
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 октября 2021 г.Король и шут
Читать далееРомантическая драма Гюго, ставшая основой для знаменитой оперы Верди «Риголетто», ныне уступает по популярности творению великого итальянского композитора.
Премьера драмы состоялась в театре «Комеди Франсэз» в ноябре 1832 года и после первого же представления была запрещена цензурой под предлогом её безнравственности. Гюго протестовал, призывая общественное мнение и взывая к правосудию, возмущаясь, что поэта лишили свободы творчества и прав собственности. Но всё было напрасно. Постановка «Короля…» возобновилась на французской сцене только через 50 лет.
Что же безнравственного увидели в ней министры Луи-Филиппа, почему пьеса так задела власти.
Король, который забавляется - это славный французский король Франциск I, храбрый воин, проводивший завоевательную политику в Италии, соперничающий с английским Генрихом VIII и императором Священной Римской Империи Карлом V. Правление его ознаменовалось становлением абсолютизма королевской власти, расцветом Ренессанса, король покровительствовал Леонардо и Бенвенуто, любил изящные искусства, роскошь и чувственные наслаждения.
В пьесе показаны нравы при дворе Франциска. Короля мы видим в частной жизни, развлекающегося между прочими государственными делами. А развлекается он, в основном, любовными похождениями с женщинами, соблазняя любую понравившуюся красотку, будь она жена, сестра или дочь придворного вельможи или смазливая простолюдинка. При этом он походя губит судьбы и жизни, как женщин, так и тех, кто осмеливается их защищать, упрямцы пойдут в темницы, а то и на плаху. Далеко не все готовы идти на плаху, большинство придворных приспосабливаются к желаниям короля, и в обмен за свою покладистость и сговорчивость предпочитают получить какие либо ощутимые выгоды.
Поведение придворных становится всё развязнее, а шутки - всё более жестокими.
Шут короля Трибуле, униженный своим физическим уродством и грубыми насмешками придворных, ожесточается и в ответ мстит им грубыми насмешками.
Но однажды проклятие старого осмеянного сеньора де Сен – Валье падает на Трибуле через самое дорогое, что у него есть – на его юную дочь Бланш. И тогда Трибуле загорается жаждой мести и отвратительным тщеславием, злорадствуя, что он, ничтожный шут, погубил великого монарха и потряс судьбы Европы. Однако, его злорадное торжество так же ничтожно, как и он сам, хотя мы и сочувствуем ему, как несчастнейшему из отцов.Вероятно, пьеса была запрещена министрами усевшегося на троне после недавней революции короля-буржуа Луи- Филиппа, из-за того, что в пьесе Гюго престиж королевской власти и его двора упал ниже некуда. Великий король Ренессанса в пьесе выглядит непрезентабельно, как мелкий обманщик, бесчестный соблазнитель и искатель сомнительных приключений в мрачных притонах на берегах Сены.
Правда, и простонародье не блещет благородством, дуэнья Берарда продаёт свою воспитанницу за горсть золота, наёмный бандит Сальтабадиль невозмутимо зарабатывает себе на хлеб убийствами, а его сестра Магелона падка на красивых кавалеров.
И только бедной юной Бланш пришлось взять на себя все грехи этого мира продажности, распущенности и жестокости.
Пьеса Гюго заинтересовала Джузеппе Верди, но и великому итальянцу пришлось помучиться с цензурой, оперу про распутного французского монарха ни за что не хотели пропускать на сцену, пришлось Франциска поменять на безымянного абстрактного герцога Мантуанского и французские имена всех действующих лиц сменить на итальянские.
Уже второй век мы восхищаемся прекрасной музыкой и переживаем эту трагическую историю.
61779
Аноним21 июня 2023 г.֍ ШУТОВСКОЕ РЕМЕСЛО ТРИБУЛЕ, или КЛОКОЧУЩАЯ НЕНАВИСТЬ УРОДОВ ֍
Читать далее
«В руках природы и людей
Я становился все жесточе и подлей.
Вот ужас: быть шутом! Вот ужас: быть уродом!»
(Виктор Мари Гюго. «Король забавляется». Драма. 1832)
«Я проклят стариком!»
(Виктор Мари Гюго. «Король забавляется». Драма. 1832)Трибуле. Риголетто. Придворные шуты у трона короля. Трибуле – прототип Риголетто из одноимённой оперы Дж. Верди.
Виктор Гюго в роли драматурга, на мой непрофессиональный взгляд, оказался не хуже прозаика. По крайней мере, драма «Король забавляется» (1832) заставила сердце учащённо забиться. Неожиданно …
И пусть литературные критики отводят ей далеко не первое место среди драматических произведений Гюго.
… Сначала я увидела шута в новом для себя ракурсе. Драматург тонко подмечает человеческие мотивы поведения: изъян тела, уродство отражаются в полной мере на душе, характере человека. Не зря же говорят: «Бог шельму метит». Он полон злобы: готов огрызаться и мстить, насмехаясь, над любым, лишённым внешних, телесных, уродств, человеком. Без разбору. Если он шут придворный, ему всё должно прощаться за свой «длинный» язык. Вроде, как компенсация за физическое уродство. Таково ремесло горбуна: зло шутить, высмеивать, насмехаться … И постепенно превращаться в злобную горгулью.
А так уж и всё прощали шуту?.. И что в душе и за душой придворного шута Франциска I – Трибуле?
«Всем людям на земле, мильонам тварей всех
Позволено рыдать, когда им гадок смех.
А мне запрещено! И с этой мордой злобной
Я в теле скорчился, как в клетке неудобной.
Противен самому себе до тошноты,
Ревную к мощи их и к чарам красоты.»Виктор Гюго взывает не только к человечности: в шуте Трибуле увидеть человека. Не только почувствовать, что его физический изъян испортил характер горбуна. Но увидеть, что шута-урода формирует уродливое дворянство: Король и его двор.
Откуда бы взяться острословию, цинизму, язвительности и откровенному глумлению над свитой Короля, если бы при дворе Франциска I всё было благополучно?
Так ремесло шута трансформируется в ненависть. А сколько можно таскать всегда и повсюду в душе «Старуху Ненависть»?
«И ярко наряжать в свой надоевший смех
Старуху Ненависть!»В яркие, блестящие наряды облачён Король и вся его свита. Яркий смех. Яркие наряды. Вот оболочка циничной «Старухи Ненависти».
И не только шуту такая ноша не под силу. Уязвлённое едкими шутками дворянство тоже ищет выход для своей ненависти: жестоко отомстить зарвавшемуся Трибуле. И даже неприкосновенность и вседозволенность придворного дурака – ничтожно хлипкая преграда между бесправным бедняком и кичливой знатью.
Ненависть. Она правит всем при дворе Франциска I, обретая разные обличия: от ярости и гнева до скуки и безразличия. Любви и состраданию здесь не место.
И, скорее всего, насолить шуту Короля – это всё равно, что уколоть самого монарха. А придворным было за что ему мстить. За поруганную женскую честь своих жён, дочерей, сестёр, ставших игрушками в руках развращённого монаршего красавчика-ловеласа. А ведь именно таким Франциска I и рисует Гюго.
Любое действие рождает противодействие. Месть – порождение ненависти. Не она ли главный психологический лейтмотив пьесы? А разве месть чем-то не напоминает подлость? – Можно порассуждать …
Если не брать во внимание историческую и политическую стороны пьесы (не очень-то легко!), сомневаясь в их справедливости, а рассматривать её с эмоциональной, психологической и узко направленной на судьбу одного человека – горбуна Трибуле (у него на самом деле был прототип при дворе Франциска I) точки зрения, то мы увидим трагическую историю, исполненную глубокого драматизма.Само ремесло шута, как называет его автор, – безнравственно по своей сути!
Вот спусковой крючок для разыгравшейся трагедии.
… Отдельно следует взглянуть на дочь Трибуле – 16-летнюю невинную девочку – Бланш. Сирота (без матери), укрытая от жадных похотливых взоров не только монарших особ, но мужчин вообще, она выросла хрупким, нежным цветком, обречённым быть растоптанным.
Трагедия Бланш – это трагедия Трибуле. Можно ли было отцу сберечь дочь? – Создаётся впечатление неизбежности её трагического конца.
А её невольная жертвенность выглядит какой-то увечной, противоестественной: уродливой. Ведь политического мотива: жизнь за корону здесь нет. Король же предстаёт ветреным и неисправимым подлецом и циником, якобы, труп которого в мешке пинает Трибуле.
«Расти из кошки тигр! И из шута — палач!
(Приподымается)
А если бы еще он слышал, как я дерзок,
Он, не могущий встать!
(Снова наклоняется над мешком)
Ты слышишь? Ты мне мерзок!»Не мудрено, что драму запрещали, а зрители ей рукоплескали. Больное общество: так и должно быть. Жалок Трибуле в своём уродливом возмездии. Жалок зритель, рукоплещущий Трибуле. Жалкой и нелепой выглядит сама попытка заткнуть рот поэту – Гюго.
Предисловие Гюго к «Королю» лучше прочитать, как послесловие.
«Трибуле ненавидит короля за то, что он король, вельмож — за то, что они вельможи, людей — за то, что не у всех у них горб на спине. Его единственное развлечение — беспрерывно сталкивать вельмож с королем, ломая более слабого о более сильного. Он развращает короля, портит его, разжигает в нем низменные чувства; он толкает его к тирании, к невежеству, к пороку; он натравливает его на все дворянские семьи, беспрестанно подстрекая к тому, чтобы соблазнить чью-нибудь жену, похитить чью-нибудь сестру, обесчестить чью-нибудь дочь. Король — лишь паяц в руках Трибуле, всемогущий паяц, разбивающий все жизни, а шут дергает его за ниточку.»
(Из Предисловия «Король забавляется»)38387
Аноним30 июля 2015 г.Читать далееЯ очень люблю творчество Виктора Гюго и стараюсь сейчас дочитать все произведения, что у него были изданы. Помимо его монументальных произведений, таких как мои любимые «Отверженные», он так же был довольно хорошим драматургом. И, скажу я вам «Король забавляется» не уступит произведениям Шекспира и более обширным творениям автора. Действительно глубокое и продуманное произведение, которое будет актуально в любое время. Потому что люди, подобные Королю, будут в любое время, со своими отвратительными забавами.
Основная тема, поднятая в книге, это то, что в унижении других людей нет ни капли смешного, это несёт только боль и отчаянье, а то и куда более страшные поступки. Показано и прощение к своему врагу, и пусть кажется, что человек это всё не оценит и не увидит, но это не так. На первых порах – может быть, но потом, спустя время всё это очень сильно ударит по человеку. «Я совершил такой поступок, а она простила и закрыла собой». В наши дни много доверчивых девушек, которые верят симпатичным мальчикам, а потом остаются у разбитого корыта, потому что для них, это «развлечение» сорвать свежий бутончик. Тут есть ещё одна сторона, высказанная в «Жюстине» у де Сада. Не думала, что буду ссылаться на него, но в данном случае это как раз пример противоположного. Вообще стоит задуматься над вопросами: а) почему чистота и невинность это правильно; б) почему не стоит осуждать людей, кто придерживается традиционного взгляда. И разберу детальнее.
Начну с конца, никто из нас не может решать за других, что ему хорошо, а что плохо, мы не можем забрать у человека его душевные страдания на себя, а большинству просто плевать. Как некоторые говорят «и что такое что ты перестанешь быть невинной, это же такие мелочи». Уж лучше пусть это произойдёт с любимым человеком, тот, кто будет нежен, деликатен и тот, кто оценит, чем с тем, для кого это просто развлечение. Согласитесь, не особо хочется чувствовать себя использованной и выброшенной. К тому же, если цитировать де Сада «а ты получай удовольствие от того что с тобой делают». А чем это отличается от насилия? Нет, против воли никто не берёт, но это насилие над собственным телом и душой. Если ты любишь человека – это принесёт удовольствие, а если это ради попробовать, уже получается реакция отторжения. И пусть книга не совсем об этом, но близка. Человек никогда не получит приятное ощущение от того, что его унижают морально и физически, такое сложно простить, забыть и отпустить. Героиня смогла преодолеть это, но какой ценой. И эта книга учит ещё одной вещи, иногда нам кажется, что мир к нам очень суров и жесток. Например, родители. Желая помочь, они наоборот подвергают угрозе, или же наоборот приходят на помощь тогда, когда ты этого не ждёшь.
19257
Аноним29 ноября 2022 г.Читать далееСтарый горбун Трибуле - шут у короля, который вырос на его глазах. Король занимается соблазнением всевозможных дам, к пример жен своих придворных, а придворные молчат, ведь им Король сторицей воздаст.. Трибуле, отвратный тип, все это поддерживает, над всеми издевается, и скажем, очень злобно, и его все мечтают проучить. Он даже издевается над старым графом, чью дочь король тоже соблазнил.
Но вот оказывается, что есть у горбуна дочь Бланш, и он пытается уберечь ее добродетель, строго наказывает никуда не ходить кроме церкви и пр.
А король то уже приметил Бланш, и придворные обманув Трибуле, похищают ее из ее дома..
Трибуле не находит себе место, приходит в королевские покои, а там уже придворные все ржут. А злобный карлик переменился начисто, стал обличителем двора, какие грозные и меткие слова он говорит придворным.Девичья честь — ничто!
Столь глупой роскоши не признает никто.
Любая женщина — угодье, вид оброка,
Что королю мужья выплачивают к сроку,
Источник милости, — не очень ясно, чьей,
И путь разбогатеть в любую из ночей
И в люди вылезти, достоинством торгуя!Трибуле мне нисколько не жаль.. А Бланш уже без ума от короля. И месть, которую задумал Трибуле приведет к страшной трагедии..
И все это Риголетто не вызвало у меня большого интереса.8301
Аноним19 июня 2012 г.Написано в рамках игры "Несказанные речи..."
О, это просто очаровательная пьеса! Вообще-то, на мой взгляд, драматург из Гюго вышел не самый лучший, во всех его пьесах, кроме этой. Здесь все гениально и идеально. Забавнейшая вещь, тонкая, изящная, и бесконечно веселая. Читается на одном дыхании с превеликим удовольствием.
Шедевриально!
8384
Аноним24 мая 2024 г.Шутовской аверс и реверс?
Читать далееЯ давно знаю сюжет этой пьесы — еще в школе, да и потом в университете мы проходили оперу «Риголетто», написанную на ее сюжет. И мне всегда было безумно любопытно прочитать первоисточник.
Остросоциальная, полная гротескной насмешки и злобы, бессердечного смеха и жестокого эгоизма, эта пьеса поражает своей безысходностью, погружая читателя в карнавал лжи и лицемерия, порока и разврата, в котором потехи ради готовы осквернить всё самое чистое и светлое.
Шут Трибуле — одновременно и палач, и жертва. Он даже не шутит, а издевается — злобно, с отчаянной ненавистью калеки к здоровым. Он немного напомнил мне Баркильфедро из романа «Человек, который смеётся» с той лишь разницей, что Баркильфедро не был горбат и в принципе никого, кроме себя, не любил. И хотя Трибуле говорит немало горячих, нежных и пылких слов, показывая свою любовь к дочери, я не могу отрицать, что он сам обрушил на себя эту кару.В целом, в этой драме невиновных фактически нет, есть лишь виновники и виновные. Это и сластолюбивый король, попирающий все нормы приличий, и его свора придворных, готовых пресмыкаться и в этом угодничестве совершить любую низость, и убийца с его сестрой, которому всё равно кого убивать, лишь бы заплатили, и жадная до денег нянька, и сам Трибуле, который в своем обезьянничанье перешагнул ту черту, за которой уже не осталось ничего. Гюго как всегда мастерски изобразил общество, раскрывая самые его низменные, черные и потаённые уголки души.
Мне искренне жаль Бланш — невинную, наивную, отчаянно влюбленную и потерявшую жизненный ориентир. Пожалуй, что роковой ошибкой было забирать ее в Париж из того мирного местечка, где она жила. И отсюда вытекает основная идея драмы — рок. Сила рока и то, как он довлеет над людьми. Роковое, брошенное не в сердцах, а обдуманно, проклятие стало альфой и омегой для несчастного шута, озлобленного и ожесточенного, предопределило его дальнейший путь.Не знаю уж, по какому принципу в моем полном собрании сочинений Гюго компоновались пьесы — это третья пьеса после «Марион Делорм» и «Эрнани», которые я уже прочитала. И у меня стойкое ощущение, что в этой пьесе Гюго максимально сконцентрировал свой талант, чтобы показать не только произвол властей, но и дал читателю возможность заглянуть в самые сокровенные, самые черные уголки человеческой души, для которой нет иного чувства и смысла жизни, кроме как всепоглощающая ненависть.
6128
Аноним1 декабря 2018 г.Почему нужно читать предисловия?
Читать далееГюго как драматург далеко не так силен, как прозаик. Ему очень отчетливо не хватает возможности сделать лирическое отступление о том, как прекрасно древнее здание на углу такой-то и такой-то авеню.
Но "Король забавляется" - невероятно яркая, интересная и драматичная вещь. Тема мести повторяется здесь несколько раз, заставляя взглянуть на проблему под разными углами. Пожалуй, если выбирать французское произведение, рассказавшее мне о мести больше всего - это будет "Король забавляется", а вовсе не "Граф Монте-Кристо".
Стих у Гюго хотя и ничем не выделяется, но всё же достаточно приятен и прост для восприятия.
Надо заметить, что "Короля..." я прочла уже после ознакомления с оперой "Риголетто", и потому главному сюжетному повороту уже не удивилась, но при первом ознакомлении он стал для меня главным толчком к размышлениям. Не помню, над каким произведением я последний раз так долго думала.
Однако наиболее интересными в любой пьесе Гюго на мой скромный взгляд является предисловие (собственно, их писал сам автор). Здесь он и рассказывает, как его обидела жизнь, и объясняет, как следует трактовать сюжет, и кажется где-то я даже видела исторический экскурс. Всё же Гюго - всегда такой Гюго! Одним словом, рекомендую читать вместе с предисловием - но, возможно, предисловие стоит читать после пьесы.
6473
Аноним15 марта 2022 г.Читать далееТакая печальная пьеса о любви и бессердечии. Очень тронула меня история привязанности отца к своей дочери.
Название прекрасно отображает сюжет и атмосферу при дворе короля, где много потехи, разврата и так мало душевности и милосердия. Король - как сытый кот играет судьбами людей как с мышками, азарт длится пару минут, а потом можно проглотить и так же весело позабавиться с другой добычей.Придворные тоже хороши - добиваются почестей и богатств продавая своих жен, сестер, дочерей королю.
Те, у кого жена иль дочь, не спи ночами!
Могущественный враг у каждой за плечами.
Для сотен подданных страшна такая власть.
Полна клыков его улыбчивая пасть.Главный герой - шут короля, сначала предстает классическим образом с двусмысленными шуточками, кривлянием и потаканием королю. Но после вдали от дворца проявляется его настоящая натура - отягощенная ложью, страданием от одиночества душа. Очень понравился этот герой, обычно шут в драматических произведениях это сломленный человек, выплескивает горечи и обиды как правило словами. А у Гюго шут это человек способный бороться за свое счастью, готовый не только на страдания но и на месть за них.
Кто хил, тот вырастет! Кто низок, тот воспрянет!
И ненависти, раб, не бойся и не прячь!
Расти из кошки — тигр! И из шута — палач!Утешение Трибуле (шута) в том что он, горбун от природы и осмеянный двором, имеет прекрасную юную дочь. В пьесе много слов адресованных отцом дочери таких трогательных, полных любви, трепета и желания оберегать… Очень мне понравились эти моменты, Гюго мастерски передал эти отношения. К сожалению у трагедий невозможен счастливый финал и шуту придется расплачиваться за свою годами оберегаемую любовь к дочери.
Иль правда, что сердцам, пылавшим от любви,
Любовь дарит одно — развалины своиНу а Гюго в пьесе обличает произвол монархии, а в лице жалкого шута отображает унижение народа. Недаром пьеса была запрещена сразу после премьеры и была поставлена снова спустя только полвека.
5234
Аноним12 августа 2023 г.Читать далееДля меня стало открытием, что Гюго писал пьесы - я знала его как автора крупной прозы: "Отверженных", "Человека, который смеется", "Собора парижской Богоматери". Еще в институте на зарубежной литературе нам рассказывали об этом произведении, но прочитала я его только сейчас. Если вы слушали оперу "Риголетто", сюжет вас не удивит, ибо основан он как раз на пьесе "Король забавляется". Разница лишь в том, что Верди заменил короля на герцога и назвал шута не Трибуле, а Риголетто (поскольку оригинальная задумка подрывала авторитет королевского двора).
Пьеса по структуре представляет собой "комедию положений", с подменами людей и досадными ошибками. Но по задумке и атмосфере это, конечно, драма. Придворный шут Трибуле всеми силами пытается защитить дочь, а недоброжелатели обманом крадут ее и подкладывают под короля. Убитый горем отец решает отомстить королю (Как там было? Метишь во что-то на небе - целься в бога?), однако в спланированное убийство вмешивается Случай, и всё заканчивается трагично.
Пьеса мрачная и жестокая, не ожидаешь, что развязка будет именно такой. Всегда считала "Короля Лира" и "Макбета" мрачными, но они значительно уступают "Риголетто": Гюго-драматург, как и Гюго-романист, верен себе.
4149
Аноним16 октября 2021 г.Читать далее
Действие происходит во времена правления Франциска I (в Риголетто - герцога Мантуи), в разгар эпохи Возрождения. В то время как правитель хорошо проводит время, соблазняя всех женщин двора, Трибуле (Риголетто в опере), его шут, изо всех сил пытается сохранить свой секрет: существование своей дочери. Действительно, этого горбатого, гротескного и жестокого персонажа ненавидят придворные вельможи, и его поведение ставит под угрозу безопасность его ребенка.
Эта история шута короля Франциска I, который всеми силами хочет защитить свою дочь Бланш от придворных интриг. Однако она влюбляется в короля, не зная его истинной личности, что будет все больше и больше беспокоить отца, который все меньше и меньше поддерживает Франциска I...
Трибуле описывается как человек, у которого не сложилась жизнь. Он жертва деспотизма: «он ненавидит короля, потому что он король, дворян, потому что они благородны, и людей, потому что у них нет горба на спине ". Но одновременно он разрывается между своими стремлениями и чувствительностью.
Это вкусная смесь комедии и трагедии: Трибуле заставляет нас смеяться и плакать одновременно, что делает его по-настоящему трогательным. Мне очень понравился этот персонаж, этакий Квазимодо, который хочет защитить людей, которых любит. В его взгляде мы ясно видим разоблачение французского двора того времени с его самыми неясными замыслами и карикатурными портретами знати. Его отношения с дочерью трогательны и во многом напоминают мне отношения Гюго и Леопольдины — старшей дочкой писателя.
"Le Roi s'amuse" - пятиактная драма писателя Виктора Гюго, премьера которой состоялась 22 ноября 1832 года в Париже в Комеди-Франсез (первый и последний спектакль).
Цензоры натолкнулись на эту работу. Особенно они напалали на персонажа Франциска I , которого считали аморальным и интерпретировали как нападение на короля Франции, того времени, Луи Филиппа. Даже у Риголетто до официального и окончательного утверждения было много проблем с цензурой в различных отношениях.2159