вспоминает детство , какую-то кошечку. Милосердие своё вспоминает, но убийство многих людей его не смущает... Всё исчезает из его памяти - исчезают и сами герои пьесы. Лишь одна Маргарита подводит его к достойному уходу. Снимает тяжкие оковы, которые удерживали вот уже много лет его к земле и ведёт его в это царство мёртвых. Он подчиняется. На самом деле царство мёртвых - лишь в больной агонической фантазии короля. Маргарита - то всё понимает и ведёт его к трону. Чтобы навеки остаться остаться на нём только не в живом теле, а в каменном. Маргарита сделала своё дело - она и все могут жить спокойно с этого момента. Как памятник он сидит на этом троне, пока стены, двери, окна королевства рушатся, да и он сам уже уходит в туманную вечность... Теперь навсегда...
    Этот многословный фарс очень театральная пьеса. Она прямо подталкивает к дальнейшей её реализации и вдохновения. Пьеса с тонким юмором Ионеско, наполненная гигантскими смыслами и символами, (практически в каждой реплики героев), при чтении поможет читателям пересмотреть и изменить взгляд на мир. Ну, а мне остаётся лишь сказать одно:
    Ионеско - гений!!!

    Читать далее
    Содержит спойлеры
    2
    309