Рецензия на книгу
Смерть в экстазе
Найо Марш
Аноним6 октября 2025 г.Скотленд-Ярд против Храма Священного Пламени, или «это дело должно быть слишком простым, поскольку выглядит чересчур причудливо»
Детектив, о котором пойдёт речь в данной рецензии, является довольно ранним (четвёртым по порядку) произведением Найо Марш, впервые опубликованным в 1936 году, под названием на языке оригинала: «Death in Ecstasy». У нас он выходил, в частности, в 1991 году (в составе сборника: «Трактир у озера», выпущенного бакинской издательской фирмой «Нашир»: https://www.livelib.ru/book/1001208073-traktir-u-ozera-najo-marsh) и в 2015–2016 гг. в издательстве АСТ, причём первое из этих изданий имело массовый тираж и ныне остаётся гораздо более доступным, но по объёму текста уступает аэстэшному в два с половиной раза! (Оказалось, что перевод изначально был сделан для журнала «Наука и религия», с которого, конечно, что взять...)
История началась с того, что журналист Найджел Басгейт — приятель сыщика Родерика Аллейна (неоднократно встречающийся в ранних произведениях писательницы) попал на собрание экзотической тоталитарной секты (исповедавшей некую смесь древнегерманских культов и скандинавских мифов). И прямо на его глазах во время обряда, напоминающего христианское причащение, женщина, выпившая вино из священной чаши, тут же упала замертво — как оказалось, из-за отравления цианидом. (Кстати, вопреки аннотации, речь здесь идёт не о юной девушке, а о 35-летней даме — незамужней и весьма состоятельной...) В итоге, вызванному по знакомству мистеру Аллейну довелось заниматься расследованием не только этого убийства (что оказалось весьма непросто, так как мотив имелся у многих, хотя и у каждого свой), но и некоторых других сторон деятельности данной религиозной организации...
Моё мнение: в целом речь идёт о вполне классическом детективе, который читается легко и не без интереса. В то же время, меня он как-то не очень зацепил (возможно, не хватило позитива и полноценной любовной линии, как у Агаты Кристи), да и концовка не расставила все точки над «i». Так что моя оценка этой вещи — 8,5 по десятибалльной шкале.
Соглашусь, пожалуй, с тем, что в своё время было написано в американской прессе: «Есть внутренние доказательства того, что это более ранняя книга Найо Марш. Ей не хватает мастерского построения сюжета и зрелого стиля, характерных для большинства других произведений этого автора. Но, несмотря на это, она намного лучше среднестатистических детективных романов. Мисс Марш, возможно, ещё не нашла себя полностью, но она уже обладала необычайно сильным талантом рассказчицы».
И ещё. Именно на данной вещи я полностью завершил своё знакомство с детективами писательницы, начатое ещё более двух лет назад. И не то, чтобы Найо Марш при этом стала моим любимым автором (кстати, моя персональная средняя оценка её произведений в точности совпала с баллом по Лайвлибу в целом — 3,9). Но всё-таки, её новых книг мне будет определённо не хватать, и тем, кому ещё только предстоит знакомство с творчеством этой писательницы, я немного завидую...41322