Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Агасфер

Стефан Гейм

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2018 г.

    Бог не играет в Civilization

    Сбиться с дороги –
    это слиться с метелью,
    а слиться с метелью -
    это двадцать столетий пасти могильные травы.

    (Федерико Гарсия Лорка)

    Вы задумывались, каким маршрутом мог бы двигаться Вечный жид? Были бы его скитания хаотичными, как броуновское движение, или он имел бы четкий план на хоть сколько-нибудь приличный срок, лет так тысячу? Легенды гласят, что он стремится все время в Иерусалим, но попасть не может, пусть так – любое место является центром мира.

    Об Агасфере можно писать очень много, и как о символе еврейского народа на протяжении многих веков, и как образе вечного движения, и как иллюстрации судьбы. Стефан Гейм все затронул понемножку, где-то посмеялся, даже поиздевался, где-то затронул вещи серьезные, как застарелые мозоли. Расскажу, что нового лично для меня автор внес в образ вечного странника в данном романе.

    Я всегда полагал наиболее присущими Агасферу две черты. 1) Одиночество – никто не может быть другом и спутником столь непоседливого и древнего персонажа. 2) Неизменность – как бы не приспосабливался Агасфер к текущему веку, у него на плечах груз опыта, знание что «это пройдет» и не меняется только отправная точка – дом вблизи Голгофы и конечная – Второе пришествие.
    Автор показывает совершенно другую картинку: во-первых, у него есть спутник – такой же вечный, такой же условно виноватый перед Создателем, такой же неприкаянный. Имя ему Лейхтентрагер, он же Люцифер, он же Сатана. А значит, уже нет одиночества. При этом Люцифер выполняет роль ангела-хранителя, позволяя Агасферу примерять разные судьбы и даже умирать, хотя и снова появляться. Значит и неизменность долой.

    Что же осталось от Вечного жида? Осталось кривое зеркало, в его лице автор показывает всю библейскую и реальную человеческую историю. Агасфер, оставаясь самим собой, поочередно становится то на место Иуды Искариота, то на место Пилата, то на место Христа. В его фигуре можно разглядеть усмешку над религиозным фанатизмом Средних веков и Нового времени, а также ухмылку над научным атеизмом века двадцатого. Агасфер страдает в нацистских лагерях, но не находит покоя и в новообразовавшемся государстве Израиль. Фигура вневременная стала фигурой всеобъемлющей. Отсюда ответ на вопрос из первого абзаца: нет, маршрута у Агасфера не было, он пас любые травы, потому что лучшего пастуха жизнь и смерть найти не могли.

    В романе Вечный жид все-таки дождался второго пришествия Христа, а вот человечество, занятое конструированием ядерных ракет и выяснением кто больше в Царстве Небесном, его пришествия не заметило. Значит Агасфер выполнил свою функцию и ушел, оставив нам метель, право пасти могильные травы и управлять самим жизнью человеческой.

    45
    2,2K