Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Король забавляется

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним24 мая 2024 г.

    Шутовской аверс и реверс?

    Я давно знаю сюжет этой пьесы — еще в школе, да и потом в университете мы проходили оперу «Риголетто», написанную на ее сюжет. И мне всегда было безумно любопытно прочитать первоисточник.

    Остросоциальная, полная гротескной насмешки и злобы, бессердечного смеха и жестокого эгоизма, эта пьеса поражает своей безысходностью, погружая читателя в карнавал лжи и лицемерия, порока и разврата, в котором потехи ради готовы осквернить всё самое чистое и светлое.
    Шут Трибуле — одновременно и палач, и жертва. Он даже не шутит, а издевается — злобно, с отчаянной ненавистью калеки к здоровым. Он немного напомнил мне Баркильфедро из романа «Человек, который смеётся» с той лишь разницей, что Баркильфедро не был горбат и в принципе никого, кроме себя, не любил. И хотя Трибуле говорит немало горячих, нежных и пылких слов, показывая свою любовь к дочери, я не могу отрицать, что он сам обрушил на себя эту кару.

    В целом, в этой драме невиновных фактически нет, есть лишь виновники и виновные. Это и сластолюбивый король, попирающий все нормы приличий, и его свора придворных, готовых пресмыкаться и в этом угодничестве совершить любую низость, и убийца с его сестрой, которому всё равно кого убивать, лишь бы заплатили, и жадная до денег нянька, и сам Трибуле, который в своем обезьянничанье перешагнул ту черту, за которой уже не осталось ничего. Гюго как всегда мастерски изобразил общество, раскрывая самые его низменные, черные и потаённые уголки души.
    Мне искренне жаль Бланш — невинную, наивную, отчаянно влюбленную и потерявшую жизненный ориентир. Пожалуй, что роковой ошибкой было забирать ее в Париж из того мирного местечка, где она жила. И отсюда вытекает основная идея драмы — рок. Сила рока и то, как он довлеет над людьми. Роковое, брошенное не в сердцах, а обдуманно, проклятие стало альфой и омегой для несчастного шута, озлобленного и ожесточенного, предопределило его дальнейший путь.

    Не знаю уж, по какому принципу в моем полном собрании сочинений Гюго компоновались пьесы — это третья пьеса после «Марион Делорм» и «Эрнани», которые я уже прочитала. И у меня стойкое ощущение, что в этой пьесе Гюго максимально сконцентрировал свой талант, чтобы показать не только произвол властей, но и дал читателю возможность заглянуть в самые сокровенные, самые черные уголки человеческой души, для которой нет иного чувства и смысла жизни, кроме как всепоглощающая ненависть.

    6
    128