Рецензия на книгу
Каин
Джордж Гордон Байрон
ninia20083 декабря 2025 г."Это мысли всех достойных мысли"
Коротенькая мистерия на тему так называемых философских вопросов - что есть жизнь и смерть, что есть добро и зло и тд. Собственно, любого думающего человека, знакомого с Библией, хоть раз в жизни занимал вопрос: за что Бог наказал Адама? Исключительно за нарушение запрета? Если Он не хотел, чтобы Адам ел с древа познания, то зачем вообще посадил в Раю это дерево? За что страдают дети Адама и последующее человечество, если они, в отличие от Адама, никаких запретов не нарушали, и - родились бы они вообще, если бы Адам и Ева оставались в Раю? Не буду здесь ни с кем спорить, поскольку достаточное количество религиозных и философских учений мусолили эти вопросы, просто кратенько раскрываю содержание разговоров персонажей данной поэмы.
Байрон взглянул на произошедшее глазами первого потомка Адама и Евы, еще не познавшего смерть. Байрон настаивает на том, что в этом вопросе Каин так же невинен как Ева до грехопадения. Каин несчастен, несмотря на любимую жену, он пытается осознать, за что обречен страдать, и - не желает молиться Иегове, наказывающему невесть за что. Естественно, герой встречает Люцифера, тот показывает ему Вселенную, отличную от описанной в Ветхом Завете, зато очень близкую нынешней т.н.научной картине мира, чем окончательно смущает разум героя. Авель - говоря языком современной психологии - шантажом заставляет героя принести жертву Иегове, жертва не принята, и Каин в состоянии аффекта убивает брата... И только здесь понимает, что такое смерть и что именно он сделал. Ева проклинает Каина, Иегова клеймит Каина, но именно его дети унаследуют мир, поскольку Авель детей не имел. (Подстрочником идет очередной вопрос - если Господь всеведущ, почему он спровоцировал свое творение и не остановил руку Каина? Зачем оно всё было?)
С точки зрения канонического христианина, поэма просто-таки напичкана еретическими воззрениями (помнится, однажды, когда я спорила с подобным правоверным, он обвинил меня, как минимум, в дюжине ересей). С точки зрения философа, поэма весьма любопытна и по-своему очень красива. Соглашусь с Байроном (и его Люцифером, Каин об этом знать не мог), что подобные мысли - о смысле жизни, прежде всего, - приходят в голову всем думающим, стоит только прервать труд добывания хлеба насущного и приподнять голову, чтобы оглядеться. Впрочем, Байрон хотя бы обещает жизнь вечную, не связанную с прахом тела, у меня же, увы, в это поверить не получается.52116