Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Историк

Элизабет Костова

  • Аватар пользователя
    clicksmile18 июня 2017 г.

    Дисклеймер: после прочтения этой книги я была настолько возмущена, что записала другу получасовое голосовое сообщение, в котором с жаром разбирала все рояли в кустах, которые можно найти на страницах. Нет, серьезно. Уж не знаю, хорошо это или плохо, но равнодушной Элизабет Костова и ее дебют меня точно не оставили. Осторожно, возможны спойлеры!

    Книга рассказывает нам историю девочки, которая идет по следу своего отца, который ищет своего научного руководителя и друга, заинтересовавшего графом Дракулой и похищенного, вероятно, им же. И все это происходит в разных временных пластах. Без шуток. В книге настоящий калейдоскоп из сменяющих друг друга рассказчиков, а также временных пластов и мест действия. Костова, безусловно, талантлива по части описания городов и деревень, национальной еды, от которой рот наполняется слюной, и местного колорита. Здесь мне ее упрекнуть не в чем - действительно хочется запрыгнуть в поезд-самолет и помчаться исследовать Стамбул, Будапешт, Софию, Амстердам, Оксфорд... По эстетической составляющей книга потрясающая. А вот по содержательной не настолько. После того, как я перевернула последнюю страницу, у меня осталось больше вопросов, чем ответов.

    Для меня самым большим недостатком этой книги является главный антагонист - Влад Цепеш, он же Дракула, он же Drakulya, он же Сажатель-на-Кол. Нет, внешность его прописана именно так, как я себе и представляла. А вот характер... На протяжении всей книги автор заботливо подводит нас к мысли, что Дракула был безжалостным правителем, которого ненавидели и боялись не только турки, но и собственный народ. Через всю Валахию за ним тянулся к престолу кровавый след. Он был изобретателен по части пыток и невероятно, остервенело жесток. Он запугивает главных героев, преследует их через своих слуг - вампиров... И я преодолела 700 страниц книги, ожидая, когда же воображение автора развернет перед читателем Дракулу во всей красе - не-мертвого, безжалостного вампира, стремящегося к власти и убийствам. И что я получила в итоге? Внешне пугающего человека, который провел 500 с лишком лет, прячась по подземельям и собирая книги. Простите, что?

    Почему, почему, почему? Уважаемый автор, ну почему вы так однобоко показали нам персонажа, к которому сводились все нити повествования? Почему он лишь библиотекарь, а не пугающий господарь? Почему вы лишь наметили его на страницах, только очертили образ? Причем, его действия, по моему мнению, не поддаются никакой логике. Автор сама дает понять, что Влад Цепеш стремился восстать после смерти. Вопрос: зачем? Неужели чтобы спать в гробу и собирать редкие манускрипты? Ни за что не поверю, что такой человек, каким Элизабет Костова изобразила его при жизни, удовлетворился бы таким существованием. Я ждала, что в конце раскроются его честолюбивые мечты о мировом господстве, предпринятые им для этого шаги... Ждала чего-то глобального, масштабного. А получила - пшик.

    Я так и не поняла, в итоге, зачем Дракуле понадобилось рассылать книги с гравюрой дракона. Чтобы проверить самые выдающиеся мировые умы, узнать, смогут ли они решить головоломку? И, если смогут, сделать их слугами у себя на службе - службе, которая непонятно в чем заключается? Мотивы Дракулы показались мне весьма туманными и притянутыми не просто за уши, но еще и за руки и ноги, если только у мотивов могут быть руки и ноги.

    Кроме того, некоторые сюжетные нити романа показались мне оборванными. Ну убили вы Дракулу и че? А как же остальные вампиры? Дракула ведь не раз подчеркивал, что у него целая паутина слуг. И на кой черт вообще понадобилась любовная линия между дочуркой и студентиком?

    Про встречающихся на каждом шагу специалистов в редких областях истории, картонных героев, нелепую концовку и невероятнейшую затянутость книги и так все понятно.

    Впрочем, отчасти книга все-таки выполнила свое предназначение: она не оставила меня равнодушной, не прошла мимо меня. Кроме того, я крайне заинтересовалась историей Византии и стран Восточной и Центральной Европы. За это сказать спасибо нужно госпоже Костове.

    Вывод: неудавшийся закос под исторический квест. Много букафф, много исторических фактов, атмосферно, но сыро и недоделано. Ощущение, будто автору под конец надоело писать, и она просто слила многочисленные сюжетные ручейки в один поток, и разбирайся, читатель, как хочешь. Читать эту книгу нужно в путешествии, когда слышно, как волны лижут песок, а с террасы старого отеля открывается вид на древний замок, и не особо вникать в логику и сюжетные перипетии - тогда книга доставит немало приятных минут.

    8
    190