
Галерея славы «Игры в классики»
Julia_cherry
- 2 815 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Коротенький рассказ Уайльда о странных потребностях и их выражениях у некоторых особенно утонченных женских душ.
Героиня - леди Алрой - обычная дама лондонского бомонда, и в то же время - необычная; у неё есть тайна. Свидетелем наличия этой тайны становится молодой столичный повеса, влюбившийся в леди Алрой. Отказ леди признаться, в чем же дело, разжигают страсти еще больше, сцены ревности и недоверия, разлука, неожиданная нелепая смерть дамы сердца...
Названием рассказа Уайльд отправляет нас к греческой мифологии, в которой сфинксом называлось демоническое существо с женским лицом, загадывавшее путникам неразрешимые загадки и убивавшее их.
Если помните, юный Эдип справился с загадкой, после чего сфинкс низвергся с утеса в пропасть.
По сути, лорд Мёрчисон, влюбившийся в леди-сфинкс оказывается серьезно раненым стрелой таинственной любви, уже после смерти леди он не может избавиться от наваждения и живет, погруженный в обстоятельства произошедшего между ним и леди Алрой. Сфинкс продолжает сосать его энергию, медленно, но верно убивая, и нет никакой гарантии, что лорд справится с ситуацией.
А загадка сфинкса оказалась абсолютно надуманной, загадка была в потребности дамы быть загадочной.
Не знаю, был ли Уайльд знаком с творчеством нашего поэта Федора Тютчева, но его рассказ очень даже перекликается со знаменитым тютчевским четверостишием:
Природа — Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Возможно, Уайльд хотел сказать то же самое: великая загадка женщины, которую веками пытаются отгадать мужчины заключается в том, что никакой загадки и нет...

Загадка будоражит ум
А ум влюбленный – утомляет.
О том поведал Оскар Уайльд.
Она и Он…
Кто больше ранит?
Она, подумать если… чуть
Пустышка… Женщина – скучала!!!
А Он я ТАК любил… я ТАК страдал.
Страдаю!
Выходит, оба тут бараны.
Один от скуки полюбил
Другая… ей бы две коровы.
Этот короткий рассказ, начитал Торопов Виталий.

Оскар Уайльд , безусловно, великолепен, блестящий рассказчик. И я не удивлюсь, если его истории рождались совершенно спонтанно, в процессе лёгкой необязательной беседы или ленивого созерцания мира за утренней чашкой кофе.
Вся жизнь Уайльда это протипоставление, довольно эпатажное, существующим нормам - общественным, моральным, наконец, творческим. Противопоставление и ироничное переосмысливание.
"Сфинкс без загадки", несомненно, фельетон, который жанрово предлагает своим читателям актуальность и сатиричность. Но сам автор гораздо интереснее и глубже использует основную историю.
Лорд Мэрчисон, герой рассказа, романтик своего времени, но строго каноничный и следующий стереотипам викторианской эпохи. Жизнь полна загадок и Мэрчисон свято верит этому утверждению.
История лорда, поведанная второму герою-рассказчику , это история любви. Любви двух обывателей, один из которых влюбился в женщину, предполагая в ней загадку, и леди Элрой, предмет этой любви, которая старательно поддерживала таинственный образ...на пустом месте.
Их ждал счастливый брак, но тайна, которая пробудила в них чувства, оказалась непреодолимым препятствием к совместному счастью. Он не мог связать свою судьбу без объяснений. Она не могла развеять флер таинственности, из-за отсутствия загадки как таковой. Столько стараний по поддержанию образа и такое возмездие, строго по законам романтического жанра.
Что же сказать о герое-рассказчике?
Его образ весьма близок образу самого Уальда. Он умен, проницателен и легко оценивает как причину возбуждения старого приятеля, так и мгновенно разгадывает сущность леди и причины ее поведения.
Мэрчисон милейший и благороднейший человек случайно обнаружил что знакомая ему концепция мира не соответствует его устоявшимся возрениям. Та в кого он был влюблен, соответствовала принятым нормам, Джоконда в соболях и ясновидящая и «сотканная из многих тайн»...оказалась всего лишь просто женщиной.
Трагедия.
Перед нами пародия на романтическую историю. А сам герой лишь потому так легко разгадывает тайну, что сам находится вне рамок мира, в котором живут романтические герои. Его мир прост, логичен. Это мир чёрно-белый, в котором и благородный герой, подверженный страсти всегда говорить правду, и элегантная леди с манией таинственности всего лишь скучные обыватели.
В этом ли истина? В чем сущность жизни?
Мир прекрасен без всяких загадок, а сфинкс, о котором сразу же заявлено как о лишённом тайны, лишь символ нелепого разочарования. Мир прекрасен и интересен сам по себе.

Женщины существуют для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали.

... леди Алрой была похожа на один из тех удивительных кристаллов, которые можно видеть в музеях и которые то прозрачны, то через мгновение, совсем мутны.

- Я недостаточно понимаю женщин, - ответил он.














Другие издания


