
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 мая 2025 г.Не говори мне о любви...
Читать далееОна была глупа до романтичности, он был умён до цинизма. Ситуация на первый взгляд не может не вызывать иронии. Ну что за семейная жизнь такая? И разве такое возможно, чтобы муж так терпеливо сносил похождения своей неверной супруги и каждый раз принимал её обратно после окончания очередного романа? Я бы со всей своей категоричностью ни за что не поверила и сочла такую историю плодом чистого вымысла автора. Если бы не одно НО. Я сама знала такую семейную пару.
Дело было в небольшом городе, где многие знакомы со многими не через шесть рукопожатий, согласно теории, а буквально через три. По соседству со мной жила семейная пара. Ей чуть за двадцать. Он - на двенадцать лет старше, что было существенно по тем меркам. Взрослый и умудренный жизненным опытом, так сказать. Не то чтобы он был у неё совсем первым. Но замуж она вышла рано, в 18 лет. Беременность, ребенок, унылое благополучие семейной жизни... А ей нестерпимо хотелось страстей, огня, романтики, приключений, чтоб всё горело, горело! Поэтому наша Оксаночка (почти Олечка) буквально перетекала из одних отношений в другие. И об этом знали не только в кругу друзей, знакомых и коллег по работе, но даже и супруг (кстати, по иронии судьбы тоже Сергей). Он, как заботливый отец, ждал свою влюбленную в очередной раз жену дома. И все мы знали, что он знал. И даже бывали ситуации, когда мы все (включая любовника) веселились в одной компании. Но все соблюдали элементарные приличия и всё проходило без скандалов. Хотя бывали и довольно курьёзные ситуации, не скрою. Но это повод для отдельной истории. Скажу только, что всё закончилось в конечном итоге разводом. Он так и не смог дождаться, когда жена нагуляется, повзрослеет и остепенится. Однажды она тоже ушла насовсем.
Почитала отзывы других людей о произведении. Ну да, безусловно, первое, что хочется комментировать - это активную сексуальную жизнь всех героев книги. "Все со всеми" - это перебор, конечно, но в целом никто не держит целибат. Однако упрекать героев и в особенности автора в аморальности такого количества связей может только человек или очень молодой, у которого ничего серьёзного за плечами еще нет, кроме платонических влюбленностей. Или человек с низким либидо и очень небогатым опытом, ограничивающимся единичными случаями сексуальных контактов или одними долгими отношениями. Если же ваша жизнь насыщенна, за спиной несколько браков, а опыт отношений богат, если вы далеки от ханжеского осуждения излишеств, то и к героям этого произведения со всеми их страстями отнесетесь с пониманием и снисхождением. К тому же, все перечисленные романы нам автор подаёт в концентрированном виде, что тоже влияет на восприятие. А на самом деле ведь они охватывают большой период жизни этих людей.
Но мне вот хочется сказать, что явно не для порицания такого социального явления, как б...во и блуд, автор написал это произведение. Ну будьте же тоньше, господа. И близкие отношения между родственниками, кстати сказать, исторически далеко не всегда были осуждаемы обществом. А порой даже и приветствовались во имя чистоты крови. Это в нашем веке мораль (довольно переменчивая в веках) диктует нам запрет на подобные сближения. Но мне кажется главным в этом произведении другое...
- Не говори о любви, ты её не знаешь.
- Я слышал это много лет от тебя и от твоей сестры. Я её не знаю - наверное, потому, что любить в твоём представлении значит приносить всё в жертву чувственности. Ничто не существует - ни любовь настоящая, ни забота о том, кого ты любишь, ни его интересы, ни твои обязательства, ни стыд - ничего! И даже возможность отрешиться на какое-то время от этого физического томления, чтобы понять какую-то необходимую частицу справедливости. Да, в этом смысле я любви не знаю, действительно. Я не бросил бы на произвол судьбы дом, жену и сына - только потому, что мне приятно проводить время с любовницей. Но настоящую любовь знаю я - а ты её не знаешь.
Вот в этом и есть основная суть и основной конфликт романа. Сергея Сергеевича все обвиняют в отсутствии чувств, простых человеческих чувств. Машина с непобедимой улыбкой на лице. При любых обстоятельствах. В этом видится безразличие в первую очередь. И люди совсем не подозревают других мотивов такого его "всё принятия", кроме равнодушия. Так что же в большей степени любовь? Готовность броситься в омут своих чувств, пожертвовав всем остальным ради счастья обладания объектом или умение отказаться от своих чувств ради его/её благополучия и счастья?
84279
Аноним3 октября 2022 г.Читать далееКогда-то читал, что Газданова называли русским Прустом. Отчасти соглашусь с этим , а раз так , то и этот роман вроде сродни прустовскому "Содому и Гоморре". Не знаю , как насчет Содома и Гоморры , но свальный грех здесь явно присутствует. А может и не свальный? А может и не грех? А может это просто любовь в разных ее ипостасях? Ведь если любовь настоящая, то какой же это грех? А если она не первая и не вторая, то может и не грех, а блуд вовсе? Ну что, не напугал я вас? Ну тогда едем дальше.
На самом деле это замечательная и красивая книга, и это определенно лучшее, что я читал у автора. Вернее не читал , а слушал в великолепном исполнении Евгения Терновского. И заканчивалось прослушивание не менее замечательным послесловием американского слависта венгерского происхождения Ласло Диенеша, к слову сказать первоиздателя этой книги , вышедшей в 1992 году( к сожалению, я не нашел ее в продаже). Лучше его о книге и авторе не напишешь, поэтому позволю себе несколько цитат:
«Полет» — одно из самых утонченных произведений Газданова-психолога. Это «камерная драма», или, может быть, правильнее было бы даже сказать — «камерная музыка». Вполне вероятно, что это самая удачная его попытка создать музыкальное впечатление. Это повествование о жизни узкого круга лиц, в основном, членов одной семьи, о самом сокровенном в их жизни, об их любовных взаимоотношениях. В нем дается тончайший анализ их «психологического существования», самых потаенных чувств и мыслей. Писатель изучает и славит любовь, глубоко исследует ее сентиментальные «путешествия» и «полеты», пристально вглядывается в бесчисленное множество форм, которые она принимает.А? Каково? Не роман а музыка. Кстати, один из главных персонажей романа определяет любовь, как музыку без нот. По-моему, великолепное определение! Или вот еще:
Своеобразие стиля Газданова состоит в его способности вернуть словам их первоначальное значение, а также сочетать чрезвычайную чувствительность к тонкостям языка и эмоций с классически ясным способом их выражения. Он один их тех писателей, которые мечтали, как говорит Бодлер в предисловии к своим «Маленьким поэмам в прозе», «в часы душевного подъема создать чудо поэтической прозы, музыкальной без ритма и без рифмы, настолько гибкой и упругой, чтобы передать лирические движения души, неуловимые переливы мечты, содрогания совести».Я не буду писать о сюжете и о персонажах книги. Чтобы не спойлерить, не осуждать и не обсуждать. Все они такие разные, противоречивые, более или менее симпатичные, расчетливые и бескорыстные, эгоисты и альтруисты. Но, не смотря на все противоречия, всех их объединяет любовь, а значит и все мы узнаем и найдем частичку себя в одном или нескольких персонажах. Всех прочитавших роман, удивит и обескуражит финал. Почему произошло так? Что ж, не хочу спойлерить опять же, но для себя я нашел логику этого финала, может быть и спорную, а может и единственно верную. Как знать.. И еще позволю себе одну цитату из книги:
Искусство, Лизочка, изобретено для неудовлетворенныхговорит Сергей Сергеевич, имея в виду, что когда человек влюблен, ему не нужно искусство, так как любовь заполняет его , не оставляя места ни для чего иного. Но любовь ведь редкая и краткосрочная вещь. Ровно как и счастье. А чтобы она возникла и жила больше и дольше, для этого и нужно настоящее искусство и замечательные книги. Такие ,как "Полет". Будьте любимы и любите!
25377
Аноним19 октября 2022 г.Роман для взрослых
Читать далееГлубоко психологичный роман небольшого объёма и серьёзного содержания, написанный лёгким, мелодичным языком в моём восприятии оказался довольно - таки горьким на вкус. Я назвала бы его романом для взрослых. Всё время меня не покидало ощущение, а точнее некое воспоминание из детства... Это такое чувство, которое каждый, наверное, переживал в своей жизни, когда взрослел. Ты маленький, наивный и чистый ребёнок, и, вдруг, приходит момент, когда ты что-то подслушал или случайно увидел из того, что тебе знать пока было нельзя... Какие-то подробности интимной жизни родителей или разговоры взрослых, после которых у тебя в голове одни вопросы и какой-то неприятный привкус... И ты, вдруг, понимаешь - так вот ещё что есть в жизни, оказывается... И вместе с удовлетворённым любопытством чувствуешь неприятное грязненькое разочарованице.
Ну не маленькая я, конечно, сейчас уже. Но привыкла, что в книгах часто присутствует какой-то, быть может, более положительный персонаж по сравнению с другими, на которого оглядываешься постоянно и остальных с ним сравниваешь. И всё часто бывает более пафосно и контрастно что-ли. А эта книга, как городская драма, такая жизненная и настоящая, будто какой-то знакомый рассказывает тебе случай из реальной жизни, причём с интимными подробностями, которые он перечисляет почти шёпотом, чтобы ребёнок в соседней комнате не подслушал то, что пока не для его ушей. А до ушей этих доносится лишь восклицание слушателя - "Да ты что! Неужели правда? Вот так ничего себе..."
Взрослые дяди и тёти родные и не очень закружились в жизненном вихре вместе с тем, что они привыкли называть любовью, которая принимает всякие формы, пока кружится вместе с ними. Некоторые из них каждое своё мимолётное увлечение принимают за любовь, которая вновь и вновь возрождается, как птица феникс из пепла разочарования. Другие прячут её, словно в тёмном подвале, иногда доставая, когда все легли спать или уехали, чтобы поиграть, как с любимой игрушкой, которую нельзя никому показывать, чтобы не отняли. И так целые годы. А иные так и вовсе остаются не знакомы с эти прекрасным чувством за всю свою жизнь. Но как говорил Сергей Есенин -" Нужно обязательно хоть раз в жизни полюбить, иначе вы так и будете думать, что это прекрасно." Поэтому, может и к лучшему?
И да, бывает в этой сфере отношений такое, что лучше бы и не знать вовсе, чтобы не испытывать что-то похожее на то, когда смотришь на инвалида, думая при этом - Ну как же это... Природа, ну ты чего натворила, а? Да, и такое чувство тоже рождалось во мне во время прочтения этой истории. Только мы оглянулись на этого инвалида и пошли себе дальше, а он ведь живёт и с ним кто-то. И так годы...
Но чужие души - потёмки и, подчас, даже для самих хозяев этих душ. И что же можно назвать настоящей любовью? Пылкие страсти с яркими поступками или тихую жертвенность, прикрытую лёгкой насмешкой? Часто бывает, что не подходит ни то, ни другое, а нужна простота и сердечное тепло, чтобы душа перестала метаться, словно в агонии и совершать безрассудства, дабы избежать одиночества даже рядом с любимым. И об этом здесь тоже...
Каждый герой романа, как, в принципе, и каждый из нас хочет урвать свой кусочек любовного, так сказать, счастья, пока живёт. И каждый это делает так, как может, исходя из ресурсов своей души. Каждый, конечно, хочет и пытается, но у жизни свои планы и они не всегда совпадают с нашими. Она иногда вмешивается, как стихийное бедствие да и ставит всё на свои места, "смывая" ошибки природы в один момент. Поэтому, отправляясь в полёт, не надо исключать неожиданного падения с вершины блаженства в бездну разоблачения...
21543
Аноним12 июня 2022 г.Разум и чувства
Читать далееСергей Сергеевич, главный герой книги провоцирует жену на неверность, играет, вернее подыгрывает в их слабостях родственникам и знакомым. Он относится к окружающим великодушно, снисходительно, но не открывается им сам. Все окружающие несколько повернуты на романтических отношениях. Причем это люди разных возрастов, положения, пола. Но ключевое для них - состояние влюбленности. Когда "главную роль играет эротическое начало" голова не включается совсем.
– Кто делает глупость, Лиза?
– Все, мой мальчик, – со вздохом сказала Лиза, – все.
И не то, чтобы это приносило им счастье. В итоге всех ожидает личная катастрофа. Катализатором, как часто бывает, служат деньги или потребность быть любимым.
Вообще книга побуждает к размышлениям о цене личного счастья, о его ценности и моменте, когда оно заканчивается.
У меня была аудиоверсия в исполнении Евгения Терновского. Исполнение профессиональное, качественное. Слушать советую, произведение отличается от других его романов.
17292
Аноним30 августа 2024 г.Читать далееНовый автор для меня. Рада, что познакомилась. В книге было и про автора и его книги, интересно было прочитать. Что касается "Полета", то единая картина всей истории сложилась только к концу. Финал впечатляет. На первый взгляд, история русской семьи за границей обычна, правда отношения у них конечно, как говорится высокие. Все со всеми. В этом случае жалко больше всего ребенка, мальчика Сережу. Мать изменяет отцу, он в свою очередь в долгу не остается. Я даже сначала думала, может я что упустила или не правильно поняла, но нет именно все так и было. И ведь, что интересно, ни мать не любила по настоящему своих любовников, как бывает, ну влюбилась, хоть оправдание, ни отец тоже не имел сильных чувств к своей любовнице, тетку Лизу я вообще не поняла. Вообщем много вопросов героям хотелось задать. Сначала не поняла зачем столько других героев, но в конце все становится понятно.
Рекомендую книгу тем, кто любит такого плана литературу.
12231
Аноним13 декабря 2023 г.Это не полёт, это пролёт какой-то
Читать далееЭто не первое моё знакомство с творчеством Газданова. Некоторые его книги мне прям очень понравились. Были, правда, в моей читательской биографии и такие книги автора, которые тронули меня гораздо меньше.
Тем не менее, за данную книгу взялся с определённой толикой ожидания интересного чтения.
Ну что сказать? Текст написан качественно. Более того, события приблизительно столетней давности удивительным образом рифмуются с днём нынешним. (Бедная Россия!)
В книге описывается жизнь за границей одной русской семьи, вынужденной эмигрировать после Октябрьской революции. Муж, жена и их единственный ребёнок. В общем-то, в материальном плане семья живёт в изрядном достатке, не бедствует. Но вот в духовном плане… Жена бесконечно изменяет мужу, муж равнодушно это сносит… Сын Серёжа живёт сам по себе, под присмотром тёти Лизы, если не ошибаюсь, — сестры отца.
Повторюсь. Текст написан качественно. Но, в какой-то момент чтение показалось мне ужасно скучным. Я запутался в череде проходящих персонажей, раздражился, и читать бросил.
Может, зря. Читательские-то оценки у книги весьма хорошие.11278
Аноним15 декабря 2021 г.Читать далееИ ещё один роман от "рахат-лукума моего сердца" Гайто Газданова.
"Было смутно, предчувственно и приятно" - слова мальчика, одного из героев книги очень ярко характеризуют мои ощущения от прозы Бунина, Набокова, Газданова. Конечно, трёх слов недостаточно, поскольку сюжет, повествующих о судьбах героев, странным образом связанных друг с другом не столько жизнью, сколько общей судьбой, требует большего. Какого-то развёрнутого рассказа о близкородственных связях сексуального характера, о развитии и преображении героев, происходящем прямо на глазах читателя в настоящем времени, о том, как трагедия мгновенно перечёркивает все благие намерения главных героев, вернее, перечёркивает в то время, как они вырвались из многолетних тягостных отношений и буквально начинают двигаться по пути к своему вероятному счастью и гармоничной жизни.
Финал романа неочевиден и странен. И загадочен. И нелогичен. И я расстроилась. Но не разозлилась на автора. Эта странность заставляет думать: отматывать назад, перечитывать, искать, как водится, предпосылки к тому, чем всё должно закончиться. И не находить. Финал как в жизни, не как в литературе. Я не нашла. Зато нашла античную судьбу, фатум, рок, решающий людские судьбы, слепой и безжалостный. А ещё не нашла вот этого дядьку в шляпе набекрень, который всё повторял "У меня есть шанс!" Ну, предположим шансом своим он воспользовался, а кто он такой? Может, сбежал из другого романа Газданова, а то и вовсе постороннего автора? Кто читал? Есть версии? Или это он и есть - фатум?3300