
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 мая 2024 г.Об опасности религиозных сект
Читать далееВам случалось испытывать экстаз? Религиозный, я имею в виду. Каре Куэйн, преданной прихожанке затерянного в Лондоне Храма Священного пламени, это не удалось, хотя она очень старалась. Кара шла к этому долгое время, посещая службы, внося пожертвования и выполняя все предписания преподобного Джаспера Гарнетта. И вот цель, наконец, близка. Её избрали Священным сосудом. Одним непогожим зимним вечером семь посвящённых начали свой тайный обряд: движения, молитвы, священный напиток. Вот-вот на Кару снизойдёт божественный свет, но вместо этого в самый разгар церемонии кто-то выключил её собственный, добавив в чашу с вином банальный яд. Самое удивительное, что почти все присутствующие в первые минуты приняли агонию бедной женщины за религиозный экстаз, а кто-то даже позавидовал. Но время шло, а бездыханный Сосуд лежал на плитах храма. И только Найджел Батгейт, этот вездесущий проныра журналист, вылез из укрытия, откуда он тайно наблюдал за церемонией, и забил тревогу.
Роман "Смерть в экстазе" относится к началу цикла о старшем инспекторе Скотленд-Ярда Родерике Аллейне. В этот ранний период творчества Найо Марш, которая с большим уважением относилась к работам Агаты Кристи и Дороти Сэйерс, отдавала предпочтение традиционному компонованною персонажей по формуле Холмс-Ватсон, где в роли последнего выступает мистер Батгейт. Чуть позже писательница отойдёт от этого клише, введя в романы художницу Агату Трой, которая вскоре станет женой Аллейна, да и Батгейт отвлечётся на собственную личную жизнь. В итоге вакантное место Ватсона займёт инспектор Фокс, с которым Аллейн раскроет более двадцати дел. А в этом романе Фокс пока на вторых, если не третьих ролях. Зато Найджел весьма активно участвует в расследовании. Ему даже разрешено стенографировать допросы.
Расследование идёт своим размеренным ходом. Поскольку убийство камерное, то подозреваемых всего-то шесть человек. Следствию не составляет труда проследить жизненные тропы каждого участника убийственной церемонии. Очень скоро выясняются странные и неприятные вещи почти обо всех леди и джентльменах. Просто удивительно, как много разных грехов, непотребностей и грязи способно укрыться под эгидой церковных учений. Перво-наперво удивляет, что это церковь Священного пламени была исключительно коммерческим мероприятием. Хотя, если подумать, это, скорее, закономерно. Там, где появляется американец, вскормленный не материнским молоком, а понятиями бизнеса, и мыслящего одной категорией под названием "прибыль", ничего другого, наверное, ожидать не стоит. И потом ещё преподобный - мужчина в самом расцвете сил с прекрасной шевелюрой, отменной статью и сочным голосом, владеющий ораторским (и актёрским) искусством, прямо-таки создан для того, чтобы эффективно стричь свою паству, причём в случае с таким видным джентльменом речь идет не только о деньгах, но и о женской натуре.
Крайне нелицеприятна выглядит борьба местных леди за преподобного. В ход, как водится, идёт всё: сплетни, наговоры и даже открытые ссоры. Женская ревность не останавливается ни перед чем. Кроме того, всплывёт жуткая история с наркотиками. Это, пожалуй, первая на моей памяти книга тех времён, в которой сделан акцент на этой теме. То есть тут не вскользь про опиум, как у Конан Дойля или у Агаты Кристи, а конкретно введено в роман на ровне с другими мотивами, а также как следствие, и как кусочек финала, и это расписано на много страниц. Крепкие напитки, подливаемые отче в свои и чужие бокалы, выглядят детским лепетом на этом фоне.
Что касается финала, то он не очень удивил. В этот раз Найо Марш не удалось меня обмануть. Она, конечно, пытается запрятать убийцу, то выводя его из круга подозреваемых, то вводя туда, то забывая о нём. Но даже несмотря на то, что маленькие (в этот раз реально маленькие, буквально микроскопические) авторские звоночки, указывающие на виновность данного героя, прошли мимо моего внимания, вполне можно догадаться о личности убийцы. Родерик Аллейн никогда не слыл глупцом и быстро сообразил, на ком стоит защёлкнуть наручники. И последняя ремарка об Аллейне. Прочитав почти всю серию, так и не могу сформулировать своё отношение к нему. Умный - да, верный - да, справедливый - да, но почему-то от него веет холодом. Персонаж интересный, спору нет, но однозначно для меня не привлекательный.
48208
Аноним6 октября 2025 г.Скотленд-Ярд против Храма Священного Пламени, или «это дело должно быть слишком простым, поскольку выглядит чересчур причудливо»
Читать далееДетектив, о котором пойдёт речь в данной рецензии, является довольно ранним (четвёртым по порядку) произведением Найо Марш, впервые опубликованным в 1936 году, под названием на языке оригинала: «Death in Ecstasy». У нас он выходил, в частности, в 1991 году (в составе сборника: «Трактир у озера», выпущенного бакинской издательской фирмой «Нашир»: https://www.livelib.ru/book/1001208073-traktir-u-ozera-najo-marsh) и в 2015–2016 гг. в издательстве АСТ, причём первое из этих изданий имело массовый тираж и ныне остаётся гораздо более доступным, но по объёму текста уступает аэстэшному в два с половиной раза! (Оказалось, что перевод изначально был сделан для журнала «Наука и религия», с которого, конечно, что взять...)
История началась с того, что журналист Найджел Басгейт — приятель сыщика Родерика Аллейна (неоднократно встречающийся в ранних произведениях писательницы) попал на собрание экзотической тоталитарной секты (исповедавшей некую смесь древнегерманских культов и скандинавских мифов). И прямо на его глазах во время обряда, напоминающего христианское причащение, женщина, выпившая вино из священной чаши, тут же упала замертво — как оказалось, из-за отравления цианидом. (Кстати, вопреки аннотации, речь здесь идёт не о юной девушке, а о 35-летней даме — незамужней и весьма состоятельной...) В итоге, вызванному по знакомству мистеру Аллейну довелось заниматься расследованием не только этого убийства (что оказалось весьма непросто, так как мотив имелся у многих, хотя и у каждого свой), но и некоторых других сторон деятельности данной религиозной организации...
Моё мнение: в целом речь идёт о вполне классическом детективе, который читается легко и не без интереса. В то же время, меня он как-то не очень зацепил (возможно, не хватило позитива и полноценной любовной линии, как у Агаты Кристи), да и концовка не расставила все точки над «i». Так что моя оценка этой вещи — 8,5 по десятибалльной шкале.
Соглашусь, пожалуй, с тем, что в своё время было написано в американской прессе: «Есть внутренние доказательства того, что это более ранняя книга Найо Марш. Ей не хватает мастерского построения сюжета и зрелого стиля, характерных для большинства других произведений этого автора. Но, несмотря на это, она намного лучше среднестатистических детективных романов. Мисс Марш, возможно, ещё не нашла себя полностью, но она уже обладала необычайно сильным талантом рассказчицы».
И ещё. Именно на данной вещи я полностью завершил своё знакомство с детективами писательницы, начатое ещё более двух лет назад. И не то, чтобы Найо Марш при этом стала моим любимым автором (кстати, моя персональная средняя оценка её произведений в точности совпала с баллом по Лайвлибу в целом — 3,9). Но всё-таки, её новых книг мне будет определённо не хватать, и тем, кому ещё только предстоит знакомство с творчеством этой писательницы, я немного завидую...41322
Аноним26 октября 2025 г.Читать далееОт детектива остались смешанные впечатления. С одной стороны, весьма любопытная загадка ограниченный круг подозреваемых, странная церковь, подозрительный священник, наркоманы и богатые наследники. С другой стороны, весьма затянуто повествование без огонька. А ещё мне не понято зачем убийце так подставляться. Всегда можно ошибиться, упустить какую-то улику. На мой взгляд проще было сделать героиновый передоз убитой. Или поискать какой-то другой вариант.
Но снизила оценку я по другому поводу. Автор предоставляет читатели как и гг бОльшую часть улик, но две самых основных остаются за кадром. И они прямым текстом сообщают кто убийца, что выглядит скучновато. Вот за это пол балла я снизила.2383
Аноним15 мая 2016 г.Читать далееОчередные приключения инспекторов Аллейна и Фокса позволили мне скоротать пару вечеров за неспешным приятным чтением.
Эта история несколько отличается от тех, что я читала. Инспектор Аллейн показался мне не таким ярким, как обычно. Его знаменитый аристократизм проявлялся, наверное, в основном в совершенном знании французского.
Очень неожиданно в классические английские детективы пробралась тема наркотиков. Я даже специально посмотрела, в каком году была написана книга. Понятно, что у меня большие проблемы с оценкой исторических эпох, но было полное ощущение, что действие происходит в 50-е годы, а оказалось, что это середина 30-х. Я, конечно, помню "Человека с рассеченной губой" Артура Конана Дойла, но все-таки широкого распространения эта тема не получала. А тут внезапно в качестве одной из основных линий. Правда, надо отметить, что все это описано с классической английской сдержанностью и аккуратностью.
Приятным бонусом оказался реверанс в адрес мэтров детективного жанра в одном из эпизодов (кстати, надо не забыть поискать третьего упомянутого персонажа). Присутствие Найджела Басгейта добавило забавных эпизодов. А в целом я получила приятно проведенное время с книгой одной из любимых писательниц.15220
Аноним6 декабря 2017 г.Читать далееНайо Марш «Смерть в экстазе»
Найо Марш умеет удивлять, убийства в ее детективах происходят и во время театральных постановок, и на отдыхе на новозеландском курорте и в круизе по Темзе. На этот раз инспектору Скотленд-Ярда Родерику Аллейну в компании с верным «оруженосцем» Найджелом Батгейтом предстоить расследовать странную гибель молодой женщины Кары Куэйн. Вопреки названию столь печальный случай происходит не во время любовных утех, а в храме Священного пламени, в кругу сторонников некоего таинственного культа:
– Я потрясен. До сих пор не понимаю, что произошло. Какая неведомая сила поразила эту благословенную душу в момент духовного экстаза?
– Цианистый калий, – холодно ответил Аллейн. – Впрочем, это предварительная информацияКонечно-же у всех подозреваемых окажется изрядное количество скелетов в шкафах и уйма мотивов для совершения преступления, но инспектoр Аллейн опираясь на здравый смысл, изрядную долю самоиронии и тонкого юмора с честью выйдет из затруднительного положения:
Да, сэр. Я понимаю, что вы чувствуете, занимаясь «мокрыми делами». Мне кажется, все дело в вашей восприимчивости. Вы человек очень впечатлительный. Про меня этого не скажешь, но даже мне порой кажется странным, что мы так спокойно ходим на службу, жалуемся на рутину, ворчим, когда не удается вовремя поесть, и при этом знаем, что, если хорошо сделаем свою работу, кому-нибудь придется болтаться в петле. Потому что так уж все устроено. Кто-то долженВ целом повествование не изобилует захватывающими поворотами сюжета, мотив злодеяния кажется банальным, а дама сердца Родерика Аллейна все еще не выходит из тени, но странное дело, читать было легко и уютно, возможно из-за присутствия очаровательного инспектора Скотленд-Ярда, а может быть и оттого, что несмотря на происхождение Найо Марш удался настоящий английский детектив…
14451
Аноним13 февраля 2016 г.Читать далееНайо Марш - "Смерть в экстазе".
У каждого писателя есть как удачные вещи, так и не очень. В случае с Найо Марш всё расплывчато: шанс нарваться на крепкий, добротный детектив равен вероятности прочитать "проходнячок". "Смерть в экстазе" - ни то, ни другое. Так, серединка на половинку. Инспектор Аллейн со своей командой появляются практически сразу, а не через сотню страниц, как часто бывает, но зато и события представляются яснее, без особого сумбура. Соответственно, читать про них не скучно.
А вот сам детектив - на троечку. Развязка простоватая, замысел и мотив убийцы, хоть и естественные в жизненном плане, ничего оригинального собой не представляют. Аллейн привычно идеален: кому надо - поможет и посоветует, перед каждым смотрится щеголем и умником - в общем, добрый папа и строгий судия в одном лице. Неудивительно, что такому по плечу расщелкать любое преступление.
И если бы не развязка, тема могла бы быть намного интереснее. Убийство происходит в церкви, причем с самого начала понятно, что речь идет об околосектантской среде, а не о привычной обществу христианской конфессии. В наличии - и священник, обладающий полумистической властью, и его помощники-причетники, и истово верующие, и не столько верующие, сколько ищущие выгоду прихожане. Вот среди этого, достаточно узкого, круга персонажей и происходит убийство. Жертва выпивает отравленное вино, а на подозрении - только те, кто держал чашу в руках во время соответствующего ритуала (почему я акцентирую на этом внимание - чуть ниже, спойлеров тут нет). С таким ограниченным кругом подозреваемых есть, наверное, всего один способ удачного завершения романа - дать читателю забыть о каом-либо из героев, а в конце хлестнуть наотмашь: вот это убийца. Марш пошла по другому пути, которым владела в совершенстве только Агата Кристи: она перед оглашением личности преступника упомянула всех поименно. Но Кристи после подобных штук четко и ясно выписывала злодейский план, и неожиданность заключалась именно в нем. Нужные улики, ключики и намеки "выстреливали" в свое, точно означенное время, и читатель мог с чистой душой хлопнуть себя по лбу со словами: "Как же я не заметил?" Этот прием по-другому не работает, поэтому я и пишу, что у Марш финт не получился.
Ну и в заключение - о житейском и обыденном. Пожалуй, именно в данной книге (серия "Золотой век английского детектива") редакторы и корректоры сработали рекордно халтурно. Такого количества опечаток (именно их, а не ошибок) на одно произведение я, наверное, раньше не встречал. В именах, во фразеологизмах, в отдельных словах - везде. Ну а по поводу редактуры лучше всего за меня скажут две цитаты. Чтобы не портить такую красоту своими комментариями, специально выделю жирненьким место подвоха. Итак, вспоминаем вышеописанный способ убийства. Вот непосредственный момент события:
Женщина поднесла к губам чашу. Она все больше откидывала голову назад, пока не осушила все до последней капли.А вот - первые шаги в расследовании:
Аллейн открыл черный саквояж, натянул пару резиновых перчаток и достал бутылочку с маленькой воронкой. Он перелил туда немного вина из чаши.8209
Аноним14 января 2017 г.Читать далееУдивительно, как просто в Англии организовать свою собственную церковь. Надо лишь найти подходящее помещение (а небольших храмов в Лондоне, по-видимому, полно), набрать кое-какую паству (а желающих во что-то верить, как всегда, хватает) и, одно из самых существенных условий - обеспечить какое-никакое финансирование. Да, еще надо придумать "новое" учение или течение или что-нибудь в этом духе. Вот и готово - Храм Священного пламени со своими немногочисленными, но верными адептами. Весьма странный набор, надо сказать - американский бизнесмен, старушка "божий одуванчик", молодая богатая и красивая дама, вдова, два юных странноватых причетника, француз-коллекционер, влюбленная парочка, церковный староста и, конечно же, сам священник, он же основатель, он же главный акционер этого коммерческого предприятия.
Как-то дождливым вечером скучающий журналист Найджел Басгейт забрел на огонек этой церкви и стал свидетелем некого обряда, в результате которого Кара Куэйн должна была воплотиться в Избранный сосуд, но была попросту отравлена.
Инспектор Аллейн с присущей ему неторопливостью занялся расследованием, близко познакомился со всеми подозреваемыми и обнаружил массу интересных фактов (вплоть до торговли наркотиками и сексуальных оргий). Под подозрением по очереди оказывались все присутствовавшие в ту ночь в храме, а настоящего убийцу, несмотря на всю изощренность и продуманность отравления, выдал мотив.5229