
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 марта 2013 г.Пока не мертв, не завершен.Читать далееМир - не жесток. Он типичен. До такой крайности, что холодно и липко. С детства тебе прививают любовь родители, но сам себя ты не любишь и поэтому думаешь, что эта любовь - ложь. Религия, которую навязывают тебе - детская игра, образование - способ отвлечь тебя от "ненужного". Любовь - вопрос страсти. Страсть - глуха и не отзывчива.
Вольф родился импотентом, во всех смыслах этого слова. Он не мог получать удовольствия от жизни. А все связи, мировоззрение и сделанные ранее выводы - груз, ненужный хлам, который он хранит в своем сознании. Избавится от этого груза - есть счастье, совершенство, законченность.
Как и все у автора, книга неоднозначна. С одной стороны - совсем не новая проблема: умные люди страдают больше всех. С другой стороны - подача. Она виртуозна и привлекательна. Гротескные действия, авангардные формы, персонажи без лиц - пусть мне не всегда все это понятно, но я люблю этот мир абсурда.
Виан, сколько в тебе цинизма! Ты не против, что я на "ты"? После всех этих половых сношений с моим мозгом, которые ты совершил, думаю, мы можем уже считать друг друга кем-то большими, чем просто знакомыми. Ты жесток, Виан. Но я хочу тебя и твои книги все больше и больше.
Ибо никто не заставляет меня так снисходить к миру, как ты.
P.S.: Благодарю за внимание, сэр.
34229
Аноним28 августа 2015 г.Сиреневенькая абсурдня
Читать далееОриентируясь на сюрреализм сюжета, не будет странным, если мой отзыв тоже будет немного... чудным.
Честно, я люблю абсурд в литературе, но здоровый абсурд, после которого не качает так вестибулярный аппарат.
Казалось бы, ничего мозговыносительного (вру, почти ничего - были очень яркие моменты, за которые благодарен автору, что те останутся только на страницах его книги - спасибо-спасибо), есть даже цельный сюжет даже с некоторой философской подоплекой (пусть!), но исполнение - невозможно отрицать, у этой книги есть своеобразная эстетика (дикая кислота) и вот если "сел на волну" то мои поздравления - вы в теме и отправляетесь в головокружительное приключение. Вот я не прониклась, да.Не знаю, можно ли назвать тонкий юмор произведения иронией, как по мне, это едкий цинизм, умело задекорированный под научно-фантастический балаган. Желание обсуждать - нулевое, единственно, совсем бы не отказалась бы от изобретения Вольфа, полученные впечатления через чур живучи, чтобы так просто расстаться с книгой.
Возможно, не самый лучший выбор для знакомства с творчеством Виана, но все прочитанное никак не отменяет желания его продолжить. Надеюсь, я не пожалею...P.S.: Ничто из описанных странностей так не напрягало, как пронизывающий взгляд двойника Гая Фокса на обложке... просто мурашки по коже.
26444
Аноним31 июля 2014 г.Читать далееНе раз слышала восхищенные отзывы по-поводу книг Виана, поэтому, давно собиралась почитать что-нибудь у этого автора. Решила начать с "Красной травы", много о ней слышала, да и аннотация заинтересовала (кстати, это тот самый случай, когда в аннотации написана правда и ничего кроме правды))).
Не буду долго расписывать особенности книги, скажу сразу - мне не понравилось! Не понравилась та самая "...обычная для Виана фантасмагорическая обстановка...". Идея интересна, поднимаемые в произведении вопросы тоже, взгляд автора весьма самобытен, но все это, лично для меня, было испорченно бредовыми вставками про процессию из голой герцогини, гориллы, насилующей молодую девушку, торговца сырами и других, не менее безумных персонажей. Сами по себе они (эти персонажи) не плохи, и в другом произведении, возможно были бы весьма кстати, а вот в "Красной траве", мне они показались инородными и неуместными, как и некоторые другие элементы повествования. Оговорюсь, не все "бредовое" в книге мне не понравилось, например, говорящий пес, гавиан, мужчины в черном - все они, хоть не вызвали восторга, но были на своем месте.
Не исключаю, что вся проблема во мне, я могла просто не понять замысла автора, может все то, что мне не понравилось в тексте, на самом деле служило какой-то определенной цели, которая осталась скрыта от меня. Но все же, мне показалось, что в книге много элементов "для атмосферы", или же просто говоря "чтобыбыло", я такого не люблю. Складывается ощущение, что книга состоит из двух частей - собственно сюжет и мысли автора, и разнообразные вставки, чтобы шокировать и удивить читателя. Эти две составляющие разваливаются, совершенно не гармонируют и не дополняют друг-друга.
Я давно перестала любить книги исключительно за их атмосферность, а уж когда эта самая атмосерность становится основой произведения, тогда это точно не мое. Оценка нейтральная, так-как в "Красной траве" все же есть некоторая авторская позиция, пусть тоже слишком вычурная, в духе декаданса, но она все же есть.
25238
Аноним23 июня 2012 г.Читать далееВнимание! Все нижеследующее полночный бред и бесстыжий спойлер!
Эта книга: плод Виана,
Мастер-пентюх с пентюклюшкой,
Распердунчик на дороге,
Предсказание нюхалки,
Говорящая собака
Вожделеет гавиана,
Машет палкой кобельмейстер,
Обезьяна на девице,
Мэр, жена и недомэрки,
Труп флейтиста (бедный мальчик!)
Не играй в орлянку, гадость!
Перль, Брюль, Гриль
И снова Брюль здесь,
Задери-подол, кровянка,
Сандр, Стремглавк, пинцет, иголка,
Чернокожий плясунишка
(И обидчивый до жути!)
Незнакомец смотрит, смотрит!
Грустный он вуайерист.
"Женщина должна быть глупой",
Так Традиция сказала,
Элоиза и Аглая =(
Карла - смуглая красотка =)
Трупы двух мужчин
(Как странно!)
Женщины бегут, как крысы...И, собрав поток сознанья,
В то ведро с дырявым днищем,
Поливает автор щедро
Им прекрасную траву.23172
Аноним28 сентября 2011 г.Читать далееЧто может быть более одинокого, чем мертвец?..
Одна из самых странных книг автора (да и вообще), с первых страниц обрушивающая пол под ногами в бездонную бездну, уносящая потолок над головой куда-то ввысь и прочь, и весь привычный мир разбивающая на осколки, из которых нам приходится потом пытаться собрать понимание происходящего с главными и эпизодическими героями, и низвергающая из межстрочных интервалов густую консистенцию разнородных ассоциаций, смыслов и домыслов. Большую часть времени, ничего не ясно, а когда начинает брезжить "расклад", возникают какие-то возмущения информационного континуума, и опять не пойми что! Какие-то совершенно гротескные сцены, абсурдные и сумбурные события, происшествия. Герои общаются между собой странно, как отрывные листки календарей: не понятно сначала, кто с кем и зачем и о чём. Постепенно, читая главу за главой, как будто снимая скальп за скальпом с очередной головы, начинаешь проникать в суть Виановской задумки, страшной, сумасшедшей, но при этом красивой и по своему сильной, как и всё, что он делал.
Наверное, многое осталось за рамками моего понимания, поскольку книга действительно очень необычная и сложна для восприятия, однако у меня есть мысли по поводу идейной подоплёки "Красной травы". Думаю, Борис в очередной раз попытался "хакнуть" человеческую природу, все эти хитроумные сплетения общественных и личных правил, стремлений и прочих штук-дрюк, которые наполняют наши жизни - попытался "взломать" код-да-винчи отношений между людьми и отношений полов. Любовь, работа, общественные мероприятия и прочее и тому подобное, без конца и начала, иногда с причинами, а иногда и без, иногда со следствиями, а иногда и без них! А где в этом всём сам человек? Именно он сам? Мне кажется, что именно такая мысль, не побоюсь этого слова, терзала автора, когда он брался за "траву". И вот, во всей этой мешанине намеренно абсурдированной реальности, мы наблюдаем, как обыкновенные человеческие истории превращаются в какую-то фантасмагоричную запредельщину, но конец у Виана, как всегда беспощадный и такой же, как если бы всё так и осталось обычными историями...21145
Аноним24 января 2017 г.Читать далееКак на "Пену дней" я не смогла написать ничего вразумительного, так и про "Красную траву" почти ничего в голову не приходит. А с таким форматом книги даже обычный пересказ не срабатывает. Начну с того, что "Пена дней" - намного интереснее, лиричнее и стройней. Происходящее там было абсурдно, но так мило и спустя какое-то время понятно. Здесь же до конца не смогла включится в придуманный мир.
Всегда интересно представлять текст как какую-то картинку. Один - с дырками, в другом все буквы прыгают и какой-то забор в узоре. Виановская рукопись больше напоминает собрание похожих друг на друга, в чем-то стильных, но вместе образующих странную мешанину, знаков.
К сожалению, страдаю всегда, если книга не цепляет с первых страниц если не сюжетом (а такое редко), то языком обязательно. Пусть книга начинается с описания пейзажа, но она цепляет. Здесь же ничего не зацепило. Только говорящая собака вызвала улыбку и все.
18949
Аноним29 декабря 2017 г.Читать далееВторая встреча с Вианом получилась у меня довольно спонтанной. В целом я не очень люблю постмодернизм и абсурдизм, но Пена дней, прочитанная для обсуждения в книжном клубе, мне неожиданно понравилась. Рецензию на неё можно прочесть здесь. По прошествии почти двух лет мне выпала тема «Цветная палитра» в праздничном туре Игры в классики, поэтому я решил взять Красную траву и прочесть её именно под Новый год, когда хочется чего-то действительно оригинального и таинственного.
Непосредственно о книге. Красная трава понравилась чуть меньше Пены, что и отразилось на общей оценке произведения. Теперь попробую объяснить почему.
Первое ощущение, которое возникло от книги – она слишком похожа на Пену, будто по шаблону написана. Тот же самый абсурдный мир, в котором происходит действие, банальный сюжет, но зато очень веселый стиль изложения и притягательная атмосфера, которая может покрыть многие недостатки произведения. Благодаря фирменному юмору Виана, называнию привычных вещей смешными неологизмами, его книги читать действительно легко, какие бы тяжелые и бредовые события там не описывались. Я бы даже сказал, что у автора есть собственный язык, на котором француз рассказывает просто о сложном. Однако, поскольку я уже проходил через всё это в Пене, то такого яркого впечатления от Травы у меня не было.
Большой сюжетной дырой показалась линия с Ляписом. Откуда это всё взялось? Почему и зачем автор обошелся с ним так жестоко в итоге? Абсурд да и только! С точки зрения логичности происходящего Пена показалась всё –таки более стройной, если можно так выразиться.
И всё-таки есть в Траве то, благодаря чему она выигрывает у Пены. Это очень яркий, харизматичный главный герой – инженер Вольф, а также изобретенная им таинственная машина для стирания воспоминаний, которую можно считать главной героиней произведения. Сама идея подобного аппарата мне кажется довольно интересной и полезной. Я бы реально стёр из своей памяти много травмирующих событий и был бы готов пройти ради этого тот путь, по которому шел Вольф. Сам процесс нахождения в машине напомнил мне психоаналитические сеансы, на которые я сейчас хожу раз в неделю. Могу сказать, что очень многие мысли и переживания Вольфа находили отклик в Вашем покорном слуге. Я действительно нередко видел в Вольфе отражение себя. Рассказы мужчины о его отношениях с родителями задевали за живое. Так близко, так знакомо, местами так страшно…… Рассуждения героя о его любовных утехах тоже показались весьма любопытными и тоже отзывались во мне с завидным постоянством. Это тот редкий удивительный случай, когда ловишь себя на мысли: О, а я ведь думаю и чувствую почти так же, как и Вольф, но так здорово выразить эту тревогу и боль не могу. Мне было приятно распознать в Вольфе родственную душу и понять, что многие мои мысли вовсе не так уж абсурдны, как иногда кажется. Вместе с тем, мне было нас жаль. Да, именно это слово. Жаль потому, что у нас есть способность думать больше, проникать в суть вещей глубже, смотреть на мир шире, чем большинство людей. Такая способность может быть и даром, и проклятием, в зависимости от того, как распорядится её конкретный человек. В случае нас с Вольфом это, скорее, негативный вариант, увы. В одной из своих лекций мой нынешний аналитик сказал, что депрессия – это просто восприятие мира таким, какой он есть, без розовых очков на глазах. Эта фраза немного перевернула мой взгляд на собственные проблемы в более позитивную сторону, но вместе с тем пришло понимание, что иногда действительно очень охота надеть розовые очки, а это крайне сложно. В этой связи я даже немного завидую Сенатору – самому счастливому персонажу этой истории, как оказалось в итоге.
Поэтому я читал книгу в основном ради этих погружений Вольфа в машину. Каждое последующее я ждал больше предыдущего. Когда состоялась встреча Вольфа со стариком, требующим заплатить налог, я просто пищал от восторга! Этот эпизод я тоже интерпретировал в психоаналитическом ключе, для меня это был диалог ид, эго и суперэго, которым как раз и был образ старика. Надеюсь, когда-нибудь я смогу докопаться до такого старика внутри себя, высказать ему всё, что накипело и начать дышать более свободно. Финал истории с Вольфом довольно странный, но вполне в духе Виана, мне кажется. Именно такая развязка получается наиболее запоминающейся и яркой, на мой взгляд. И я уже был готов ставить 4 звезды, если бы автор не испортил всю малину приторной феминистической вставкой в концовке. Так, оказывается, все самокопания Вольфа были только ради столь «глубокого» вывода женщин??? Почему было не завершить повествование без этой сцены? Всё же так красиво сделал автор! Стало по-настоящему противно на душе от того, что Виан снова обвёл читателя вокруг пальца. Хочется воскликнуть нечто вроде « Борис, ты не прав!», но остается только развести руками и перейти к подведению итогов.
В общем и целом книга оправдала ожидания. Приятно было прочитать её именно сейчас. Не только похихикать над повествованием, но и покопаться в себе, вспомнить уходящий год, проанализировать многие этапы собственной жизни на пороге начала нового её этапа – пару недель назад я закончил магистратуру, поэтому теперь необходимо по-настоящему взрослеть и искать работу. Не знаю, буду ли читать Виана еще после такого пинка в концовке, но его творчество явно не оставляет меня равнодушным, а это главное в литературе, на мой взгляд.
7/10151,2K
Аноним16 июля 2015 г.Читать далееТяжело придумать что-либо более созвучное, подходящее, чем книга Виана с фрагментом картины Сальвадора Дали на обложке. Они действительно очень схожи. Оба жили в своем собственном, особенном, ярком, сюрреалистичном мире. Читая «Пену дней», я недоумевала, что за абсурдный бред несет автор: подрезанные веки, уменьшающиеся в размерах комнаты, угри, вылезающие из раковин… Но я не перестаю думать об этой книге до сих пор, и это волшебно. Так что к «Красной траве» я подошла подготовленной и получила, как и ожидала, что-то необычное, непонятное, выходящее из ряда вон, что-то, что заставляет смотреть на мир вокруг совсем по-другому. Не люблю описывать сюжеты и разбирать по полочкам персонажей, да и смысла большого в этом не вижу, думаю, прочитав несколько цитат, можно легко определить, читать или не читать книгу. Ну а я точно еще не раз погружусь в фантасмагоричную обстановку, которой, как никто другой, умеет окружать читателя Борис Виан.
..."Вольф слегка привёл себя в порядок, перед тем как вернуться в зал, где пили и танцевали. Вымыл руки, отпустил, но недалеко, усы, убедился, что они ему не идут, сбрил, не отходя от кассы, и завязал галстук на другой, более пространный манер, ибо мода успела за это время уйти вперёд. Затем, рискуя шокировать коридор, он проник в него с другой стороны."
"- Тому, кто в числе первых, всегда попадает по первое число."15138
Аноним24 мая 2021 г.Всяк кулич свою начинку хает
Читать далееГоворят, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Это неверно, конечно. Должно быть "кто ясно излагает, то уж наверняка и мыслит ясно". Например, в математике часто случается, что мысль ясна до кристальности, но на её изложение требуется 150 страниц. Какая уж тут ясность изложения?
Данная книга, разумеется, далека от математики. Распердунчики и кардамошки в ней прикольные, но, блин! нельзя ли выражать мысли яснее?
Честно скажу, примерно половину приведённых глубокомысленных разговоров я откровенно не понимаю. Надеюсь, это я один такой тупой, а все остальные наслаждаются красотой идей и слов. Но как бы то ни было, этот текст пишу я, а не "все остальные", так что пусть меня Борис Виан простит на том свете.Текст до невозможности выпендрёжный:
Две другие пары были образованы путем обмена законными женскими составляющими, и аллюр их сердец бесспорно доказывал, что эта система простиралась и за пределы танца.
...
Небо было омыто тенью, зыбкое, непостоянное, как брюшина черного кота в разгаре пищеварения.Не знаю, как кому, но по мне так это называется словоблудием.
Читать это надо бы в оригинале... Виан всё время играет словами, даже не знаю, как это перевели.
Думаю, ещё лучше это было читать в те давние времена, когда было написано. Там явно имеется куча малопонятных аллюзий на современную автору жизнь.
— Примем крепкого, — сказал Вольф. — У меня есть совюньон 1917 года, он подойдет как нельзя лучше.Никакого совьет юньона, рождённого в 1917 году, давно нет, и трудно понять, как к этому юньону относится автор.
Тут, слава богу, я ещё понимаю, о чём речь. А в тексте полно других "юньонов", которые остаются полной загадкой. И даже таких, что я и не понимаю, что это загадка. Видимо, Виан писал для филологов, которые будут внимательно разбирать каждую строку его опуса.
Я не филолог. Мне такое не нравится.Книга полна импрессионизма и, разумеется, экзистенциализма.
Бог с ним с импрессионизмом, это уже вечный стиль, заслуживший десяток префиксов "пост-".
Хуже обстоят дела с экзистенциализмом. Что ни говори, а это философия и идеология молодых. Надо было мне прочитать эту книгу лет 40 назад. Тогда экзистенциализм казался мне притягательным. Омерзительная материя и всё такое. Теперь так больше не кажется.
Есть красивые интересные мысли:
Куда же подевались чистые воспоминания? Почти в каждое проникали впечатления других времен, накладываясь на них, придавая им иную реальность. Нет никаких воспоминаний, есть иная жизнь, переживаемая иной частично ими обусловленной личностью. Направление времени не изменишь на обратное, если только не жить зажмурив глаза, заткнув уши.
В тишине Вольф закрыл глаза. Он погружался все дальше и дальше, и перед ним разворачивалась озвученная четырехмерная карта его фиктивного прошлого.Мысли эти тонут в словоблудии, к сожалению. В хрени собачьей.
Почему я считаю хрень именно собачьей? Потому что значительную часть экзистенциальной белиберды произносит сенатор Дюпон, а он собака.
Думаю, сенатор он по двум причинам: суперстарый сенбернар, senile St.-Bernard. Вот его последние слова:
Я впал в маразм и не намерен более из него выпадать.Интересно, как сложилась его судьба под "ласковой опекой" служанки Маргариты, когда все слиняли в туман? Виан о нём вообще не вспомнил. Видимо, так долго писал, что сам забыл про одного из главных героев.
Короче говоря, если вам примерно две дюжины лет, это книга, вероятно ваша.
Если же вы миновали известный щенячий возраст, искренне не рекомендую.Идея философского самоубийства не нова, но довольно интересна. Ещё интереснее идея самоубийства квантового :)
13847
Аноним22 января 2016 г.Есть два способа избавиться от желаний: иметь то, что хотел, или впасть в прострацию от того, что этого не имеешь.Читать далее
Да, смысл романа очевиден и прост (особенно под конец) : нет никакого смысла пытаться избавиться от своего прошлого. Забудешь прошлое - станешь свободным и мертвым. Глаза у обнаженного свободного Вольфа пустые. Проделки ядовитой красной травы...Ну, что ж, вот и состоялось третье знакомство с Борисом Вианом. Откладывал я его и откладывал, ведь в прошлый раз, когда читал "Осень в Пекине", торжественно обещал в том числе зрителям своего книжного видеоблога, что мои отношения с творчеством этого французского авангардиста, прямо скажем, закончились. Но вот мне предложили совместно прочитать через год его "Красную траву" и я все-таки согласился.
Долго, как долго пробирался я через весь абсурд и авангард маэстро Виана. Мне показалось, что с каждой прочитанной книгой Виан всё больше и больше теряет связь с реальностью. Возможно в этом и заключается секрет его стремительной и слишком скоротечной жизни в рамках нашей вселенной. Каждое слово подбиралось Вианом таким образом в тексте, чтобы оно не имело никакого отношения к следующему и всё это было сделано конечно специально. Возможно потому что он наконец хотел быть абсолютно бессмысленным для окружающей жизни. А может эта жизнь казалась ему слишком бесмысленной. Он терпел ее, уже герой собственно, а может и автор, но в итоге захотел все свои муки забыть. Он наконец решил раскрепоститься и почувствовать вкус абсолютной свободы, которая, скажем правду, абсолютно бессмысленна. Очередной отрыв в ирреальность Виана. Сладкую в объятиях бесконечных по-французски приторных женских тел, которые ему так ненавистны. Животные, моряки, забавляющиеся странными извращенными играми. Дамы, которые тоже терпят мужей и в финале обретают свободу, так как они ее понимают. Всё абсурдно в мире Виана. Этот мир ему, снова скажем правду, очень не нравится. И это тоже самое, что и "Осень в Пекине". Извращения. Почему извращения? Потому что ему не нравится этот мир. Он хочет видеть его извращенным? Но такой мир ему не нравится. И в этом красная трава ему весьма , надо ей отдать должное, помагает. Пазл сошелся.
Но. Что интересно в романе, так это подведение итогов собственной жизни. Очередной жизненный рубеж, к которому герой готовится на страницах романа. Чтобы забыть прошлое и начать новую жизнь, надо сначала вспомнить прошлое и всё проанализировать: от начала пути и до конца. Виан грамотно разбивает жизнь на несколько пунктов: образование, семья, секс, любовь и еще ряд некоторых пунктов. И в красочных красках фантасмогории красной травы наш герой встречается с проводниками, назовем их так, которые опрашивают нашего ученого перерожденца.
Отвечая на каждый вопрос происходит полная переоценка ценностей жизни и итоги подводятся героем почти очень даже логически.Образование И зачем было ему его получать? Если так много учителей, то видимо это образование не так уж и ценно?! Другое дело - спортсмены. Вот у кого следовало многому поучиться!
Семья Вряд ли можно представить большее количество космплексов, тем то, что привили главному герою родители - главные члены семьи. Если бы не они - всё в его жизни могло быть по другому.
Любовь семейные комплексы не давали герою по настоящему сблизиться со своей второй половиной и они же заставили его жениться на Лили - женщине, которая тоже ущемляла его жизнь и свободу.Итоги подведены. Грехи всем отпущены. Взлетаем. Свобода... И смерть.
Довольство и маразм. Это почти одно и тоже. Когда больше нет никаких желаний, тогда и становишься маразматиком.12230