Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

За чертополохомъ

Пётр Краснов

  • Аватар пользователя
    Jake8711 сентября 2015 г.

    Мешало ли то, что помимо военной деятельности генерал Краснов имел склонность к литературе, или помогало ему - вопрос отдельный: тот же Мариенгоф, упоминая эпизод, когда после весьма комической встречи с Троцким, Краснов произнес "Какая великолепная сцена для моего будущего романа!", оценивал это как "безвозвратный закат генеральского солнца" - мол, тут судьбы России решаются, а он о романах каких-то думает. При этом сказать, что это была совсем уж какая-то блажь, тоже нельзя - хотя бы из-за номинации на Нобелевскую премию по литературе в 1926 году (которую, впрочем, дали итальянке Грации Деледде).

    Однако, "За чертополохом" интересен в любом случае; даже не потому, что Краснов оказывается весьма неплохим стилистом и местами очень хорошо прописывает пейзажи и пасторали, а просто так пример того, что вообще творилось в голове у людей того времени.

    Вроде бы книга - это такое русское православное фэнтези, наша Нарния, русская утопия, мысли о том, как нам обустроить Россию в идеале. Но если начать вчитываться и вдумываться в текст, вдруг оказывается, что православность тут весьма сомнительна, утопия сильно смахивает на антиутопию, а понимание русскости вызывает уйму вопросов.

    Сама идея того, что России для благоденствия нужно отделиться от загнивающей Европы железным занавесом или стеной непроходимого чертополоха, предположим, не оригинальна. Но то, что это благоденствие будет заключаться в возвращении к допетровскому общественному устройству - вплоть до ношения кафтанов и кокошников, отказа от авто в пользу саней и телег (пусть и для коротких расстояний), а также перенесения научных центров в монастыри, выглядит несколько дико. Постоянные аппеляции к православному Святому Духу, который снизошел на страну после всеобщего покаяния, выглядят несколько странно на фоне рассказов, что новый Император долго жил в Тибете (привет евразийству!) и познал особые тайны и умения от монахов-буддистов, а царская дочка балуется китайской магией для телепортации и вспоминает, кем была в предыдущей жизни. Ну и в конце концов, для того, чтобы видеть общество всеобщего блага в полном единомыслии и в государственном устройстве, при котором "обожествленная воля одного лица заставляет прилежно трудиться всех верноподданных" - для этого нужно обладать действительно смелостью генерала.

    Что касается психологизма, то тут совсем все скверно - многие эпизоды сводятся к какому-то пронзительному взгляду ("он посмотрел на него так, что стало понятно..."), а единственный более-менее живой персонаж (выполняющий роль критика и скептика) по имени Демократ Алексеевич выглядит весьма живо ровно до того момента, пока не начинает излагать свои взгляды на мир, которые карикатурны и гиперболизированы настолько, что возникает вопрос - автор не захотел спорить с такой точкой зрения или же просто ее не понимал в принципе?

    Есть в книге и весьма интересные прозрения - например, предсказание поезда на воздушной подушке или наличие телевизора в каждом доме. Но в целом же для меня "За чертополохом" удивительным образом рифмуется с написанным примерно в это же время замятинским романом "Мы", показывая какие-то хтонические склонности к построению антиутопических обществ у людей, живших в России накануне и во время революции, независимо от их политических воззрений.

    Итог - 8 баллов из 10

    6
    1,1K