
Братья по разуму
ari
- 75 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Одной из первых книг "авантюрной" фантастики, которая встретилась мне в детстве был Евгений Гуляковский - Сезон туманов . В ней ничего не было про коммунизм и веру в светлое будущее, все время что-то происходило, герои стреляли, влюблялись и переносились из мира в мир. Не знаю, читал ли автор книгу Клиффорда Саймака, но вышло у него очень похоже.
Самый подходящий эпитет к Планете Шекспира - "эклектичная". Рассуждения трех человеческих разумов, которым надлежало слиться в единый разум космического корабля, слабо связаны с экспансией жидкой планеты во вселенной, которой она несет "божий час" раз в сутки. Туннели между мирами, особенно вышедшие из строя, украшают любую книгу, но при чем здесь монстр, чистое зло, пробудившийся на предпоследней странице? Дракон, закупоренный в клетке застывшего времени и базовая модель домашнего обслуживающего робота? И при чем здесь Шекспир?
Все эти и еще много какие (например, прекрасная девушка или три белых прыгающих слизняка) компоненты замешаны в бульоне, который наверняка придется по вкусу детям (но не подросткам). А вот более взыскательный читатель, возможно, захочет какой-то идеи, чтобы непредсказуемые события не просто происходили время от времени, а чтобы был какой-то замысел...
Затронута тема экологии, затронута тема коммуникации, но и только. Да, можно поискать аллюзий на пьесы Шекспира, а изумруды и нарочито примитивный робот наводят на мысли о стране Оз, и что?
Это даже не ретрофутуризм в чистом виде, хотя начитка аудиокниги зловещим голосом под зловещую музыку и намекает :-) В общем, у Саймака есть вещи намного лучше и тратить время на эту книгу необязательно

Ну в отличие от каких-то совсем выбивающихся из репертуара Саймака сказок Клиффорд Саймак - Братство Талисмана и Клиффорд Саймак - Паломничество в волшебство , Планета Шекспира кажется возвращением в родную заводь. Здесь у нас присутствует тысячелетний анабиоз и рефлексия человека, который вроде бы и лег спать только вчера, а проснулся в абсолютно другом мире, совершенно один, без возможности вернуться домой и с невероятным отрывом в развитии от цивилизации. Благо у него есть собственный робот и корабль, которые не так просты как кажутся. Главный герой так же узнает, что правительство его предало (ну как всегда), оставив просто так спать пятьдесят лет и отложив отлет корабля. Но тут уж как говорится пятьдесят лет туда, пятьдесят лет сюда, на масштабе тысячелетия получается совсем немного.
Главный герой попадает на совсем уж странную планету, на которой волею судеб долго жил Шекспир, оттого и называется произведение соответствующим образом. Так же в одно время на планете собирается куча другой нечисти, которая взаимодействует между собой, образуя разные приключения, очень даже залипательные.
Саймак хорош тем, что его фантастические романы они такие тягуучие, в них погружаешься и тебя потихоньку затягивает в зеленые мутные глубины, и ты уже и забыл, что там было на поверхности....
Наверное это можно сравнить с медитацией.
Да, читайте Саймака вместо медитации!

Я заметила, что многие читатели недовольны "излишним морализаторством" в творчестве Саймака. А мне эта особенность очень импонирует. Потому что это делает романы Саймака очень многогранными и поднимает их на уровень более высокий чем основная масса фантастических произведений. Хотя классики нф - это вообще моя слабость, я искренне их люблю.
Да, опять космос, инопланетные формы жизни, холодный сон, размышления о времени и пространстве. Но все дело в подаче всех этих стандартных атрибутов фантастики. И меня текст просто зачаровал, затянул в свои сети. То состояние одиночества, которое испытывает главный герой, та тройственность разума корабля, тот необъятный масштаб непознанного...Это закутывает в кокон неутомимой жажды знать...или хотя бы чуть-чуть заглянуть в тот бездонный омут, который зовется Вселенной.
Что мы знаем по сути сейчас о сущности хотя бы нашей планеты...даже нет, не планеты, что мы знаем о своем собственном теле и разуме? Уже больше чем когда-то, но все же недостаточно. А что говорить о загадках Галактики? Возможно, что человечество не постигнет этого никогда. Или же через столь долгий срок, что для нас с вами это будет равносильно категоричному никогда. Или же мы настолько погрязнем в собственных пороках, что загадки Вселенной перестанут будоражить умы? Всё возможно, когда рассуждаешь в столь глобальном масштабе, любая чушь имеет право на выживание.
Вот и Саймак...Его "Планета Шекспира" не показывает будущее, полное радостей и чудес цивилизации. Произведение показывает человека, который оказался выкинутым из своих родных где и когда, попал на совершенно чужую планету и оказался случайным свидетелем событий, выходящих за грань его понимания.
Роман оставляет огромное поля для того, чтобы додумать те обстоятельства, которые привели к описываемым событиям, при этом оставаясь цельным и законченым. И небольшие философско-морализаторские мотивы весьма уместные и глубокие. Советую.

— Любому разуму должно заботиться о себе. Разум непременно должен подгонять себя к границам своих возможностей. Это проклятие разума. Он никогда не оставляет владеющее им создание в покое; он никогда не дает ему отдыха, он гонит его все дальше и дальше. В последний миг вечности он будет ногтями цепляться за последний край пропасти, брыкаясь и вопя, лишь бы ухватиться за последний клочок того, за чем он в то время мог бы охотиться.

Вера означает, что вы допускаете возможность чего-либо, несмотря на то, что вам прекрасно известно, что оно невозможно.

«Мы твердо должны придерживаться сознания, — сказал ученый, — что простых вещей во вселенной нет. Нельзя безнаказанно отбросить ни одно происшествие. Во всем, что происходит, всегда есть цель. Всегда есть причина — можете быть уверены, — а в должное время проявится и следствие».
















Другие издания


