
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 ноября 2020 г.Читать далееМой отзыв будет очень поверхностным, потому как и книгу я прочитала очень поверхностно. Первые сто страниц я честно старалась, вникала, вчитывалась. И это все, на что меня хватило.
Я не литературовед, не филолог, а просто читатель, которому нравится читать интересные книги. Потому остальную часть книги я дочитывала, ведь нельзя бросать книги недочитанными.
Текст, что твой наждак, мои глаза с искрами продирались через него.
Сюжет можно уложить в 5 предложений. 1. Брас родился, был препротивным ребенком, но родители его очень любили. 2. И даже когда он вынес огромное количество семейных денег, делая подарки легкомысленной испанке, они его просто отправили учиться в Европу, где он жил все равно весело. 3. Приехал, закрутил роман с Вергилией, так и не женившись на ней, а став любовником замужней женщины. 4. Остальные события настолько незначительные и потерянные в рассуждениях героя, что я их уже не помню. 5. Брас умер.
Герой ничем не интересен и не примечателен. Его любовная история тоже ничем не захватывает. Просто обычная история с замужней любовницей, прятаньем по углам, с постоянными подозрениями мужа.
В других отзыаах я вижу, что тут есть сарказм, насмешка, которые автор типа умело обставил в сюжете. Я этого не увидела. Слишком заумно, слишком возвышенно. Не мой автор.
Как читатель, я не удовлетворена.
701,4K
Аноним29 мая 2021 г.Черта жизни. И смерти
Читать далееНе знаю, для чего и зачем написана эта книга. Я то ожидала открытия, нового автора, новых впечатлений, ведь обещано было много уже самим названием и стилем. Увы, очень ошиблась.
Как по мне, да простит меня Машаду де Ассис - ничего необычного, ничего, о чём я не забуду буквально уже завтра.Брас Кубас родился. Прожил жизнь, скажем так, обычную, ничего такого. Был несносным ребёнком, самоуверенным молодым человеком, таким себе мужчиной средних лет. До глубокой старости дожить ему не довелось. А потом умер. Вот весь в общем-то сказ.
Ну кому интересны его амуры, угрызения совести, связанные с этим и прочие, не особо выдающиеся достижения? Лично мне было скучно. Замашки на такие сюжеты должны быть чем-то оправданы. Увы, автор этого явно не понимал.Человек рождается и умирает. Дата рождения и дата смерти на надгробии. И вот эта меленькая чёрточка между - это и есть его жизнь. Радости и печали, достижения и неудачи, вся жизнь в этом маленьком знаке. Земные радости и вечный покой, как монументы по обе его стороны. Вот и весь посыл книги. Это много в глобальном. Но мало в художественном понимании
Я разочарована.531,2K
Аноним10 августа 2023 г.Бред
Читать далее
В который раз убеждаюсь, что я далека от латиноамериканской литературы. Какой чёрт дёрнул меня включить эту книгу в свой виш, не знаю.Всё моё впечатление от данного произведения можно уместить в названии его седьмой главы - "БРЕД", реально, самый настоящий бред. Что хотел сказать автор, зачем он это что-то хотел сказать, этого я так и не поняла. Ну родился Браз Кубас, ну рос озорным мальчишкой, ну жил свою бессмысленную и никчёмную жизнь, ну крутил шашни с Виржилией, ну помер в 64 года и что? Сколько таких вот кубасов по всему миру-то, и о каждом теперь писать что ли? Зачем? Я понимаю, когда в романах описывают жизнь каких-то выдающихся личностей, а тут что? Был никем и звать никак. Ни радости, ни удовольствия от чтения, НИ-ЧЕ-ГО-ШЕНЬ-КИ.
Немного помучившись и пресытившись покойничьим бредом, решила я, что не буду больше насиловать свой мозг этим романом, поэтому без угрызений совести задвинула его в дальний угол и забыла, как страшный сон. Всё... Занавес.
30715
Аноним12 августа 2019 г."Случай редкостный…"
Читать далееНебольшая предыстория о том, как я вообще узнала об этом авторе. Всё благодаря одному из моих любимых бразильских сериалов «Клон», где герои цитировали Машадо де Ассиза (неожиданно, правда? Вообще очень глубокий сериал, если отбросить предрассудки), а ещё и португальского автора Фернандо Пессоа. Эти писатели в нашей российской культуре не на слуху, к сожалению. Мы знаем своих классиков, далее, наверно, идёт Англия, Франция, Германия, немного США и совсем по чуть-чуть Испании и Италии. Такую статистику я подсмотрела, изучив всю нашу программу по зарубежке ещё в Университете.
И, если «Книга непокоя» Фернандо Пессоа не нашла во мне должного отклика, то от «Записок с того света» я в полнейшем восторге. Даже не верится, что это сочинение написано ещё в 19 веке. Почти каждые пять страниц можно раскладывать на цитаты, а лучше не раскладывать, а зачитывать целиком и по много раз.
Оговорюсь, этот роман я читала с предисловием некой Инны Чежеговой. Более вредного и скучного предисловия невозможно представить. Казалось, оно было призвано не разъяснить некие особенности книги или подготовить читателя к предстоящему, а иссушить живую мысль Ассиза, превратить яркий, потрясающий по своей эксцентричности роман в сухой трактат, где довлеют догматизм и поучения. Сразу вспоминается школа: «Автор учит нас... автор борется с пороками общества... автор хочет донести...» Бла-бла и в том же духе. Госпожа Чежегова подвела всю структуру романа под свою теорию об авторе-поучателе, ревностном защитнике морали и общественных принципов. Даже в облике Виржилии она углядела эгоизм, расчётливость и лживость, в которых эдакий «сын века» Браз Кубас полностью разочаровался. Но де Ассиз не де Мюссе, и тоски о «потерянном рае» в его романе не больше пяти процентов, да и не тоска это, а так – лёгкая меланхолия, которую запросто можно заглушить хорошим обедом мосье Прюдона.
Но возвращаюсь к роману и автору. Ассиз словно разрушает все ожидания и надежды читателя. Сейчас мы бы сказали, что он не выдерживает интриги. Преподносит жизненные перипетии героев как нечто вполне обыкновенное, даже об их смерти сообщает между делом — никаких трагических излияний, он будто выворачивает наизнанку все правила и принципы написания романа. Действительно, если вспомнить, то автор ведь — покойник. А для покойника всё едино: жизнь, смерть, надежды, мечты, деликатесы на обед в роскошном отеле – он по ту сторону завесы.
То, что роман пишет покойник, помогает автору избежать многих условностей. Все люди знают, какими нужно быть, вернее, какими нужно представать в глазах общества, а Браз Кубас появляется таким, каким он был при жизни – не больше и не меньше. Чего ему переживать, перед кем кичиться, кого бояться или стесняться? Он превозмогает условности, о роли которых написал целую главу. В этом поистине философском романе нет осуждения, и это поразительно. На все беды почивший Браз взирает с невыразимым равнодушием (не равно «пофигизмом»). Он постиг весь смысл принятия. Принятия своей жизни, со всеми положительными и отрицательными сторонами, принятия своей молодости и своей старости. В конце концов, своей смерти.
Я рассматриваю этот роман, как своеобразную энциклопедию с ответами практически на все философские вопросы. Он затрагивает самые скользкие, самые щепетильные темы. В чём корень человеческой неблагодарности? Почему бедные люди появляются на свет, неужели только затем, чтобы страдать? Кому нужны условности? Что есть честолюбие, и каково его влияние на человека и т. д. и т. п.? Наконец, он рассматривает все события сродни жизненному циклу. Всё в природе рождается, расцветает, стареет и умирает. Вечный круговорот относится ко всему живому: к людям, к растениям и животным, к рождению и умиранию дня, и, главное, к чувствам, к любым человеческим отношениям и предприятиям, замыслам и идеям. И счастлив тот, кто способен принять эту истину, не останавливать естественный поток вещей и не бороться. Прямо, учение аюрведы, а также многих современных авторов и йогов, проповедующих, что мир — больше энергия, нежели материальное. Нет к тому же и осуждения, ведь мир всеми катастрофами и несчастьями уравновешивает сам себя (теория гуманитизма). Бог есть я, и я есть бог. Все люди — единое целое, одна мировая душа. И это сказано в Бразилии середины 19 века!!!
Я вспоминаю других авторов той эпохи, наших русских, тех же европейцев: все либо поучают, либо пытаются изменить мир, либо страдают от невозможности сделать это, либо становятся вконец безысходными пессимистами. Так, где же то назидание, что углядывают литературоведы? А нет его. Ассиз с поистине философским простодушием смеётся над всеми мирскими страданиями и предметами, которые представляются человеку важными: и речь не только о земных заботах, но и о возвышенных чувствах: о любви, о чести, о добродетели. Он постиг, что всё проходит. А главная боль человека заключается в том, что он не может быть собой. Даже бедный Лобо Невес не может "обагрить страницы своей жизни кровью" любовника своей жены или попросту расстаться с ней; он погряз в игре жизни, в её условиях и правилах. Только покойнику открылась истина: всё неважно – все эти правила, представления и предписания, какими бы нужными и верными они ни казались.
«Ты познал всё лучшее, всё наименее мучительное, что могла я тебе дать: рождение утра и грусть вечера, мир ночи и прекрасные картины дня, наконец, сон — высшее блаженство, исходящее из рук моих. Чего же ты ещё хочешь?»Утро, день, ночь и сон — их созерцание доступно всякому вне зависимости от социального и политического положения. Созерцание момента. Браз Кубас в одном из эпизодов, находясь в бреду, наблюдает течение времён. Эпоха сменяет эпоху, но ничего не меняется. Одни люди стареют, им на смену приходят новые, которые также в свою очередь уходят в небытие, за ними ещё и ещё. У каждого века свои войны, свои миры, свои заботы, радости и печали, но в кажущейся уникальности они всего лишь повторяют один другой.
Немного слов хочу посвятить капризной структуре романа, эдакое сумасшествие, в котором автор перебивает сам себя, спорит с собой, с читателем, с природой. Многие главы самоценны. Какими бы короткими они ни выглядели, в каждой заключена крупица собственной, постигнутой автором истины. Мои любимые — это:
«Глава О ТОМ, КАК Я НЕ СТАЛ МИНИСТРОМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»Не добавить, не убавить. Это столь абсурдно и столь точно. Когда слова бывают лишними, то не стоит и пытаться заполнять пустоты. Какая немая пощёчина по себялюбию и честолюбию человека. В этом молчании столько эмоций, столько надутой горечи и шума, которые испытывал каждый человек, по чьим амбициям наносился удар.
Ещё одна из любимых. Глава «Стена».
Герой находит на столе записку от любовницы, где она назначает свидание в саду у себя дома. В записке говорится, что стена невысокая и Браз с лёгкостью преодолеет препятствие. Герой начинает возмущаться: а если его кто-то поймает, да и что вообще такое – столь респектабельный джентльмен будет лазать в чужой сад по ночам, это же не солидно. Но, в конце концов, Браз решается пойти на свидание, и тут понимает, что вышло недоразумение: домовладелица убиралась и нашла эту записку в ящике стола. Записка хранилась у Браза ещё с той поры, когда его роман только начинался. И он вспомнил, что и свидание тогда состоялось, и через стену он перелазил, которая, в действительности, была невысокой.К этой главе очень подходит теория о нескольких изданиях человека.
«Человек — это мыслящая опечатка. Каждый отрезок жизни — это новое издание, исправленное и дополненное в сравнении с предыдущим; оно в свою очередь подлежит исправлению и дополнению, и так будет вплоть до самого последнего, окончательного, которое издатель даром отдаст червям».Суть человека тоже претерпевает изменения, его душа и ум развиваются так же, как и его тело. Так что стоит ли требовать от него постоянства чувств или убеждений? Он развивается, меняется, переосмысливает себя и своё окружение. В конце концов, он постигает свою глубинную суть и желания.
Одной из самых необычных глав для меня стала и «Разум против безумия». Постичь тайну жизни и смерти нам не даёт именно разум (здесь мне вспомнился абсурдизм Камю), потому что нельзя использовать разум там, где царствует абсурд. Человек отказывается от сверхъестественного в самом алогичном вопросе всех времён.
Ну, это я уже полезла в метафизику, а ведь насколько всем хороши эти метафоричные вставки у Ассиза, прелесть, да и только. Даже символичные и назидательные главы, как встречу с самой Природой, Ассиз оборачивает упаковкой бреда и разыгравшегося воображения. И Браз Кубас предстаёт этаким несостоявшимся Данте, который тайне жизни и смерти предпочитает возвращение в действительность, к коту, который играется комком бумаги. Вот, ради чего ты отказался от безумия! Вот, на что только и оказался способен восхваляемый тобой разум!
Хочется остановиться и на историях любви Браза Кубаса к четырём женщинам. Марсела, с чьим именем на устах герой собирался броситься в морскую пучину, оказалась обычной, меркантильной и приземлённой особой. Её красоту не пощадили ни старость, ни болезнь. Условности общества помешали Бразу создать семью с Эуженией: незаконнорожденной да ещё и хромоножкой. Эти же условности мешали Бразу соединиться с Виржилией, замужней женщиной, зависящей от прихотей света, роман с которой пережил все стадии от рождения до смерти. Эулалия рано умерла, но на ней Браз изначально собирался жениться только потому, что неприлично в его возрасте ходить холостяком, да и мысль о семейной идиллии, воспеваемой всеми, не давала покоя.
Роман заканчивается отрицаниями. Вернее, тем, что уравновесило всё существование Браза Кубаса, как смерть уравновесила всю его жизнь. То, чем он не был, вполне компенсировало то, чем он был. Он не имел семьи, но он был богат. Он не стал министром, но он не испытал страданий после смерти друзей. "Ибо, — как заметил Браз Кубас — есть только одно подлинное несчастье — не родиться". А он родился, жил и умер, так чего больше желать? Но всю эту мудрость герой постиг уже за чертой жизни. Ведь и находясь на смертном одре, старый и дряхлый, он не желал расстаться со своим жалким существованием.
Нужно подвести итог. Всё, что кажется нам таким уникальным и свойственным лишь нам одним, уже было и будет ещё много раз. И любовь на всю жизнь, хороня которую мы будем наслаждаться изысканными деликатесами модного повара-француза (ну, или тем, что окажется в холодильнике — тоже неплохо); и навязчивая идея, призванная спасти весь мир от самого себя, и честолюбивые помыслы и несбывшиеся надежды, и радость, и горе. И будет жизнь. Закончу я переделанной цитатой дорогого моему сердцу Браза: «если тебе понравится моя рецензия, взыскательный читатель, я буду считать, что труд мой не пропал зря; а не понравится — я покажу тебе язык, и всё тут».
p.s. первый раз в рецензии мне не хватало смайликов. Ведь текст книги — это сплошные эмоции.
241,1K
Аноним31 октября 2020 г.О том, почему латиноамериканские сериалы такие
Читать далееМне повезло и не повезло одновременно: моё детство пришлось на то время, когда бабушки и немолодые девушки всей страны собирались у голубых экранов, чтобы наблюдать трагическую историю любви каких-нибудь аргентинских Хорхе и Анджелы. А так как телевизоров в семьях водилось не так чтобы для каждого члена семьи свой, такие сериалы в прайм-тайм приходилось смотреть всем.
Родители под видом работы могли хоть иногда избежать этой судьбы, но мне, трех- четырех- пяти- и шестилетней девочке приходилось следить во все глаза за подлыми предательствами, вечной любовью и сжигающей страстью с амнезиями, подброшенными младенцами, потерянными братьями и подобным добром.
Спустя годы эти сериальные запои вспоминаются скорее с улыбкой. Но теперь мне встретилась книга, которая очень напомнила мне то время. Только она оказалась скучнее и короче всех тех сериалов.
Место действия Бразилия. Брас Курбас, умерший от пневмонии, пишет свои посмертные записки. Не знаю зачем, ведь жизнь его не то, чтобы очень интересна широкому кругу людей. Но об этом я узнала лишь когда дочитала.
Брас Курбас пишет о своем детстве и признается, что был ужасным ребенком (но он и взрослым был не сильно лучше). Отношения с его немногочисленными друзьями и родственниками, и, конечно, Вирджиния, любовь всей его жизни, - основной предмет его посмертных записок. С ним иногда случается что-то не связанное с любовными страданиями, но этим событиям отводится ничтожно мало времени, да и в общем потоке сознания их можно легко пропустить.
Малюсенькие главы, иногда вообще не связанные друг с другом, создают жуткую кашу в голове. Зачастую они разбавляются потоками сознания, которые я вообще не умею понимать в литературе.
При этом событий в книге не так уж много, а бо́льшая часть времени уделена театру двух актеров - Браса и Вирджинии, которые заламывают руки, рыдают, не могут быть вместе, но всё же бесстыдно любовничают, снова страдают и плачут. Такой уровень страсти совсем не по мне, сами себе придуманные страдания навевают тоску и вызывают раздражение, - я только и ждала, когда это кончится.
Хорошее в книге тоже есть - бойкий, модерновый слог: если не знать, что книга написана сто лет назад, ни за что этого не поймёшь: она выглядит современной и тогда в Бразилии наверняка была революционной.
В остальном - долго, скучно и уныло.
14695
Аноним12 января 2023 г.Жил себе Брас Кубас и вот когда уже умирал решил написать о своей жизни. Никаких особых событий в его жизни не было. Жил себе... Ничего особо не делая. Не женился, не сложилось.... И сам не хотел сначала, а потом не получилось. И описывал свои отношения с любовницей. В общем книга ни о чем... И не понятно зачем её читать...
8590
Аноним2 ноября 2020 г.Жизнь - тлен и с этим, пожалуй, ничего не поделаешь
Читать далееКнига очень модерновая, хоть и написана в 1881 году. Мне понравилось как она построена, как автор общается с читателем, как разбивает повествование на главы. Некоторые вызывали откровенный смех, например глава про диалог Адама и Евы, глава про ноги, мне очень понравилась лишняя глава. Меня просто завораживли некоторые сравнения и описания чувств, такого подхода к писательству я раньше не встречала. И именно в этом, мне видится основная ценность книги - в том, как она сделана, а не что пытается сказать. Потому как сюжет как таковой довольно банален - вот богатенький мажор, живёт, радуется жизни, талантами не блещет, но полон амбиций, но что в нем есть, так это наблюдательность, он препарирует действительность, пытаясь понять что такое жизнь вообще и его жизнь в частности.
Герой не вызывает симпатии, там вообще нет приятных людей, но он и не претендует на истину в последней инстанции, не пытается морализаторствовать, просто живёт как живётся, совершает хорошие поступки и плохие, мучается угрызениями совести, но не долго, испытывает неприязнь и в конце (или в начале) умирает. Там есть о чем подумать, есть на что рассердиться, есть из-за чего посмеяться, в конце я даже впала в апатию - всё-таки бессмысленность бытия не вселяет надежду на светлое будущее, но и странным образом избавляет от страхов - ведь если по большому счету не важно что ты будешь делать итог всегда более или менее 0, а значит ты можешь решиться на то, на что раньше не хватало духа.
Украинский перевод немного расстроил отсутствием редактора либо же его недоработкой, от этого некоторые места выглядели довольно бредово. Но в остальном было интересно читать. Я почти не знакома с бразильскими авторами и на украинском читаю редко, это был интересный опыт.
8584
Аноним24 мая 2018 г.Читать далееЗнакомство с одним из классиков бразильской литературы меня не впечатлило. Не хватило глубины, проникновенности, психологичности, одним словом, всего того, чем обычно (хоть и в разных вариациях) могут похвастаться многие "классические" произведения. В принципе, некоторая легковесность объяснима основной идеей. Но все-таки книга должна быть не только идеей, но и определенной формой этой идеи. Такой, которая заставляет задуматься, привлекает внимание, вызывает какие-то чувства, в конце концов. Иначе не совсем понятно, зачем вообще понадобилась целая книги для изложения простой мысли. В общем, не совпали мы с де Ассизом, хотя, казалось бы, Бразилия: чувства, эмоции, карнавал страстей. Нет, какое-то подобие страстей есть. Но в том то и дело, что подобие.
З.Ы. Для тех, кто как и я, углядел в названии или еще где-то мистику, сообщаю - ее там нет. За исключением ремарки, что о своей жизни пишет уже умерший человек.8941
Аноним23 июня 2024 г.да нормальная книга
или нет...
Я бы сократила. Кинкас Борба (на которого я на протяжении книги так надеялась) какие-то притянутые за уши идеи выдвигает. Эдакий социал-дарвинист, жизнь это борьба и т.п. Но респект за структуру текста, конечно. Любовная любовь, внезапное вкрапление намёка на философию, опять любовная любовь, раскрытие философии. Остроумно получилось. И автор ещё там извиняется перед дорогими читательницами, что мало любовной любови :)
5351