Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
4,2
(810)

HHhH

83
2,7K
  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2020 г.

    Как Габчик и Кубиш на Гейдриха ходили

    Не знаю, как часто и с какими чувствами вы вспоминаете свои школьные годы, но лично я это делаю с достаточной периодичностью, и что важно - с большим удовольствием. Если я точно помню свои ощущения, то по большей части это была беззаботная пора, которая состояла из пылких, но коротких влюбленностей почти во всех девочек в классе, и походов в компьютерный клуб на задворках Савеловской, где папа разваливал лохов, пока не появились акулы побольше и поголоднее. Эх, а эти последние две недели в мае перед летними каникулами, когда хотелось всех обнимать и кричать "нет, останься, не уезжай на дачу копать картошку, будь со мной". В общем сколько прекрасных моментов: никакие "достаем двойные листочки" не могли испортить повседневную радость от окружающих тебя людей и явлений. Кроме двух событий, которые кровавыми татуировками отпечатались на моей нежной и ранимой душе.

    Ну первое, право, ерунда, это выходы к доске на уроках геометрии у Марьи Ивановны. И тогда, и сейчас мне проще сделать сальто через бассейн с муренами, чем опять пытаться понять, что там за отношения у двух катетов с гипотенузой. Какое-то время спустя, кстати, Марья Ивановна, которую все боялись как огня (она могла рявкнуть так, что мог разжаться сфинктер), очень помогла мне при поступлении на подготовительные курсы к поступлению (и такое бывает) в одно престижное высшее учебное заведение, куда я в итоге так и не поступил. Ну и ладно, говорю же ерунда. Но вот второй момент запомнился гораздо четче. А запомнился он в первую очередь как преступный произвол власть держащих (учителя), как беспощадный террор против детской наивности и любознательности, как удар грубой маскулинности по детским мечтам. Представляете, какая травма осталась у ребенка, если он до сих пор морщиться, если кого-то зовут Александр Михайлович, особенно если он лысоватый преподаватель всемирной истории. Я бы сказал достаточно обширная. А виновата во всем оказалась линия Мажино.

    Так получилось, что мне всегда нравилась история и, к счастью, никакие александры михайловичи не могли (и не смогли) отвратить меня от нее. Попытки были, да, но безуспешные, именно поэтому я до сих пор получаю удовольствие от всех драматических перипетий середины XX века и могу отличить Гитлера, Гиммлера и Гейдриха. Вот и тогда, дождливой осенью 2003 года (для пущего драматизма пускай еще будет заунывно воющий ветер), я сидел на уроке всемирной истории, улыбающийся и предельно уверенный в себе, ведь пока все торопливо шуршали в учебниках в поисках ответов, я знал их все, ведь я только что закончил читать «Взлет и падение Третьего Рейха» Уильяма Ширера, книгу столь знаменательную, что я дважды перечитывал ее после (и собираюсь это сделать снова). Очевидно, мой самоуверенный и наглый вид немного впал в диссонанс с настроением Александра Михайловича, и он решил немного попрессовать малого:

    - Сейчас нам всем Соболев расскажет, зачем была построена линия Мажино.

    • Легко! Франция построила линию Мажино как оборонительное заграждение с целью возможного нападения немцев, в период между Первой и Второй Мировой войнами.
    • Да ты что? А если немного подумать?
    • ... Линия Мажино... Да, совершенно точно, это линия фортификационных и инженерных сооружений оборонительного характера. На границе Франции и Германии.
    • Эх, Соболев, вот сестра твоя знала ответ на этот вопрос (моя сестра училась на 6 лет раньше меня в той же школе, закончила на серебряную медаль и подарила возможность для всех учителей упражняться в остроумии, в чем они себе почти никогда не отказывали).
    • Но это так!!
    • Нет, даже близко не так. Кто еще хочет ответить?
    • НО Я ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИЛ!
    • Соболев, не хочешь выйти на пару минут, проветриться, успокоиться?
    • Я ВЫРВУ ТВОЙ ЯЗЫК И ПОВЯЖУ ЕГО У СЕБЯ НА ТАЛИИ!!!

      Ладно, в конце я просто сидел, злой и расстроенный, досадуя, что так опозорился перед всем классом (и перед своей возлюбленной на тот момент). У меня уже был похожий замес с учителем географии, когда он сказал, что "Капитана Сорви-Голова" написал Майн Рид, но тогда я просто принес на следующий урок перечитанный вдоль и поперек томик Луи Буссенара. И весь урок красным и злым сидел уже сам учитель (и его сын, который учился в моем классе). Да, вот таким вот маленьким мстительным засранцем я был, во имя правды был готов портить настроение всем подряд. Но на уроке всемирной истории произошло преступление! Я знал, что я ответил правильно и, хотя к моему ответу можно несущественно привязаться, я был абсолютно прав. Я перерыл весь интернет (через модем, к слову), все энциклопедии, которые нашел дома. Меня обокрали. Обокрали и плюнули в лицо. Я уверен, что именно тогда моя любовь к истории и была проверена самым серьезным образом. И хотя проверка эта по ощущениям мало чем отличалась от колоноскопии, мне кажется я ее прошел.

      Зачем я эту историю рассказал? Наверное, чтобы сразу предупредить всех, что «HHhH» Лорана Бине – это книга в первую очередь для тех, кто любит и уважает историю. Причем во всех ее деталях: десятки фамилий, географических пунктов, аббревиатур и так далее, в этой книге есть вот это вот все. Если все это не для вас, то браться за «HHhH» вам не имеет никакого смысла. Но если вы любите историю и историческую литературу так сильно, что никакой злой дядька вас не может от нее отвратить, то вы будете счастливы. Но давайте теперь по порядку.

      В общих чертах, основная канва романа (а это все-таки роман на стыке фикшна и нон-фикшна) завязана на операции «Антропоид» - попытке чешских и английских силовых ведомств (руками одного словака Габчика и одного чеха Кубиша) устранить самого страшного человека Третьего рейха - Рейнхардта Гейдриха. Формально являясь только четвертым-пятым человеком в нацистской Германии, по своему влиянию Гейдрих вполне мог посоперничать с заместителем фюрера Гиммлером (собственно, «HHhH» и расшифровывается как Himmlers Hirn heisst Heydrich – «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом»). Именно он, Гейдрих, являлся основоположником политики истребления евреев и стоял у истоков появления концентрационных лагерей. По совместительству Гейдрих был протектором Чехословакии, так что поклонников у него, мягко скажем, хватало. И очередное, второе предостережение читателю - если вас ранит фашистский террор и его описания (а читать про то, сколько людей было истреблено и как - абсолютно ужасно), то вам тоже лучше эту книгу пропустить. Она не акцентирует на этом внимания, но и не игнорирует этот страшный вопрос. А там есть чем ужаснуться, поверьте.

      Придется мне также отвадить от произведения Бине и хардкорных любителей истории. Я знаю, что есть и такие люди, которые тоннами потребляют тысячи дат и фамилий, прекрасно их помнят и воспринимают их как волшебную симфонию объективной правды. Любители дат и фактов, извините и вы, Бине с огромным удовольствием постоянно отвлекается на тысячу не относящихся к делу вещей: то он грустит по девушке, с которой он расстался пару лет назад, то он делится впечатлениями от фильма, который он посмотрел на досуге, а то и вовсе сбивается с мысли и пытается ее снова найти (например, пытается понять какого все-таки цвета был мерседес Гейдриха в день покушения - вопрос так и остается открытым). Также учитывайте тот факт, что французский писатель всячески игнорирует объективный тон изложения - каждый второй у него тряпка и болван (вполне заслуженно), а коллегу-писателя Сен-Жон Перса, лауреата Нобелевской премии 1960 года, он и вовсе оскорбляет («Сен-Жон Перс показал себя полным дерьмом. Сам бы он со смехотворной жеманностью чопорного дипломата сказал «экскрементами»). Правды ради, Лоран Бине почти через каждую страницу сообщает читателю, что это не учебник по истории, и что ж, он абсолютно в этом прав.

      Кого я еще не успел отпугнуть от книги? Любителей почитать Гонкуровских лауреатов (я наткнулся на книгу именно таким образом)? Тоже мимо. Бине даже рядом не стоит с фестивальной литературой наподобие условного Уэльбека - он гораздо проще, доступнее и приземленнее. А если его сравнить с лауреатом Гонкура 2017 года, Эриком Вюйаром (его «Порядок дня» у нас тоже недавно переводили), который получил премию с произведением примерно той же тематики - то Бине так и вовсе предстает как легкомысленный юморист, который почем зря чехвостит напропалую исторических деятелей и перечисляет в какие компьютерные игрушки ему нравится играть. Но вот удивительное дело, это каким-то волшебным образом тоже работает. Да, градус серьезности понижен, но Бине точно не смеется над темой и событиями, относится к ним с огромным уважением и почтением. Ну просто важно ему постоянно егозить, если это слово можно применить к процессу литераторства. Так что, любители серьезных книг, имейте ввиду, что если тот же Вюйар - малюсенькая порция в мишленовском ресторане, то Лоран Бине - тройной Биг-Мак, да простит он меня за это сравнение (мне кажется, он бы согласился). А Уэльбек, коли мы его тоже упомянули, и вовсе духовная пища.

      Если по каким-то причинам вы не попали ни в одну из вышеперечисленных категорий (и вообще дочитали до этого места), то мой вам совет, купите эту книгу, читайте эту книгу, лелейте эту книгу. Если бы великий Евгений Викторович Тарле дожил до наших времен, он бы, я надеюсь, писал бы похожие книги: насыщенные, динамичные, живые. Ведь такой формат гораздо более доходчив для тех, кто решил поинтересоваться вопросом в частности, и историей в целом. Ведь читателю гораздо важнее понять, что условный Геббельс в первую очередь был больным и кровожадным психопатом, а уже во вторую очередь министром пропаганды в фашистской Германии. Эта информация гораздо более ценна, поэтому как я рад, что Бине напропалую поносит своих персонажей, взять хотя бы французского премьера тех лет Даладье (о Персе мы говорили выше) - мне важнее понять мотивацию и природу человека, чем оценивать его регалии по "объективной истории". Да это субъективно и возможно не очень правильно (тот же Ширер себе такого не позволял), но это совершенно точно имеет право на жизнь, тем более если еще и реализовано таким остроумным человеком как Бине! Например, пару месяцев назад я читал другую книгу, где упоминалась конференция в Мюнхене, где решили судьбу Чехословакии (собственно, она так и называется - «Мюнхен», ее автор Роберт Харрис). Так вот, после прочтения этого неплохого шпионского триллера я был уверен, что премьер Великобритании тех лет, Невилл Чемберлен, был порядочным и справедливым мужиком. Комментарий Лорана Бине, французского писателя и Гонкуровского лауреата: «Стало быть, по крайней мере в одном чехи и немцы вроде как оказались едины: Чемберлен и его клика, считали те и другие, не более чем мерзкие жополизы».

      Напоследок - обратите кстати внимание кто восторгается произведением Бине на задней обложке - тут у нас известный юморист Гари Штейнгарт, великий магический реалист Марио Варгас Льоса, американский психопат himself Бретт Истон Эллис. Ну очень разные люди. И все как один в восторге. Редко, когда такое увидишь, причем я склонен верить, что ни один из них не получил за свой отзыв Lamborghini Sesto Elemento, как тот же Стивен Кинг, которому, есть иногда такое ощущение, нравятся даже надписи на вкладышах из жвачки Love is.

      Ну и совсем-совсем напоследок. У романа «HHhH» 346 редакторских сносок, которые убрали в самый конец книги (не делайте, пожалуйста, так больше, это дико неудобно). Листать книгу туда-сюда приходится постоянно. А знаете почему? Потому что этот список примечаний невероятно интересно читать, он составлен абсолютно блестяще и изобилует только интересными фактами. Ну, например, я вот всю свою жалкую жизнь был уверен, что «мавр сделал свое дело, мавр может уходить» - это из «Отелло» Уильяма Шекспира. Оказалось, что нет. Оказалось, что это Фридрих Шиллер и его «Заговор Фиеско в Генуе». Больше спасибо за это редактору Васильковой. И переводчице Васильковой тоже спасибо. Не знаю кто кем кому приходится, но по некоторым уликам похоже на идеально слаженную родственную работу. Превосходную работу.

      Нет, ну и правда последний момент. Если вы все-таки попали в категории тех людей, кому эту книгу будет читать не очень интересно (хотя помните, что это всего лишь мое мнение), то для вас есть целый фильм! Называется он «Человек с железным сердцем» (хотя во Франции честно шел как «HHhH»). Актеры в нем играют, без шуток, замечательные, продюсировал чуть ли не лично Харви Вайнштейн. Сам пока лично не видел, но советовать кино сложно: оценка 6,4 на IMDB и жалкие 4,4 миллиона долларов сборов (при бюджете в 32 миллиона). Если хотите дерзните, мне почему-то кажется, что Гейдрих в исполнении характерного актера Джейсона Кларка должен был получится хорошим. Как и Гиммлер в исполнении любимца Гая Ричи Стивена Грэма.

      Ну а вообще, не болейте и старайтесь читать хорошие книжки. Мир станет чуточку краше.

      Ваш CoffeeT

    Читать далее
    63
    2,7K
  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2017 г.

    Признание в любви и ненависти

    На протяжении четырехсот страниц автор неспешно, иногда сбивчиво, но все же неумолимо приближается к кульминации истории, которую намеревался рассказать. И получилось у него это очень спорно по стилю, но восхитительно безупречно по содержанию. Второстепенный эпизод военного времени он превратил в эпицентр истории сразу нескольких стран и людей.
    Постепенное движение, как это часто бывает в биографических книгах, от детства главного героя - он же намеченная жертва, та самая голова гидры, которую успешно срубили чехословацкие (можно через "тире") патриоты, здесь активно перемежается последствиями принятых решений и действий Гейдриха. Тем самым у читателя создается весьма полная в своей чудовищности картина. И вместе с тем приходит понимание.

    Лично для меня эта книга стала очень важным напоминанием о том, что если бы немцы победили в войне, то ничего хорошего из этого бы не вышло. История подчас стирает грани, делает видение чуть менее четким - так образ Сталина становится почти героическим, а Гитлер хоть и остается чудовищем в массовом сознании, но появляются уже шепотки о том, что как хорошо живут немцы сейчас, может, и мы так же хорошо жили... если бы.
    Если бы Германия победила, если бы гениальный бюрократ Гейдрих остался бы жив, то абсолютное большинство читателей когда-либо открывавших эту книгу никогда бы не родились, потому что их прадедушек и прабабушек бы сгноили в концлагерях. Такова была чудовищная реальность немецкой бюрократической машины, которая как Угрюм-Бурчеев у Салтыкова-Щедрина, начинает воплощать совершенно фантасмагорический план и не может остановиться. Гейдрих - это совершенное и при том реальное воплощение того, на что способен бюрократ, если зайдет достаточно далеко. И это автору удалось передать настолько доходчиво и эмоционально, насколько это вообще возможно.

    А вот что автору совершенно не удалось - это небольшие интермедии, которыми он пытался разбавить свою историю. Сначала они были весьма любопытны - история о посещении музея с бесценной и никому ненужной выставкой, история о том как автор выбирал насколько документальной ему делать книгу. Но постепенно эти вставки становятся все более однообразными, и чем яростнее становится крещендо надвигающегося гула из Праги, чем яснее читатель видит перспективу убийства Гейдриха, тем чужероднее на этом фоне выглядят стенания автора о том, что он хотел бы быть там, что его душа, его руки, его сердце рвутся помочь своим героям. Это лишнее. Как лишним для меня были и частые ремарки на тему того, что немцы действительно открытым языком говорили о том, что они делали. Одни говорили, другие - нет. Но всю Германию захватила тогда буря вырваться из которой было, судя по всему, нельзя. И нам всем очень повезло, что нашлись отдельные герои как Кубич с Габчиком и многочисленные сочувствующие словом и делом, которые эту бурю смогли остановить.

    Читать далее
    39
    1,2K
  • Аватар пользователя
    Аноним17 июня 2021 г.

    Надо с головой окунуться в эпоху, чтобы понять ее дух

    «Himmlers Hirn heisst Heydrich” - “Мозг Гиммлера зовётся Гейдрихом»

    Рейнхард Гейдрих - начальник РСХА, незаменимый помощник Гиммлера, идеолог Холокоста, человек с железным сердцем, самый опасный человек Третьего Рейха, белокурая бестия, Пражский палач...

    Книга Лорана Бине повествует об одной из самых значимых страниц истории Чехословакии - операции «Антропоид» по ликвидации Гейдриха.

    27 мая 1942 года на окраине Праги словак Йозеф Габчик и чех Ян Кубиш, состоящие в чехословацком Сопротивлении, осуществили покушение на заместителя протектора Богемии и Моравии.

    Это что-то среднее между художественным романом и документалистикой. Лоран Бине постоянно прерывает повествование, чтобы рассказать как он нашёл ту или иную информацию, какие фильмы посмотрел, какие книги прочитал, что он испытывал в момент написания книги. Поначалу это интересно, но к середине лично меня уже порядком утомили его размышления о том покраснел или побледнел Гиммлер или был ли «Мерседес» Гейдриха чёрным или зелёным. К концу первой части все эти затягивания сюжета меня настолько раздражали, что я была готова бросить книгу. Но наконец первая часть закончилась и вторая, очень динамичная, была прочитана мгновенно.

    Хоть история довольно интересная, но манера повествования автора напрочь убила во мне интерес к книге. Эти бесконечные скачки от одного к другому, попытка объять необъятное, отвлеченная информация, не относящаяся к операции - вот и готов книжный «винегрет».

    А ещё безумно раздражали примечания в конце книги. Приходилось чуть ли не ежеминутно листать книгу вперёд-назад. Ну почему бы не сделать снимки внизу страницы?!

    Как по мне, то лучше для знакомства с историей прочитать документальную книгу, без всей этой писательской рефлексии.
    Хотя в одном я с автором согласна - «Надо с головой окунуться в эпоху, чтобы понять ее дух.»

    В дополнение можно посмотреть два фильма «Мозг Гиммлера зовётся Гейдрихом» и «Операция Антропоид».

    Читать далее
    32
    1K
  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2016 г.

    В ноябре прошлого года мы с мужем и другом гуляли по Праге, шли по набережной, дошли до "танцующего дома", другое название которого "Джинджер и Фред" в честь знаменитых голливудских танцовщиков, повернули на параллельную набережной улице Рессловой, и тут я остановилась и, указав на изрешеченное старыми отверстиями от пуль здание церкви с мемориальной доской, спросила у живущего в Праге друга: "Что это такое?"

    Дальше...


    И он рассказал нам историю о том, как в 1942 году в крипте этой церкви Кирилла и Мефодия православный священник укрывал семерых чешских партизан-парашютистов, обвиняемых в убийстве рейхспротектора Богемии и Моравии Райнхарда Гейдриха.
    История оставила в душе след, мы зашли в крипту и помолчали, глядя на место героического подвига этих семерых, которые отстреливались несколько часов и все до единого пали либо от вражеской пули, либо от собственных, лишь бы не сдаваться в плен врагу.

    Когда я узнала, что Фантом-Пресс собирается издать книгу Лорана Бине, повествующую об этих событиях, вопрос "читать или нет" передо мной даже не стоял. Когда Слава Watchdog подарил ее мне на день рождения, решено было не откладывать в долгий ящик. Я ожидала некого научного изложения фактов, может быть, сухого языка, но Бине сумел удивить. У него получилось заинтересовать своей манерой повествования а-ля книга в книге (Бине пишет, как автор собирает материалы к исследованию, как беспокоится о достоверности, размышляет, насколько же тяжело описывать художественным слогом то, что происходило на самом деле с реальными историческими фигурами - и параллельно рассказывает историю Гейдриха и двух других главных героев - Йозефа Габчика и Яна Кубиша).

    Порой при чтении по спине пробегали мурашки, настолько связанные с сегодняшним днем проскакивали пассажи, и даже слова, настолько знакомые.
    Двадцать лет травили немцев в Чехословакии, и немцы вынуждены были терпеть. Двадцать лет немцы рейха наблюдали за этим зрелищем. Они делали это не потому, что принимают такое положение вещей. Нет, они делали это потому, что были бессильны и беспомощны перед лицом своих мучителей, брошенные в этом мире демократий. Да, если здесь взят под стражу предатель или взят под надзор кто-то, рассыпающий проклятья со своей кафедры, то Англия в ярости и Америка разгневана. Это – те образцовые мировые демократии, что не произносят ни слова, когда сотни и тысячи изгнаны из своих домов, когда десятки тысяч брошены в тюрьмы или тысячи убиты. Мы получили великий урок за последние годы. Мы лишь презираем их за это.
    Немцы до сих пор тяжело переживают наследие нацизма и очень трепетно относятся к тому, чтобы их не дай бог не сочли хоть каким-то образом носителями нацистских идей. Но сами признают, что до того, как вскрылись все преступления нацизма - уничтожение евреев, садистские эксперименты, подковерная грызня, нередко приводящая к человеческим жертвам, - большинство поддерживало курс правительства, даже было от него в восторге. Потому что кому же не хочется справедливости по отношению к себе и своему народу - и другое дело, как это отражается на других. Безусловно, все ситуации уникальны и непохожи друг на друга (кто прирастает территориями за счет согласия живущих на них народов, кто просто отжимает их силой оружия, открыто заявляя "у вас тут нефть есть, она нам нужна, отдайте", кто вообще просто приходит хрен знает куда и говорит "а теперь эта земля моя и вы будете мне служить", и аборигены настолько офигевают, что повинуются и т.д.). Но в книге Бине прекрасно показано, что такое молчаливое большинство, и как пассионарии делают историю.

    Много мыслей, много... Усугубляются тем, что я везде ходила по этим улочкам и видела память о войне своими глазами.
    Парижскую улицу, где сейчас дорогие бутики, а с 12 до 20 век было еврейское гетто - евреев то терпели, то сгоняли туда, и они умирали от грязи и болезней в дикой тесноте.
    Новую и Староновую синагоги, куда вход платный, и на все еврейские кладбища в городе - тоже.
    Еврейский музей, в котором сохранилось множество бесценных еврейских артефактов, потому что по наущению доктора Августина Штейна Гитлер решил создать в Праге Музей Вымершей Расы после того, как еврейский вопрос будет окончательно решен.
    Камни преткновения Гюнтера Демнига, которых сейчас по Европе больше пятидесяти тысяч штук. Их ставят перед домами жертв нацизма, и на каждом камне пишут имя, фамилию, годы рождения и смерти и место гибели.

    Важно, чтобы все помнили об этом. И книга Бине - она как раз о памяти.

    Читать далее
    31
    1K
  • Аватар пользователя
    Аноним25 октября 2016 г.

    Я солдат. И моё дело стрелять, чтобы пуля попала в тело врага..

    «Я не люблю людей, безразличных к истине», – писал Пастернак в «Докторе Живаго». Но еще хуже – твари, которые, будучи безразличны к истине, делают все, чтобы она не открылась» - так писал Лоран Бине в своём романе «HhhH».

    Неделю назад я прочитала "HHhH". Она произвела на меня такое сильное впечатление, что в мыслях у меня было лишь одно, — сказать о ней хоть пару слов (страниц): как самому автору, так и будущим читателям, и чтобы эти слова звучали не только как рецензия, но и как сердечная благодарность человеку, который трудился над этой книгой долгих 10 лет. Если бы я могла снять шляпу перед автором, то я бы обязательно это сделала. А ещё обязательно пожала бы Лорану Бине руку.

    Четыре буквы «HhhH» хоть и напоминают какие-нибудь химические формулы, на деле означают следующее: Himmlers Hirn heisst Heydrich, в переводе с немецкого — «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом». Эту аббревиатуру во времена нацизма в Германии произносили кто со страхом, кто с ненавистью, а кто и с восторгом. Именно Гейдрих разработал план фальшивого нападения поляков на немцев, что послужило поводом для начала Второй Мировой войны, Гейдрих был главным идеологом Холокоста. Гейдрих был протектором Богемии и Моравии, «пражским мясником», «человеком с железным сердцем», ответственным человеком «за решение еврейского вопроса», которого очень любил Гитлер. Гейдрих — это человек, продвинувший Эйхмана и укротивший Богемию.

    С одной стороны, эта книга посвящена операции «Антропод», которая привела к убийству Рейнхарда Гейдриха в июне 1942 года этническим словаком и этническим чехом; выбор команды был не просто так подобран, ведь до этого нацисты разделили словаков и чехов юридически, применяя к ним несколько отличающуюся политику. Чехия была протекторатом, Словакия оставалась формально автономной.

    С другой стороны, это сконцентрированная смесь журналистского расследования, исторических фактов, приключенческой повести, дневниковых записей и воспоминаний, эссеических рассуждений, биографий главных нацистов, автобиографии самого Бине. Более того — это можно с легкостью назвать «книгой в книге» или «книгой о книге», ведь между делом автор пишет о том, что привело его к написанию книги, как он собирал информацию, он пишет про бытовые вещи, окружавшие его, про своих девушек, про какие-то ответвлённые, и часто не имеющие отношения к роману, детали. Смесь документальных, вымышленных, правдивых, автобиографических моментов совершенно не отталкивают, а напротив, вызывают интерес и выгодно выделяются на фоне других исторических книг. Часто исторические романы навевают скуку и непонимание, но «HhhH» скорее напоминает триллер с нотками детектива при довольно-таки живом и ярком повествовании. Роман Лорана Бине сложно отнести как к худлиту, так и к нонфикшну. Сам же Лоран Бине назвал свою книгу ''инфрароманом'', так как непроверенную информацию автор старается комментировать в последующих главах, тем самым размышляя с читателями и давая нам возможность самим размышлять о правде и вымысле. Всем прекрасен роман и его композиция, только вот сноски в конце книги не доставляли удовольствия, ибо в исторически-документальных произведениях они должны быть исключительно подстрочными!

    Роман поделен на две части (первая — большая, вторая — совершенно компактная), где первая — это жизнь и приход к нацистской деятельности самого Гейндриха, вторая часть — это покушение на него и его дальнейшая кончина. Роман детально описывает жизнь, правление и смерть Гейдриха при задействовании секретной операции «Антропоид» в 1942 году, когда два отчаянных парашютиста - Йозеф Габчик и Ян Кубиш — бросили в Гейдриха бомбу и смертельно ранили его прямо в центре напичканной нацистами Праги. После покушения Кубиш, Габчек и еще несколько человек укрылись в православной церкви Кирилла и Мефодия, которую немцы осаждали несколько часов. Уничтожение Гейдриха стоило жизни не только самим ребятам, но и их семьям по наводке предателя Карела Чудры, который за миллион рейхсмарок смог «продать» место укрытия парашютистов, а так же спровоцировало начало массового террора против чешского народа — в связи с чем были убиты полторы тысячи сразу. И всё же чешская деревня Лидице будет жить, сейчас на том месте, где безжалостно на рассвете расстреливали непричастных людей, создали мемориал и поставили памятник, а сама деревня восстановлена (ехать туда в направлении Praha-Dejvice → Kladno около тридцати минут). И несмотря на террор, Габчек и Кубиш стали национальными героями — их подвиг показал, что сопротивление возможно.

    Знаете, чем подкупает роман Лорана Бине? Тем, что автор «прожил» эту историю не только через изучение материалов, но и через «личное» присутствие на месте событий. Автор постоянно описывает свои терзания во время сбора и проверки информации, и видно, что он переживает за героев, что он будто идёт с ними теми же тропами, делает те же поступки, а потом пытается скрыться. В какой-то момент автор очень страдает, что не может оказаться вместе с ними, отстреливающимися от гестаповцев в подвале церкви.


    Мертвые мертвы, и мертвым совершенно все равно, воздадут им почести или нет. Зато для нас, для живых, это кое-что значит. Память абсолютно бесполезна для тех, кого она чтит, она служит тому, чья она. С её помощью я упорядочиваю свою жизнь, ею я утешаюсь.

    Подкупает и такой неподдельной и искренней любовью к моей любимой Праге и восхищением членами Сопротивления. Он, конечно, не уделяет описанию Праги столько же внимания, сколько это делает Виктор Гюго в «Соборе...», но и то приятно. А ещё он выделяет важную мысль, что нет никакой разницы, кто ты по национальности, у тебя всегда может быть страна, в которую ты будешь стремиться всем существом. И честно признаётся, что Париж ему не мерещится, когда он пребывает в Праге.
    Вот и мне что-то ничего тоже не мерещится, когда я в Праге, ага.

    Ну, что сказать. В любимые.
    Спасибо Лорану Бине.
    Я действительно восхищена.

    Читать далее
    30
    757
  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2017 г.

    Рейнхард Гейдрих был протектором Богемии и Моравии, главным идеологом Холокоста. Его называли пражским палачом и мозгом Гиммлера. В июне 1942 года на Гейдриха было совершено покушение – не совсем удачное с технической точки зрения, но цель была достигнута. Операция называлась «Антропоид». Её исполнители – словак Йозеф Габчик и чехи Ян Кубиш и Вальчик – стали национальными героями.

    Лоран Бине рассказывает не только о покушении, но и о восхождении Гейдриха по карьерной лестнице и его окружении; о массовой казни в природном овраге Бабий Яр; о «матче смерти» между киевской футбольной командой и немецкой в 1942 году; о сносе статуи Мендельсона, еврея по национальности, с крыши здания Оперы; о судьбе жителей деревни Лидице, на которых нацисты выместили злость за убийство Гейдриха, а также семей, помогавших Габчику, Кубишу и Вальчику.

    По форме это скорее документальная проза, чем исторический роман, что для меня – существенный плюс.

    Я вообще сторонница сухого изложения исторических фактов, без эмоциональной оценки, когда читателю оставляют право самому проанализировать предлагаемую информацию и сформировать мнение – своё, а не заглатывать точку зрения автора, каким бы «экспертом» он не был. И по большей части Бине всё-таки дарует подобную роскошь: приводит разные версии случившегося, указывает на отсутствие точных данных и т.п.

    И даже рефлексии аккурат после попыток воссоздать диалоги мне сначала нравились: автор честно признавал, что всё это – художественный вымысел; разжёвывал, почему этот разговор мог быть именно таким. Это подкупало. Но вскоре стало бесить.

    Вызывали негодование и бесконечные отступления. Вам, конечно, интересно, когда у Бине возникла идея написать данный роман? Бесспорно. А сколько у него было подружек, как их звали и в какой период работы над книгой они расстались? А отношения с отцом? Не беспокойтесь, вы на все вопросы получите ответы – и даже больше. Конца-края нет этому потоку личной информации. И это – главный существенный минус, на мой взгляд.

    Кроме того, Бине приводит другие художественные произведения, затрагивающие в той или иной мере предмет его исследования, – и активно критикует их. Больше всего, как я понимаю, досталось «Благоволительницам» Литтелла. Правда, редакторы оставили только две небольшие главы, остальное было позже опубликовано в виде отдельной статьи. Спасибо им, конечно, но, с моей стороны, автору это очков не добавляет. Многие его пассажи отдают высокомерием:


    …Но правдоподобное не значит достоверное. Или я не прав? Когда я говорю об этом, меня считают за психа. Люди вообще не видят проблемы

    Отчасти он, конечно, прав, но форма подачи оставляет желать лучшего. По-моему, если считаешь, что всё написанное на твою тему – откровенная кака, напиши свой идеальный роман, а не поливай грязью других.

    При этом, учитывая скрупулёзность исследований Бине, обескуражил отрывок из чешской газеты «Либерасьон» от 6 сентября 2006 года, который автор выделил в отдельную главу и оставил без каких-либо комментариев:


    Интернет-сайт, созданный для чешских подростков, чтобы заинтересовать их историей деревни Лидице, полностью разрушенной нацистами в июне 1942 года, предлагает интерактивную игру «Сжечь Лидице за самое короткое время»

    Вот как оценивать этот вырванный из контекста текст? У меня вывод напрашивается только один.

    И, слава богу, что сотрудники издательства (нашего или французского – не знаю) вставили сноску по этому поводу:


    <….> Ставка делалась на то, что интерактивная игра «Сожги Лидице» привлечёт их внимание к отечественной истории. Правила придумали довольно простые: выигрывает тот, кто пройдёт квест за наименьшее время и наберёт больше очков, начисляемых за то или иное действие (за убийство чеха, например, 50 очков). Но как только игрок, прочитав правила, кликал на «Начать игру», у него на мониторе возникал вопрос: «А ты вообще-то понимаешь, что делаешь? Это не игра, это реальность! Лидице давно сожжена дотла!» – и тут же давалась ссылка на сайт, посвящённый трагедии <….>

    По-моему, разница существенная. Только как мог позволить такое столь деликатный к достоверной подачи информации Бине, в голове не укладывается. А сноски, между прочим, не постраничные (ещё один минус – уже издательству), а послетекстовые. Велика вероятность, что читатель просто не полезет в конец книги смотреть, что же по этому поводу думал редактор.

    Вызвала оторопь и форма повествования, касающаяся попытки нацистов арестовать Габчика, Кубиша, Вальчика и других членов «Сопротивления», скрывавшихся в пражской церкви Кирилла и Мефодия. Буквально: идёт число, месяц, год (2008!) и подробности осады – в настоящем времени. Сначала я решила, что это некий авторский приём, использованный им для большей реалистичности: будто Бине – участник или наблюдатель тех событий, в те же дни, пусть и 2008 год на дворе. И я считала эти дни – получалось больше десяти! Мучил вопрос: как они смогли продержаться так долго?! Оказалось, что осада продолжалась всего несколько часов! Короче, даты – это просто дни, когда Бине написал именно этот кусочек текста. Зачем он их приводит? Кажется, чтобы набить себе цену. Там перед всем этим был длинный пассаж о том, как ему трудно далось написание последующих глав.

    В общем, книга довольно стоящая и познавательная – для меня, по крайней мере. Но безмерное эго автора подпортило впечатления.

    Читать далее
    28
    676