
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 октября 2022 г.Каин, Каин - противник Бога, бунтарь навеки он в душе...
Читать далееЯ честно скажу, что любые произведения, связанные с религией, Библией и т.д. мне не нравятся. Это произведение не стало исключением, мне надо было его прочитать в рамках поэтического моба, и я прочитала.
Что касается этой мистерии, то Каин в данном случае - бунтарь. Мало того, что он отказался слушаться родителей, он пошел следом за Люцифером (своим, так сказать, "учителем"), вступил с ним в диалог, стал много размышлять и у него появилось множество вопросов о тайнах мироздания. А Люцифер тоже, оказывается, бунтарь, нежелающий смиряться с несвободой. Вот это их и сблизило друг с другом. У них на основе этого сближения возникло чувство родства душ.
Мне вот это произведение частично напомнило Данте Алигьери - Божественная комедия, только там Вергилий ведет Данте по Аду, Чистилищу и Раю, а тут Люцифер ведет Каина по Царству смерти и внушает ему, что надо сопротивляться воле Бога. В первом случае Вергилий и Данте - положительные герои, а во втором случае - Люцифер и Каин - отрицательные. Люцифер смог убедить и внушить Каину то, что он - ничтожество. Данте же с Вергилием общались свободно, без всяких внушений. Никто никому ничего не внушал. Вергилий все время подбадривал Данте и разъяснял ему то, что хотел услышать от него Вергилий. Для меня Каин вообще вдвойне отрицательный персонаж, так как он еще братоубийца. После того, как главный герой вернулся на Землю, он стал совсем иначе себя вести. Тот грех, который он совершил, ни за что ему не простится. Все от него отвернутся: отец, мать и сестра Селла, но только Ада останется с ним и поддержит его в самый нужный момент.
В книге очень хорошо показаны темы смысла жизни, смерти и человеческого бунта. Не нравятся мне такие темы, так как они очень тяжелы для меня. Я не люблю думать о том, зачем мы живем, почему, что после смерти происходит, есть ли вообще какое-то продолжение. Но... все равно задумываешься над этим, когда читаешь такие произведения, как "Каин" Байрона.
Хорошую работу провел автор, не спорю. Осмелиться предложить свою версию библейским событиям не каждый сможет, потому что это - очень трудоемкий и сложный процесс.
Мне было очень сложно читать книгу. Единственное, что меня привлекло - это то, что поэма написана в стихотворном изложении. Особенность состоит в том, что сначала в произведении понятно, где добро, а где зло, но потом эти понятия перемешиваются... и я остаюсь в замешательстве.
Я советую ее прочитать всем, но сама второй раз читать ее не буду.
701,2K
Аноним24 октября 2022 г.Читать далееДля меня это произведение стало в первую очередь очень информативным с точки зрения исторического развития религиозных событий. Жаль признаваться в своей неосведомленности в этом смысле, но некоторые моменты стали мне понятны только сейчас. Например, что женами Каина и Авеля были их родные сестры. С точки зрения морали в наше время такие штучки глубоко осуждаемы обществом. А оказывается это просто дань биологии - потомство будет иметь разный набор генов, что положительно сказывается на здоровье. И только в этом смысл значит. А морали никакой нет на этот счет. Второй момент - это за что же он убил брата. Ведь выходит, что по запарке в порыве ссоры на религиозной почве, с горяча, а никак не злонамеренно. Убийство по неосторожности. Такое с каждым может случиться по сути. Третий момент - у Авеля детей не было. А значит все мы - потомки Каина, братоубийцы, изгнанника. И женщины, с именем "Ада" (по Байрону) - не странное ли совпадение. Она ушла скитаться вместе с ним, а значит его личный АД всегда с ним и никогда его не покинет. Символично, не правда ли? Дети проклятого родителями братоубийцы и ада, верного нам в наших жизненных странствиях ада... И после этого мы еще мечтаем быть счастливыми?... И наконец "печать Каина" - если вдуматься в неочевидный смысл ее, то всё случилось оттого, что Каин сомневался и размышлял. Не слепо подчинялся правилам, как все остальные члены семьи, а пытался разобраться и ответить на вопрос "ПОЧЕМУ?" Значит печать Каина на челе - признак человека мыслящего, сомневающегося, рассуждающего... И тут я прихожу мыслями к недавно прочитанному роману Гёссе "Демиан". Вообще, с точки зрения религии - эта мистерия Байрона должна быть запрещена. Она наводит на мысли и выводы крайне безбожные. Да так уверенно задает вопросы, на которые боишься ответить... Чистое искушение. Адамово яблоко. Перечитаю еще раз. Очень сильная вещь.
54601
Аноним3 декабря 2025 г."Это мысли всех достойных мысли"
Читать далееКоротенькая мистерия на тему так называемых философских вопросов - что есть жизнь и смерть, что есть добро и зло и тд. Собственно, любого думающего человека, знакомого с Библией, хоть раз в жизни занимал вопрос: за что Бог наказал Адама? Исключительно за нарушение запрета? Если Он не хотел, чтобы Адам ел с древа познания, то зачем вообще посадил в Раю это дерево? За что страдают дети Адама и последующее человечество, если они, в отличие от Адама, никаких запретов не нарушали, и - родились бы они вообще, если бы Адам и Ева оставались в Раю? Не буду здесь ни с кем спорить, поскольку достаточное количество религиозных и философских учений мусолили эти вопросы, просто кратенько раскрываю содержание разговоров персонажей данной поэмы.
Байрон взглянул на произошедшее глазами первого потомка Адама и Евы, еще не познавшего смерть. Байрон настаивает на том, что в этом вопросе Каин так же невинен как Ева до грехопадения. Каин несчастен, несмотря на любимую жену, он пытается осознать, за что обречен страдать, и - не желает молиться Иегове, наказывающему невесть за что. Естественно, герой встречает Люцифера, тот показывает ему Вселенную, отличную от описанной в Ветхом Завете, зато очень близкую нынешней т.н.научной картине мира, чем окончательно смущает разум героя. Авель - говоря языком современной психологии - шантажом заставляет героя принести жертву Иегове, жертва не принята, и Каин в состоянии аффекта убивает брата... И только здесь понимает, что такое смерть и что именно он сделал. Ева проклинает Каина, Иегова клеймит Каина, но именно его дети унаследуют мир, поскольку Авель детей не имел. (Подстрочником идет очередной вопрос - если Господь всеведущ, почему он спровоцировал свое творение и не остановил руку Каина? Зачем оно всё было?)
С точки зрения канонического христианина, поэма просто-таки напичкана еретическими воззрениями (помнится, однажды, когда я спорила с подобным правоверным, он обвинил меня, как минимум, в дюжине ересей). С точки зрения философа, поэма весьма любопытна и по-своему очень красива. Соглашусь с Байроном (и его Люцифером, Каин об этом знать не мог), что подобные мысли - о смысле жизни, прежде всего, - приходят в голову всем думающим, стоит только прервать труд добывания хлеба насущного и приподнять голову, чтобы оглядеться. Впрочем, Байрон хотя бы обещает жизнь вечную, не связанную с прахом тела, у меня же, увы, в это поверить не получается.51114
Аноним12 ноября 2022 г.Читать далееРассказ об изгнании человека из Рая, уже тысячи лет волновал людей, а талантливых вдохновлял на создание настоящих шедевров. Конечно, Байрон не мог пройти мимо этой истории, создав “мистерию” на основе Священного Писания. Однако это не пересказ известного сюжета о том как Каин убил своего брата Авеля. Байрон не был бы Байроном, если бы не вложил сюда свои представления о справедливости, добре и зле, устройстве мира и Вселенной. По словам поэта, он старался следовать буквальному тексту писания, избегая трактовок. Что змей это только змей, ни о каком Люцифере речь там не идет. Ну это немного лукавство, но вот то, что Еву обманули это конечно навет. Как змей рассказал, так и случилось. В драме Байрона Люцифер никого никогда не обманывает: правда и только правда. Представлять Сатану борцом за справедливость, свободу и истину идея не новая. Да и сегодня множество сериалов с успехом эксплуатируют этот образ. Как и то, что женщине трудно не поддаться бесовскому обоянию.
Главное достоинство драмы в том, что Байрон очеловечил сухой библейский рассказ. Каин у него не злобный тип, люто завидующий Авелю. Нет, он любящий муж и заботливый отец, он человек стремящийся мыслить самостоятельно. Каин не боится задавать неудобные вопросы и не желающий вставать на колени ни перед кем. Убийство Авеля, конечно было совершенно в состоянии аффекта (разве у Байрона могло быть по другому?), но это был всплеск ненависти и желание победить Бога, а не ненависть к брату. Строки, где описывается как это убийство отразилось на самом Каине и всей первой человеческой семье, полны сильных эмоций, вызывают неподдельное сочувствие всем участникам драмы, ставших игрушкой в руках высших сил.
Мне еще понравилось читать Байрона, помимо удовольствия от прекрасного слога и ярких образов, как Байрона -фантаста! Когда Люцифер забирает Каина с собой, чтобы открыть ему знания о Вселенной, описание полета не хуже чем в картинах Джорджа Лукаса! А ведь это 1821 год!
Чем дальше мы уносимся вперед,
Тем круг земли становится все меньше
И, уменьшаясь, светится вдали
Все ярче серебристым звездным светом.
Мы с быстротою солнечных лучей
Летим вперед, и он уж начинает
Теряться средь бесчисленного сонма
Окрестных звезд.
Не менее интересно, то как Байрон использует в поэме идеи о множестве населенных миров или то как он выражает свой интерес к теории Кювье, которая объясняла найденные остатки ископаемых животных тем, что Бог уже несколько раз уничтожал мир. В том числе и разумных существ, мол были цивилизации и до нас. РенТВ отдыхает и нервно курит в сторонке, как же стары все эти “новейшие” открытия псевдонауки)))
Драма, мне очень понравилась. Очень глубокое интересное произведение, которое в мощной поэтической форме ставит вопросы не решенные и доныне.46863
Аноним4 декабря 2021 г.Я – часть той силы…
Читать далееЯ вот, бывает, так играю со своей настольной книгой: открою на любой странице и читаю, а потом думаю, что мне с этим прочитанным делать. Последние годы у меня настольной книгой Лидия Гинзбург - О психологической прозе. О литературном герое . Прочитал я сегодня такое:
Романтический демон — в своем роде положительный герой. Он не отрицает высшие нравственные цели, но скорбит об их неосуществимости. Он понимает красоту законов добра, хотя не хочет и не может им следовать. Его зло есть трагическая реакция свободолюбивого духа на миропорядок, исключающий истинное добро. «Who covets evil for its own bitter sake?» (англ. «Кто стремится к злу ради его собственной горечи?»)- говорит байроновский Люцифер («Каин»).Ну, после такой рекламы пришлось взять и прочитать. Это было неожиданно, я даже был несколько не готов. Мне крайне повезло с переводом, опять же - ткнул наугад – Д.Д. Минаев (1868), весьма впечатлился стихотворным текстом – пафосно, основательно и грациозно. Грандиозненько, в целом. Ну, печальный Лорд несколько конечно подредактировал библейскую историю, но не это важно – здесь драматургия слов важна – то, что говорят персонажи, зачем, а главное – почему они это говорят и что после этого происходит.
Сюжет здесь пунктирный: Адам, Ева, их дети: Каин, Авель, Зилла (жена Авеля) и Ада (жена Каина). Все люди как люди, один Каин – мятущийся, всё у него не так, а тут ещё этот Люцифер: давай, мол, полетаем, а давай, чего б и не полетать. Ну, убил он (Каин) его (Авеля), в общем, как и предполагалось. Повторюсь, важны здесь слова. Вот я, лет в 17 почти дословно приводил своим родителям эти слова Каина, т.е. – я думал так же?!:
Каин:
… Вотъ она
Вся жизнь! Работай! Но за что же это?
За-то ль, что изъ Эдема мой отецъ
Былъ изгнанъ? Чѣмъ же я-то тутъ виновенъ?
Въ тѣ дни рождёнъ я не былъ, не желалъ
На свѣтъ рождаться. Мнѣ невыносима
Земная доля, данная рожденьемъ.
Зачѣмъ такъ было змѣю довѣряться?
Къ чему терпѣть, извѣдать искушенье?
То древо посадили -- для кого?
Ужь если не для насъ, то для чего же
Имъ искушать позволили отца?
У нихъ одинъ отвѣтъ на всѣ вопросы:
Того желала сила всеблагая.
Но развѣ всё то благо, что могуче?Или, помню любили мы в подростковом возрасте приставать к верующим старушкам с апорией: «Бог Всемогущ? Всесилен? Может ли он создать камень, который не может разрушить?», - наивно полагая, что этой остроумной штукой мы опровергли бытие Божье. У Байрона то же, но интересней:
Люцифер:
… Если бъ
Онъ самого себя могъ сокрушить,
То это было бъ лучше... но не можетъ.Достаточно интересно у автора с убийством – фактически Каин убивает Авеля, потому что у него (у Каина) не было ответов. Люцифер ответов не давал, он расшатывал и те некрепкие камни, на которых стояло мировосприятие Каина. Это интересно и аллюзией отсылает к драме Леонид Андреев - Анатэма , одной из любимейших мной у этого писателя пьес.
И ещё. Меня крайне удивило - зачем Байрон вставил в пьесу этот преинтереснейший эпизод?
Люцифер:
Придётъ тотъ часъ, когда одинъ изъ смертныхъ,
Заброшенъ въ море, смертному же скажетъ:
"Ты вѣрь въ меня и по волнамъ иди" --
И тотъ пойдётъ и не погибнетъ.Это игра со временем? Люцифер говорил Аде, что он может растягивать час на тысячелетия и сокращать тысячелетия до часов. Дело в том, что эти слова для Каина бесполезны, он не может ими воспользоваться, в его «генетической» памяти нет этого опыта. Неожиданный гештальт, но своевременный.
28804
Аноним6 августа 2013 г.Читать далееНеоднозначную тему сделал Байрон объектом своего внимания в этой поэме. Давать свою трактовку библейским событиям и героям - это всегда некоторый риск услышать негодующие возгласы со стороны глубоко верующих людей,привыкших к ортодоксальным трактовкам событий Писания (это то,о чем мне уже случалось писать в рецензии на "Иуду Искариота" Андреева). Но что же поделаешь,если Каин-братоубийца,Каин-отверженец всегда привлекал романтиков. Байрон описывает его живым человеком,любящим жену и детей,человеком тяготящимся жизнью "после Эдема". Он говорит,что греха в поступке Евы не было,ибо как может быть грехом жажда знания? Эти слова доходят до ушей падшего ангела... И путешествие с ним по иным мирам приводит Каина к тому,что сделало его имя нарицательным...
Лорд Байрон реабилитирован в моих глазах после истории с "Манфредом":)
Thanks for attention.
26980
Аноним20 ноября 2013 г.Люблю, когда встречаю новое наполнение, новую интерпретацию давно известных сюжетов и историй.
Байрон оправдал мои надежды. Библейское предание о Каине в его исполнении получило новое содержание.
Подход к причинам этой трагедии, ее обоснование у Байрона свое. Интересное и нестандартное. Каина отличают не привычные вероломство и жестокость, а … человеколюбие. И все это несмотря на сохраненную версию братоубийства.
10863
Аноним9 декабря 2013 г.Неоднозначная пьеса. Интерпретация библейского сюжета в духе романтизма, а иногда кажется что и постмодернизма. Игра с текстом.
Интересный взгляд: "да, Каин преступник - но чем остальные лучше?".8713
Аноним4 ноября 2020 г.Читать далееПри переосмыслении библейского сюжета, Байрон придал Каину черты своего лирического героя - мрачного, гордого, свободного, мятежного. Того самого байронического героя, который, переходя из одного в другое произведение поэта, оказал впоследствии влияние на всю европейскую литературу.
Несколькими провокационными фразами Люцифер усиливает смятение Каина, вывернув наизнанку все представления о добре, зле и справедливости, придаёт решимости, влив силу в и без того раздиравшие его душу сомнения, ставит на край пропасти и удаляется, вроде бы непричастный.
Каждый (в том числе и Байрон) пишет свою книгу в первую очередь для себя, не на потребу толпы, хочет выразить одолевающие мысли и сомнения. Но мало кто готов к дискуссии. И по прочтении книги, одни выступают в роли яростных критиков, требуя топором вырубить написанное, и желательно вместе с автором, другие как бандерлоги или маленькие дети растаскивают демонические маски и примеряют на себя
а в этом образе любой недоразвитый троечник именует в чатах людей - "толпой" и "стадом"Я не впервые в этой мистерии причащаюсь поэзии Байрона. Этот образ знаком мне со школьных лет. Сколько в нём силы, бунтарства, протеста, но сколь мало в нём любви. Байрон вообще "не о любви".
Но всё же поэзия его дивно хороша и мощна. Не имея возможности читать её в оригинале, я, думаю, всё же могла правильно судить о ней, потому что в разных переводах лучших литераторов, она остается узнаваемой. С некоторыми сомнениями, но всё же я бы советовала читать её старшеклассникам, и хотя возможность заразиться "демонизмом" существует, но как иначе получить прививку от него?
С большим пониманием пишет о нём Мережковский в своих дневниках вот тут
7857
Аноним28 февраля 2014 г.Читать далееТак кто ж злой дух? Тот, кто лишил вас жизни,
Иль тот, кто вам хотел дать жизнь, и радость,
И знание?Люцифер. Акт первый, сцена 1.
Никогда не нужно спешить принимать чью-либо сторону. Границы зла всегда размыты, и кто уж выступает истинным аутсайдером в данной истории - весьма неоднозначно. Прошедшее - беспредельно. Стоит просто немного расширить границы сознания, избавиться от догм, от общепринятых заученных канонов, и хотя бы на миг попытаться постичь невидимую сторону Луны.
В данном случае "невидимая сторона" подразумевает под собой множественные понятия наспех подсчитанных грехов, известных ярлыков и привычных обвинений. А также полнейшее нежелание услышать того, кто так и не сумел справиться с собой и навсегда остался наедине с собственной болью.
Эта мистерия о возможности посмотреть на библейский сюжет иным взглядом.
И представить себе, о чем всё-таки думал Каин, поражая Авеля в висок головней, которую схватил с жертвенника...6724