Нон-фикшн (хочу прочитать)
Anastasia246
- 5 135 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Конечно, это не трансперсональная психология Маслоу, которая упорядочит ценности в иерархическом порядке — с ними и связываются добродетели. Поначалу — многие, от чего Сократ хочет уйти. Впрочем, у Маслоу есть иерархия потребностей, а не ценностей, но ведь почти каждая потребность потенциально может стать определяющей ценностью человека. И это можно увидеть на пирамиде наглядно и, что немаловажно, иерархически.
Платону, а точнее, Сократу вменяется в достижение, ещё раз подтверждающее мудрость диалогов с его участием, что его выводы совпадают с теми, которые можно сделать, глядя на пирамиду Маслоу хотя бы в том, что высшими ценностями являются духовные (познавательный интерес, реализация истинного предназначения и собственно духовные поиски, и всё это - на основе развитой морально-нравственной сферы) и эстетические ценности (о последнем говорит упоминание поэтов, боговдохновенных прорицателей и провидцев), без которых никакие успехи и материальные блага не сделают человека... каким?... добродетельным? Пускай будет так, тем более, что в греческом языке слово "добродетель" имеет более широкое значение, чем в нашем (это я узнала от Грэма Хармана из "Объектно-ориентированной онтологии...", где есть глава, посвящённая этому произведению, а точнее взятым из него идеям).
Так вот если тут интуиция Сократа, как водится, не подвела, то в остальном, с точки зрения той же гуманистической психологии, выводы Сократа попадают под неумолимые данные этого направления в психологии, которые оспорят божественность оных ценностей (Сократ считает их не данными от природы и не приобретёнными — им нельзя научить), но при этом божественность наблюдается в том, что на уровне этих ценностей человек особенно акцентирует внимание на духовных поисках.
По поводу того, что им нельзя научить тоже можно и нужно поспорить. Поскольку ребёнок становится порядочным на основании примера значимого человека, который ведёт себя порядочно а также на основании воспитания такого человека. Это по поводу моральной стороны. Но и во всём остальном, что было перечислено выше — то же самое.
Диалоги Платона я неизменно начинаю читать со смехом и скепсисом, постепенно делаясь серьёзной. Они действительно смешны, немного наивны, но и довольно мудры. Тем более не надо забывать, что это философия, где логика покоится на интуиции. На припоминании (как сказал бы Сократ)... да...
Кроме этого Сократ успевает нам преподать урок ведения диалога/спора, сначала пресекая самоуверенность Менона, который не столько знал, сколько питал иллюзию на этот счет, по сути даже никогда серьёзно не задумываясь над вопросом. И — позже — в диалоге с Анитом, который имел твёрдое негативное суждение о том, чего не знает.
И, наконец, не менее важно в этих диалогах указание на не меньшую ценность мнения, которое он называет истинным по сравнению с разумом, основанном на знании. Иными словами, знание может быть интуитивным и при этом правильным, и, уж точно, когда это касается "высоких материй", окончательными знаниями о которых никто не владеет...

Если в диалоге Пир речь шла о любви, то здесь же предстоит порассуждать о добродетели и знании.
Из того, что больше всего понравилось:
Сократ критикует Менона за попытку описать добродетель через её отдельные аспекты, не предлагая "чистого" определения. Сам же он связывает добродетель со справедливостью и рассудительностью, но затем идёт дальше и утверждает, что добродетель — это знание.
Нечто подобное можно было наблюдать и в речи Сократа в Пире, когда он беседовал с Диотимой, и они пришли к мысли: любовь — это стремление к бессмертию.
Считая, что существует перерождение души и что мы уже знаем все истины, Сократ называет получение знания припоминанием.В качестве доказательства он, путём вопросов к рабу, приводит того к улучшению знаний в геометрии. Хоть он и утверждает, что "лишь задаёт вопросы, а не учит", всё же это обучение — когда с помощью наводящих вопросов ученик улучшает знания в уже знакомой области. Да и припомнить все истины таким методом точно не удастя.
Особенно понравилось разделение знания и правильного мнения (эта тема тоже встречалась в «Пире»). Полезно покопаться в себе и поискать подобные мнения, что не имеют под собой крепкой основы. Еще раз себе напомнил, что важно одёргивать себя, когда ненароком пытаешься выставить такое мнение за знание (ведь ещё повезёт, если оно хотя бы окажется правильным).
Позабавило, когда бедный Менон совсем уж перегрелся и сравнил беседу с Сократом с оцепенением от прикосновения к скату, а тот ответил, что и сам такой же.
Marcello Bacciarelli — Alcibiades Being Taught by Socrates. 1776

С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума — вред.

А вот за то, что мы, когда стремимся искать неведомой нам, становимся лучше и мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать, — за это я готов воевать, насколько это в моих силах, и словом, и делом.

Сократ. Ведь не то что я, путая других, сам ясно во всем разбираюсь – нет: я и сам путаюсь, и других запутываю.














Другие издания

