
Ваша оценкаРецензии
Аноним12 августа 2015 г.Странный у нас все-таки союз, - сказал я. - Мы очень разные Эвелина, Андрей, Артур, ты и я. Но вот наша связь не рвется ни при каких обстоятельствах. Что, собственно, нас объединяет?Читать далее- Может быть, то, что никому из нас до сих пор не удалось стать счастливым. Или - так было бы печальнее - никто из нас не способен быть счастливым.
Гайто Газданов - один из моих любимых писателей, я его обычно читаю, когда хочется чего-нибудь "для души". "Эвелина и ее друзья" - последнее крупное произведение этого автора, которое оставалось у меня нечитанным, да и вообще последняя книга Газданова. Книга о вечно ускользающем счастье.
Герои книги - люди, скажем так, нестандартные, из тех парижских интеллектуалов, которые не могут причалить ни к какому берегу. Один, Мервиль, обеспечен, умен, утончен, но имеет привычку жениться на совершенно неподходящих женщинах, которых сначала обожествляет, а потом в них разочаровывается. Второй, писатель, от лица которого написан роман, растворился в персонажах написанных им книг, и не находит свое собственное вополощение. У него тоже была какая-то Сабина, которая предпочла выйти замуж за фабриканта мебели. Артур, - гомосексуалист, у него история, похожая на Мервиля, только то меховщик, то владелец художественного салона, а в перерывах - негде жить и нечего есть. Андрей - инженер, невротик, живет не своей жизнью. И у них есть Эвелина - загадочная женщина, у нее достаточно обеспеченный отец где-то в Южной Америке, но дочь утомила его своей неспособностью определиться и он время от времени прекращает ее финансирование, и тогда Эвелина садится на шею своим друзьям, и они должны ее приютить, накормить, развлечь и утешить. Нет-нет, никакой групповухи. Это "высокие отношения". В таком состоянии компания находится лет так пятнадцать. А счастья все нет.
Казалось бы, и что из этого можно сделать? Да что угодно. Шекспировских страстей у Газданова, разумеется, не будет, у него для этого слишком хороший вкус и много чувства меры. Но вдруг приходит время "Ч", и все начинает меняться. У Андрея убивают брата, Эвелина влюбляется в Котика с метампсихозом и открывает кабаре, Мервиль тоже влипает в авантюрную историю, и у Артура открываются новые перспективы. А писатель? Писатель пишет. Играет роль жилетки, предоставляет свою квартиру в пользование нуждающимся, разглагольствует с представителями интерпола о Боге и ни во что не вмешивается.
Мир газдановских героев слегка холодноватый, и есть в его прозе некоторая призрачность. Как будто все это декорация, которая может исчезнуть в любой момент. Париж, Ницца, волны бьются в берег, пальцы музыканта порхают по клавишам, друзья разговаривают - а за этим пустота. Вечно исчезающие женщины, недосостоявшиеся мужчины, искус играть словами и их (слов) совершенная бесполезность. Где-то на середине романа я задумалась: а при чем же здесь Эвелина, ее трудно на тот момент было назвать главной героиней. Но, оказалось, что при чем. Без Эвелины никуда. Она вообще скрасила этой компании долгие годы в ожидании счастья и, в конце концов, пригодилась.
- Ты знаешь, мне иногда кажется, что Эвелину создал задумчивый дьявол, в тот день, когда он вспомнил, что когда-то был ангелом.
Рекомендую тем, кто любит неспешный ритм и очарованность моментом, а также любилям красивого русского языка. Стилистика - одна из сильных сторон прозы Газданова.
211,4K- Может быть, то, что никому из нас до сих пор не удалось стать счастливым. Или - так было бы печальнее - никто из нас не способен быть счастливым.
Аноним18 мая 2015 г.Читать далееЭвелина и ее друзья - женщина и четверо мужчин. Разные судьбы, разная дорога.
Немного нуарный роман и все же роман о влюбленности, о писательстве, о ночной жизни. Париж - как основное место действия, но будет и Нью-Йорк, и Ривьера и музыка тапёра.
Все персонажи как на ладони, но знакомство с ними... ну вот я не почувствовала глубины после которой персонаж становится твоим другом, хотя знакомство было скорее приятным. Герои сохранили юношескую мечтательность и максимализм, хотя они уже успели сплясать с дьяволом. Они любят поэзию, женщин , вино.
Неуловимая Эвелина, влюбленный Мервиль, эгоистичный Андрей, непостоянный Артур и рассказчик, альтер-эго автора, а можнт быть и сам автор. Тема наказания, кары за преступление проходит через роман. Роман не детективный, но нуарность я вам обещаю.141K
Аноним13 декабря 2016 г.Читать далееЕсли раньше мне нравилось сравнивать книги со стилями и методами живописи, то теперь мне полюбилось ещё сравнение литературы с водой.
"Эвелина и её друзья" - это когда ты плывёшь в открытом море. Не имеют значения вещи навроде далёк берег или нет, хищники рядом или уплыли, погода, дождь.
Важно только движение. Светит солнце, тебе тепло, комфортно, ты свободно и уверенно плывёшь, поднимая лицо от воды и снова заныривая.
Такой стиль у Газданова. По крайней мере, в этом романе. Вдох, вода, плеск, выдох, движение под водой, и снова - на воздух.Прекрасная книга. И как водится, толком о хорошей книге говорить ничего особо не хочется. Понравился ли мне Мервиль ? Не знаю. Нравится ли мне Эвелина ? Не знаю. Андрей, Артур ? Да, вот они мне кажутся жизненными людьми.
Но больше всего нравится Гайто Газданов, и его герой в романе - писатель русского происхождения в Париже. И его созерцание жизни, и угнетённость этим и в то же время принятие этого состояния - мне очень понятны.
Очень нравятся открытия и откровения Газаданова о том, что за человек писатель, чем он дышит и зачем пишет. Деликатные вещи. Почему деликатные ? Потому что это как на хирургическом столе смотреть на живой разрез и распластанную селезёнку. Почему селезёнку - не знаю. Просто если вы не хирург, не медик - можно оказаться не готовым к такому зрелищу.
“Писатель, вообще говоря, это человек с каким-то глубоким недостатком, страдающий от хронического ощущения неудовлетворенности. Его личная жизнь не удалась и не может удаться, потому что он органически лишен способности быть счастливым и довольствоваться тем, что у него есть. Он не знает, что ему нужно, не знает, что он собой представляет, и не верит до конца своим собственным ощущениям. Вся его литература – это попытка найти себя, остановить это движение и начать жить как нормальные люди, без неразрешимых проблем, без сомнений во всем, без неуверенности и без понимания того, что эта цель недостижима.”Ещё тема бытия как такового. Париж, курорты Франции, Венеция - описания мест жизни героев мне показались очень второстепенными, даже не схематичными и плоскими, а только необходимыми для упоминания.
Главное здесь - люди, и внешность, и их душевные дела. Кабаре Эвелины никак не представилось. А вот её обнажённые руки, она в вечернем платье из шёлка, синие глаза и её улыбка - да, очень тонко. Хотя бы то, что улыбка Эвелины возникает только в самом конце романа, когда стало возможно счастье и любовь.
Я очень рада тому, что роман заканчивается так, как он заканчивается. Счастьем и любовью.И самая главная тема Газданова - бытие и сильные человеческие чувства. Просто говоря, вот что было бы с тем человеком, если. На первый взгляд так просто, что даже думать об этом не хочется. Дел-то много. А мне кажется, это наша первая задача в жизни: думать, сопереживать, думать и о других. И созерцать. Есть в этом действии глубокий смысл, польза и удовольствие, и отрада. По-моему, созерцание - это и есть Всё.
“Почему нельзя было бы себе представить нищую Анжелику, продававшую букет измятых фиалок у выхода из ночного кабаре, в собственном особняке, возле Булонского леса, в литературном салоне? Все могло быть, и для этого было достаточно одного сдвига, потерявшегося в далеком прошлом, который мог совершенно изменить любую человеческую жизнь... .”61,1K
Аноним28 апреля 2024 г.Читать далееРедкий случай: все время, пока читал, не мог отделаться от ассоциативного облака, связанного с названием романа: Элен и ребята - Друзья - Эльвира повелительница тьмы. Учитывая то, что ничего из этого я толком не смотрел, и что с Газдановым оно связано примерно никак - нельзя это назвать иначе как "когнитивное искажение".
Сюжет крутится вокруг нехитрых перипетий пятерых друзей. События с одной стороны шаблонные (в уголовном смысле), но одновременно отдают какой-то искусственной неестественностью. Разговоры между героями - аналогично - не являются невообразимыми, но вместе с тем странные. На таком же балансе между банальностью и неестественностью построены и персонажи. Не знаю, как это так получается; это словно во сне, когда ты чувствуешь, что с объектом что-то не так, но понять что именно - не можешь.
Романы Газданова похожи друг на друга. Не думаю, что это плохо: тут скорее верность стилю, чем самоповторы. Нравились другие - понравится и этот.
5320
Аноним20 января 2013 г.последний законченный роман Газданова. не уровень "Ночных дорог", но тоже очень и очень недурно.
2671