Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть в экстазе

Найо Марш

  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2024 г.

    Об опасности религиозных сект

    Вам случалось испытывать экстаз? Религиозный, я имею в виду. Каре Куэйн, преданной прихожанке затерянного в Лондоне Храма Священного пламени, это не удалось, хотя она очень старалась. Кара шла к этому долгое время, посещая службы, внося пожертвования и выполняя все предписания преподобного Джаспера Гарнетта. И вот цель, наконец, близка. Её избрали Священным сосудом. Одним непогожим зимним вечером семь посвящённых начали свой тайный обряд: движения, молитвы, священный напиток. Вот-вот на Кару снизойдёт божественный свет, но вместо этого в самый разгар церемонии кто-то выключил её собственный, добавив в чашу с вином банальный яд. Самое удивительное, что почти все присутствующие в первые минуты приняли агонию бедной женщины за религиозный экстаз, а кто-то даже позавидовал. Но время шло, а бездыханный Сосуд лежал на плитах храма. И только Найджел Батгейт, этот вездесущий проныра журналист, вылез из укрытия, откуда он тайно наблюдал за церемонией, и забил тревогу.

    Роман "Смерть в экстазе" относится к началу цикла о старшем инспекторе Скотленд-Ярда Родерике Аллейне. В этот ранний период творчества Найо Марш, которая с большим уважением относилась к работам Агаты Кристи и Дороти Сэйерс, отдавала предпочтение традиционному компонованною персонажей по формуле Холмс-Ватсон, где в роли последнего выступает мистер Батгейт. Чуть позже писательница отойдёт от этого клише, введя в романы художницу Агату Трой, которая вскоре станет женой Аллейна, да и Батгейт отвлечётся на собственную личную жизнь. В итоге вакантное место Ватсона займёт инспектор Фокс, с которым Аллейн раскроет более двадцати дел. А в этом романе Фокс пока на вторых, если не третьих ролях. Зато Найджел весьма активно участвует в расследовании. Ему даже разрешено стенографировать допросы.

    Расследование идёт своим размеренным ходом. Поскольку убийство камерное, то подозреваемых всего-то шесть человек. Следствию не составляет труда проследить жизненные тропы каждого участника убийственной церемонии. Очень скоро выясняются странные и неприятные вещи почти обо всех леди и джентльменах. Просто удивительно, как много разных грехов, непотребностей и грязи способно укрыться под эгидой церковных учений. Перво-наперво удивляет, что это церковь Священного пламени была исключительно коммерческим мероприятием. Хотя, если подумать, это, скорее, закономерно. Там, где появляется американец, вскормленный не материнским молоком, а понятиями бизнеса, и мыслящего одной категорией под названием "прибыль", ничего другого, наверное, ожидать не стоит. И потом ещё преподобный - мужчина в самом расцвете сил с прекрасной шевелюрой, отменной статью и сочным голосом, владеющий ораторским (и актёрским) искусством, прямо-таки создан для того, чтобы эффективно стричь свою паству, причём в случае с таким видным джентльменом речь идет не только о деньгах, но и о женской натуре.

    Крайне нелицеприятна выглядит борьба местных леди за преподобного. В ход, как водится, идёт всё: сплетни, наговоры и даже открытые ссоры. Женская ревность не останавливается ни перед чем. Кроме того, всплывёт жуткая история с наркотиками. Это, пожалуй, первая на моей памяти книга тех времён, в которой сделан акцент на этой теме. То есть тут не вскользь про опиум, как у Конан Дойля или у Агаты Кристи, а конкретно введено в роман на ровне с другими мотивами, а также как следствие, и как кусочек финала, и это расписано на много страниц. Крепкие напитки, подливаемые отче в свои и чужие бокалы, выглядят детским лепетом на этом фоне.

    Что касается финала, то он не очень удивил. В этот раз Найо Марш не удалось меня обмануть. Она, конечно, пытается запрятать убийцу, то выводя его из круга подозреваемых, то вводя туда, то забывая о нём. Но даже несмотря на то, что маленькие (в этот раз реально маленькие, буквально микроскопические) авторские звоночки, указывающие на виновность данного героя, прошли мимо моего внимания, вполне можно догадаться о личности убийцы. Родерик Аллейн никогда не слыл глупцом и быстро сообразил, на ком стоит защёлкнуть наручники. И последняя ремарка об Аллейне. Прочитав почти всю серию, так и не могу сформулировать своё отношение к нему. Умный - да, верный - да, справедливый - да, но почему-то от него веет холодом. Персонаж интересный, спору нет, но однозначно для меня не привлекательный.

    48
    208