
Ваша оценкаРецензии
vard23 января 2013 г.Читать далее"Поля чести" это начало семейной истории. Описание старшего поколения одной семьи. Их жизнь перед смертью и сама смерть. Но описание жизни и смерти такое лирическое, трагическое и в тот же момент комическое... Человек, который ведет повествование, о себе не рассказывает, но эта книга только начало. История продолжается еще в 4ех романах, где может и автор раскроет свою личность...
Книга прочитана в рамках 8-го тура игры "Спаси книгу - напиши рецензию!" Читайте! Книга удостоена Гонкуровской премии, и не зря!6156
fraction_bird5 мая 2016 г.Читать далееКнижка-малышка, полная горько-печальных светлых семейных воспоминаний, через которую я не могла прорваться несколько лет. Начинается всё с бесконечного описания бесконечных дождей, настолько меланхолично и подробно-нудно, что сама собой приходит головная боль и сонливость. Однако, если вдохнуть побольше воздуха и одним прыжком преодолеть главу о всех возможных разновидностях осадков, то в подарок получаешь честную историю о хитросплетении отношений нескольких поколений одной семьи.
Каждый из читателей может вспомнить такие истории. У меня, к примеру, такая:Мой дедушка воевал и получил лёгкое пулевое ранение. Он был настолько прямым и принципиальным человеком, что даже не попытался взять у кого-нибудь в долг, когда подошла очередь на долгожданную машину, а денег не хватило. Домашние узнали об этом только через несколько лет. Ещё он делал карусели своими руками во дворе каждого дома, в котором жил. И не хотел идти на повышение, несмотря на то, что был прекрасным специалистом, потому что не имел высшего образования и считал, что негоже занимать место, которое может достаться лучшему человеку. Дед умер на бабушкин юбилей. Мне тогда исполнилось полгода и он держал меня на руках, когда его сердце не выдержало и остановилось. Даже в своей смерти дед остался исключительно ответственным: упал на спину, чтобы не придавить меня, а на празднике успел помириться со всеми родственниками. Каким он был, я теперь могу узнать только из рассказов матери, брата и бабушки.
Читать "Поля чести" - это как перебирать старые письма и дневники в архивах. Из разрозненных кусочков складывается цельная картина. Люди оживают, чтобы рассказать свои жизни. Война из монолитного булыжника распадается на ниточки отдельных судеб. Прошлое восстаёт из пепла.
5253
nata-gik24 декабря 2015 г.Роман на тридцати страницах.
Читать далееДвойственные впечатления... Такое ощущение, что писали два разных человека. Или что финал романа был написан спустя какое-то время после основной части. Все восторги, все лестные эпитеты и награды, упоминаемые на обороте обложки книги были непонятными и казались совершенно необоснованными. Простенькое повествование, явно перегруженное описательством. Без единого действия вообще. Лирика без примеси сюжета. И вдруг в конце автор решает ввернуть интригу. Появляется загадка, тайна в прошлом. И это собственно последние 30 страниц книжки карманного формата: на развитие и раскрытие единственного сюжетного поворота романа.
Зачем было ровно полкниги писать про разваливающуюся машину деда, про поездки на поезде, про прогулки со священником? Вся линия с дедом выглядела, как зарисовки, которые автор сделал для будущего большого романа. Если бы эти лирические отступления о машине-ушибочке, о побеге на остров нудистов и другие были лишь вкраплениями в "событийный" роман – это были бы прекрасные, милые, освежающие и украшающие произведение элементы. Здесь же одно отступление следует за другим без видимой связи и логики. Зачем обо всем этом рассказывать, тем более в романе с названием "Поля чести", которое раскрылось только на этих пресловутых последних тридцати страницах? Вот если бы было наоборот – побольше места линейному повествованию про братьев на войне, и вкраплениями истории про деда, тетю Марию и остальных... но это было бы уже совсем другое произведение.
А вот последние 30 страниц были хороши. И образы братьев, и смерть, и ужас войны, и Мария со своими образками под подушками раненых – это было хорошо. Но очень мало и слишком внезапно. Ну и совсем уж внезапным стал для меня эпилог с отцом и сыном на кладбище. Вроде это должен был быть третий брат. Но нет, совсем другие люди из другой семьи. В общем, я запуталась... В сухом остатке удовольствие от малой части романа не перевесило смущения и непонимания всего остального. Если случайно следующие романы Руо появятся у меня в руках, я попробую углубить знакомство. Но специально встречи искать не буду.
P.S. А вообще, мне кажется, что французская литература – это категорически не мое. Не нравится, не вдохновляет, не цепляет. Как Париж, который я почему-то совсем не полюбила. Это вкусовщина, ничего больше.
C.R.
Странная обложка, слишком городская для сельской местности основной части романа. Видимо, она тут "дождливое" настроение призвана создать у читателей.Центральная обложка про ту часть романа, которая мне (и, видимо, автору обложки, показалась более интересной и важной), про те самые 30 страниц. Но я бы еще больше удивилась, взяв роман с названием "поля чести" и такой обложкой, но читая то, что в нем написано. Поэтому французская и английская обложки с домом и машиной имеют более близкое отношение к реальности.
5157
Queen_of_Hearts13 апреля 2016 г.Читать далееПервый раз читаю книгу, где о дожде сказано так много: автор очень подробно описывает климат и образ жизни людей в этом городке.Как оказалось, в этом месте родился и провел свое детство сам автор. Это история семьи, воспоминания, и они расположены не хронологическом порядке, так что временами я немного запутывалась в них.
Мы знакомимся с дедушкой и бабушкой - месье и мадам Бюрге - которые прожили вместе уже 50 лет. Истории из их жизни, пожалуй, самые забавные. Он никак не хочет избавиться от своей малолитражки, в которой невозможно ездить, потому что она во многих местах прогнила и сквозь дырки просачивается, а порой, даже льется вода во время дождя. Дворники тоже были не в лучшем состоянии, так что его жена хваталась за ручку, с помощью которой можно двигать их и пыталась не дать им попасть в аварию. Как можно догадаться, она эту машину ненавидела.
Истории из жизни тетушки Марии не менее забавные. Она никогда не была замужем, работала школьной учительницей и на каждую болезнь у нее был святой, к которому стоит обращаться в том или ином случае. Правда, последние месяцы жизни тетушки были очень тяжелыми.
Нам рассказывают о ее братьях Эмиле и Жозефе которые участвовали в Первой мировой войне и погибли сражаясь. Тело Эмиля так и не нашли и его вдова Матильда одна воспитывала их сына. И все надеялась, что муж вернется домой. Но однажды пришло письмо от товарища Эмиля, в котором он рассказывал, где похоронил ее мужа. И тогда их брат Пьер отправился в Коммерси за телом брата. В 1940 умирают Алина и ее муж Пьер, а после дедушка Бюрге собирает их письма, фотографии, чтобы разгадать тайну их любви.3141
Tarantsov_Nikolai27 сентября 2016 г.Магнетизм истории
Читать далееРоман Жана Руо «Поля чести».
Роман о семье, о войне, о памяти, о том простом человеческом, о том человеческом, что придаёт нашей жизни смысл, о том человеческом, что, /о тех, кто/ творит историю.
Жан Руо, французский писатель, /до того обыкновенный продавец газет/, первый свой роман, «Поля чести», опубликовал в тридцатилетнем возрасте и сразу же был отмечен Гонкуровской премией.
А начинается всё с предчувствия дождя, как подсознательного предчувствия беды.
Обыкновенные люди, обыкновенная жизнь, и время, которое равнодушно течёт сквозь человека, вымывая на поверхность, как чистоту, так и грязь души. Всё проходит, что-то забывается, что-то прощается, остаётся лишь щемящее чувство потери. Разве что немного притупляется, под новыми и новыми потерями. Такова жизнь. И не нам менять течение её.«Он усаживался в кресло ранним утром после короткой прогулки по холмам среди тончайших ароматов, в нежном свете зари и благословенной тишине, предшествующей гулкому стрекоту цикад: всего-то, казалось бы, кружок возле дома, а в действительности – научная экспедиция, в ходе которой всякий замеченный побег и всякая бабочка получали название».
© Жан Руо «Поля чести»
Это про деда, когда с внуками.
Почти идиллия, если б не внутреннее состояние. Он то, понимает, что не так уж много осталось и надо правильно распорядиться оставшимся. Он повидал немного, и сумел соотнести увиденное с собой, ощутил бренность свою, бренность мира своего, понял ценность каждого мгновения жизни, тем более, когда с близкими, самыми близкими. Дед гоняет на старой машине, курит сигарету за сигаретой, кажется, сколько той жизни. Кажется…
Может, ты с первого прочтения и не поймёшь, что было, чего не было, кто умер, кто жив ещё, все умрём, не о том речь. Не мы придумали этот мир. Кладбища, которые имеют тенденцию, наполнятся. Хочется забыть, /забыться/. Так проще. В суете жизненной. Первое время, да. Потом приходит вина, как итог жизненный. И вроде не виноват ни в чём, а поди докажи. Кому доказывать, себе что ли. А, как?
Вот тебе и внутренняя гармония, вот тебе и счастье всей жизнью выстраданное, как бы ты его ни понимал.
Первая мировая, Вторая, или ещё какая регионально-местечковая, а своё возьмёт, и как бы ты не хотел, ни прятался, мимо не проскочишь.
Говорили мы за дедушку и совсем забыли за бабушку. Бабушку, которая всё у святых заступничества искала, у всех возможных, /авось кто и поможет когда/. Никто не помог, /святые они же только обещать умеют/. Они обещают, а ты терпи.
__________________________
Небольшая книга, /что-то около 200 страниц, в карманном варианте/, а понять что к чему не так то и просто с первого раза. Может и то, что я написал тяжело понять, /ну конечно я же писал об отнюдь не простом тексте Жана Руо/.
Попробую упростить.
Автор рассказывает о своей семье, рассказывает о смерти отца, /которую тяжело пережил/, о других смертях близких ему людей, /деда Альфонсо Бюрго и тётки, Мари/. Он пытается заполнить образовавшуюся пустоту, /пустоту души/, своими детскими воспоминаниями, /пытается растворится в воспоминаниях, в том времени/, насколько это возможно. Мы знакомимся и с другими членами семьи, бабушкой Бюрго, дядюшкой Реми и тёткой Матильдой. Герои книги мало разговаривают, они эфемерны, это настоящие тени прошлого, обретшие плоть и кровь исключительно благодаря тому, что о них помнят. Их помнят именно такими, бывшими когда-то живыми. Бывшими когда-то той частью жизни, без которой невозможно счастье.
Автор пытается рассказывать о своей семье с юмором, но юмор всё больше походит на иронию, иронию подчёркивающую трагедию, автор смотрит на события как бы глазами ребёнка, /всё-таки это его детство/, но вместе с тем человека, которому известно немного больше чем, то о чём говорится. Это подчёркивает сложность, сложность жизни, как процесса, сложность правильной оценки происходящего, сложность линии поведения.
И так вот вгрызаясь в толщу времени, проникая в глубины своей памяти, автор подходит к главному к войне. Есть, /точнее были/ и другие члены семьи, дядя Жозеф, погибший на войне.
«Сражались миллионы, каждый десятый погибал, другие заживо зарывались в окопную грязь на Сомме и на Марне, их посылали, бессонных в смертельные контратаки, чтоб отвоевать высоту и назавтра её оставить».
© Жан Руо «Поля чести»
Когда это было, относительно не так уж давно. И неважно был автор там, /или брат твой был/. Выкашливывал лёгкие во время, /и после/, газовой атаки. Видел смерть, знает, что это такое. Как творится новейшая история.
Иногда же, чаще по праздникам, он, /мы/ приходим на кладбище. Относительное спокойствие, только чувствотакое, не то они отдаляются от нас во времени, не то мы приближаемся к ним. А ещё такое чувство, что они там под землёй все помирились, и ничего похого не помнят, чего никак нельзя сказать о нас, /пока нельзя сказать/.«Он остаётся один с теми, кто ждёт его по ты сторону могилы, он не чувствует неуклюжих дружеских объятий, не слышит одобряющих голосов, по большей части просто повторяющих его имя, поскольку что тут можно сказать сзади к нему подходит тётушка, теребит его за рукав снова и снова и добивается-таки своего. Хорошо, он попробует. Он идёт по центральной аллее вслед за маленькой упрямицей – стоп, остановите здесь».
© Жан Руо «Поля чести»
______________
Николай Таранцов0125