Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Хорошая работа

Дэвид Лодж

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июля 2025 г.

    об узких специалистах из параллельных миров

    Эта книга только притворяется незатейливой житейской историей с мелодраматическим уклоном. О чём же она? В основе сюжета лежит старое доброе:


    Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
    Козьма Прутков - Сочинения Козьмы Пруткова

    И глав.героиня, доктор Пенроуз, специалистка по женскому роману викторианского периода - абсолютный гуманитарий (т.е. тот, кто вряд ли сможет внятно объяснить почему при нажимании на выключатель загорается свет), и её антагонист, Вик Уилкокс, исполнительный директор мучительно выживающего завода, инженер (и даже изобретатель) - абсолютный технарь, они оба те самые узкие специалисты, которым почти невозможно понять друг друга. Почему? Прежде всего, потому что каждый из них смотрит на мир со своей колокольни (в случае Робин Пенроуз - это, по сути, башня из слоновой кости). В восприятии Робин, завод - это воплощение ада, а уютный замкнутый университетский мирок - чуть ли не рай на земле, средоточие культуры, где такие узкие специалисты, как она - последний оплот цивилизации. В восприятии Уилкокса, только продукт, только производство, только бизнес имеют смысл (а что производят эти болтуны-кривляки кроме неприятного впечатления и СО2? вот именно).

    однако, разница не только в этом.

    каждый из них - типичный представитель своего класса (чуть ли не до шаблонности). Не секрет, что английское общество - предельно классовое общество. И, конечно, мыслят они иначе - каждый в рамках ментальности своего класса (тоже своего рода узкая специализация). Сразу уточню - речь не об уровне дохода: доктор Пенроуз куда беднее. Дело в происхождении и образовании. Подробнее о классовых различиях в современной Великобритании см. тут: Кейт Фокс - Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения

    Робин - типичная представительница верхушки среднего класса (так называемый "болтливый класс"), сторонница либеральных взглядов (и даже немного марксистка - этакий сытый марксизм выходного дня благополучного человека), конечно же феминистка, конечно же свято уверена в своей принадлежности к интеллектуальной элите (она выше домашней уборки, например). Иной раз она кажется фигурой почти анекдотической, карикатурной (даже самодовольной дурой она кажется, настолько наивны - до нелепости - её высказывания и поступки).

    Уилкокс - выходец из низов среднего класса, т.е консервативные взгляды и т.д. И он тоже поначалу кажется карикатурой: бездушный технарь, делец до мозга костей (для которого прибыль важнее человечности, особенно в условиях почти уничтоженной политикой М.Тэтчер промышленности), человек, для которого вся эта околокультурная возня - это нечто избыточное, а потому ему лично совершенно не нужное.

    однако, есть то, в чём они похожи: каждый уверен в том, что важнее его работы нет ничего. И каждый любит свою работу.

    если бы не случай, им даже и встретиться-то было не суждено, хоть и живут они в одном городе. В рамках программы "Года промышленности" (абсурдность которой зашкаливает) на завод направили доктора Пенроуз, как специалиста по "рабочему роману" (одно из направлений викторианского женского романа - приверженность писательниц из верхушки среднего класса к этому направлению объясняет, кстати, то, почему девушка Бинго Литтла в Пелем Грэнвилл Вудхаус - Этот неподражаемый Дживс! , будучи писательницей, работала устроилась официанткой - вполне рабочая профессия в её представлении - собирая материал для своей новой книги о "девушке из низов"). Доктор Пенроуз становится "тенью" директора Уилкокса. Только по средам, но ей и этого хватило, чтобы увидеть совсем иной мир, существующий параллельно привычному ей миру. Два разных мира, два разных города. А то и три, и четыре, и... Кто знает, сколько их, этих миров, существующих параллельно. Нам показали только два из них. Множество миров, которые не пересекаются (и вряд ли пересекутся).


    Студенты, которых выгнала на улицу хорошая погода, уже распределяются парами и группами, расстилают свои куртки и пакеты, чтобы посидеть или полежать на травке. На одном из газонов молодой негр-садовник с газонокосилкой подстригает траву, осторожно обходя цветники, клумбы и развалившихся студентов. Если они видят, что оказались у него на пути, они встают и переходят на новое место, как стайка птиц. Садовник одного с ними возраста, но они не вступают в общение - ни кивков, ни слов, ни взгляда. Студенты не испытывают к садовнику неприязни, как и он к ним, просто по молчаливой договоренности они избегают друг друга. Они - представители разных миров. Чисто английский подход к классовому и расовому вопросам. Робин вспоминает сочиненную ею утопию про рабочих на кампусе и улыбается своей глупости. Эта пропасть непреодолима.

    эта книга - последняя в ""Университетской" трилогии", в ней нет такой ехидной иронии, как в Дэвид Лодж - Академический обмен , нет такого фееричного гротеска, как в Дэвид Лодж - Мир тесен , самой яркой из всех трёх. Тут история кажется более блёклой, более бытовой, но прочитать её стоило (хотя бы ради того, чтобы наконец узнать в чём разница между метафорой и метонимией).

    11
    90