
Книги, названные именами женщин
trehdjujmovochka
- 860 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Гайто Газданов - один из моих любимых писателей, я его обычно читаю, когда хочется чего-нибудь "для души". "Эвелина и ее друзья" - последнее крупное произведение этого автора, которое оставалось у меня нечитанным, да и вообще последняя книга Газданова. Книга о вечно ускользающем счастье.
Герои книги - люди, скажем так, нестандартные, из тех парижских интеллектуалов, которые не могут причалить ни к какому берегу. Один, Мервиль, обеспечен, умен, утончен, но имеет привычку жениться на совершенно неподходящих женщинах, которых сначала обожествляет, а потом в них разочаровывается. Второй, писатель, от лица которого написан роман, растворился в персонажах написанных им книг, и не находит свое собственное вополощение. У него тоже была какая-то Сабина, которая предпочла выйти замуж за фабриканта мебели. Артур, - гомосексуалист, у него история, похожая на Мервиля, только то меховщик, то владелец художественного салона, а в перерывах - негде жить и нечего есть. Андрей - инженер, невротик, живет не своей жизнью. И у них есть Эвелина - загадочная женщина, у нее достаточно обеспеченный отец где-то в Южной Америке, но дочь утомила его своей неспособностью определиться и он время от времени прекращает ее финансирование, и тогда Эвелина садится на шею своим друзьям, и они должны ее приютить, накормить, развлечь и утешить. Нет-нет, никакой групповухи. Это "высокие отношения". В таком состоянии компания находится лет так пятнадцать. А счастья все нет.
Казалось бы, и что из этого можно сделать? Да что угодно. Шекспировских страстей у Газданова, разумеется, не будет, у него для этого слишком хороший вкус и много чувства меры. Но вдруг приходит время "Ч", и все начинает меняться. У Андрея убивают брата, Эвелина влюбляется в Котика с метампсихозом и открывает кабаре, Мервиль тоже влипает в авантюрную историю, и у Артура открываются новые перспективы. А писатель? Писатель пишет. Играет роль жилетки, предоставляет свою квартиру в пользование нуждающимся, разглагольствует с представителями интерпола о Боге и ни во что не вмешивается.
Мир газдановских героев слегка холодноватый, и есть в его прозе некоторая призрачность. Как будто все это декорация, которая может исчезнуть в любой момент. Париж, Ницца, волны бьются в берег, пальцы музыканта порхают по клавишам, друзья разговаривают - а за этим пустота. Вечно исчезающие женщины, недосостоявшиеся мужчины, искус играть словами и их (слов) совершенная бесполезность. Где-то на середине романа я задумалась: а при чем же здесь Эвелина, ее трудно на тот момент было назвать главной героиней. Но, оказалось, что при чем. Без Эвелины никуда. Она вообще скрасила этой компании долгие годы в ожидании счастья и, в конце концов, пригодилась.
Рекомендую тем, кто любит неспешный ритм и очарованность моментом, а также любилям красивого русского языка. Стилистика - одна из сильных сторон прозы Газданова.

Эвелина и ее друзья - женщина и четверо мужчин. Разные судьбы, разная дорога.
Немного нуарный роман и все же роман о влюбленности, о писательстве, о ночной жизни. Париж - как основное место действия, но будет и Нью-Йорк, и Ривьера и музыка тапёра.
Все персонажи как на ладони, но знакомство с ними... ну вот я не почувствовала глубины после которой персонаж становится твоим другом, хотя знакомство было скорее приятным. Герои сохранили юношескую мечтательность и максимализм, хотя они уже успели сплясать с дьяволом. Они любят поэзию, женщин , вино.
Неуловимая Эвелина, влюбленный Мервиль, эгоистичный Андрей, непостоянный Артур и рассказчик, альтер-эго автора, а можнт быть и сам автор. Тема наказания, кары за преступление проходит через роман. Роман не детективный, но нуарность я вам обещаю.

Если раньше мне нравилось сравнивать книги со стилями и методами живописи, то теперь мне полюбилось ещё сравнение литературы с водой.
"Эвелина и её друзья" - это когда ты плывёшь в открытом море. Не имеют значения вещи навроде далёк берег или нет, хищники рядом или уплыли, погода, дождь.
Важно только движение. Светит солнце, тебе тепло, комфортно, ты свободно и уверенно плывёшь, поднимая лицо от воды и снова заныривая.
Такой стиль у Газданова. По крайней мере, в этом романе. Вдох, вода, плеск, выдох, движение под водой, и снова - на воздух.
Прекрасная книга. И как водится, толком о хорошей книге говорить ничего особо не хочется. Понравился ли мне Мервиль ? Не знаю. Нравится ли мне Эвелина ? Не знаю. Андрей, Артур ? Да, вот они мне кажутся жизненными людьми.
Но больше всего нравится Гайто Газданов, и его герой в романе - писатель русского происхождения в Париже. И его созерцание жизни, и угнетённость этим и в то же время принятие этого состояния - мне очень понятны.
Очень нравятся открытия и откровения Газаданова о том, что за человек писатель, чем он дышит и зачем пишет. Деликатные вещи. Почему деликатные ? Потому что это как на хирургическом столе смотреть на живой разрез и распластанную селезёнку. Почему селезёнку - не знаю. Просто если вы не хирург, не медик - можно оказаться не готовым к такому зрелищу.
Ещё тема бытия как такового. Париж, курорты Франции, Венеция - описания мест жизни героев мне показались очень второстепенными, даже не схематичными и плоскими, а только необходимыми для упоминания.
Главное здесь - люди, и внешность, и их душевные дела. Кабаре Эвелины никак не представилось. А вот её обнажённые руки, она в вечернем платье из шёлка, синие глаза и её улыбка - да, очень тонко. Хотя бы то, что улыбка Эвелины возникает только в самом конце романа, когда стало возможно счастье и любовь.
Я очень рада тому, что роман заканчивается так, как он заканчивается. Счастьем и любовью.
И самая главная тема Газданова - бытие и сильные человеческие чувства. Просто говоря, вот что было бы с тем человеком, если. На первый взгляд так просто, что даже думать об этом не хочется. Дел-то много. А мне кажется, это наша первая задача в жизни: думать, сопереживать, думать и о других. И созерцать. Есть в этом действии глубокий смысл, польза и удовольствие, и отрада. По-моему, созерцание - это и есть Всё.

Писатель, вообще говоря, это человек с каким-то глубоким недостатком, страдающий от хронического ощущения неудовлетворенности. Его личная жизнь не удалась и не может удаться, потому что он органически лишен способности быть счастливым и довольствоваться тем, что у него есть. Он не знает, что ему нужно, не знает, что он собой представляет, и не верит до конца своим собственным ощущениям. Вся его литература - это попытка найти себя, остановить это движение и начать жить как нормальные люди, без неразрешимых проблем, без сомнений во всем, без неуверенности и без понимания того, что эта цель недостижима. Когда он пишет книгу, у него есть смутная надежда, что ему удастся избавиться от того груза, который он несет в себе. Но эта надежда никогда не оправдывается. В этом его несчастие и его отличие от других людей.

Возьмите большинство профессий, - они носят явно искусственный характер, и мне приходит в голову такая мысль: думал ли Господь Бог, создавая мир, что рано или поздно начнут существовать кассиры, агенты страховых обществ, служащие того или иного министерства, администраторы и так далее? Все это, вероятно, необходимо, но все-таки люди не рождаются контролерами или бухгалтерами. Но вот каждый человек втиснут в какие-то рамки и он действует в их пределах, независимо от того, нравится ему это или нет. И если он начинает думать об этом, - что, правда, делают далеко не все, - то он, конечно, понимает то, о чем вы говорите, что жизнь сложилась нелепо.
















Другие издания

