
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 апреля 2018 г.Марксизм и извращения
Читать далее1. Кругом полно извращенцев, всячески извращающих марксизм.
2. Главными извращенцами являются не столько буржуазия и анархисты, сколько ренегаты социал-демократы (такие как Плеханов, Каутский и всякие там меньшевики).
3. В вопросе о государстве их извращенная природа проявляет себя ярче всего.
4. Извращенцы говорят: «Государство может служить интересам всего народа», тогда как Маркс говорит ясно, что государство ВСЕГДА есть инструмент подавления одного класса другим.
5. Извращенцы говорят: «Пролетариат может использовать буржуазное государство в своих целях, добиваясь постепенного улучшения своего положения». Маркс говорит, что если пролетариат и может использовать в своих целях буржуазное государство, то лишь в целях уничтожения этого государства. Непосредственно в своих интересах пролетариат может осуществлять лишь свою собственную диктатуру, а диктатура пролетариата это и есть социалистическое государство.
6. Некоторые особо извращенные типы утверждают, что жизнь без государства – это утопия и что стремление к такой жизни есть вовсе не марксистская, а анархистская позиция. А социал-демократы, мол, в отличие от анархистов, государство признают. Можно ли представить себе большее извращение! Анархисты требуют отменить государство, что, безусловно, есть утопия. Марксисты говорят о постепенном отмирании государства, что есть строго-научная позиция. Но никакого государства марксисты не признают. Пролетариату только на время нужно государство – в целях подавления эксплуататоров (а также всяких извращающих марксизм типов) и искоренения эксплуатации как таковой.
7. Чего не могут понять различного рода извращенцы, так этого ясного учения Маркса о диктатуре пролетариата как переходной форме государства, соответствующей социализму. Задача пролетарской революции состоит именно в том, чтобы сломать буржуазное государство (а не использовать его в своих целях или совсем государство отменить), а на его место поставить государство пролетарское. Но это уже будет как бы «не совсем» государство, потому что если раньше меньшинство эксплуататоров всегда угнетало большинство трудящихся, то теперь большинство трудящихся будет следить за меньшинством, сохраняющим капиталистические замашки.
8. И все же диктатура пролетариата остается государством, то есть организованным насилием, осуществляемым господствующим классом. А пока есть государство – все еще нет подлинной свободы. Когда будет свобода, не будет государства. Как и извращенцев.
9. При этом сама природа социалистического государства такова, что государство начинает с неизбежностью отмирать. Раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то «особой силы» для подавления уже не нужно! Сколько времени займет постепенное отмирание этого становящегося теперь все более и более ненужным государства, мы не знаем, но что оно случится – это несомненно. Нужно лишь, чтобы развилась и укоренилась привычка к всеобщей честной трудовой жизни, - без чиновников и постоянной армии, а также без разделения труда, и прежде всего без разделения труда на умственный и физический. На смену бюрократическому буржуазному монстру, превращающего человека в отчужденный от своего труда автомат, выполняющий строго-определенные функции, грядет царство полного развития подлинно свободной личности. Пока же мы имеем дело со здоровым, но угнетенным трудовым народом и всякими извращенными умниками.
10. Что такое социализм? Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. Какая прекрасная картина! Но еще не совсем прекрасная. Эксплуатации уже нет, но и подлинного равенства и справедливости тоже нет, ведь кто-то в соответствии со своей работой будет получать больше, а кто-то – меньше. А это все-таки еще некоторое извращение подлинной справедливости.
11. Что такое коммунизм? «Каждый по способностям, каждому — по потребностям». Делай то, к чему душа лежит, и получай все, что захочешь. И никакого государства, так как уже не над кем осуществлять насилие. Наконец-то картина стала прекрасной без изъяна!
12. Марксисты – не утописты. Марксисты – не утописты. Марксисты – не утописты. Марксисты – не утописты. Ну не утописты мы. Мы – марксисты.
13. Простите, но мне пора бежать – тут, оказывается, уже и революция произошла. А ведь куда приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нем писать. Лет сто пройдет, и сами увидите, что из всего этого вышло.
(Почти) Ленин. Петроград, 30 ноября 1917.
324,7K
Аноним13 мая 2015 г.Читать далееОдни ругают Ленина как теоретика тоталитаризма, другие хвалят как великого державника. То и другое ошибочно. В этой книге Ленин выражает свое отношение к государству: даже революционное государство - это временно необходимое зло, строительные леса, которые нужны для построения общества без государства, без подавления. В отличие от анархистов, Ленин понимает: нельзя отменить государство одим махом. Государство может постепенно смениться самоуправлением по мере развития средств связи (сейчас это интернет-опросы, конференции ), по мере технического прогресса, роста изобилия, утихания грызни за скудный кусок. Вот основная идея книги. По волшебству свободное общество не возникнет, для этого нужна материально-техническая база. В XX веке эта база еще не возникла нигде в мире. Может быть, возникнет в нашем веке? Ведь технологии быстро развиваются.
203,4K
Аноним11 февраля 2021 г.Читать далееЯркая и интересная работа. Читается относительно легко.
Для себя в качестве центральной идеи выписал следующую цитату:
Буржуазное государство не "отмирает", по Энгельсу, а уничтожается в революции. Отмирает после этой революции пролетарское государство или полугосударство.Вот именно эту мысль, как мне показалось Владимир Ильич и обосновывал через обращение к трудам классиков (Маркса и Энгельса), через иллюстрации историческими примерами и через полемику с политическими противниками (социал-демократами, оппортунистами, анархистами).
То есть:
- нельзя просто взять старые рычаги управления социумом и построить новое общество (как говорится, "никто не вливает молодого вина в мехи ветхие");
- но и после построения нового общества (социализма) на месте стоять нельзя: нужно строить бесклассовое общество, не нуждающееся в государственном аппарате (коммунизм).
Утопия? Ну, когда-то ведь и отмена крепостного права считалась нарушением мирового порядка. А еще были времена, когда рабство было вполне естественным (и для многих полезным) явлением...
Еще раз проясняется классовый характер института государства. Буржуазной, парламентской демократии противопоставляется более прогрессивная, с точки зрения марксизма, диктатура пролетариата (кстати, отпугивающий термин диктатура по изначальной задумке-то никакого негатива не несет).
Не могу похвастаться полным погружением в материал, но после прочтения сложилось стойкое впечатление, что разложил Владимир Ильич все по полочкам! :)
182,1K
Аноним12 сентября 2011 г.Читать далееДанное произведение - не самое большое, что есть у Ленина, но самое своевременное, меткое и, надо признаться, спорное. "Государство и революция", с одной стороны, повторяет заученные до автоматизма тезисы марксистов начала XX века, а с другой стороны, идет значительно глубже пространных лозунгов и выносит на свет вещи, способные расколоть и перессорить целые революционные и социалистические движения. В своей работе Ленин говорит об участи государства в революции и отношения к нему со стороны неразбавленного социал-демократией учения Маркса так, что читатель без труда найдет несоответствия советского, да и вообще любого "социалистического" общественного строя от первоначальных замыслов классика...
Книга станет хорошим материалом для всех желающих разобраться в идеологических истоках русской революции и основных социальных постулатах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.131,7K
Аноним11 июля 2020 г.О книге в "Кратком философском словаре". Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939 года:
Читать далее"Государство и революция" - гениальное произведение В.И.Ленина, написанное им в августе-сентябре 1917 г. Работа "Государство и революция" представляет новый этап в развитии марксистского учения о государстве и является в то же время боевой программой практических действий революционного пролетариата. В I главе книги Ленин показывает, что государство возникло на определенной ступени общественного развития как продукт непримиримости классовых противоречий. Государство является органом насилия одного класса над другим. Все ранее существовавшие государства были органами насилия меньшинства - эксплуататоров - над большинством - эксплуатируемыми. Современные буржуазно-демократические республики являются также формой господства эксплуататоров-капиталистов над большинством угнетенного населения. Ленин показывает, как извращали марксизм эсеры и меньшевики, утверждая, что государство является органом примирения классов, и как более тонко фальсифицировал марксизм Каутский, отрицавший необходимость уничтожения пролетариатом буржуазной государственной машины. Во II, III и IV главах Ленин показывает, как Маркс и Энгельс, обобщая опыт революции 1848 -1851 гг. и особенно Парижской коммуны 1871 г., приходит к выводу, что пролетариат, устанавливая свою диктатуру, необходимую ему для подавления сопротивления эксплуататоров и для строительства социализма, должен уничтожить, разбить старую буржуазную государственную машину. Ленин показывает, что главным в учении Маркса и Энгельса является учение о диктатуре пролетариата и что именно это учение выхолащивалось из марксизма врагами марксизма. Ленин неоднократно подчеркивает, что буржуазное государство не отмирает, как проповедовали оппортунисты, а уничтожается пролетарской революцией, отмирает же впоследствии пролетарское государство. В V главе Ленин анализирует экономические основы отмирания пролетарского государства. Разоблачив всю ложь буржуазной демократии, имеющей своей целью обман и порабощение масс, Ленин рзъясняет, что диктатура пролетариата впервые в истории дает подлинную демократию для народа, выражает интересы громадного большинства. Характеризуя первую фазу коммунизма - социализм, Ленин указывает, что основным принципом этой фазы является: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду". На высшей фазе коммунизма, когда в результате титанического развития производительных сил будет создано полное изобилие продуктов, продукты будут распределяться по принципу: "каждый по способностям, каждому по потребностям". Заключительная часть работы Ленина дает уничтожающую критику взглядов анархизма и оппорутнистических извращений марксизма по вопросу о государстве. Разбирая полемику Плеханова с анархистами, Ленин подчеркивает, что Плеханов обошел самое актуальное, политически наиболее существенное в борьбе против анархизма - отношение анархистов к государству. Анархистская теория о немедленном уничтожении государства вообще (в том числе и бухаринская "теория взрыва" государства) контрреволюционна, так как направлена против диктатуры пролетариата. Анализируя историю измены марксизму со стороны Каутского, Ленин показывает, что систематический уклон к оппортунизму проявлялся у него именно по вопросу о государстве. Эти оппортунистические шатания Каутского завершились переходом его на позиции оппортунизма, полным отказом от пролетарской революции, от идеи разрушения буржуазной государственной машины. Ленин приходит к выводу, что II Интернационал в подавляющем большинстве своих официальных представителей пришел к оппортунизму. "А мы, - писал Ленин, - пойдем на раскол с оппортунистами, и весь сознтельный пролетариат будет с нами в борьбе...за свержение буржуазии, за разрушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику типа Коммуны или республику Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, за революционную диктатуру пролетариата. В этой работе Ленин доказал, что государственной формой политической власти рабочего класса, т.е. формой диктатуры пролетариата, является власть советов, а не республика парламентского типа, как до этого думали марксисты.
111,9K
Аноним16 июня 2022 г.Организуем крупное производство, исходя из того, что уже создано капитализмом, сами мы, рабочие, опираясь на свой рабочий опыт, создавая строжайшую, железную дисциплину, поддерживаемую государственной властью вооруженных рабочих, сведем государственных чиновников на роль простых исполнителей наших поручений, ответственных, сменяемых, скромно оплачиваемых «надсмотрщиков и бухгалтеров» (конечно, с техниками всех сортов, видов и степеней) — вот наша, пролетарская задача, вот с чего можно и должно начать при совершении пролетарской революции.Читать далее
Но эта «фабричная» дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед.
Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», т. е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям.
...
Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».
Там всё будет бесплатно,там всё будет в кайф
Там наверное вощще не надо будет (умирать)
Егор ЛетовОчень простая, очень понятная, кристально прозрачная - я бы сказал - книга. И это здорово. Никакой тебе зауми, все честно, все прямо - по большевистски. Заменяем государственную систему на диктатуру пролетариата. Возлагаем административные функции на всех и каждого. Обеспечиваем производственную дисциплину. Обеспечиваем справедливое распределение и рост производительных сил. А потом государство отомрет само, как более не нужное. Даже спорить не хочется, хотя все это вилами по воде. Главное, что есть План! Вот только люди для его реализации нужны какие-то особенные, на нашей планете таких нет.
7950
Аноним7 октября 2025 г.Читать далее"Государство и революция" — один из ключевых трудов Ленина. Его задача — восстановить подлинные марксистские идеи о государстве в противовес оппортунистических и анархистских интерпретаций и обосновать необходимость слома буржуазной государственной машины и установления диктатуры пролетариата как переходной формы к бесклассовому обществу.
Ленин объясняет, что государство — это инструмент классового господства, орудие, которое буржуазия использует для подавления трудящихся. Он опирается на марксистскую теорию и утверждает, что государство возникло вместе с классами и исчезнет одновременно с ними — через насильственную революцию. При этом он критикует социалистов, которые считают государство нейтральным или надеются "обуздать" буржуазный аппарат, подчёркивая необходимость слома старого мира и создания новой власти — диктатуры пролетариата. По Ленину, это неизбежный переходный этап, во время которого массовое насилие и централизованная власть нужны, чтобы подавить сопротивление эксплуататоров, но это не конечная цель, а временный шаг перед тем, как государство постепенно начнёт отмирать, уступая место бесклассовому обществу, где распределение происходит уже по потребностям, а управление становится всё более демократическим.
Для меня лично очевидна важность этой работы для понимания современных реалий и политических процессов. "Государство и революция" напоминает, что без укоренения власти трудящихся и постоянной борьбы за демократию перемен не будет. Это классика, которую нужно не только знать, но и понимать — особенно в наши дни.
547
Аноним16 октября 2014 г.Читать далеечитав цю книгу, через працю над поняттям "революція".
цікавість книги в даті завершення її писання, це серпень 1917 року. Фактично через два місяці відбудеться жовтневий переворот і історія світу повністю змінеться, світ таким як був до цього перестане існувати.
коротко про цю працю. це просто одна з кращих його праць, якщо комусь потрібно зрозуміти: а чого насправді хотіли більшовики/комуністи/марксисти?
майбутній радянський союз, був половинчатою реалізацією цієї книги. озброєний пролетаріат, взявши владу - знищив буржуазію, але.. держава не "отмирла", а навпаки, клас експлататорів поповнився новим терміном: партійна номенклатура.але, всім раджу. і ще звісно: "детская болезнь левизны в коммунизме".
51,9K
Аноним10 мая 2025 г.Зачем читать Ленина сегодня
Читать далееПризнаюсь, что приступая к чтению, ловила себя на мысли, что чтение будет носить скорее исторически-ознакомительный характер. Несмотря на гениальность автора (кто бы как бы не относился к личности Ленина, но этот факт признают практически все)
Поделюсь несколькими мыслями и инсайтами, возникшими при чтении данного сборника.
1. Искусство ведения полемики ( работа "Что делать")
- Сочетание принципиальности и гибкости, умение маневрировать, сохраняя непреклонное движение к конечной цели (работа "Детская болезнь левизны"). При чтении этой работы подумалось, кстати , что в современном мире Ленин был бы одним из первых, кто использовал бы преимущество технологий, включая ИИ (Его призыв использовать все методы, активно реагируя на изменение обстоятельств, появление новых методов, но не бросая и старые).
- Понимание неизбежности ошибок в любом деле. Главное, чтобы ошибки учитывались в построении дальнейшей работы. Ну и не были фатальными. А фатальными они становятся главным образом из-за упорствования в них и нежелании смотреть на мир шире, в том числе, на своих конкурентов
- Работа с конкурентами! Даже не борьба, потому что Ленин пишет и об умелом сотрудничестве с конкурентами на благо своего дела ( этакие временные коллаборации). О, это надо взять на заметку не только политикам, но и бизнесменам ( работа "Государство и революция", "Детская болезнь левизны").
В целом, помимо занимательного чтения ( хотя, первая и вторая работа потребовала основательно вспомнить перепетии революционной борьбы в конце XIX - начале XX века), книга полезна для современного читателя и с практической точки зрения.4111
Аноним20 октября 2023 г.Как оппортунисты над Марксом извращались / Растущие аппетиты
Читать далееГосударство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции (политика, нон - фикшн; Владимир Ленин (Ульянов); 1917 (напечатано в 1918); Российская Советская Республика) - крайне сложный и комплексный труд Владимира Ильича Ленина, в котором он при помощи цитат Маркса и Энгельса и подробного разбора оных как борется с извращениями над учением двух классиков со стороны оппортунистов и социал - шовенистов, так и объясняет самую суть коммунистической революции и ее отличия от анархической, так и то, почему же нельзя обойтись без крови путем буржуазно - демократического прихода к власти вышеупомянутых оппортунистов
Стиль у Владимира Ильича можно хвалить и хвалить, особенно относительно того же Маркса с его тяжелословием. Он читается и приятно, и при этом он не уходит в примитивизм и использует терминологию и не склонен к пояснению всех деталей, с расчетом на определенный порог вхождения и уровень знаний читателя, но при этом они на порядок приемлимее, чем у классиков, так что по крайней мере по тому же стилю лучше для ознакомления с работами марксистов - ленинистов брать именно Владимира Ленина, а не первого
В самой же работе, как я указал выше, революционер, не скупясь на те или иные выражения и слова, разбивает все извращения коммунистического учения с попыткой либо превратить его в нечто мягкое и беззубое на службе буржуазии, либо присоединить его к анархизму, либо же попытка уйти во все тот же буржуазный шовенизм с тотальной войной и национализмом, но в красных кумачовых тряпках. И при этом делает он это так, что его слова особо не исказишь, если только не нещадно нарезать их. Также, он, через учение Маркса и Энгельса, показывает то, как должна быть устроена грядущая коммунистическая революция и почему проекты вроде Второго Интернационала провалились. Его взгляд на революционную деятельность ощущается куда более зрелым, чем достаточно утопичный в Коммунистическом Манифесте
Так что заинтересованным я крайне советую прочитать данный труд
Империализм как высшая стадия капитализма (популярный очерк, политика, экономика, нон - фикшн; Владимир Ленин (Ульянов); 1916 (напечатано в 1917); Российская Империя) - труд, который, пусть и через "эзопов язык" (как выразился сам автор), популярно разъясняет суть новой на тот момент фазы капитализма - а именно, того самого империализма. То, как со временем образуются монополии, которым начинает не хватать ресурсов и банков их собственной страны, и как несколько держав на тот момент делили весь остальной мир
Стиль тут, пусть и порой косноязычный ввиду того, что книжка писалась под стандарты тогдашней имперской цензуры, относительно понятно и просто разъясняет темы, которые далеко не такие простые, как может показаться на первый взгляд, за что уже можно дать плюс в карму автору. Да, по началу будет немного тяжело вникнуть в текст, особенно тому, кто не особо интересуется экономикой и политикой, но достаточно скоро вы освоитесь в нем
Основная тема, как указано в названии, это перерастание (именно перерастание, а не превращение) капитализма в его высшую стадию - в капитализм. Ленин при помощи достаточно крепких доказательств и фактов показывает основную суть того, что тогда происходило - а именно, как монополисты постепенно подминали под себя рынок и компании, и как они выходили за пределы своих стран, разделяя мир на свои вассалитеты. Тогда этих держав было несколько
Казалось бы, это происходило давно, но и по сей день данная работа очень и очень актуальна, как минимум потому что она идеально описывает то, что происходит с США - как там захватили бизнес несколько компаний - монополистов, как они постепенно приобретают себе все новые и новые зоны влияний, в которых они берут себе средства для сбрасывания в печь для дальнейшего хода машины. А левые движения все поглощаются и поглощаются ревизионистами - оппортунистами - империалистами, которые заинтересованы лишь надстройкой, которой те самые корпорации могут скрипя зубами и подыграть раз в год как минимум, а те самые псевдолеваки глотают это с улыбкой, а к другим странам они неосознанно относятся чуть ли не как к неразумным туземцам и крестьянам в лаптях, которых надо бы "научить жить" и "уважать равные права" (от концепции которых еще Маркс и Энгельс плевались, как от концепции "равных прав для изначально неравных людей")
Так что я советую ознакомиться с данным трудом
4540