Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Каин

Джордж Гордон Байрон

  • Аватар пользователя
    Аноним4 декабря 2021 г.

    Я – часть той силы…

    Я вот, бывает, так играю со своей настольной книгой: открою на любой странице и читаю, а потом думаю, что мне с этим прочитанным делать. Последние годы у меня настольной книгой Лидия Гинзбург - О психологической прозе. О литературном герое . Прочитал я сегодня такое:


    Романтический демон — в своем роде положительный герой. Он не отрицает высшие нравственные цели, но скорбит об их неосуществимости. Он понимает красоту законов добра, хотя не хочет и не может им следовать. Его зло есть трагическая реакция свободолюбивого духа на миропорядок, исключающий истинное добро. «Who covets evil for its own bitter sake?» (англ. «Кто стремится к злу ради его собственной горечи?»)- говорит байроновский Люцифер («Каин»).

    Ну, после такой рекламы пришлось взять и прочитать. Это было неожиданно, я даже был несколько не готов. Мне крайне повезло с переводом, опять же - ткнул наугад – Д.Д. Минаев (1868), весьма впечатлился стихотворным текстом – пафосно, основательно и грациозно. Грандиозненько, в целом. Ну, печальный Лорд несколько конечно подредактировал библейскую историю, но не это важно – здесь драматургия слов важна – то, что говорят персонажи, зачем, а главное – почему они это говорят и что после этого происходит.

    Сюжет здесь пунктирный: Адам, Ева, их дети: Каин, Авель, Зилла (жена Авеля) и Ада (жена Каина). Все люди как люди, один Каин – мятущийся, всё у него не так, а тут ещё этот Люцифер: давай, мол, полетаем, а давай, чего б и не полетать. Ну, убил он (Каин) его (Авеля), в общем, как и предполагалось. Повторюсь, важны здесь слова. Вот я, лет в 17 почти дословно приводил своим родителям эти слова Каина, т.е. – я думал так же?!:


    Каин:
    … Вотъ она
    Вся жизнь! Работай! Но за что же это?
    За-то ль, что изъ Эдема мой отецъ
    Былъ изгнанъ? Чѣмъ же я-то тутъ виновенъ?
    Въ тѣ дни рождёнъ я не былъ, не желалъ
    На свѣтъ рождаться. Мнѣ невыносима
    Земная доля, данная рожденьемъ.
    Зачѣмъ такъ было змѣю довѣряться?
    Къ чему терпѣть, извѣдать искушенье?
    То древо посадили -- для кого?
    Ужь если не для насъ, то для чего же
    Имъ искушать позволили отца?
    У нихъ одинъ отвѣтъ на всѣ вопросы:
    Того желала сила всеблагая.
    Но развѣ всё то благо, что могуче?

    Или, помню любили мы в подростковом возрасте приставать к верующим старушкам с апорией: «Бог Всемогущ? Всесилен? Может ли он создать камень, который не может разрушить?», - наивно полагая, что этой остроумной штукой мы опровергли бытие Божье. У Байрона то же, но интересней:


    Люцифер:
    … Если бъ
    Онъ самого себя могъ сокрушить,
    То это было бъ лучше... но не можетъ.

    Достаточно интересно у автора с убийством – фактически Каин убивает Авеля, потому что у него (у Каина) не было ответов. Люцифер ответов не давал, он расшатывал и те некрепкие камни, на которых стояло мировосприятие Каина. Это интересно и аллюзией отсылает к драме Леонид Андреев - Анатэма , одной из любимейших мной у этого писателя пьес.

    И ещё. Меня крайне удивило - зачем Байрон вставил в пьесу этот преинтереснейший эпизод?


    Люцифер:
    Придётъ тотъ часъ, когда одинъ изъ смертныхъ,
    Заброшенъ въ море, смертному же скажетъ:
    "Ты вѣрь въ меня и по волнамъ иди" --
    И тотъ пойдётъ и не погибнетъ.

    Это игра со временем? Люцифер говорил Аде, что он может растягивать час на тысячелетия и сокращать тысячелетия до часов. Дело в том, что эти слова для Каина бесполезны, он не может ими воспользоваться, в его «генетической» памяти нет этого опыта. Неожиданный гештальт, но своевременный.

    28
    804